История Русского флота

История Русского флота.

 


Последние серийные «щуки»

Автор: russiaflot от 7 апреля 2017


Разработанный в 1933 году проект подводной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и «щуки» двух последних серий — X и Х-бис — конструктивно отличались от него совсем незначительно. На «десятке» попытались улучшить подводную обтекаемость введением рубки новой формы (так называемого «лимузина»), что не дало ожидаемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надводном положении. Были также установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1—14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравлической БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно усложнился уход за устройством и снизилась его техническая надежность. Аварийное продувание главного балласта стало возможным производить непосредственно воздухом высокого давления. В результате время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчез опасный крен. Установили опреснитель производительностью 40 л/ч. Изменения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее «парение». В систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило ее работу. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Краб». При капитальных ремонтах в конце 30-х годов установили 9-метровые перископы: на ряде подлодок — итальянские, фирмы «Галилео» типа OG-492 с электрическим подъемным устройством винтового типа, на остальных— отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шумной. Ограждение носовых горизонтальных рулей стало сплошным по всему периметру.

«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт; ограждение рубки сделали обычного типа, но более высокое, первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха высокого давления и водяная; были улучшены средства связи и наблюдения, снят подводный якорь.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.

Подводные лодки типа «Щ»

пп.

Тактический

номер

Номер

завода

Заводской

номер

Дата закладки

 

Дата спуска

 

Дата подписания

приемного акта

X серия
1 Щ-126 194/202 297 23.07.1934 20.04.1935 17.10.1936
2 Щ-127 194/202 296 23.07.1934 13.06.1935 17.10.1936
3 Щ-128 189/202 258 07.08.1934 09.06.1935 31.10.1936
4 Щ-129 194/202 298 31.12.1934 10.10.1935 31.10.1936
5 Щ-130 189/202 257 07.08.1934 08.08.1935 11.12.1936
6 Щ-131 194/202 292 23.07.1934 04.07.1935 11.12.1936
7 Щ-132 194/202 299 31.12.1934 04.07.1935 11.12.1936
8 Щ-133 189/202 259 07.08.1934 04.07.1935 19.11.1936
9 Щ-134 194/202 293 23.07.1934 04.09.1935 27.12.1936
10 Щ-208 200 1032 18.05.1934 07.10.1935 16.01.1937
11 Щ-209 200 1033 25.05.1934 02.03.1936 31.12.1936
12 Щ-210 200 1034 03.06.1934 13.03.1936 31.12.1936
13 Щ-211 200 1035 03.09.1934 03.09.1936 05.05.1938
14 Щ-212 200 1036 18.11.1934 29.12.1936 31.10.1938
15 Щ-213 200 1037 04.12.1934 13.04.1937 31.10.1938
16 Щ-214 200 1038 13.07.1935 23.04.1937 04.03.1939
17 Щ-215 200 1039 27.03.1935 11.01.1937 30.08.1938
18 Щ-312/Щ-321/Щ-424 189 260 17.12.1934 27.04.1935 17.07.1936
19 Щ-313/Щ-401 189 253 01.12.1934 28.06.1935 17.07.1936
20 Щ-313/Щ-421 КЗ/112 83 20.11.1934 12.05.1935 05.12.1937
21 Щ-314/Щ-402 189 254 04.12.1934 28.06.1936 23.09.1936
22 Щ-314/Щ-422 КЗ/1 12 84 15.12.1934 12.04.1935 04.12.1937
23 Щ-315/Щ-403 189 261 25.12.1934 31.12.1935 26.09.1936
24 Щ-315/Щ-423 КЗ/112/202 85 17.12.1934 27.04.1935 05.12.1937
25 Щ-316/Щ-404 189 262 25.12.1934 27.12.1935 26.09.1936
26 Щ-317 194 295 23.07.1934 24.09.1935 29.09.1936
27 Щ-318 194 294 23.07.1934 11.08.1935 12.08.1936
28 Щ-319 194 367 31.12.1934 15.02.1935 29.11.1936
29 Щ-320 194 368 31.12.1934 12.02.1935 29.11.1936
30 Щ-322 112 550/6 31.12.1934 10.04.1935 03.11.1936
31 Щ-323 112 550/7 31.12.1934 10.04.1935 03.11.1936
32 Щ-324 112 550/8 31.12.1934 10.04.1935 31.10.1936
Х-бис серия
33 Щ-135 194/202 477 26.08.1938 21.04.1940 01.09.1941
34 Щ-136 194/202 478 26.08.1938 27.04.1940 05.09.1941
35 Щ-137 194/202 479 31.08.1938 01.07.1940 18.11.1941
36 Щ-138 194/202 480 28.10.1938 22.07.1940 30.12.1941
37 Щ-216 200 1085 23.07.1939 30.05.1940 17.08.1941
38 Щ-405 194 510 31.12.1938 16.12.1939 07.06.1941
39 Щ-406 194 511 31.12.1938 17.12.1939 07.06.1941
40 Щ-407 194 512 23.04.1939 04.06.1940 10.09.1941
41 Щ-408 194 513 23.04.1939 04.06.1940 10.09.1941
42 Щ-411 194 546 29.06.1940 31.05.1941 21.07.1945
43 Щ-412 194 547 29.06.1940 31.05.1941 15.08.1946
44 Щ-413 194 552 28.06.1941
45 Щ-414 194 553 28.06.1941

Примечания.

По данным С.С. Бережного и В.И. Дмитриева, Щ-413 и Щ-414 заложены 29.6.1940, что представляется сомнительным, поскольку к 1.7.1941 г. подлодки имели всего по 1,7% технической готовности. Постановлением ГКО от 10.7.1941 их строительство было прекращено, 23.7.1946 они сняты с производства и разобраны на металл. Кроме того, есть информация, что 15.9.1940 в списки кораблей ВМФ были зачислены две подлодки Х-бис серии (возможно, Щ-409 и Щ-410), заложенные на стапеле Мурманской судоверфи НКРП, однако это не подтверждается хранящимися в Государственном архиве РФ документами НКСП.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика