Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 

Объект 825 ГТС

Автор: russiaflot от 26 января 2014


"Объект 825 ГТС", который официально назывался Городской телефонной станцией - так назывался в документах этот комплекс, задуманный еще Сталиным как сооружение противоатомной защиты первой категории, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Строительство подземного завода для ремонта и снаряжения субмарин началось уже после его смерти, в 1957 году, а завершилось в 1961-м.

 

Прелесть и своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую - поднимается гора Таврос, что в переводе с тюркского значит "пустая". В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.

 

В случае угрозы прямого ядерного удара - а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн - толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и комнаты отдыха.

 

"Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Здесь было два выхода по обе стороны горы. Со стороны бухты был вход в штольню длиной более 600 метров, глубиной - 8,5 м. В случае необходимости он перекрывался плавучим ботопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Это позволяло полностью закупоривать подземный объект. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. 

В штольнях могло свободно разместиться 7 подлодок основных советских проектов, а при необходимости - до 14 субмарин разных классов. Утверждают, что расчетный срок полного ремонта субмарин не превышал трех недель, и за весь 30-летний период эксплуатации объекта не было ни одного случая срыва графика ремонта судов.

 

Однако всех чудес гигантского военизированного города-завода экскурсантам теперь не увидеть - о былом могуществе можно говорить только в прошедшем времени. 

При разделе Черноморского флота уникальный объект был безнаказанно разграблен. В 1991 году отсюда был выведен основной состав подводных лодок, снято и вывезено уникальное оборудование, уничтожены следы секретных технологий и секретного оборудования. Остальное - трубопроводы, кабели, емкости, весь металл, даже ограждения, металлические поручни, лестницы были безжалостно вырублены, вырваны с мясом.

 

Теперь экскурсанты могут лишь увидеть покрытые плесенью бетонные стены с какими-то торчащими вывернутыми железяками, кое-где сохранившиеся облезлые инструкции по обращению с торпедами, рельсы с чудом сохранившейся тележкой для перевозки оружия да многотонные герметичные двери, снять которые никаким грабителям, наверное, не под силу. И еще уходящий в темноту канал с неподвижной мертвой водой, напоминающий реку забвения. Но именно эта неприкрашенная реальность гигантского сооружения, на которое некогда была потрачена уйма времени, человеческих сил, нервов, интеллекта и денег, производит потрясающее впечатление.

 

При желании узнать о подземном заводе побольше можно расспросить о нем местных рыбаков. Все они утверждают, что во времена Союза работали на подземном заводе, и охотно рассказывают массу самых живописных подробностей, о которых не упоминают экскурсоводы. 

Например, они утверждают, что с моря этот объект во времена Союза защищали специально обученные боевые пловцы и дрессированные дельфины. Рабочих-ремонтников всюду сопровождали вооруженные матросы, которые внимательно следили за работой, а потом так же под дулом автомата выводили из горы. 

Лодки заходили в бухту и выходили из нее только по ночам, и на эти часы в Балаклаве выключали электричество. Когда подводная лодка заходила в док и из него по технологии выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили собственными силами, и над горой струился вкусный дымок. При всей суперсекретности объекта он мог служить для шпионов верным признаком, что очередная усталая подлодка встала на ремонт.

 

Сейчас здесь филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины. 

В будущую экспозицию намечено включить разделы по военной истории самой Балаклавы, истории Крымской войны, участию и роли Севастополя в Великой Отечественной войне и истории ВМС Украины. Для наглядности в ныне пустом канале планируется установить макеты подводных лодок, будто все еще стоящих на ремонте.

 

 

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

Объект 825 ГТС

 

 

использованы материалы с

http://www.bellabs.ru/Balaklava/index.html



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика