Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Подводные лодки типа "Ясень" (проект 885)

Подводные лодки типа "Ясень" (проект 885)

Автор: russiaflot от 15 августа 2009


Подводные лодки типа "Ясень" (проект 885)

 

Советский Союз одновременно с Америкой в 1977 году начал формировать облик атомных подводных лодок 4-го поколения. Предполагалось создание нескольких типов: многоцелевой, противолодочной, противоавианосной. Позднее ограничились проектом единой многоцелевой лодки, но способной решать максимально возможный круг задач. Проектировщиком стало КБ «Малахит», имевшее богатый опыт создания удачных многоцелевых АПЛ.

НОВАЯ ЛОДКА проекта 885 получила шифр «Ясень» (НАТО - «Gra-nay»). Закладка головного корабля с именем «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на Севмашпредприятии в городе Северодвинске. Вскоре из-за минимального финансирования строительство замедлилось.

Лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус - стальной. Ядерную энергетическую установку «Ясеня» относят к реакторам 4-го поколения, выполненным по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в корпусе моноблока, а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. Подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. По мнению ряда специалистов, новые корабельные реакторы будут без перезарядки служить намного большее время, чем используемые сейчас. Известно, что современные энергетические установки могут работать лет 25-30. Иными словами, жизнь реактора сопоставима с продолжительностью жизни самой лодки.

Приведем основные характеристики АПЛ проекта 885: длина наибольшая - 120, ширина наибольшая - 15, осадка - 10 метров. Водоизмещение полное - 11800 тонн. Скорость подводная - 30 узлов. Экипаж - 85 человек. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа.

По сообщению ряда российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Однако другие источники указывают, что в качестве движителя на лодках используются малошумные винты новой конструкции. Да и сами обводы новой лодки в различных источниках весьма отличны.

Корабль будет оснащен новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение проекта 885, как утверждают открытые источники, размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

ОКБ «Новатор» разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так и с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э, являющаяся развитием ракеты «Гранат», состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически «несбиваемой» средствами ПВО ближнего рубежа. Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей (до 300 км) дальностью и более мощной (400 кг) боевой частью.

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства - ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотомера при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Эти ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки 885-го проекта «Малахит» совместно с НПО машиностроения, НПО «Новатор» и НИИ ВМФ № 28 выполнили ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс «Оникс», оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия. Это существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям. По теме «Сопряжение» было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети компьютеров всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ «Штиль» была начата работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 километров.

650-мм и 533-мм торпедные аппараты «Ясеня» вынесены из носовой оконечности лодки, где размещена антенна ГАК, и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из аппаратов могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ «Новатор». Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности головной лодки проекта 885 «Северодвинск» будет соизмерим с уровнем лучшей американской АПЛ «Seavolf». В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности. Наличие же на борту оружия, какого пока нет в арсенале американских моряков, вообще выводит «Северодвинск» в число самых современных лодок мира. Но это еще не все. Предполагается, что после введения в строй первого корабля проекта 885 будут построены еще шесть однотипных. Американцы же свою программу «Seavolf» сворачивают из-за дороговизны, поскольку каждая такая лодка обходится заокеанскому налогоплательщику почти в 4 миллиарда долларов. На смену «морским волкам» в США придут лодки типа «Virginia». Они проще и дешевле. В то же время, со ссылкой на военно-морскую разведку США, сообщается, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом проекта 885, обладающим еще большей скрытностью. Американцы склонны считать, что Российский флот в обозримом будущем может получить многоцелевую лодку пятого поколения. А такие субмарины нигде в мире еще не разрабатывались.

Помимо прочего, наблюдатели отмечают, что новая российская лодка отличается от своих ракетных «предков», в том числе 949А и 971 проектов, как по дальности действия вооружения, так и по размерам, и возможностям. Получается, проект 885 не предназначен для замены какой-либо устаревшей серии, а заполняет имеющуюся «нишу» в подводной обороне России. Такой «нестандартный для русских» подход весьма настораживает западных аналитиков.

Эксперты предполагают, что подводные лодки типа «Северодвинск», оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика