Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)

Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


24 апреля 1962 г. вышло правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего - несимметричный диметилгидрозин (гептил).За счет ряда технических решений новую БР удалось "втиснуть" в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Новшеством в ракетостроении стала разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе.

Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)


Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)


В результате ориентации разработчиков проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда. Главным конструктором ПЛАРБ проекта 667А (шифр "Навага") был назначен С.Н. Ковалев. Атомная подводная лодка проекта 667а относилась к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имела овальную форму. Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной.Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Кормовое оперение было выполнено крестообразным. Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался, в основном, из стали АК-29 (толщина - 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см2) на 10 отсеков:

1-й - торпедный;

2-й - аккумуляторный и жилой;

3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;

4-й - ракетный;

5-й - ракетный;

6-й - дизель-генераторный;

7-й - реакторный;

8-й - турбинный;

9-й - турбинный;

10-й - электродвигатели.

Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей, межотсечные переборки - из стали АК-29 толщиной 12 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ. ПЛАРБ проекта 667А несла 16 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение - SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Стартовая масса ракеты составляла 14,2 т, длина - 9,65 м, диаметр корпуса - 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение - 1,3 км. Ракетные шахты высотой 10,1 м. диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667А составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°.

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа "Стрела", предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Для кораблей проекта 667А под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского была создана боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Туча"- многоцелевая автоматизированная корабельная система, обеспечивающая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, "Туча" осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. Для предотвращения провалов на большую глубину, на ПЛАРБ пр.667А была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем покурсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система "Керчь", служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М.Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1-20 км. Первые четыре ПЛАРБ пр.667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом "Сигма", разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс "Тобол" (главный конструктор - О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система, абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал плавание в арктических водах, а также скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы. На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой "Циклон". Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи "Молния" (1970 г.) или "Молния-Л" (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство "Базальт", обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство "Скумбрия", позволяющееосуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа "Параван", позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии "Интеграл". В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС "свой-чужой" "Хром-КМ", РЛС "Альбатрос" и поисковая РЛС "Залив-П".

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52.000 л. с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водоводяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом. Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей(по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя "подкрадывания" ПГ-153 (по 225 кВт). Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. На лодке пр.667А была применена электроэнергетическая система переменного тока(напряжение - 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов.

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой "винт-корпус". Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. На подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели в светло-серых тонах. Внутренний дизайн лодок, вполне соответствовал требованиям времени. Для освещения использовались люминесцентные светильники.

В составе СФ корабли проекта 667А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Постепенно, с ростом численности кораблей 667A-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США.

Проект 667АУ «Налим» (NATO - "Yankee").

Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла усовершенствованную ГЧ "рассеивающего" типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667АУ - К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс "Тобол" с инерциальной системой.

В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ.

Проект 667М "Андромеда" (NATO "Yankee-Sidecar").

Модернизация проекта 667А

В 70-е годы в СССР параллельно с работами по созданию дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, предназначенных для пуска из стандартных торпедных аппаратов, в нашей стране, в соответствии с правительственным постановлением от 9 декабря 1976 г. началась разработка принципиально нового класса морских стратегических вооружений - сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР с дальностью более 5000 км. Технический проект переоборудования АПЛ пр.667А под ракетный комплекс "Метеорит-М" (проект 667М, шифр "Андромеда") ЛПМБ "Рубин" разработало в 1 квартале 1979 г.

Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенных побортно вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45° Значительные габариты КР и соответственно ракетных контейнеров, а также их количество (12 ракет) оказали существенное влияние на архитектурно-конструктивный облик ПЛАРК. В районе размещения ракетных контейнеров (по бортам в средней, части ПЛ) была увеличена с 11,7 м до 15,0 м ширина наружного корпуса. Диаметр ПК в этом районе, наоборот, был уменьшен против диаметра ПК демонтируемых отсеков БР. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса (из трех отсеков) взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых 4 и 5 отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, а в третьем (5-бис) - жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса "Тобол-АТ", комплекса средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустического комплекса "Рубикон".

Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)


Проект 667А "Навага", 667АУ "Налим" (ЯНКИ)


Разработка сверхзвукового ракетного комплекса "Метеорит-М" с КР ЗМ-25 была поручена КБ В. Н. Челомея. При создании ракеты было найдено много технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета ЗМ-25 "Гром", выполненная по аэродинамической схеме "утка" со складным стреловидным крылом и двухкилевым складным вертикальным оперением, оснащенная маршевым ТРД и двумя стартовыми жидкостными ускорителями, имела стартовую массу 12 650 кг (6380 кг без ускорителя), имела максимальную скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы более 5000 км. Полет КР протекал на высотах 22 - 24 км, что в сочетании с большой сверхзвуковой скоростью, малой радиолокационной заметностью и полностью автономной помехоустойчивой системой наведения делало КР практически неуязвимой для современных средств ПВО и ПРО США. В полете, траектория движения ракеты к цели могла корректироваться путем радиолокационной системы считывания рельефа местности.

КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз.

Подводный старт ракет производился из заполненных водой кольцевого зазора ракетных контейнеров с "глухим" задним днищем. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета.

С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления "Бор".

Для переоборудования выделили ПЛ К-420, на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили “Севмашпредприятие”. По совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989 г. были прекращены и переоборудование РПКСН проекта 667А ПЛАРК с КР "Метеорит-М" не производилось, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.

Проект 667АК "Аксон-1" (NATO - "Yankee-Pod").

Модернизация проекта 667А.

В преддверии серийного строительства АПЛ третьего поколения было принято решение о целесообразности проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК) на одной из выводимых из боевой эксплуатации ПЛ пр.667А, специально переоборудованной в ПЛ-лабораторию.

Технорабочий проект переоборудования лодки в ПЛ-лабораторию по пр. 667АК ("Аксон-1") ЛПМБ "Рубин" разработало в 1981г., а в 1982 - 1983 г. на МП "Звездочка" провели работы по модернизации ПЛ. Эксплуатация ПЛ позволила выполнить важные этапы наладки и морской отработки как отдельных подсистем ГАК, включая буксируемую антенну, так и ГАК в целом до начала серийной поставки комплексов на строящиеся корабли. Кроме того, на этой ПЛ, получившей тактический номер КС-403, провели испытания ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения.

Проект 09774 (NATO – “Yankee Stretch”)

Атомный подводный ракетоносец К-411 проекта 667А в 1990 г. был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Технический проект переоборудования РПК СН пр.667А по пр.667АН разработан ЛПМБ "Рубин" в 1982 г. Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий для жизнедеятельности экипажа и исследователей.

Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки.

АПЛ оснащена ГАК "Рубикон" ("Рубин"?), ГАС миноискания МГ-509, навигационным комплексом "Медведица", радиолокационным комплексом РЛК-101 "Альбатрос", МРП-10 "Залив-П" и другим оборудованием.

ГЭУ номинальной мощностью 51000 л. с. включает два реактора ВМ-2-4 (ВМ-4Т?) по 72 мВт, две паровые турбины, ГТЗА типа ОК-700. Имеется два дизельгенератора ДГ-500, два вспомогательных электродвигателя ПГ-137 и две аккумуляторные батареи по 112 элементов (2х8000 ампер/ч).

Переоборудование осуществлялось МП "Звездочка" в кооперации с ПО "Севмашпредприятие", которое изготовило новый блок корпуса. Подводную лодку К-411 поставили в эллинг МП "Звездочка" в октябре 1983 г., а спустили на воду - в июне 1990 г. Подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ.

Кроме обеспечения спецопераций корабль может привлекаться для различных исследований. Иногда этот проект именуется как 667АН (большая АПЛ для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна в интересах ВМФ и народного хозяйства).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика