История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Судоремонт на Черноморском флоте 1941 — 1944 гг.


Судоремонт на Черноморском флоте 1941 — 1944 гг.

Автор: russiaflot от 12 июня 2017


На ход боевых действий на море всеща огромное влияние оказыва¬ли вопросы судоремонта. Это вполне объяснимо, учитывая, что военно- морская техника относится к наиболее сложной как в производстве, так и в эксплуатации. Начавшаяся Великая Отечественная война резко ухуд¬шила условия функционирования системы поддержания технической готовности кораблей. На то оказалось целый ряд причин, не предусмо¬тренных в мирное время.
Первая из них заключалась в резко возросшем объеме работ. Во- первых, это обуславливалось необходимостью переоборудования моби¬лизованных судов гражданских организаций. Например, за первый год войны в ВМФ было отмобилизовано 938 единиц. Кстати, централизо¬ванно специальное оборудование и вооружение по мобилизационному плану получили только 373 судна — для остальных же все изыскивали на местах. Зачастую отсутствовали даже чертежи для переоборудования. К тому же многие призываемые суда оказались в плохом техническом состоянии, и им требовался ремонт, причем иногда даже не средний, а капитальный.
Во-вторых, перед судоремонтными предприятиями стали ставить¬ся задачи, не предусмотренные никакими мобилизационными плана¬ми. Например, срочно потребовалось оборудовать корабли и суда об¬мотками размагничивания для защиты от неконтактных мин. Только в 1941 г. такие размагничивающие устройства получили 92 единицы, а до 1945 г. по линии ВМФ ими оснастили 237 кораблей и судов. Сюда же можно отнести «внезапную» острую необходимость в довооружении кораблей, прежде всего зенитными огневыми средствами. Кроме этого принимаются решения по дополнительному вооружению целого ряда гражданских судов — например, всех ледоколов, в том числе черно¬морского «Микояна».
В-третьих, неожиданно большими оказались объемы работ по лик¬видации боевых и навигационных повреждений кораблей. За годы вой¬ны такие повреждения получили 1697 кораблей и судов, в том числе на ЧФ — 471.
В-четвертых, резко увеличился расход моторесурса—что, естествен¬но, привело к необходимости сокращения межремонтных сроков.
Вторая причина ухудшения условий военного судоремонта связана с потерей огромных территорий с находившимися на них производствен¬ными предприятиями. Черноморская база военного судоремонта в Сева¬стополе оказалась под непосредственным воздействием противника и ее пришлось эвакуировать почти в никуда. Сюда надо добавить обвальное сокращение поставок промышленностью запасных частей и оборудова¬ния, а также острый дефицит рабочей силы.
Наконец, условия военного времени создали трудности с планиро¬ванием судоремонта. В мирное время сравнительно легко можно было учесть такие составляющие плана, как периодичность, объем работ по видам ремонта, мощности предприятий, необходимые материалы и обо¬рудование. Но даже тоща в планы судоремонта постоянно вносились кор¬рективы, а сроки то и дело «плыли». При составлении плана судоремон¬та в военное время приходилось считаться со многими неизвестными. Например, периодичность получения боевых повреждений кораблями конкретных классов в ходе типовых операций и повседневной деятель¬ности, а также их характер. Только предвидя это, можно было сплани¬ровать аварийно-боевой ремонт, а значит, зарезервировать для этих це¬лей необходимые материалы и мощности. При этом производительность предприятий также становилась величиной переменной из-за прямого воздействия на них противника.
Несколько проще шло планирование ремонта подводных лодок и боевых катеров. Первые имели ярко выраженную цикличность боево¬го применения. Вторые, как правило, ставились в ремонт по выработ¬ке моторесурса главных двигателей, поскольку более-менее крупные боевые повреждения просто приводили к их гибели. Некоторым ис¬ключением являлись бронекатера, обладавшие сравнительно высокой живучестью. Вот, например, как выглядел план одного из заводов в годы войны.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика