Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 


Мученики Цусимы "Ослябя"

Автор: russiaflot от 3 апреля 2009


...Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была обнаружена японским вспомогательным крейсером "Синано-Мару" из состава дальнего дозора японского флота. Его заметили с "Орла", но не разобрали его типа и национальности, что позволило "Синано-Мару" уйти, сообщив в 04:45 адмиралу Того об обнаружении русской эскадры. Утро 14 мая было пасмурным. Около 07:00 показалось солнце, рассеяв несколько мглу и увеличив видимость до 6-7 миль. Русская эскадра продолжала идти в том же походном ордере. Около 07:55 во мгле был замечен японский крейсер "Идзуми", идущий параллельным с эскадрой курсом на дистанции около 5 миль от правой колонны русских броненосцев. В течение нескольких часов "Идзуми" шел в видимости русских кораблей, передавая информацию об их движении адмиралу Того. Не было сделано ни одной попытки отогнать его. Затем в видимости русской эскадры появился 3-й боевой отряд японского адмирала Дева в составе крейсеров "Касаги", "Читозе", "Ниитака" и "Отова". В 09:28 с русских кораблей были замечены еще несколько японских крейсеров и старый броненосец "Чин-Иен". В этот момент последовал приказ Рожественского: "1-му и 2-му броненосному отрядам перестроиться в одну кильватерную колонну". Броненосцы обоих отрядов, выполняя приказ, повернули "вдруг" на 2 румба влево, закончив перестроение в 11:15. В этот момент японские крейсеры, скрывшиеся было в тумане, снова появились на горизонте. В 11:17 "Ослябя" без приказа открыл по ним огонь, идя уже в кильватер броненосцу "Орел". Вслед за "Ослябей" загрохотала вся эскадра. Японские крейсеры, яростно отстреливаясь, повернули на 8 румбов влево и снова скрылись в тумане. Продолжая играть с русскими в "кошки-мышки", японские крейсеры то появлялись из тумана, то снова пропадали в нем, неотступно следя за русскими кораблями и наводя на них главные силы своего флота. В 12:05 по приказу с "Суворова" эскадра легла на курс NO23°, а в 12:20 Рожественский снова перестроил броненосцы в две кильватерные колонны. Таким образом "Ослябя" снова возглавил корабли 2-го броненосного отряда.

В 13:15 из восточной мглы появились главные силы японского флота, ведомые броненосцем "Микаса" под флагом адмирала Того. В 13:20 русские броненосцы 1-го отряда увеличили ход до 11 узлов и склонились "все вдруг" на 4 румба влево, чтобы, обогнав левую "ослябскую" колонну, построиться в одну кильватерную колонну. В 13:25 на "Суворове" был поднят сигнал: "2-му броненосному отряду вступить в кильватер 1-му отряду". Этот маневр спутал весь строй русской эскадры. Концевой корабль 1-го отряда "Орел", выполняя перестроение, замешкался и "Ослябе", чтобы пропустить его вперед, пришлось уменьшить ход, а затем вообще застопорить машины из опасения наскочить на "Орел". Шедший за "Ослябей" броненосец "Сисой Великий" выкатился в свою очередь влево, чтобы не наскочить на "Ослябю". В это время японская эскадра, продолжавшая спускаться на юго-запад, неожиданно развернулась на курс NO67° и, описав петлю, стала стремительно заходить в голову русской эскадре. В этот момент (13:49) "Суворов", а затем остальные корабли открыли огонь по противнику. Японцы, делая свой поворот, в 13:52 открыли ответный огонь, сосредоточив его на флагманских кораблях русской эскадры - "Суворове" и "Ослябе". С изящным креном проходя точку поворота, концевые корабли 1-го японского боевого отряда "Ниссин" и "Кассуга" первым же залпом накрыли стоявший без хода, бортом к ним, "Ослябю" и сигналом передали дистанцию на идущие сзади крейсеры адмирала Камимура. Таким образом "Ослябя", стоявший неподвижно на месте, оказался под сосредоточенным огнем 8 броненосных крейсеров противника с их невероятной меткостью огня и страшными (для слабобронированного корабля, каковым являлся "Ослябя" - А.Б.) фугасными снарядами.

Первые 10" снаряды с "Ниссин" и "Кассуга", с которыми менее года назад "Ослябя" стоял вместе в Порт-Саиде, разворотили нос броненосца. Один снаряд разорвался в носу у самой ватерлинии, причинив полуподводную пробоину, куда хлынули потоки воды. Дверь в первой водонепроницаемой переборке оказалась незадраенной, ее заклинило осколками и задраить уже не удалось. Вода пошла в отсеки жилой палубы, а через разбитые вентиляционные трубы затопила шестидюймовые погреба и носовое подбашенное отделение. От дыма и газа в этих отсеках не было видно даже электрических лампочек. Распространение воды по жилой палубе было остановлено второй водонепроницаемой переборкой, однако в трюмах вода дошла до помещения подводных торпедных аппаратов и носовых динамомашин. Главная электрическая магистраль была разбита и носовая башня главного калибра вышла из строя, успев сделать только три выстрела по противнику. Электромагистраль удалось снова ввести в строй, но в этот момент в башню попало сразу 2 десятидюймовых снаряда. Башня соскочила с катков и перекосилась, крыша башни оказалась сорванной. Еще один снаряд разорвался в амбразуре башни, убив и ранив всех находящихся в ней людей. Следующим попаданием был разбит главный дальномерный пост на верхнем мостике. При этом были убиты лейтенант Палецкий и 5 матросов. Два снаряда попало в верхний носовой каземат шестидюймового орудия, выбив орудие из цапф. Следующий снаряд попал в боевую рубку, убив барабанщика и рулевого, смертельно ранив старшего флаг-офицера, лейтенанта Косинского. Затем 8" снаряд ударил в нос броненосца, вырвав левый клюз и разворотив весь бак. Якорь вывалился за борт, вся цепь вытравилась и повисла на жвакагалсовой скобе. В левом среднем каземате осколки попали в тележку со снарядами. Взрывом уничтожило всех комендоров, выведя из строя еще одно шестидюймовое орудие.

Артиллерия броненосца фактически не действовала, огнем никто не управлял, дальномеры были разбиты. Вся носовая часть броненосца была уже затоплена водой, носовые динамомашины вышли из строя, не стало энергии, остановились водоотливные насосы. Когда броненосец "Ослябя", наконец, дал ход, он уже сидел носом почти по клюзы в воде, имея сильный крен на левый борт. Все верхние надстройки корабля были охвачены пламенем. Бушевал пожар и под кормовым мостиком. На спардек из-под верхней палубы валил густой дым - горели офицерские и адмиральские помещения. Расстрел "Осляби" продолжался. Прошло всего 15 минут боя, а с "Ослябей" было уже фактически покончено. Броненосец выкатился вправо. Было 14:20. В этот момент в ватерлинию броненосца попал десятидюймовый снаряд, образовав пробоину между торпедным аппаратом левого борта и командной баней. Интенсивность и меткость японского огня были такими, что через мгновение еще один снаряд попал в то же самое место. Посыпались броневые плиты, сорванные с болтов. В огромную пробоину хлынула вода, разливаясь по скосу броневой палубы и попадая в боевые погреба. Крен корабля, до этого достигавший 12°, стал увеличиваться и неожиданно "Ослябя" стал просто валиться на левый борт.

Началась паника, из различных помещений наверх хлынули люди, карабкаясь по трапам и срываясь с них и снова цепляясь в безумной жажде жизни. Командир броненосца, капитан 1-го ранга Бэр обменялся рукопожатиями с находящимися на мостике капитаном 2-го ранга Генке, лейтенантом Саблиным и прапорщиком Болдыревым, сказав: "Да, тонем, прощайте!" Командир кормовой башни главного калибра лейтенант Казмичев, видя, что башня уже не может действовать из-за сильного крена, приказал комендорам покинуть ее и спасаться. Так же поступил командир одного из плутонгов левого борта лейтенант Нидермиллер, а сам вытащил револьвер и застрелился. На палубе царила жуткая суматоха. Одни прыгали в море, не успев захватить с собой спасательных средств, другие бросались за спасательными кругами и пробковыми нагрудниками. Люди сталкивались, хватались друг за друга, падали, дрались из-за спасательных поясов, крича от ужаса. Но самая страшная трагедия ожидала машинную команду. Выходы из машинных отделений были задраены броневыми плитами, снять которые можно было только сверху при помощи талей. Назначенные для этой цели матросы разбежались, бросив оставшихся внизу на произвол судьбы. Механики и машинисты все без исключения остались внизу, погребенные под броневой палубой, как "под тяжелой могильной плитой". Героически погибли, не оставив своих постов и до последнего момента оказывая помощь раненым, врачи броненосца Васильев и Бунтинг.

В 14:40 броненосец "Ослябя" лег на левый борт, трубы его, продолжая дымить, покрыли густыми клубами дыма поверхность моря. Плоскость палубы встала вертикально. Скользя по ней, люди повалились вниз вместе со всеми незакрепленными предметами. Стоял уже не крик, а общий вой. Противник продолжал огонь, и среди каши человеческих голов то и дело вздымались столбы воды от падавших снарядов. К месту катастрофы ринулись миноносцы "Бравый", "Буйный" и "Быстрый". С мостика эсминца "Бравый" с ужасом наблюдал за развернувшейся картиной лейтенант Дурново: "Картина была ужасная: в куче обломков, коек и остатков разбитых шлюпок кишела масса людей, которые неистово кричали, отнимая друг у друга подаваемые нами спасательные концы. Неприятельские снаряды густо ложились в этом месте, добивая плававших людей. Между обломками держался на воде сорвавшийся с талей минный катер с "Осляби", но он вскоре затонул под тяжестью вскарабкавшихся на него людей. В числе плававших предметов были шаровые мины броненосца, присутствие которых трудно объяснимо. Минный погреб находился внизу в носовой части броненосца. По-видимому, при опрокидывании корабля днище разорвалось и мины выплыли".

Доблестный командир "Буйного" капитан 2-го ранга Коломейцев подвел свой эсминец прямо под борт погибающего броненосца: "Я полным ходом пошел к "Ослябе" и, подойдя почти вплотную, дал задний ход, так как в этот момент броненосец лег на левый борт, показал правый винт и дейдвуд, и пошел ко дну носом вниз. На воде осталось человек 300. Все кричали о помощи и картина была потрясающая. Я спустил вельбот и послал на нем мичмана Храбро-Василевского подбирать далеко плавающих, а сам, держась под ветром, спасал всех, кто приближался на расстояние бросательного конца. Адмирала Фелькерзама все еще не было среди спасенных, что меня крайне волновало, пока наконец спасенные офицеры не сказали, что он умер еще 10-го числа и стоял в гробу в церкви броненосца, ожидая погребения во Владивостоке. Все это время противник вел жестокий огонь".

На миноносец "Буйный" были подобраны из воды флагманский штурман 2-го отряда, подполковник Осипов, флаг-офицер, мичман князь Ливен, мичман, князь Горчаков и мичман Казмичев, кондукторы Шишкин, Бирюков и Бачурихин и 196 матросов. Несколько позднее был вытащен из воды на "Буйный" мичман Бартенев.

Миноносец "Бравый" спас из команды "Осляби" лейтенантов Саблина и Колокольцева, мичманов Иванова и Бачманова, двух кондукторов и 179 матросов. Еще 10 матросов были подобраны миноносцем "Быстрый". "Ослябя" затонул в 14:45. Вместе с броненосцем погибли его командир, капитан 1-го ранга Бэр, старший офицер, капитан 2-го ранга Похвиснев, старший артиллерист, капитан 2-го ранга Генке, лейтенанты Нидермиллер, Косинский, Палецкий, Дьяконов, Тундерман, мичман Майков, прапорщик Болдырев, инженер-механики Успенский, Змачинский и Быков, врачи Васильев и Бунтинг, а также 490 матросов.

Дальнейшая судьба спасенных "ослябцев" такова: из поднятых на борт "Бравого" погибло еще 5 человек, когда в миноносец, при отходе его от места гибели "Осляби", попал снаряд противника. Остальные были доставлены "Бравым" во Владивосток. Спасенные "Буйным" "ослябцы" были затем переданы на крейсер "Дмитрий Донской", на котором в ходе последующего боя погибли еще 22 "ослябца". Остальные попали в плен.

10 человек, подобранных миноносцем "Быстрый", вместе с экипажем миноносца, взорвав его, ушли в корейские леса, где в конце концов были взяты в плен.

Броненосец "Ослябя" - первая жертва кошмарного Цусимского разгрома Русского Флота - погиб так быстро, не имея при этом настоящих подводных пробоин, что впоследствии стали выдвигаться разные версии, пытавшиеся объяснить его гибель. Одни говорили, что в броненосец попала торпеда с японских крейсеров, не замеченная в вихре снарядов. Другие утверждали, что "Ослябя" подорвался на плавающих минах, набросанных японцами на курсе русской эскадры. Была даже версия, что "Ослябя" подорвался на собственных минах, вывалившихся в воду через пробоину в борту корабля. Однако лучше всего объяснил гибель "Осляби" журнал "Морской сборник", который в №9 за 1905 год писал: "Броненосец "Ослябя", опрокинувшийся всего от двух 10-дюймовых снарядов, попавших в район ватерлинии, навсегда скрыл под водою позорные результаты многолетней постройки его Новым Адмиралтейством".

Эскадренный броненосец "Ослябя" числился в 10-м флотском экипаже.
Корабль находился в строю 1 год и 11 месяцев.
Исключен из списков Русского Флота 15 сентября 1905 года.



ОФИЦЕРЫ ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "ОСЛЯБЯ", ПОГИБШИЕ В ЦУСИМСКОМ БОЮ

Мл. флагман эскадры, контр-адмирал ДМИТРИЙ ГУСТАВОВИЧ ФОН ФЕЛЬКЕРЗАМ

Ст. флаг-офицер, лейтенант ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ барон КОСИНСКИЙ 1-й

Командир, капитан 1-го ранга ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ БЭР 1-й

Ст. офицер, капитан 2-го ранга ДАВИД БОРИСОВИЧ ПОХВИСНЕВ

Ст. арт. офицер, калитан 2-го ранга СЕРГЕЙ ЭМИЛЬЕВИЧ ГЕНКЕ

Мл. арт. офицер, лейтенант КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ТУНДЕРМАН 4-й

Ст. штурм, офицер, лейтенант ИВАН ВАЛЕНТИНОВИЧ ДЬЯЧЕНКОВ

Мл. штурм, офицер, мичман ВЯЧЕСЛАВ ПЕТРОВИЧ ПАЛЕЦКИЙ 2-й

Вахт. нач., лейтенант ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОН НИДЕРМИЛЛЕР 2-й

Вахт. нач., мичман ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТРУВЕЛЛЕР

Вахт. офицер, мичман ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ ШИ-ПОВАЛОВ

Вахт. офицер, мичман ВАЛЕРЬЯН ВАЛЕРЬЯНОВИЧ МАЙКОВ

Вахт. офицер, прап. по мор. части ФРИДРИХ НИКОЛАЕВИЧ ШИРКЕНГЕФЕР

Вахт. офицер, прап. по мор. части ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ БОЛДЫРЕВ

Ст. суд. мех., полковник НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТИХАНОВ

Трюмн. мех., поручик ПЕТР ФЛАВИАНТОВИЧ УСПЕНСКИЙ 1-й

Мл. суд. мех., поручик ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ДАНИЛЕНКО

Мл. суд. мех., поручик АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЫКОВ

Минный мех., поручик АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ШЕВЕЛЕВ

Мл. суд. мех., прап. по мех. части СЕМЕН АРТЕМЬЕВИЧ МАЙСТРУК

Мл. суд. мех., прап. по мех. части ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ МЕДВЕДЕВ

Ст. суд. врач, коллежский совет. ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВИЧ ВАСИЛЬЕВ

Мл. суд. врач, лекарь ГЕОРГИЙ РОЛАНДОВИЧ БУНТИНГ

Кор. инж., ст. пом. судостр. КОНСТАНТИН АНТОНОВИЧ ЗМАЧИНСКИЙ

Суд. священник, иеромонах отец ВИКТОР (НИКОЛЬСКИЙ)

8 кондукторов и 472 матроса.

Мученики Цусимы "Ослябя"


Мученики Цусимы "Ослябя"


Мученики Цусимы "Ослябя"


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика