История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Мероприятия русского командования по обороне своего побережья 1914 год


Мероприятия русского командования по обороне своего побережья 1914 год

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В связи с началом военных действий командование Черноморского флота приняло меры по усилению обороны побережья. В районе Севастополя и Балаклавы к 28 августа было выставлено для усиления инженерного заграждения 320 гальванических стационарных мин, каждая из которых имела заряд около 75 кг пироксилина. В Севастополе было введено осадное положение, усилены меры по обеспечению затемнения, запрещено передвижение частных судов по бухтам в темное время суток. Въезд в город ограничился.
Всего к концу октября гарнизон Севастопольской крепости, состоявший примерно из 25 батальонов пехоты, 7 артиллерийских батарей (56 орудий), 2 эскадронов конницы и 25 различных команд, насчитывал 715 офицеров и чиновников и 34 830 рядовых и вольнонаемных. На складах крепости хранилось 40 орудий, 1200 винтовок и 4 211 360 патронов к ним. Артиллерийская оборона Севастополя организационно делилась на четыре отдела: северный, южный, обороны дополнительного фронта и сухопутный. В северный отдел входили 10 береговых батарей (49 пушек и мортир калибром от 75 до 280 мм), 16 пулеметов и 5 прожекторов, расположенных на Северной стороне. В ю?кнын отдел, занимавший район от Северной бухты до Херсонесского маяка, —8 батарей (45 пушек и мортир калибром от 75 до 280 мм), 10 пулеметов
и б прожекторов. В отдел обороны дополнительного сектора, расположенный вдоль берега моря на юго-восток от Херсонесского маяка,- 5 батарей (20 орудий калибром от 130 до 280 мм), 10 пулеметов к 2 прожектора. Наконец, сухопутная оборона состояла из 150 пушек и мортир калибром от 76 до 130 мм и 26 пулеметов1.
В Севастополе находился небольшой крепостной отряд авиации (8 самолетов и 3 летчнка-офнцера), которым командовал штабсгкапи* тан Карачаев.
После набега германо-турецкого флота 29 октября русская Ставка опасалась высадки вражеского десанта в районе Одессы. Эта боязнь заслонила все остальные задачи флота на театре. Чтобы затруднить активные действия флота противника, было решено выставить в наиболее важных районах театра минные заграждения. Постановка мин в районе Одессы началась 29 октября. В течение двух недель минные заградители «Дунай» и «Бештау» под прикрытием канонерских лодок «Терец» и «Кубанец» выставили в районе от Одессы до Очакова 550 мнн. Огромный расход мин для постановки оборонительных заграждений не предусматривался планами, в силу чего очень скоро пришлось выжидать доставки новых мин с заводов. К 11 декабря 1914 г. в районе Одессы было выставлено 1668 мин в 13 линиях. Мины ставились с интервалом 45 м и углублением 3 м. Фланги этого заграждения прикрывались отсечными заграждениями в Каркинитском заливе (200 мин у Джагарлычской косы) и на подходах с моря к Днестровскому лиману (233 мины).
На фарватере, ведущем из Очакова в Днепро-Бугский лимав, было выставлено крепостное минное заграждение из гальванических мин инженерного ведомства.
Мористее севастопольского минного заграждения отряд минных заградителей («Ксения», «Константин», «Георгий» и «Алексенэ) с 1 ноября до конца года выставил 1200 мин. Кроме того, в 1914 г. в Керченском проливе было выставлено 550 мнн в 4 линии. В декабре 1914г. и в самом начале 1915 г. минный заградитель «Дыхтау» поставил у Ба- тума, Кобулети и Поти 572 мины.
Таким образом, для постановки оборонительных минных заграждений в 1914 г. всего было израсходовано 4190 мин. Резко возросшая потребность в минах сразу выявила недостаточность запасов их. Поэтому уже в ноябре 1914 г. командование Черноморского флота просило высшее командование ускорить подачу мнн с заводов и даже передать часть мин из запасов Балтийского флота. Просьба была быстро удовлетворена.
Постановка большого числа мин обеспечила в известной мере безопасность основных пунктов базирования русского флота от высадки крупных десантов противника и от беспрепятственных обстрелов с моря, но не могла обеспечить безопасности морских перевозок. Поскольку в начале войны флот не мог выделить необходимые силы для защиты морских сообщений, торговые перевозки на Черном море почти прекратились. В дальнейшем подавляющая часть судов на Черном и Азовском морях была по мобилизации привлечена в состав военной транспортной флотилии флота, созданной для перевозки десантов и обеспечения, текущих нужд флота. В состав этой флотилии были включены также по согласованию с владельцами и фирмами пароходы союзных стран, оказавшиеся к началу войны в русских черноморских водах, а также захваченные в качестве военных призов суда государств, входивших во враждебную коалицию.
Наряду с чисто оборонительными мероприятиями, проводившимися по прямому указанию Ставки, командование Черноморского флота приняло решение о проведении активных действий у вражеских берегов, прежде всего у Босфора. Первый выход флота к Босфору преследовал следующие цели: начать блокаду пролива постановкой у входа в него минного заграждения, обстрелять Зунгулдак как «единственный источник снабжения Турции углем»; при обнаружении кораблей противника вступить с ними в бой, в ходе которого уничтожить их или вынудить укрыться в Босфоре ‘.
Характер этих задач и формулировка их свидетельствуют о том, что командование флота вернулось к предвоенной идее блокады пролива, но ограничивалось только минной постановкой. Особый интерес вызывает постановка задачи по борьбе с перевозками каменного угля из района Зунгулдака в Константинополь. С началом войны Турция оказалась отрезанной от всех внешних источников снабжения углем, а созданные в предвоенный период запасы были незначительными. Поэтому морские перевозки топлива из Угольного района Зунгулдак— Эрегли в Босфор сразу приобрели большое значение для Турции, так как отсутствие сколько-нибудь удовлетворительных дорог исключало подвоз угля сушей.
4 ноября 1914 г. эскадра Черноморского флота в составе линейных кораблей «Евстафий» (под флагом командующего флотом), «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три святителя» и «Ростислав», крейсеров «Память Меркурия», «Кагул» и «Алмаз» и 5 эскадренных миноносцев вышла из Севастополя в юго-западную часть моря. В полночь 5 ноября из Севастополя вышли 4 новых эскадренных миноносца тийа «Новнк» 1-го дивизиона («Гневный», «Беспокойный», «Пронзительный» и «Дерзкий»), которые в 9 час. 55 мнн. присоединились к эскадре. На эти эскадренные миноносцы возлагалась задача выста- вить минное заграждение на подходах к Босфору, для чего каждый из них имел на борту по 40 дрейфующих и по 20 всплывающих мин.
В 13 час. 55 мин. 1-й дивизион отделился от эскадры и самостоятельно направился к Босфору. Определить точно свое место у Турецкого побережья корабли не смогли, так как около 17 час. зашло солнце. Тем не менее в 17 час. 15 мин. они повернули влево на курс 45°, перестроились в строй уступа влево, уменьшили ход до 9 узлов и вскоре начали постановку мин.
Мины предполагалось выставить в 8—10 милях западнее входа в пролив, чтобы не попасть на турецкое минное заграждение, наличие которого вблизи Босфора считалось вполне вероятным. Специальные устройства на части дрейфующих мин позволяли им некоторое время после сбрасывания дрейфовать по течению в направлении Босфора1.
Постановка мин, осуществлявшаяся предположительно на глубине до 45 м, закончилась в 18 час. Во время постановки на кораблях были слышны глухие подводные взрывы, которые продолжались до 18 час. 05 мин. Взрывались свои мины, попадавшие на большие глубины, однако командиры эскадренных миноносцев считали, что дивизион лопал на инженерное минное заграждение противника. Поэтому, сбросив большую часть оставшихся мин, корабли полным ходом пошли на север для соединения с прикрывающей постановку эскадрой. Танин образом, из 240 мин фактически у Босфора было поставлено не более 190—195, так как почти 50 мин при всплытии с больших глубин самовзрывались.
Первое активное русское минное заграждение на Черном море в ходе войны оказалось крайне неудачным. Только вступившие в строй эскадренные миноносцы, естественно, не были подготовлены к выполнению сложной задачи. Точного места постановки заграждений никто не определил. Мины оказались сброшенными далеко от входа в пролив и почти не мешали движению судов противника, а русские корабли, действуя в дальнейшем в предпроливной зоне, опасались подрыва на собственных минах.
После присоединения эскадренных миноносцев эскадра направилась вдоль берега к Зунгулдаку. Днем 6 ноября к берегу для обстрела этого порта направились линейный корабль «Ростислав», крейсер «Ка- гул», заходивший в марте 1914 г. в Зунгулдак, и 6 эскадренных миноносцев. Остальные корабли эскадры расположились мористее для прикрытия группы «Ростислава». «Кагул» и эскадренные миноносцы уничтожили в порту. 2 турецких парохода. Всего по Зунгулдаку было вы
пущено 26 254-мм и 226 152-мм снарядов87. Отсутствие предварительных разведывательных данных, а также густой дым от разрывов снарядов и вызванных ими пожаров не дали возможности добиться более значительных результатов.
Турки вскоре после обстрела установили -в районе Зунгулдака береговую артиллерию.
Возвращаясь после обстрела Зунгулдака в Севастополь, эскадра неожиданно встретилась в тумане с несколькими турецкими транспортами, доставлявшими в Трапезунд военные грузы. В частности, на одном из них («Митхад-паша») находилось в разобранном виде 4 самолета и 100 тыс. комплектов обмундирования. Все транспорты были потоплены, а 224 турка и немца взято в плен.
В это же время .в море находились «Бреслау» и «Гамидие», обеспечивавшие перевозки в восточной части Черного моря, а также «Ге- бен» и «Берк», направлявшиеся для демонстративных действий у крымских берегов. Получив сообщение об обстреле русским флотом Зунгулдака, они отправились к Эрегли, однако встречи с русскими кораблями не произошло. 7 ноября эскадра благополучно вернулась в Севастополь, а «Гебен» —в Босфор. В этот же день «Бреслау» обстрелял Поти. Вражескому крейсеру отвечала полевая артиллерия. Значительных потерь этот обстрел не принес, но он подтвердил необходимость усиления обороны побережья.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика