История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Краткие выводы по действиям Черноморского флота в кампании 1914 г


Краткие выводы по действиям Черноморского флота в кампании 1914 г

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В кампании 1914 г. ни одной из сторон на Черноморском театре не удалось добиться не только решающего успеха, но и сколько-нибудь значительных результатов. В этих условиях Болгария и Румыния предпочли сохранять нейтралитет. В конце года на Кавказском фронте обозначился успех русской армии в Саракамышской операции. Заставляя Турцию как можно скорее вступить в войну с Россией, Германия рассчитывала на успех турецкого наступления на Кавказе и, следовательно, на неизбежное ослабление русских войск на Восточном фронте в Европе. Однако попытки турецких войск перейти в наступление оказались неудачными. Части 3-й турецкой армии понесли тяжелые потерн и вынуждены были отступать. Русские войска почти повсюду перенесли боевые действия на территорию Турции. Только в горах южной части Батумской области турки еще удерживались на территории России.
Существенное влияние на характер использования Черноморского флота оказало резкое изменение соотношения сил на театре в связи с усилением турецкого флота германским линейным крейсером «Гебен» и легким крейсером «Бреслау» и задержкой со строительством новых русских кораблей. В этих условиях эскадра Черноморского флота вынуждена была выходить в море для ведения боевых действий только в полном составе.
Первостепенной задачей, поставленной Черноморскому флоту с началом воины, являлась оборона своих берегов, так как верховное командование опасалось высадки крупного десанта на русское побережье, особенно в районе Одессы, где десант мог создать угрозу флангу и тылу южного участка русско-германского фронта. Для решения этой задачи прежде всего использовалось минное оружие. В северо-западном районе Черного моря, у Севастополя, в Керченском проливе, у Бату- ма, Кобулети и Потн в 1914 г. было выставлено 4190 мин. Минные заграждения затруднили активные действия кораблей противника у русских берегов и повысили безопасность наиболее важных участков побережья от вражеских десантов. Вместе с тем использование большей части минного запаса для обороны резко снизило возможности актив ных минных постановок у вражеских берегов.
Начало наступления русских войск на Кавказском фронте и значительное увеличение воинских перевозок противника из Босфора в порты Восточной Анатолии привели к перенацеливанию основных усилий русского флота с оборонительных действий на борьбу на морских сообщениях противника. Для этого Черноморский флот мог использовать лишь надводные корабли. Тактико-технические данные подводных лодок и авиации береговых станций, которыми располагал флот в 1914 г., позволяли им действовать только вблизи своих берегов, а оборудование гидроавиатранспортов еще не было завершено.
Самостоятельным действиям отдельных линейных кораблей, крейсеров н большей части эскадренных миноносцев препятствовало опасение уничтожения их германским линейным крейсером «Гебен», а 4 быстроходных эскадренных миноносца типа «Новик» вступили в строй в конце октября 1914 г.
В кампании 1914 г. эскадра Черноморского флота шесть раз выходила для действий на морских сообщениях противника и находилась в море 26 дней из 64, т. е. около 41% всего времени, пройдя 4757 миль. Однако, несмотря на большое напряжение, корабли эскадры находились у вражеских берегов не более 20 суток, или немного более 31%
времени. Следовательно, крейсерства русской эскадры на морских сообщениях противника хотя и затрудняли неприятельские перевозки, но полностью или в достаточной степени сорвать их не могли.
Малая эффективность действии эскадры на морских сообщениях противника объяснялась также отсутствием систематической оперативной разведки на театре, для ведения которой флот не располагал необходимыми силами. Эскадра большей частью выходила в море практически вслепую и уже в процессе крейсерства вела, как правило, тактическую разведку на себя.
Минные постановки у Трапезунда, Платана, Уние и Самсуна только незначительно затруднили плавание судов противника. Они не были обеспечены противотральнымн устройствами, н, более того, места их скоро стали известны туркам, которые обходили опасный район.
Задача срыва морских перевозок противника могла быть решена блокадой Босфора, но для осуществления ее русский флот не располагал достаточным количеством сил и средств. Блокадные действия в этом районе в 1914 г. свелись к двум походам основных сил флота и постановке на подходах к проливу двух активных минных заграждений (около 800 мин). Обе постановки были произведены без достаточно надежного навигационного обеспечения, что привело к закрытию значительного района для плавания своих сил и постановке мин на больших глубинах, вызвавшейсамовзрывы мин образца 1912г. К тому жеминные заграждения были выставлены далеко от входа в пролив и существенной роли в борьбе с вражескими перевозками не сыграли.
С началом войны перед русским Черноморским флотом встала задача борьбы с перевозками каменного угля из Угольного района в Босфор. В 1914 г. эскадра дважды выходила в этот район, обстреляла Зун- гулдак н сделала неудачную попытку закупорить вход в порт, затопив здесь старые пароходы. Кратковременное появление русского флота в Угольном районе, конечно, не могло привести к сколько-нибудь значительному воздействию на вражеские перевозки.
Однако действия русского флота на морских сообщениях противника при всех недостатках в подготовке и осуществлении привели к гибели нескольких турецких транспортов, что заставило противника организовать непосредственное охранение транспортов в море. Но эту меру германо-турецкое командование использовало редко, боясь потерять корабли охранения при их столкновении с сильной русской эскадрой.
Попытки сторон изменить соотношение сил на театре в 1914 г. успеха не имели.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика