Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Подводные лодки типа "Отель" (проект 658,658м,701)

Подводные лодки типа "Отель" (проект 658,658м,701)

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


Подводные лодки типа "Отель" (проект 658,658м,701)


Подводные лодки типа "Отель" (проект 658,658м,701)



Опыт, накопленный в ходе проектирования и постройки первых отечественных атомных торпедных подводных лодок, а также дизель-электрических ракетоносцев проектов В611 и 629, позволил в середине 1950-х годов приступить к созданию первого советского подводного атомохода, оснащенного баллистическими ракетами. Корабль предназначался для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.

Для сокращения сроков реализации программы, а также снижения технического риска при создании принципиально нового класса боевых кораблей, было решено разработать первую советскую ПЛАРБ на основе конструкционных решений, реализованных на торпедной атомной подводной лодке проекта 627. Собственно, новую субмарину можно было рассматривать как модификацию лодки “Ленинский комсомол” с врезанным в корпус дополнительным ракетным отсеком.

Партийно-правительственное постановление о создании атомной ракетной подводной лодки проекта 658 вышло 26 августа 1956 г. Проектирование корабля было поручено ЦКБ-18 (впоследствии — ЦКБ “Рубин”). Разработка конструкторской документации началась в сентябре 1956 г., работы велись под руководством главного конструктора С.Н.Ковалева. Заместителем главного конструктора с самого начала работ над проектом был И.Д.Спасский.
Техническое проектирование было завершено в первом квартале 1957 года (эскизный проект подводной лодки не разрабатывался из-за предельно сжатых сроков, диктуемых реалиями "гонки вооружений").

В соответствии с первоначальными планами корабль предполагалось оснастить оружием, создание которого уже близилось к завершению — ракетным комплексом Д-2 с жидкостными ракетами Р-13, имеющими надводный старт (испытания этого комплекса, изначально разрабатывавшегося для вооружения дизель-электрических подводных лодок 629-го проекта, начались в декабре 1958 г.). Однако в 1958 году было решено приступить к разработке проекта 658М, предусматривающего переоснащение лодки более перспективными ракетами с подводным стартом. Правительственное постановление о создании нового ракетного комплекса Д-4 вышло 20 марта 1958 г. Комплекс предполагалось установить на атомоходах в процессе капитального ремонта и модернизации.

Работы по созданию первой советской ПЛАРБ развернулись практически одновременно с аналогичными работами в США, где в 1956 году началась реализация программы “Поларис”. Однако если в Советском Союзе подводную лодку проекта 658 рассматривали как своего рода синтез уже существующих технологий, то американский флот создавал принципиально новую систему оружия, в основе которой лежала не имеющая аналогов малогабаритная твердотопливная баллистическая ракета с подводным стартом, обладающая значительно большими возможностями, чем ее советский аналог. В то же время первый носитель “Поларисов” — ПЛАРБ “Джордж Вашингтон”, как и лодка пр.658, разрабатывался на основе уже существующего проекта — торпедного атомохода типа “Скипджек”. Более того, при постройке первой серии американских ПЛАРБ были использованы уже готовые корпусные конструкции АПЛ, в результате чего головной американский подводный ракетоносец был сдан флоту 30 декабря 1959 г., на год раньше, чем его советский аналог. Малые габариты “Поларисов” (длина 8,68 м, диаметр 1,37 м), а также более простое и компактное пусковое устройство позволили разместить на “Джордже Вашингтоне” 16 ракет (два ряда по восемь шахт).

"Генетическая связь" проекта 658 с проектом 627, обусловившая относительно малую ширину прочного корпуса корабля, а также солидные габариты отечественных баллистических ракет, громоздкие и сложные стартовые устройства (разрабатывавшиеся по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжелых надводных кораблей), допускали размещение ракетных шахт на лодке лишь в один ряд. Три ракеты расположили в ограждении рубки, которая в результате этого получила необычайно крупные, весьма далекие от оптимальных (с точки зрения гидродинамики) габариты.

По сравнению с торпедной лодкой пр.627 в конструкцию ракетного атомохода был внесен ряд существенных изменений. В частности, для управления на больших скоростях были применены малые горизонтальные кормовые рули. Лодка получила малошумную и более живучую электрогидравлическую систему управления рулями. Предусматривалось продувание главного балласта воздухом низкого давления. Внедрялась автономная система пожаротушения в реакторном отсеке. Из-за требований обеспечения высокой мореходности в надводном положении, во время предстартовой подготовки и пуска ракет, пришлось отказаться от “торпедообразной” формы носовой оконечности лодки и вернуться к традиционным “корабельным” обводам. По сравнению с американским аналогом первый советский ракетный атомоход обладал более высокой скоростью подводного и надводного хода, увеличенной глубиной погружения, а также лучшей боевой живучестью, уступая американской ПЛАРБ по уровню скрытности, а также характеристикам информационных средств. Весьма существенно проигрывал проект 658 и по такому важнейшему показателю, как отношение массы ракетного вооружения к тоннажу корабля. Если на “Джордже Вашингтоне” на каждую тонну ракет “Поларис”А-1 приходилось не многим более 30 т водоизмещения, то на советской лодке эта величина возрастала почти до 130 т.

Строительство первых отечественных ракетных атомоходов было начато в Северодвинске, на 402-м заводе. При серийной постройке кораблей впервые (применительно к АПЛ) в нашей стране начал внедряться блочный метод постройки, а также ряд других технологических новшеств.
Первая подводная лодка 658-го проекта, К-19, была заложена 17 октября 1958 г. (Единственная лодка проекта 658, под ракетный комплекс Д-2, остальные лодки были достроены по проекту 658М). Ее спуск на воду состоялся 8 апреля 1959 г., а вступление в строй — 12 ноября 1960 г. В ходе испытаний при 80% мощности реактора была достигнута подводная скорость 23,8 узла, что, в пересчете на 100-процентную мощность, обеспечивало достижение полного хода 25,9 узлов.

Первые успешные ракетные пуски были выполнены в октябре 1960 г.
Таким образом, в течение шести лет была успешно реализована широкомасштабная, уникальная для отечественного оборонного комплекса программа строительства серии из восьми атомных ракетоносцев, несущих, в общей сложности, 24 баллистических ракеты с мощными термоядерными боевыми частями. Однако следует признать, что на фоне стремительного роста американского ядерного ракетного подводного флота успехи советских кораблестроителей выглядели довольно скромно:

с 30 декабря 1950 г. по 29 мая 1964 г. ВМС США ввели в строй 20 ракетоносцев (пять типа “Джордж Вашингтон”, пять - “Этан Аллен” и 10 - “Лафайетт”) с 320 баллистическими ракетами “Поларис”А-1 и А-2 на борту. При этом все американские ракеты имели подводный старт и обладали максимальной дальностью 2200—2800 км.

ПЛАРБ проекта 658 относилась, как и другие отечественные АПЛ, к двухкорпусному типу. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора.

Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (следует заметить, что подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытие первого поколения оказалось не очень прочным, и к началу 1970-х годов почти все лодки 658-го проекта плавали "ободранными".

Корабль имел главную энергетическую установку мощностью 35.000 л. с., включающую два водо-водяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д.
Имелось два электродвигателя “подкрадывания” ПГ-116 по 450 л. с. и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. Лодка оснащалась электрической системой постоянного тока (400 Гц, 380 В).

Корабль получил всеширотный навигационный комплекс “Сигма” с астрокорректором. Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию “Арктика” (“Арктика-М”) - первую отечественную ГАС с совмещенной рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции. ГАС, разработанная под руководством главного конструктора Е.И.Аладышкина, имела дальность в режиме эхопеленгования 8 км и шумопеленгования - 1-18 км.

Торпедное вооружение ПЛАРБ состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект — 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61) и двух 400-мм кормовых малогабаритных ТА (6 торпед). 400-мм аппараты, предназначенные для стрельбы противолодочными торпедами, служащими для самообороны, обеспечивали стрельбу на глубинах до 250 м, а 533мм могли использоваться на 100-метровой глубине.

Для отрыва от противника лодка могла использовать приборы гидроакустического противодействия МГ-14, выстреливаемые из торпедных аппаратов. В 1967 г. на смену МГ-14 пришел более совершенный самоходный прибор акустических помех МГ-24, имевший массу 7 кг, глубину использования 30—40 м и время непрерывной работы 30 минут. Выстреливание МГ-24 осуществлялось через специальное устройство ВИПС. В том же 1967 году на вооружение подводных лодок поступил и дрейфующий малогабаритный комбинированный прибор МГ-34, предназначенный для использования на глубинах от 30 до 200 м и также выстреливаемый через ВИПС.

Лодки проекта 658 оснащались ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark} с надводным стартом — первыми в мире специализированными БР, предназначенными для вооружения подводных лодок. ТТЗ на разработку комплекса было утверждено 11 января 1956 г. Первоначально работы велись НИИ-88 под руководством С.П.Королева, в дальнейшем тема была передана в СКБ-385, возглавляемое В.П.Макеевым.

Одноступенчатая ракета со стартовой массой 13.700 кг несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным термоядерным зарядом. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4 км, что обеспечивало поражение лишь площадных целей (в первую очередь - крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз). Двигатель ракеты работал на “тонке” — горючем ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) и окислителе АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Так как использованная пара компонентов топлива, самовоспламеняющаяся при соединении, являлась источником повышенной пожарной опасности, было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем. Горючее размещалось в специальных емкостях (отдельно для каждой из трех ракет) вне прочного корпуса подводной лодки и подавалось на ракету в ходе предстартовой подготовки.

Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960-1961 гг. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 г. на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий — 3-й (лодки пр.627А) и 31-й (ПЛАРБ 658-го проекта). В 1964 году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, база Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок.
Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. Вскоре новым кораблям была присвоена кодовая “кличка” НАТО — Hotel.

В 1963 и 1968 гг. лодки К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке (к 1970 году их модернизировали по проекту 658М).

Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года. 4 июля 1961 г. во время учений "Полярный круг", когда подводный крейсер под командованием капитана 2-го ранга Н.В.Затеева следовал в заданный район Северной Атлантики, где он должен был произвести ракетный пуск, всплыв из-под арктического льда, произошла авария реактора левого борта — заклинились главный и вспомогательный циркуляционные насосы. В течение предельно короткого срока — за два часа — экипажу удалось смонтировать нештатную систему аварийного охлаждения реактора и ликвидировать угрозу его взрыва. Однако в борьбе за жизнь корабля получили тяжелые дозы облучения и погибли 14 членов экипажа. Подошедшим дизель-электрическим подводным лодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать людей и отбуксировать атомоход в Западную Лицу. В ходе ремонта, проведенного в 1962—1964 гг., у лодки были заменены оба атомных реактора. Старые реакторы с невыгруженным ядерным топливом были затоплены в бухте Абросимова (Новая Земля). Сегодня такая операция выглядит кощунственной, однако в 60-е годы, в разгар ядерного противостояния между СССР и США, обе противоборствующие стороны не придавали особого значения подобным вещам, исходя, в первую очередь, из соображений технической целесообразности.

Трагедия К-19 послужила хорошим уроком для создателей ядерных энергетических установок: на всех действующих и проектируемых реакторах, аналогичных установленным на К-19, были смонтированы штатные системы аварийной водяной проливки.

После аварии 1961 г. ПЛАРБ К-19 получила у моряков зловещее прозвище “Хиросима” и репутацию "несчастливого" корабля, которую в дальнейшем весьма активно оправдывала. 15 ноября 1969 г. К-19 столкнулась в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский) с американской АПЛ SSN-615 "Гэтоу" (тип "Трешер"), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения. 24 февраля 1972 г. северо-восточнее Ньюфаундленда на борту "Хиросимы" вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек. Очередной ремонт “невезучей” лодки было решено превратить в эксперимент по определению мобилизационных возможностей судоремонтной промышленности: СРЗ “Звездочка” (г. Северодвинск) удалось завершить работы менее чем за пять месяцев. Отремонтированную К-19 принимал прежний экипаж, недавно переживший катастрофу и для перехода в Гаджиево “разбавленный” моряками с других однотипных кораблей.

Возвращение К-19 в Гаджиево вновь ознаменовалось чрезвычайным происшествием: при входе в губу Сайда на борту корабля вновь вспыхнул сильный пожар — от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы ГСМ и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. Действиями экипажа пожар был ликвидирован, жертв не было. Наблюдая дымящийся атомоход, окруженный пожарными судами и буксирами, моряки на Гаджиевских пирсах понимающе переглядывались: "Хиросима” вернулась..." Неприятности с К-19 продолжались и в дальнейшем.

Служба других лодок 658-го проекта проходила более благополучно. В 1963 году К-115 (капитан 1 ранга А.П. Михайловский) выполнила переход с Северного флота на Тихий океан, пройдя подо льдами 1600 миль за шесть суток. В 1968 году подледный переход на ТОФ К-55 (капитан 2 ранга Ю.В.Перегудов). Особенностью этого перехода являлось наличие на борту лодки штатного ядерного оружия.

Создание первых атомных подводных ракетоносцев, в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных ПЛ проекта 629, позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны, создать, хотя и не полноценный, но все же противовес американским ПЛАРБ, а также вынудить потенциального противника начать реализацию дорогостоящей комплексной программы совершенствования своих противолодочных сил.

Однако боевые возможности лодок проекта 658 существенно ограничивались характеристиками ракетного комплекса. От всплытия ПЛ до пуска третьей ракеты проходило приблизительно 12 минут, что делало корабль, находящийся в непосредственной близости от берегов противника (что было обусловлено малой дальностью полета БР), отличной целью для противолодочных самолетов США.

В 1958 году началась разработка нового ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21, обладающими способностью стартовать из-под воды и имеющими увеличенную дальность. В феврале 1962 г. новая ракета была продемонстрирована Н.С.Хрущеву, а в 1963 г. - принята на вооружение. Это позволило начать перевооружение ПЛАРБ комплексом Д-4. Модернизация по проекту 658М была выполнена в ходе капитального ремонта лодок в 1965-1970 гг.

Старт ракеты Р-21 выполнялся из шахты, заполняемой перед пуском водой. Одноступенчатая БР имела стартовую массу 19650 кг и могла доставлять боевой блок мощностью 0,8 Мт на дальность 1420 км. КВО составляло 1,3 км.
В связи с установкой на лодке комплекса Д-4 потребовалось обеспечить удержание корабля на заданной глубине во время пуска ракеты из-под воды (суммарное воздействие импульсов сил, возникающих при ракетном старте, приводило к тому, что лодка подвсплывала почти на 16 м, что затрудняло пуск последующей ракеты в залпе). В результате для ПЛАРБ проекта 658М была разработана т. н. система удержания, обеспечивающая автоматическое сохранение заданной глубины.

В ходе модернизации в конструкцию атомохода были внесены и другие усовершенствования. В частности, изменилась корабельная система предстартовой подготовки и обслуживания (КСППО). Для заполнения водой кольцевого зазора (пространства между стенкой шахты и корпусом ракеты) перед стартом были установлены специальные цистерны с системой перекачки.

В ПЛАРБ проекта 658М были переоборудованы все восемь лодок 658-го проекта (на Западе они получили обозначение Hotel II). В 1969-1970 гг. К-145 была модернизирована по проекту 701, превратившись, фактически, в новый корабль.

Велась проработка и проекта А658, в рамках которого предусматривалось перевооружение лодок 658-го проекта ракетным комплексом Д-5. Программа была закрыта на стадии аванпроекта.

“Тихоокеанские” лодки К-178 и К-55 на судоремонтном заводе в Большом Камне (Приморье) в 1970-х годах были переоборудованы в торпедные АПЛ пр. 658Т. В 1977 году эти лодки вновь подверглись переоборудованию: по проекту 658У (КС) их трансформировали в корабли связи. При этом торпедное вооружение было сохранено, однако торпедный боекомплект уменьшен. В 1988 и 1990 гг. АПЛ вывели из состава флота, в конце 90-х годов они находились в отстое в Павловске.

Несмотря на высокую шумность, устаревшее оборудование, относительно низкие условия обитаемости и ряд других недостатков, лодки проекта 658М в 70-х годах продолжали оставаться вполне боеспособными боевыми единицами флота, успешно решающими поставленные перед ними задачи. Патрулируя в непосредственной близости от побережья США (иногда члены экипажей в перископы могли наблюдать берега Новой Англии), эти корабли обеспечивали размещенным на них ракетам крайне малое подлетное время, что затрудняло потенциальному противнику организацию мер противодействия ракетному удару (хотя и делало возвращение ПЛАРБ к родным берегам после выполнения боевой задачи делом весьма проблематичным).

Условия обитаемости на первых советских ракетных атомоходах, в целом, незначительно отличались от условий на крупных дизель-электрических подводных лодках послевоенной постройки. Впрочем, каждый член экипажа ПЛАРБ проекта 658 имел свое собственное спальное место (чем и сейчас не могут похвастаться американские подводники, служащие на АПЛ 3-го поколения типа “Лос-Анджелес”), а содержание провизионных камер советских атомоходов в 60-70-х годах в значительной мере компенсировало бытовые неудобства. Моряки в изобилии снабжались превосходным молдавским “каберне”, икрой (как красной, так и черной) и другими деликатесами, которыми мог похвастаться далеко не каждый столичный ресторан 1970-х годов. Однако в 1980-х годах это “гастрономическое изобилие” стало постепенно уступать место более скромному рациону, соответствующему изменившемуся отношению “руководителей партии и правительства” к “защитникам подводных рубежей отчизны”. Впрочем, альтернативой дефицитному “каберне” всегда оставалось проверенное военно-морское “шило”.

Служба пяти ПЛАРБ проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до 1988-1991 гг. К-16, К-33, К-40 и К-149 списали в 1988-1990 гг. и они находились в отстое в Гремихе и Оленьей губе. Головная лодка проекта К-19 (“Хиросима”) спустила военно-морской флаг последней, в 1991 году. До конца 90-х годов атомоходы находились в отстое в акватории СРЗ-10 (Полярный).


Количество отсеков - 10
Атомная энергоустановка

Атомная установка типа ВМА и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью - 2 х 70 МВатт и с мощностью на валу - 17500 л.с.
Конструкторы

Гл. констр. - Ковалев С.Н.
Место постройки

Серия из 8 единиц строилась в 1958-1964 г.г. на ПО "Севмаш" (г.Молотовск, ныне г.Северодвинск). В период с 1963 по 1967 г. Шесть АПЛ класса "Отель", приписанных к Северному флоту, были модернизированы в г.Северодвинске под ракетный комплекс Д-4 для ракет типа Р-21 с дальностью стрельбы - 1400 км.[144] Две АПЛ класса "Отель", приписанные к Тихоокеанскому флоту, были в тот же период переоборудованы под торпедные на заводе в п.Большой Камень.
Места отстоя на СФ

СРЗ-10 ("Шквал") г.Полярный, СРЗ "Севморпуть" (г.Мурманск) и Гремиха.[145]

АПЛ класса "Отель"
Северный флот:

К-19,заказ No.901. Заложена 17 октября 1958 года. Спущена на воду 8 апреля 1959 года. Принята в эксплуатацию 12 ноября 1960 года. 4 июля 1961 года на АПЛ произошла ядерная авария.[146] Это привело к вырезке реакторного отсека (No.901) и замене его на новый. Операция была проведена в г.Северодвинске в период с 1962 по 1964 г.г. Впоследствии два вырезанных реактора с невыгруженным ядерным топливом затопили в бухте Абросимова (архипелаг Новая Земля) в 1965 году.[147] 24.02.72 пожар при возвращении из боевой службы в Северной Атлантике. Погибло 28 человек.[148] Из-за высокой аварийности лодка получила название "Хиросима". АПЛ списана в 1991 г. Сейчас на отстое в акватории СРЗ-10 в г.Полярный.[149]

К-33,заказ No.902. Принята в эксплуатацию 5 июля 1961 г. Списана в период с 1988 по 1990 г.

К-16,заказ No.905. Принята в эксплуатацию 15 июня 1963 г. Списана в период с 1988 по 1990 г.

К-40,заказ No.904. Принята в эксплуатацию 28 декабря 1962 г. С 1977 г. корабль связи КС-40. Списана в период с 1988 по 1990 г.

К-149, заказ No.907. ("Украинский Комсомолец"). Принята в эксплуатацию 12 февраля 1964 г. Списана в период с 1988 по 1990 г.

К-145,заказ No.906. Принята в эксплуатацию 19 декабря 1963 г. Списана в период с 1988 по 1990 г. Находится на отстое в г.Мурманске на СРЗ ВМФ "Севморпуть".[150]
Тихоокеанский флот:
К-55,заказ No.903. Принята в эксплуатацию 12 августа 1962 г. АПЛ выведена из боевого состава и на данный момент находится на отстое в г.Павловск.[151]

К-178,заказ No.908. Принята в эксплуатацию 30 июня 1964 г. АПЛ выведена из боевого состава и на данный момент находится на отстое в г.Павловске.[152]

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика