История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Подводные лодки типа "Сиерра" (проект 945,945а,945б) - 6 единиц


Подводные лодки типа "Сиерра" (проект 945,945а,945б) - 6 единиц

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


Подводные лодки типа "Сиерра" (проект 945,945а,945б) - 6 единиц


Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по ПЛА третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в 1971 году начало подготовку к созданию такого атомохода по проекту 673, в котором было заложено множество передовых решений. В дальнейшем работы по ПЛА в Горьком были продолжены, а позднее этот задел использовался при проектировании первой советской атомной ПЛ 3-го поколения.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом Военно-морскому флоту ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны. Основным назначением новых ПЛА, получивших номер проекта 945 и шифр «Барракуда», должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта был назначен И.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС – капитан 2 ранга И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой подводной лодки было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/кв.мм, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с ПЛА второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счёт уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку ПЛА на ССЗ в Горьком и её последующую транспортировку по внутренним водным путям. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру лодки пр.945 сохраняют мировое лидерство до сих пор). Однако использование титана имело и другую сторону – существенно возрастала стоимость постройки ПЛА, что ограничивало число строящихся кораблей, а по технологическим причинам не все предприятия судостроения могли участвовать в программе строительства (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с ПЛА предыдущего поколения ракетно-торпедный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом за счёт применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, повышенной дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза – для торпед), а также высокой боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения перспективных ПЛА третьего поколения, в том числе и пр.945. В отличие от своего предшественника – ПЛРК «Вьюга-53» – «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 узел. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом «Вьюга-53», у «Водопада» также была значительно увеличена максимальная глубина старта (до 150 м), расширился диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м – 5-50 км, со 150 м – 5-35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с). «Ветер», имеющий в два раза большую, чем у «Водопада», максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только ПЛА, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) – в 1984 году.

Ещё одним новым типом оружия, внедренным на пр.945 (и других ПЛА 3-го поколения), стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту ПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить её. Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах – поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла от 2 до 400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (до 50 узлов).

Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию на ПЛА пр.945 был установлен усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-КС» (с аналоговой обработкой информации) с основной антенной, размещённой в выгородке под торпедными аппаратами и буксируемой антенной в корме. Благодаря мерам по снижению шумности лодки (противогидролокационное покрытие лёгкого корпуса, амортизация механизмов) и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с ПЛА второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новый навигационный комплекс «Симфония» позволил уменьшить предельную ошибку в определении места ПЛ в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Установленный на лодке пр.945 комплекс связи «Молния-МЦ» включал систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван». При этом дальность связи возросла в два раза, а глубина приёма радиосигналов – в три раза.

Лодка была оснащена перископами «Лебедь-21» (командирский) и «Кутум» (с телевизионным комплексом МТК-110).

Для отработки вопросов прочности и технологии заводом «Красное Сормово» в г.Горьком были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных ПЛА. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания.

Атомная подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Стальной лёгкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное» ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования – цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки – сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Прочный корпус разделён на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью газогенераторов (за счёт продуктов сгорания твёрдого топлива). ПЛА оборудована всплывающей спасательной камерой (размещена в ограждении выдвижных устройств), способной вместить весь её экипаж (31 офицер и 28 мичманов). Для личного состава созданы относительно хорошие условия обитаемости.

Главная энергетическая установка ПЛА номинальной мощностью 43000 л.с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один главный турбозубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Всё оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках. Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего её ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 кВт) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного – для общекорабельных потребителей. Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов ПЛА оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 кВт, расположенными в гондолах на кормовом горизонтальном оперении, каждый из которых работает на свой винт.

Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система «Омнибус» обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение торпедных аппаратов – четыре 533-мм и два 650-мм ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и устройством быстрого заряжания (УБЗ). В боекомплект входит до 40 единиц оружия – ракето-торпеды (ПЛУР) и торпеды, вместо части которых могут быть морские мины.

Модификации. Вторая подводная лодка пр.945 отличается от головной наличием буксируемой антенны «Параван», помещение которой расположено в надстройке сразу позади ограждения выдвижных устройств.

В 1990 году в состав ВМФ СССР вошла ПЛА пр.945-А (шифр «Кондор»), созданная на базе проекта 945, созданная в том же КБ «Лазурит». Из-за высокой стоимости этот проект также не получил распространения и был реализован только в двух единицах.

Программа строительства. Головная подводная лодка пр.945 (К-239) была заложена на горьковском ССЗ «Красное Сормово» (№112) 8 мая 1982 г., спущена на воду 29 июля 1983 г. и вступила в строй 21 сентября 1984 г. Второй однотипный корабль (К-276) был заложен 21 августа 1984 г. на том же заводе, спущен на воду 26 июля 1986 г. и вошёл в состав ВМФ 27 октября 1987 г. Оба корабля строились на «Красном Сормове», а после спуска на воду по внутренним водным путям переводились в Северодвинск, где их достраивали и вводили в строй. На западе новые советские атомоходы получили кличку Sierra class.

Статус на 2008 г. Обе подводные лодки пр.945 вошли в состав Северного флота (6-я дивизия ПЛ 1-й флотилии ПЛ с базированием на Западную Лицу), где успешно несли свою службу.

11 февраля 1992 г. у острова Кильдин с ПЛА К-276 произшло ЧП: в территориальных водах России наша лодка столкнулась в подводном положении с американской ПЛА SSN-689 «Батон Руж» (типа «Лос-Анджелес»), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения наш корабль отделался повреждениями ограждения рубки (имеющей ледовые подкрепления), а положение американской субмарины оказалось значительно более тяжёлым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего командование ВМС США приняло решение не ремонтировать лодку, а вывести её из состава флота и сдать на слом. После восстановительного ремонта ПЛА К-276 в июле 1996 г. вернулась в строй.

В июне 1992 г. обе ПЛА пр.945 были переведены в подкласс БАПЛ с изменением литер тактических номеров с «К» на «Б». В настоящее время в составе 1-й флотилии подводных лодок Северного флота ВМФ России (место базирования – Ара-губа) продолжает нести службу ПЛА «Кострома» (бывшая Б-276), а головная Б-239 «Карп» в 1998 г. была выведена из боевого состава.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика