История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Третий этап строительства океанского флота (1967-1991)


Третий этап строительства океанского флота (1967-1991)

Автор: russiaflot от 1 сентября 2014


Сложившаяся в мире к середине 60-х годов военно-политическая обстановка характеризовалась дальнейшим усилением конфронтации с блоком НАТО во главе с США, которые к этому времени создали шесть эскадр атомных подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами, а также продолжали интенсивное строительство многоцелевых атомных подводных лодок, обновление авианосцев, патрульно-эскортных и десантных сил. Все это потребовало принятия адекватных мер по защите страны от угрозы с морских направлений.

Имевшийся научно-технический потенциал позволил нашей стране приступить в конце 60-х годов к созданию Океанского ракетно-ядерного флота, который обеспечил бы паритет с США в части морского стратегического ядерного оружия и был бы способен противостоять основным группировкам ВМС США и НАТО.

На рубеже 70-х годов накатывалась вторая волна "холодной войны". США и их союзники по НАТО делали ставку на достижение военно-технического превосходства над СССР, и прежде всего в области ускоренного наращивания боевых возможностей стратегического ядерного оружия. В военных приготовлениях Соединенных Штатов важная роль по-прежнему отводилась росту боевой мощи военно-морских сил. В целом с 1973 г. ассигнования на ВМС США стали превосходить ассигнования на другие виды вооруженных сил.

Направленность строительства ВМС США определялась тремя основными концепциями американской морской стратегии: "стратегическое устрашение", "передовая оборона" и "быстрое реагирование" (развертывание).

Главная идея "стратегического устрашения" военным руководством Соединенных Штатов виделась не только в том, чтобы первыми нанести ядерный удар, но и в том, чтобы иметь гарантированную возможность ответного удара.

Решение этих задач возлагалось прежде всего на атомные ракетные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами систем "Поларис", "Посейдон" и "Трайдент".

При достаточной дальности и точности поражения целей подводные ракетно-ядерные силы, по мнению военного руководства США, в большей мере, чем межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и стратегические бомбардировщики, обладали боевой устойчивостью, скрытностью развертывания и живучестью. Вторым компонентом ядерных сил ВМС США были"ударные самолеты, носители ядерного оружия, базирующиеся на авианосцах. Они дополняли подводную ракетно-ядерную систему ВМС США, обладая большой точностью поражения целей.

Проведение в Соединенных Штатах интенсивных работ по оснащению атомных подводных лодок и надводных кораблей крылатыми ракетами стратегического назначения "Томагавк" с дальностью полета 2500 км, способными поражать наземные объекты, открывали еще одну возможность для нанесения ядерных ударов с морских направлений.

Материальной основой реализации концепции передовой обороны служило наращивание американских ВМС общего назначения. Их ядро составляли авианосные ударные, оперативные ракетные и корабельные поисково-ударные группы. В передовых группировках предусматривались атомные многоцелевые подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами большой дальности. Развертывание этих сил на "передовых рубежах" в прибрежных водах Советского Союза преследовало цель заблокировать наш флот и обеспечить США безраздельное господство на просторах Мирового океана для создания условий беспрепятственного использования носителей ядерного оружия.

Концепция "быстрого реагирования" (развертывания) рассматривалась в качестве определяющего стратегического фактора при планировании перехода с мирного на военное положение.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что морская стратегия США - это неотъемлемая составная часть доктрины "прямого противоборства" с СССР общей военной доктрины США, нацеленной на достижение полного и неоспоримого превосходства США в Мировом океане.

Сложившаяся к началу 70-х годов военно-политическая обстановка и тенденции развития ВМС США и блока НАТО требовали дальнейшего укрепления обороны нашей страны от ударов противника со стороны моря.

Проведенные исследования показали, что ВМФ должен располагать эффективными средствами борьбы с ракетными подводными лодками, авианосными ударными соединениями и способным наносить удары по наземным объектам. Важное значение приобретали также операции по нарушению и срыву океанских и морских перевозок противника. Таким образом, рождались новые формы применения ВМФ СССР в будущей войне, в том числе стратегическая операция на океанском ТВД при ведущей в ней роли ВМФ, а также участие флота в первом ударе стратегических ядерных сил страны. Для этого необходимо было создавать материальную базу океанского флота.

Что касается стратегической операции на континентальном ТВД, то роль флота возрастала в прикрытии и содействии войскам приморского фронта, а также в защите морских коммуникаций.

Задачи, стоявшие перед ВМФ, легли в основу формирования очередного, третьего, этапа строительства океанского флота. Такой план, рассчитанный на строительство кораблей в 1969-1980 гг., был утвержден правительством.

Период 1966-1985 гг. стал новым этапом советского кораблестроения. Если второй, десятилетний, план кораблестроения заложил основу атомного ракетного флота, то третий, двадцатилетний, явился этапом развернутого строительства корабельного состава океанского флота. Важным фактором в определении технической политики строительства флота стала боевая служба в удаленных районах Мирового океана, что привело к пересмотру некоторых взглядов и подходов в оценке боевых свойств создаваемых кораблей.

Возросло значение задач обеспечения боевой устойчивости, связанных с усилением противовоздушной и противолодочной обороны, повышения скрытности. Стала очевидной потребность в совершенствовании средств обнаружения и целеуказания, развитии системы автоматизированного управления, усилении защиты и боевой прочности и повышении живучести кораблей. Увеличение автономности плавания обусловило необходимость улучшения обитаемости кораблей.

Планом военного кораблестроения 1969-1980 гг. предусматривалось создание и развитие:

- стратегической ракетно-ядерной подводной системы с оружием большой и средней дальности, дополняющей стратегическую ракетно-ядерную систему страны;

- постоянно действующей системы борьбы с подводными лодками противника, включающей маневренные силы (подводные лодки, надводные корабли и авиация) и стационарные средства освещения обстановки;

- системы противодействия авианосным соединениям противника в составе ракетных подводных лодок, ударных надводных кораблей и авиации;

- сил общего назначения в решении задач по защите коммуникаций и содействию войскам на приморских направлениях.

Таким образом, план военного кораблестроения на 1969- 1980 гг. представлял собой развернутую программу создания основ сбалансированного океанского флота, где главным родом сил считались подводные лодки и морская ракетоносная авиация.

Подводные лодки

Развитие и совершенствование подводного кораблестроения осуществлялось с сохранением концепции, по которой главным родом сил считались атомные подводные лодки. На них возлагалось выполнение основных задач, стоящих перед ВМФ в морских операциях, что и предопределило наличие в их составе трех основных классов подводных лодок:

- ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (атомных подводных ракетоносцев - носителей баллистических ракет);

- ракетных подводных лодок (атомных подводных крейсеров, вооруженных крылатыми ракетами);

- ракетно-торпедных подводных лодок (атомных и дизель-электрических подводных лодок, оснащенных торпедами и ракетно-торпедным оружием).

Развитие этих классов пл в рассматриваемый период шло по пути создания последовательно двух поколений подводных лодок, каждое из которых представляло собой новый рубеж прогресса в подводном кораблестроении.

Определяющее влияние на подводное кораблестроение оказали достижения в ракетной технике и подводном морском оружии. Особенно интенсивно происходило развитие баллистических ракетных комплексов с последовательным увеличением их дальности, точности стрельбы и поражающего воздействия.

Развитие крылатых ракет, стартующих из подводного положения, характеризовалось созданием трех комплексов ракетного оружия, в каждом из которых закладывались более высокие показатели боевой эффективности за счет увеличения дальности, скорости полета, совершенствования системы целеуказания и самонаведения.

Торпедное оружие подводных лодок совершенствовалось по пути увеличения скорости, глубины стрельбы, дальности действия и повышения точности поражения цели.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (рпксн)

Создание и дальнейшее совершенствование морской стратегической ракетно-ядерной системы шло по пути развития класса подводных крейсеров стратегического назначения. Они становятся главным элементом флота и придают Северному и Тихоокеанскому флотам стратегический уровень.

Динамика наращивания морского компонента стратегических ядерных сил СССР и США с учетом договорных ограничений показана в таблице.

Количество

Год подводных баллистических боезарядов

ракетоносцев ракет

СССР США СССР США СССР США

1967 2 41 32 656 32 1552

1970 20 41 316 656 316 2048

1975 55 41 724 656 724 4536

1981 62 40 950 648 ок. 2000 5280

1984 62 39 940 656 ок. 2500 ок. 6000 1986 61 38 923 672 ок. 3000 ок. 7000

Таким образом, стратегическая система, начало создания которой было положено в 1967 г. вводом в строй головной атомной подводной лодки пр. 667А (К-137 "Ленинец", 30.12.67) с 16 жидкотопливными ракетами, прошла пять этапов совершенствования ракетного оружия и его базового носителя и завершилась постройкой лодок пр. 667БДРМ. За 24 года было построено 77 стратегических атомных подводных лодок этих типов: 34 пр. 667А; 18 пр. 667Б; 4 пр. 667БД; 14 пр. 667БДР и 7 пр. 667БДРМ.

Всего до 1991 г. было построено:

- атомных подводных крейсеров стратегического назначения - 83 единицы (из них 6 пр. 941 "Акула");

- атомных крейсеров пр. 658-8 единиц;

- дизельных ракетных подводных лодок пр. 629-23 единицы.

Всего отечественная судостроительная промышленность построила 120 подводных лодок с баллистическими ракетами, 91 из которых - атомные. Таким образом, выполнена крупнейшая программа в истории не только отечественного атомного, но и мирового подводного кораблестроения.

Строительство подводных ракетоносцев велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Главный конструктор ЛПМБ "Рубин" (руководитель И. Спасский) дважды Герой Социалистического Труда С. Ковалев создал подводную ракетно-ядерную систему страны, которая обеспечила ядерный паритет с ВМС США и стала гарантией национальной безопасности России.

Подводные лодки с крылатыми ракетами

В середине 60-х годов, завершив постройку атомных и дизель-электрических подводных лодок первого поколения с противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности, судостроительная промышленность страны перешла к постройке лодок второго поколения. Основные мощности Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре переключились на реализацию стратегической программы, а постройка атомных подводных лодок с крылатыми ракетами сосредоточилась в основном в Горьком (частично в Северодвинске и Комсомольске).

Всего с 60-х годов отечественной судостроительной промышленностью построены и переоборудованы 92 подводные лодки с противокорабельными крылатыми ракетами, из них 64 атомные, в том числе: пр. 670-17, с 8 ракетами "Аметист"; пр. 949-12, с 24 ракетами "Гранит"; пр. 885-1, с 24 ракетами "Оникс"; пр. 661-1, с 10 ракетами П-120 "Малахит" или "Вулкан"; пр. 675-29, с 8 ракетами П-6 (П-5) и П-500 "Базальт"; пр. 659-5, с 6 ракетами П-5Д; пр. 651 (дизельные) - 16, с 4 ракетами П-6 (П-5Д).

Во второй половине 80-х годов крылатыми ракетами были вооружены переоборудованные атомные лодки пр. 667АТ и другие многоцелевые атомные подводные лодки.

Созданием атомных пл с крылатыми ракетами занимались ЛПМБ "Рубин" (главные конструкторы П. Пустынцев, И. Баранов, З. Дерибин) и ЦПП "Лазурит" (главные конструкторы

В. Воробьев, А. Лещев).

Подводные лодки с ракетно-торпедным вооружением

В 70-х годах на вооружение подводных лодок поступили универсальные торпеды для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками.

Современные подводные лодки имеют на вооружении универсальные 533-мм электроторпеды, дальноходные тепловые торпеды, скоростные подводные ракеты, не имеющие аналогов в зарубежных флотах, и ракето-торпеды, головными частями которых являются малогабаритные торпеды или ядерные заряды. В третье десятилетие строились подводные лодки пр. 671, 705; всего было построено с 1967 г. 48 единиц пр. 671, 671РТ и 671РТМ.

Параллельно с постройкой многоцелевых пл второго поколения осуществлялась программа создания противолодочных атомных лодок пр. 705, всего в Северодвинске и Ленинграде была построена серия из шести единиц, в титановых корпусах, скорость около 40 узлов, на которых были применены АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем.

В середине 60-х годов началось создание опытной многоцелевой титановой глубоководной атомной подводной лодки

пр. 685 ("Комсомолец"), скорость свыше 30 узлов, глубина погружения до 1000 м- это была самая глубоководная многоцелевая атомная лодка в мире.

В 70-х годах началось проектирование подводных лодок третьего поколения, в титановом корпусе - пр. 945 и стальном - пр. 971, всего построили пр. 945-6 единиц и пр. 971-16.

Работы над подводными лодками четвертого поколения начались в 1977-1978 гг., но в силу ряда причин затянулись. Головная пл пр. 885 (24 ПУ под ракеты "Оникс"), заложенная в декабре 1993 г. как атомный подводный крейсер 1 ранга "Северодвинск", до сих пор не сдана флоту.

Строительство дизельных лодок пр. 641 планировалось до 1971 г. В 1972-1982 гг. в Горьком было построено 18 единиц пл пр. 641Б. В 1978 г. началось строительство лодки пр. 877 с альбакоровским корпусом; всего было построено 28 единиц.

Таким образом, в третьем периоде согласно судостроительной программе строились атомные подводные лодки второго и третьего поколений - всего было построено 78 единиц, а также дизельные пл пр. 877 и пр. 641Б - всего 47 единиц. Кроме того, в послевоенный период построено и переоборудовано около 50 подводных лодок специального назначения. В целом начиная с 1967 г. в стране построено 300 подводных лодок, в том числе 196 атомных.

Созданием и развитием многоцелевых атомных подводных лодок занимались: СПМБМ - главный конструктор Г. Чернышев; СКБ-143 - главные конструкторы В. Перегудов, М. Русанов, В. Ромин; ЛПМБ "Рубин"- главные конструкторы Н. Климов, Ю. Кормилицын; ЦКБ "Лазурит"- главный конструктор Н. Кваша.

Боевые надводные корабли

Благодаря накопленному в течение второго послевоенного десятилетия научно-техническому заделу во второй половине 60-х годов были созданы надводные корабли второго поколения с более совершенным вооружением.

К началу 70-х годов роль и значение надводных кораблей в деятельности флота существенно возросли. Оснащение ракетным оружием увеличило их ударные и оборонительные возможности, а принятие на вооружение новых крылатых и зенитных ракет повысило их боевую устойчивость. Основным видом оружия надводных кораблей во всех сферах его применения стали ракеты.

На рубеже 80-х годов корабли второго поколения были заменены в постройке кораблями третьего поколения с качественно новым вооружением.

Противокорабельные ракетные комплексы совершенствовались в направлениях повышения дальности стрельбы, увеличения числа ракет в залпе, роста их скорости и снижения высоты полета, особенно на подходе к цели, а также помехозащищенности системы самонаведения и эффективности воздействия на цель боевых частей.

С конца 60-х годов на надводных кораблях стали применяться противокорабельные ракеты типа П-120 "Малахит" (с дальностью до 120 км), а в дальнейшем и более дальнобойные (около 500 км) типов П-500 "Базальт" и "Гранит".

Ракетные катера стали оснащаться ракетным комплексом

П-15М и "Термит" (с дальностью до 80 км). Прошел модернизацию ракетный комплекс первого поколения П-35, получивший наименование "Прогресс". В начале 80-х годов на вооружение надводных кораблей и катеров принят ПКРК "Москит" (дальность до 120 км) со сверхзвуковыми ракетами с предельно низкой (от 20 м на марше до 7 м у цели) траекторией полета и маневрированием при подходе к цели.

Начата разработка комплекса "Уран" с ракетами, стартующими из транспортно-пусковых контейнеров.

Надо отметить, что отечественные комплексы со сверхзвуковыми ПКР до сих пор не имеют зарубежных аналогов.

Корабельные ЗРК совершенствовались в следующих направлениях: универсальность, увеличение дальности, повышение числа одновременно обстреливаемых целей и наводимых на них ЗУР, способность поражать малоразмерные низколетящие цели, сокращение времени реакции, повышение скорострельности и помехозащищенности.

Корабли второго поколения оснащались универсальными ЗРК "Шторм" (дальность свыше 35 км) и ЗРК самообороны "Оса-М" (дальность до 10 км), характеристики которого последовательно улучшались.

В конце 70-х годов на корабли третьего поколения стали поступать многоканальные ЗРК С-300Ф (дальность до 90 км), "Ураган" (дальность до 25 км) и "Кинжал" (дальность до 12 км).

В 80-х годах был разработан автономный зенитный комплекс ближнего рубежа "Кортик" (дальность 4- 5 км), в котором одновременно используются ракеты и 30-мм автоматы.

В начале 70-х годов малые корабли и боевые катера стали снабжаться переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) типа "Стрела", а в дальнейшем - "Игла" (дальность 4- 6 км). В системах ПВО кораблей ЗРК дополнялись автоматической ствольной артиллерией со своими стрельбовыми РЛС, такими, как высокоскорострельный 30-мм автомат АК-300 (дальность 4- 5 км), одноствольные 100-мм башенные установки АК-100 (дальность 21,5 км) и 76-мм АК-176 (дальность 16,5 км) со скорострельностью до 60 и 120-130 выстрелов в минуту. В начале 80-х годов появилась спаренная 130-мм башенная артустановка АК-130 (дальность 23 км, скорострельность 20-80 выстрелов в минуту). Главными конструкторами надводных кораблей являлись - Н.В. Киселев, А.Н. Савичев, О.Л. Фишер, В.И. Нечанов, В.А. Никитин, В.Ф. Аникиев, Б.И. Купенский, А.В. Маринич, Н.П. Соболев, И.И. Рубис и другие.

Авианесущие корабли

С появлением в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами перед ВМФ СССР встала задача борьбы с этими лодками в районах их боевого патрулирования. Проведенные исследования показали, что для успешной борьбы с атомными подводными лодками необходимо создать противолодочный корабль принципиально нового типа с групповым базированием вертолетов. Так родилась идея создания корабля ПЛО дальней зоны.

Постановлением правительства от 1963 г. предусматривалось построить два корабля дальней зоны пр. 1123. Головной противолодочный крейсер "Москва" сдан флоту 25 декабря 1967 г., второй корабль, "Ленинград", вступил в строй в 1969 г. Каждый из них имел на борту 14 противолодочных вертолетов Ка-25, а также низкочастотную подкильную ГАС "Орион" дальнего обнаружения. Водоизмещение противолодочных крейсеров составляло 14 600 т.

В 1968 г. было принято решение о строительстве крейсеров с самолетами вертикального взлета. Головной противолодочный крейсер с авиационным вооружением "Киев" пр. 1143 водоизмещением 41 400 т сдан флоту в декабре 1975 г., второй корабль этого проекта, "Минск", вступил в строй в сентябре 1978 г. Оба корабля были переквалифицированы из противолодочных в тяжелые авианесущие крейсера (тавкр), что отражало изменение их боевого предназначения. Главным оружием этих кораблей были ударные самолеты Як-38 вертикального взлета с дальностью действия 400- 600 км. Тавкр пр. 1143 имел вооружение: авиационное - 36 летательных аппаратов Як-38 (Як-41), Ка-25 (Ка-27), противокорабельное ракетное - 4i2 ПУ (16) "Базальт"; зенитно-ракетное - 2 ЗРК.

Третий тавкр пр. 1143, "Новороссийск", был сдан ВМФ в августе 1982 г., четвертый тяжелый крейсер пр. 1143.4, "Баку" (с 1990 г. "Адмирал Флота Советского Союза Горшков"), вступил в строй в декаре 1987 г. Так как самолета Як-41 еще не было, то на нем базировались самолеты Як-38 и вертолеты Ка-27.

Самолет Як-38 вертикального взлета и посадки, являясь первым корабельным ударным самолетом с дальностью полета 500 км и бомбовой нагрузкой 700 кг, удовлетворял в основном требованиям боевого обеспечения корабельной группировки в море. Первым летчиком, освоившим самолет Як-38 и его посадку на палубу тавкр "Киев", был командир авиаполка подполковник Ф. Патковский.

Тавкр пр. 1143 предназначались для Северного и Тихоокеанского флотов, и по мере их сдачи ВМФ формировалось по авиаполку на каждом флоте. Самым слабым местом тавкр было авиационное вооружение. Отставание с выпуском самолета Як-41 ставило наши крейсера в худшее положение по сравнению с западными авианосцами и их палубной авиацией.

Як-41 имел большую бомбовую нагрузку, а самое главное - дальность полета до 1400 км, максимальную скорость 1800 км/ч, практический потолок 15 км. По своим характеристикам он приближался к палубным самолетам вертикального взлета и посадки США и Англии и даже превосходил их.

Третьим десятилетним планом предусматривалось строительство тавкр пр. 1143.5, 1143.6 и 1143.7, которые должны были иметь палубную авиагруппу, включающую самолеты Су-27к, МиГ-29к, Як-41 и вертолеты Ка-27.

В ходе проектирования окончательно было утверждено строительство тавкр пр. 1143.5(6): водоизмещение (полное) 55 000 т, дальность плавания свыше 7000 миль, вооружение: 52 летательных аппарата (Су-27к, МиГ-29к, Су-25, Ут-2; могут принимать Як-41, вертолет Ка-27), противокорабельное - 12 ПУ ("Гранит"), зенитное - 12i8 ПУ "Кинжал" (192), противоторпедная защита "Удав-1".

Головной корабль вначале был назван "Рига", затем "Леонид Брежнев" и "Тбилиси", а с 1990 г. - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" и был сдан ВМФ 25 декабря 1990 г. (сдачу обеспечивал новый главный конструктор Л. Белов). Второй тавкр пр. 1143.6, "Варяг", спущен на воду 25 ноября 1988 г.

В соответствии с утвержденной правительством программой вооружений на 1986-1995 гг. Невскому ПКБ в декабре 1984 г. было выдано ТТЗ на разработку седьмого тяжелого авианесущего крейсера - атомного корабля с увеличенными авиагруппой и водоизмещением.

В 1987 г. постановлением правительства были утверждены основные элементы тавкр пр. 1143.7: водоизмещение около 75 000 т, скорость около 30 узлов, 75 летательных аппаратов (истребители Су-27к и МиГ-29к), самолет радиолокационного дозора и наведения Як-44, вертолеты Ка-27), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, ПКРК "Гранит" (12), ЗРК "Кинжал" (192), 3 КБР "Кортик" и атомная энергетическая установка.

Головной корабль "Ульяновск" был заложен на Черноморском судостроительном заводе 25 ноября 1988 г. В ноябре 1991 г., в связи с общим сокращением военных расходов, ВМФ прекратил финансирование строительства тавкр пр. 1143.6 "Варяг" (при технической готовности около 70%) и тавкр пр. 1143.7 "Ульяновск" (при готовности около 20%). Корпус последнего по решению правительства Украины в начале 1992 г. был разрезан на стапеле на металлолом.

Так бесславно закончилась эра создания авианосцев в России.

Безусловно, авианосцы, или авианесущие корабли, необходимы ВМФ России, они нужны для Северного и Тихоокеанского флотов. Они должны быть основой оперативных эскадр надводных кораблей для прикрытия атомного подводного флота, борьбы с корабельными группировками и демонстрации ядерного сдерживания.

Ракетные крейсера

В Советском ВМФ для борьбы с надводными кораблями было построено четыре ракетных крейсера пр. 58. После сдачи ВМФ в 1965 г. последнего корабля этого проекта они в течение 10 лет не строились. Но опыт несения боевой службы в удаленных районах Мирового океана, а также потопление 20 октября 1967 г. израильского эсминца "Эйлат" египетскими ракетными катерами советского производства убедили военно-политическое руководство в необходимости строительства ударных надводных кораблей. В 1964-1969 гг. построено 4 ракетных крейсера пр. 1134, вооруженных 2i2 ПУ ракет П-35.

В течение 10 лет шло проектирование тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144. Головной таркр "Адмирал Ушаков" ("Киров") был передан ВМФ в декабре 1980 г.; он имел водоизмещение 24 000 т, скорость свыше 30 узлов, 20 ПКР "Гранит", 12 ПУ ЗУР С-300Ф (96), 2х2 ПУ ЗУР "Оса-МА" (40).

Программа судостроения предусматривала постройку четырех таркр пр. 1144. Второй корабль, "Адмирал Лазарев" ("Фрунзе"), вступил в строй в октябре 1984 г., третий корабль, "Адмирал Нахимов" ("Калинин"),- в декабре 1988 г., и четвертый, "Петр Великий", намечалось сдать в 1996 г., а фактически он сдан ВМФ в апреле 1998 г.

Тяжелые атомные ракетные крейсера пр. 1144 воплощают все новейшие достижения отечественной техники и не имеют аналогов в иностранных флотах. Таркр пр. 1144 создавались для СФ и ТОФ, где они могли использовать свою ударную мощь. Наряду со строительством таркр пр. 1144, в целях быстрейшего наращивания флотом потенциала ПКР оперативно-тактического назначения, планировалось построить шесть ракетных крейсеров

пр. 1164 водоизмещением 11 300 т, газотурбинная энергетическая установка, скорость 32 узла, вооружение: 16 палубных пусковых установок ПКР-500 ("Базальт"), 8i8 ПУ ЗУР С-300Ф (64) и 2i2 ПУ ЗУР "Оса-М" (40). Строительство велось в г. Николаеве.

До 1989 г. было построено три корабля пр. 1164: "Москва" ("Слава"), "Маршал Устинов" и "Варяг", строительство остальных было прекращено в связи с развалом СССР и отсутствием финансирования.

Крейсера

Из 11 оставшихся к 1967 г. в составе ВМФ артиллерийских легких крейсеров пр. 68бис пять единиц были частично модернизированы под корабли управления, остальные находились в консервации.

Большие противолодочные корабли

Главная задача сил флота - борьба с атомными подводными лодками обусловила выделение в 1966 г. нового подкласса кораблей: большой противолодочный корабль (бпк). Основное их назначение - борьба с ПВО и ПЛО корабельных группировок и конвоев. К этому подклассу были отнесены строящиеся сторожевые корабли пр. 61 и начатые разработки кораблей ПВО-ПЛО пр. 1134А и пр. 1134Б.

Планом кораблестроения было предусмотрено строительство десяти бпк пр. 1134А, которые вступили в строй в период с 1966 по 1977 г. Водоизмещение их составляло 7500 т, скорость 32 узла, вооружение: 2i2 ПУ ЗУР "Шторм" (96), противолодочное - 2i4 ПУ ракето-торпед "Метель" (8), вертолет. Строительство данных кораблей производилось в Ленинграде.

Следующим подклассом противолодочных кораблей в программе предусматривалось строительство бпк пр. 1134Б с газотурбинной энергетической установкой. Водоизмещение 8500 т, скорость 32 узла, вооружение: 2 ЗРК "Шторм" 2i2 ПУ (80), 2i2 ПУ ЗУР "Оса-9МЗЗ" (40), 2i4 ПУ 85-Р "Метель". Всего с 1968 по 1979 г. построили в г. Николаеве семь кораблей.

Последним типом больших противолодочных кораблей отечественного флота стали корабли пр. 1155. Всего с 1977 по 1996 г. планом предусматривалось строительство четырнадцати кораблей этого проекта, фактически построено тринадцать на заводах "Янтарь" (Калининград) и им. Жданова (Ленинград). Бпк пр. 1155 имеют водоизмещение 7600 т, газотурбинную энергетическую установку, скорость около 30 узлов, вооружение: 2 вертолета Ка-27, 2i4 ПУ ракето-торпед "Метель", 8i8 ПУ ЗУР "Кинжал" (64), ГАК "Полином".

Надо сказать, что стремление в первое и второе послевоенные десятилетия решить задачу борьбы с подводными лодками строительством противолодочных кораблей, а не созданием системы противолодочной борьбы применительно к конкретному району было ошибкой. Для борьбы с атомными подводными лодками требовалась система, состоящая из стационарных средств и маневренных противолодочных сил, где основу маневренных сил должны составлять атомные подводные лодки и противолодочная авиация. Большие противолодочные корабли должны обеспечить ПЛО и ПВО корабельных ударных групп, эскадр надводных кораблей на Севере и Дальнем Востоке.

Главный просчет - не все возможности использовались для освещения подводной обстановки. Фундаментальная наука не обеспечила в должной мере летательные воздушные и космические аппараты теорией физических полей для обнаружения демаскирующих признаков атомных подводных лодок.

В 70-е годы главные усилия в развитии средств обнаружения пл были сосредоточены на корабельных гидроакустических комплексах. Одним из технических недостатков являлась массогабаритность комплексов ПЛО и ПВО.

Фактически бпк пр. 1155 был построен ради ГАК "Полином" - подкильной станции большой мощности в импульсе, что делало работу ГАК далеко не скрытной. В борьбе с дизельными подводными лодками "Полином" был приемлем, но таких пл не было у США, американцы строили только атомный подводный флот. Таким образом, большие противолодочные корабли сыграли свою роль в противолодочной борьбе, однако в океанской и дальней морской зонах они были малоэффективными.

Эскадренные миноносцы

После завершения в середине 50-х годов строительства эскадренных миноносцев пр. 30 бис и пр. 56 со 130-мм артиллерией в течение 15 лет в состав ВМФ поступали надводные корабли, имевшие на вооружении лишь 76-100-мм артустановки. Это был результат хрущевского реформирования флота. Поэтому к началу 70-х годов возникла необходимость создания нового корабля с универсальной 130-мм артиллерией, что было обосновано опытом боевой службы флотов и устарением к этому времени эм

пр. 56 и 30бис.

Таким новым кораблем стал эсминец пр. 956: водоизмещение 7940 т, скорость около 32 узлов, вооружение: две универсальные спаренные 130-мм артустановки (500 выстрелов) и ПКРК "Москит" (2i4 ПУ), 2i1 ПУ ЗУК "Ураган" (44), ГАС "Платина" и вертолет Ка-27.

Постройку эм пр. 956 вел завод им. Жданова в Ленинграде. Головной корабль "Современный" заложен в марте 1976 г. и сдан ВМФ в декабре 1980 г. Всего планировалось построить 20 единиц, к 1993 г. было построено 17 кораблей пр. 956. Несколько кораблей остались недостроенными. Это был уже корабль третьего поколения. К сожалению, слабым местом у него оказались паротрубные котлы, течь трубок постоянно влияла на техническую готовность корабля. В целом по мореходности и вооружению эсминцы соответствуют международным стандартам, однако энергетическая установка не позволяла надежно их использовать.

Сторожевые корабли

В связи с ограниченными возможностями промышленности по строительству больших противолодочных кораблей и их сравнительно высокой стоимостью было признано целесообразным в дополнение к этим кораблям создать меньшие по водоизмещению и стоимости сторожевые противолодочные корабли, способные самостоятельно бороться с подводными лодками в дальней и ближних морских зонах.

Таким кораблем стал скр пр. 1135 (головной скр "Бдительный") водоизмещением 3100 т с газотурбинной установкой и скоростью около 32 узлов, основное вооружение: 1i4 ПУ "Метель", 2i2 ПУ ЗУР "Оса" (40 ракет); артиллерия: 2i2-76,2-мм (800 выстрелов), а пр. 1135М 2i1- 100-мм (600 выстрелов), 2i12 - РБУ-6000, 2i4-533-мм ТА, ГАС - подкильная "Титан-2" и буксируемая "Вега".

Всего за период 1970-1981 гг. планировалось и было построено 32 корабля в Ленинграде, Калининграде и Николаеве.

Последним типом сторожевого корабля ВМФ СССР стал корабль пр. 11540, вступивший в строй в 1990 г. Его водоизмещение 4250 т, скорость около 30 узлов, газотурбинная энергетическая установка, вооружение: ПКР "Москит" (16), 1 ЗРК "Кинжал", 4i1 (32), "Кортик" - 2 больших модуля, 1i1-100-мм артустановка, ПЛО "Водопад", вертолет Ка-27. Планировалось построить несколько кораблей, однако они остались недостроенными.

Всего с 1967 по 1991 г. отечественной промышленностью для ВМФ, пограничников и на экспорт было построено 64 сторожевых корабля.

Противолодочные корабли

Согласно программе с 1966 г. начались постройка и сдача флоту противолодочных кораблей пр. 159А. Их строили заводы в Калининграде и Хабаровске, которые в 1966-1972 гг. сдали 23 единицы.

Малый противолодочный корабль нового поколения

пр. 1124 "Альбатрос" имел опускаемую ГАС "Шелонь" и ЗРК "Оса-М", водоизмещение 990 т, скорость 35 узлов. Всего было сдано флоту 33 единицы. В составе разнородных противолодочных сил эти корабли, имеющие мощную ГАС "Шелонь", значительно повышали поисковый потенциал.

В 1987-1990 гг. ВМФ получил 12 мпк пр. 1331М, которые были построены в ГДР. Всего начиная с 1960 г. построено 280 противолодочных кораблей водоизмещением от 450 до 1100 т, предназначенных для ближней морской зоны всех флотов.

Малые ракетные корабли

В 1960 г. появилась необходимость в создании малых ракетных кораблей, способных действовать на закрытых морских театрах и в прибрежных морских зонах Севера и Дальнего Востока и имеющих на вооружении ПКР средней дальности, систему загоризонтного целеуказания, ЗРК и артвооружение.

Первый малый ракетный корабль пр. 1234 имел на вооружении 6 ПКР П-120 "Малахит", ЗРК самообороны "Оса-М" и спаренную 57-мм артустановку с радиолокационной системой управления. Водоизмещение его 670 т, скорость 36 узлов. Всего было построено 16 мрк пр. 1234 на НПО "Алмаз" (Ленинград) и во Владивостоке.

Улучшенный мрк имел более совершенное радиоэлектронное вооружение. В течение 1977-1991 гг. построено на тех же заводах около 20 таких кораблей (пр. 1234.1.). Дополнительно 10 мрк пр. 1234.7 было построено в 1976-1984 гг. на НПО "Алмаз".

Параллельно развернулись работы по созданию опытных малых ракетных кораблей с динамическими принципами поддержания, что должно было привести к резкому повышению их мореходности и скорости на волнении.

Первым опытным кораблем был принципиально новый мрк пр. 1240 "Ураган" с корпусом из алюминиево-магниевого сплава с крыльевым устройством, что позволяло ему развивать скорость более 50 узлов. Вооружение включало 4 ПКР "Малахит", ЗРК "Оса-М" и 30-мм автомат АК-630; водоизмещение 430 т.

Вторым направлением развития мрк с динамическими принципами поддержания стало создание их в виде скеговых кораблей на воздушной подушке. Опытный мрк пр. 1239 "Сивуч" имеет водоизмещение около 1000 т, скорость более 45 узлов, вооружение: 2i4 ПКР "Москит", 1i2 ПУ ЗРК типа "Оса-М", один 76-мм и два 30-мм автомата. Сдан ВМФ в 1989 г., достроен и второй корабль этого проекта.

Особое место среди кораблей с динамическими принципами поддержания в 70-е - начале 80-х годов занимали ракетные и другие корабли - экранопланы.

Предполагалось, что создание экранопланов сможет дать флоту существенные преимущества в ведении боевых действий на море. Считалось, что экраноплан, действующий на предельно малых высотах (5- 10 м), будет обладать большей радиолокационной скрытностью, чем самолет, и поэтому станет весьма эффективным средством борьбы с кораблями противника.

Опытный экраноплан пр. 903 "Лунь" с ракетами "Москит" строился в 1982-1987 гг. Второй корабль этого типа в поисково-спасательном варианте недостроен. Главным недостатком экраноплана явилось то, что он создавался как носитель оружия, а не как элемент системы по борьбе с корабельными группировками надводных кораблей.

Всего с 1970 г. судостроительной промышленностью было построено около 50 малых ракетных кораблей для ВМФ и на экспорт.

Подведем итоги строительства надводных кораблей океанской зоны в течение 1967-1998 гг. Всего построено:

- тяжелые авианесущие крейсера пр. 1143 - четыре, и

пр. 1143.5 - один;

- тяжелые атомные ракетные крейсера пр. 1144 - четыре;

- ракетные крейсера пр. 1164 - три и пр. 1134 - четыре;

- большие противолодочные корабли пр. 61, 61М и 61Э - двадцать;

- большие противолодочные корабли пр. 1134А - десять и 1134Б - семь, пр. 1155 - двенадцать;

- эскадренные миноносцы пр. 956 - семнадцать;

- сторожевые корабли пр. 1135 - двадцать один, пр. 1135М одиннадцать, пр. 1135.1 - семь, пр. 11540 - один, пр. 159 - четырнадцать.

Таким образом, в ходе третьего этапа строительства океанского флота ВМФ получил 131 крупный надводный корабль океанской и дальней морской зон, которые уже были способны противостоять авианосному флоту США. Главный недостаток строительства - отсутствие системы, где корабль становится ее элементом, комплексом огневого поражения, в обеспечении информационного поля и автоматической системы выдачи целеуказания в реальном масштабе времени. К сожалению, руководство ВМФ и общественное мнение не созрели для следующего этапа - строительства сбалансированного океанского флота.

Боевые катера, противоминные и десантные корабли

Ракетные катера

Катера на базе пр. 205 оказались настолько удачными, что их серийная постройка продолжалась 25 лет. Всего с 1960 по 1975 г. было построено 187 ракетных катеров пр. 205 и 205У, из которых около 120 единиц передали флотам дружественных стран.

В дальнейшем, с 1977 по 1983 г., с учетом совершенствования ракетных катеров, по пр. 206МР было построено 12 катеров, которые имели 2i1 ПУ ракет "Термит", одноствольную 76-мм артустановку и 30-мм автомат АК-630.

Разработка ракетного катера нового поколения пр. 1241 для замены катеров пр. 205У в 1969 г. началась в ЦМКБ "Алмаз". Ракетный катер пр. 1241.1 "Молния-1" имел водоизмещение 460 т, газотурбинную установку, скорость 43 узла, вооружался четырьмя ПКР "Москит" или "Термит", активно-пассивной радиолокационной системой целеуказания, одноствольной 76-мм артустановкой АК-76 и двумя 30-мм автоматами АК-630М с общей радиолокационной системой управления. Предусматривалась также ПЗРК типа "Стрела". Использование катером вооружения обеспечивалось при волнении моря до 5 баллов. Всего с 1979 по 1986 г. заводы сдали ВМФ около 20 катеров с ПКР "Термит", а с 1981 г. построили более 20 катеров с ракетой "Москит".

За период с 1981 по 1992 г. было построено 64 ракетных катера пр. 1241РЭ, 1241.1, 1241.7 и 1241.9.

Всего с 1957 г. отечественная судостроительная промышленность построила для ВМФ и на экспорт свыше 460 ракетных катеров. Лучших ракетных катеров для действия в ближней морской зоне никто в мире не создавал.

Торпедные, противолодочные и сторожевые катера

Начиная с 1960 г. продолжалось серийное строительство торпедных катеров пр. 206, их было сдано 80 единиц. Торпедный катер пр. 206М "Шторм" имел усиленное артиллерийское вооружение - двуствольный 57-мм автомат АК-725 с РЛС управления огнем "Барс". В течение 1970-1976 гг. ПО "Алмаз" и другие заводы построили 24 катера пр. 206м., противолодочный малый корабль пр. 1241, всего построено 45 единиц; впоследствии 1241.2, из семейства "Молния", имел водоизмещение 470 т, дизельную установку, ГАС с подкильной и опускаемой антеннами. Всего с 1956 г. отечественной промышленностью построено для ВМФ, морских пограничных частей и на экспорт около 800 торпедных, противолодочных и сторожевых катеров.

С 1967 г. отечественные заводы построили более 140 речных артиллерийских кораблей и катеров.

Противоминные корабли

В 1966 г. приказом ГК ВМФ введена новая классификация корабельного состава, согласно которой противоминные корабли водоизмещением свыше 500 т относились к морским тральщикам, водоизмещением 150-500 т - к базовым и водоизмещением менее 150 т - к рейдовым тральщикам.

Всего в стране с 1967 г. было построено свыше 280 противоминных кораблей, из них более 70 единиц передано иностранным флотам.

Десантные корабли

В плане военного судостроения 1959-1965 гг. предусматривалось строительство четырех больших десантных кораблей пр. 1171, которые могли принимать и десантировать усиленную мотострелковую роту (313 человек, 22 единицы боевой техники, включая 7 средних танков) или до 20 средних танков, 25 бронетранспортеров или 52 автомашины ЗИЛ-31. Они имели водоизмещение 4650 т и на вооружении одну спаренную 57-мм артустановку. Всего с 1966 по 1975 г. построено 14 кораблей пр. 1171 на заводе "Янтарь" (Калининград). Они стали первыми десантными кораблями океанской и морской зон.

В дальнейшем строительство кораблей этого подкласса передали в Польшу, где в 1974-1990 гг. для ВМФ СССР было построено 28 больших десантных кораблей пр. 775.

На заводе "Янтарь" велось также строительство трех больших десантных кораблей пр. 1174; головной, "Иван Рогов", был сдан ВМФ в июне 1978 г. Он имел водоизмещение 13 880 т, принимал 79 единиц техники и 440 человек личного состава. Второй корабль этого проекта, "Александр Николаев", вступил в строй в 1982 г., а третий, "Митрофан Москаленко", в 1989 г.; все они предназначались для Тихоокеанского флота.

Строительство средних десантных кораблей велось в Польше. В 1967-1968 гг. вступило в строй 10 средних десантных кораблей пр. 771, в 1969-1970 гг. - 15 единиц пр. 771А, а в 1971-1972 гг. - 8 единиц пр. 773.

Серьезным недостатком всех строившихся в 60-е годы малых десантных кораблей и высадочных средств (десантных катеров) была низкая скорость, что делало их легкоуязвимыми для огня при подходе к пунктам высадки. Поэтому искали техническое решение. Наиболее многообещающим было создание малых десантных кораблей и катеров на воздушной подушке, дающей им высокую скорость и амфибийность, то есть способность выходить на необорудованный берег и передвигаться по суше.

Проектирование первого в мире малого десантного корабля на воздушной подушке пр. 1232 "Джейран" завершило в 1964- 1965 гг. ЦМКБ "Алмаз". Опытный корабль пр. 1232 построен ПО "Алмаз" в 1970 г. Он имел водоизмещение 350 т, дальность плавания 300 миль, скорость 50 узлов, мог принимать два средних танка или 4 БМП и 80 человек личного состава. Всего в 1970-1985 гг. сдано 20 кораблей типа "Джейран".

В 1978 г. началась разработка более крупного и быстроходного малого десантного корабля пр. 1232.2 "Зубр", который имел водоизмещение 550 т, скорость более 60 узлов и принимал 3 средних танка, или 10 БТР (8 БМП), или 360 человек; дальность плавания 300 миль.

Всего было сдано 9 кораблей этого проекта, несколько единиц осталось недостроенными.

С 1965 г. ЦМКБ "Алмаз" вело разработку десантно-штурмового катера пр. 1205 "Скат" водоизмещением 27 т, способного принимать 50 десантников, имеющего скорость более 50 узлов и дальность плавания 200 миль.

В течение 1969-1976 гг. было построено на трех заводах 27 катеров типа "Скат".

По разработанному ЦМКБ "Алмаз" пр. 1206 "Кальмар" с 1972 по 1982 г. было построено 20 десантных катеров, которые имели водоизмещение 113 т, скорость 55 узлов, дальность плавания 100 миль и могли принимать на борт 1 средний танк или 2 БМП.

Таким образом, недостатки десантных кораблей, проявившиеся в ходе Великой Отечественной войны, были устранены за четыре десятилетия выполнения судостроительных программ. Боевой состав флота получил значительное количество десантных кораблей и катеров, что позволило на всех флотах создать дивизии морских десантных сил, и морские десантные операции приобрели новое содержание.

Параллельно со строительством боевых кораблей шло создание и строительство кораблей и судов обеспечения ВМФ. Дальнейшее наращивание боевой мощи новых кораблей, повышение насыщенности их огневыми комплексами, расширение использования корабельной авиации, усложнение и развитие радиоэлектронных систем управления, рост энерговооруженности кораблей, сохранение высокой боевой готовности при плавании в отдаленных районах Мирового океана - все это поставило серьезные задачи по созданию мобильных сил плавучего тыла: кораблей и судов обеспечения.

В рассматриваемый период получили развитие корабли обеспечения длительного плавания ударных сил флота, совершенствовались плавучие средства, позволяющие поддерживать на должном техническом уровне исправность кораблей, их оружия и вооружения. Строились плавучие средства для выполнения межпоходовых ремонтов, пополнения боевых запасов, снабжения кораблей всеми видами материально-технического довольствия. Создавались специализированные ремонтно-технические комплексы по перезарядке атомных реакторов, по контролю и регулировке физических полей кораблей, по наладке радиотехнической аппаратуры, системы автоматики. Уделено было внимание укреплению спасательной службы флота путем создания новых, более совершенных спасательных судов.

Сложный процесс военного кораблестроения требовал большой оперативной организаторской работы, государственного подхода при решении возникших проблем. Практическое исполнение всего этого ложилось на плечи руководящих работников ВМФ и министерства судостроительной промышленности заместителей ГК ВМФ по кораблестроению и вооружению адмиралов Н. Исаченкова, П. Котова, Ф. Новоселова, В. Новикова и В. Зайцева.

Особо следует отметить вклад, который внес в создание современного ракетного океанского флота СССР Адмиралы Флота Советского Союза Н. Кузнецов и С. Горшков.

Итогом усилий многих тысяч участников военного кораблестроения стало создание океанского атомного ракетно-ядерного флота и подготовка условий для его дальнейшего развития.

Программа военного кораблестроения на 1970-1980 гг. была направлена на строительство корабельного состава океанского флота в условиях нарастающего усложнения и расширения задач, стоящих перед ВМФ. Это оказало решающее влияние на формирование технического облика создаваемых кораблей, на требования, предъявляемые к их боевым и эксплуатационным качествам.

Наращивание боевой мощи создаваемых кораблей шло по пути насыщения их огневыми комплексами, радиоэлектронными системами и роста энерговооруженности. Важным условием повышения боевых качеств кораблей являлась высокая техническая надежность, тесно связанная с автономностью и дальностью плавания.

В боевых свойствах создаваемых кораблей нашло отражение возросшее значение флота в стратегических операциях Вооруженных Сил на океанских и морских ТВД. Это выражалось в пространственном размахе операций, их скоротечности и скрытности действий сил флота. Скрытность маневрирования и внезапность действий потребовали увеличения глубины погружения подводных лодок и снижения их физических полей, прежде всего по акустическому полю.

Реализация ударной мощи в первом ракетном ударе надводных кораблей и подводных лодок требовала новых систем освещения обстановки и целеуказания. Начатая в 70-е годы разработка космических и авиационных систем освещения "Легенда" и "Успех" в 80-е годы не получила своего развития, что поставило в сложное положение ракетные системы сил общего назначения. В середине 80-х годов военная наука должным образом не оценила важность информации в будущей войне на море и суше.

Важным направлением в кораблестроении было повышение боевых свойств корабля, способности противостоять ударам противника, боевой устойчивости и живучести. Из всего комплекса проблем обеспечения живучести наибольшее внимание уделялось пожаровзрывобезопасности, конструктивной защите, непотопляемости, защите от воздействия ядерного оружия и средств массового поражения.

Главной особенностью рассматриваемого периода явилось ускорение темпов развития науки и техники, повлекшее за собой быстрое моральное устаревание научных идей, технических решений, технологических приемов производства.

Высокая динамичность этого процесса, требующая своевременного обновления и совершенствования оружия, вооружения и техники, была вызвана необходимостью противодействия вероятному противнику в его устремлениях к военно-техническому превосходству. Сложившаяся обстановка потребовала глубокого анализа и прогнозирования путей реализации в интересах развития флота достижений научно-технического прогресса, новейших открытий отечественной и мировой науки. Не везде и не всегда удавалось достичь нужного результата. Приоритетными направлениями, по которым требовалось углубить исследования и технические разработки, были: снижение заметности кораблей по их физическим полям, повышение эффективности собственных средств обнаружения и целеуказания, комплексирование и унификация оружия корабля, повышение экономичности и надежности энергоустановок, повышение интенсивности использования кораблей, повышение живучести кораблей, освоение новых материалов для снижения массогабаритности оружия и техники.

Рассматриваемый этап истории строительства флота (1967-1991 гг.) отмечен рождением новых направлений и тенденций в создании подводных лодок и надводных кораблей.

Впервые в истории флота был создан атомный подводный флот, который имел морские стратегические ядерные силы, включая тяжелые подводные крейсера стратегического назначения и силы общего назначения, атомные подводные лодки с противокорабельными ракетами большой дальности и многоцелевые атомные подводные лодки с ракетно-торпедным оружием малой дальности.

В надводном кораблестроении родился новый класс авианесущих кораблей тяжелые авианосные крейсера - и был создан тяжелый атомный ракетный крейсер, способный противодействовать авианосцам. Период развернутого строительства океанского флота является важным этапом в истории Российского государства.

Таким образом создание атомного подводного флота и тяжелых авианесущих и атомных крейсеров создало условия для России равноправно с морскими державами бороться за Мировой океан.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика