История Русского флота

История Русского флота.

 


58–66-пушечные корабли

Автор: russiaflot от 16 апреля 2009


58–66-пушечные корабли


Наиболее многочисленный подкласс кораблей Российского флота в XVIII в. Обладая хорошими мореходностью и маневренностью, имея достаточно мощное вооружение, они использовались как для сражений, так и для крейсерства и дальних экспедиций. Историк Российского флота Г. Г. Кушелев так характеризовал корабли этого ранга: «Сии корабли полагаются в число хороших военных кораблей; управлять ими способно: к военному действию, требующему поспешности, и к дальним походам весьма удобны. Они для службы выгодны и могут с 80– и 74-пушечными кораблями составлять флот, соединяющий силу с легкостью» [Кушелев Г. Г. Военный мореплаватель или собрание разных на войне употребляемых судов с показанием, каким образом военные флоты долженствуют быть устрояемы для сражения, также для атаки неприятельских или защищения своих портов. Спб., типография Морского шляхетского корпуса, 1788. С. 9.].

В начале XVIII в. лучшим кораблем Азовского флота считался 58-пушечный «Предестинация», а Балтийского флота — 64-пушечный «Ингерманланд». Первыми кораблями Черноморского флота были 66-пушечные корабли, построенные в Херсоне. Корабли этого ранга участвовали во всех сражениях флота XVIII — начала XIX в. Они составляли основу Архипелагских эскадр во время войны с Турцией 1768–1774 и крейсерских эскадр в период «вооруженного нейтралитета». Эти корабли строились в большом количестве до конца XVIII в., после чего на смену им пришли 74-пушечные корабли.


Эммануил

58–66-пушечные корабли


Заложен 24.2.1822 на Охтенской верфи в С.-Петербурге. Строитель А. А. Попов. Спущен 29.7.1824, вошел в состав БФ.
64 ор.
Первый корабль Российского флота, который имел круглую корму вместо традиционной транцевой, что упрощало конструкцию, значительно усиливало прочность корпуса и улучшало мореходность. Кроме того, на нем впервые была применена смешанная система набора с использованием железных книц и медных креплений в носовой части.
В 1825 переведен из С.-Петербурга в Кронштадт. В 1826 в составе эскадры адмирала Р. В. Кроуна находился в практическом плавании в Северном море до Доггер-банки. 10.6.1827 в составе эскадры адмирала Д. Н. Сенявина вышел из Кронштадта в Англию и 28.7 прибыл в Портсмут. После ухода эскадры графа Л. П. Гейдена в Средиземное море эскадра Д. Н. Сенявина 12.8 вышла из Портсмута и 13.9 прибыла в Кронштадт. «Эммануил» участвовал в войне с Турцией 1828–1829. В 6.1828 в составе эскадры контр-адмирала П. И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Кеге-бухта — Копенгаген — Плимут — Гибралтар и в 9.1828 прибыл в Ла-Валетту на о-ве Мальта. 11.10 с отрядом П. И. Рикорда ушел с Мальты в Архипелаг. Со 2.11.1828 по 27.4.1829 блокировал пр-в Дарданеллы, 1.5.1829 прибыл к о-ву Порос. Не мог более нести службу как боевой корабль и использовался в качестве плавучего госпиталя. В 1830 продан греческому правительству за 30 000 испанских талеров.


Командиры: П. А. Караулов (1825), Е. Е. Куличкин (с 1826 до 6.1829), П. И. Тыртов (с 6.1829 по 1830).

Божие предвидение (Гото предестинация)

Заложен 19.11.1698 на Воронежской верфи. Строители Петр Михайлов и Ф. М. Скляев. Спущен 27.4.1700, вошел в состав АзФ.
36x9,4x2,9 м; 58 ор. (26 16-фн, 24 8-фн и 8 3-фн); 253 человека.
Первый русский корабль, который был построен без помощи иностранных мастеров. Строился по чертежу, привезенному Петром I из Англии, но существенно им переработанному. Петр значительно уменьшил осадку, что потребовало поиска новых пропорций для обеспечения основных мореходных качеств. Корабль обладал хорошей остойчивостью и был самым быстроходным в Азовском флоте. Киль корабля отличался особым устройством, изобретенным Петром. Он крепился не сквозными болтами, а ершами, и, в случае если бы киль оторвало, течь кораблю не угрожала. На спуск корабля в Воронеж приехали русские государственные деятели и дипломатический корпус. В 4.1702 он был переведен из Воронежа в Устье. В 9.1705 установлен на камели и в 6.1710 переведен в Азов. В 6.1711 прибыл в Таганрог и вошел в состав эскадры вице-адмирала К. И. Крюйса. При заключении Прутского мирного договора Петр I надеялся вывести корабль через пр-в Дарданеллы в Средиземное море и далее в Балтийское, но турки отказались пропустить русские суда через проливы. В 10.1711 при передаче Азова продан турецкому правительству.


Командиры: С. Камер (1710), Г. Нанинг (до 8.1711), С. Шхон (с 8.1711).

Черепаха (Шхельпот)

Заложен в 11.1698 на Воронежской верфи. Строитель О. Най. Спущен 24.4.1700, вошел в состав АзФ.
37,5x10,8x3,1 м; 58 ор.; 253 человека.
В 1702 переведен из Воронежа в Устье. В 1710 ремонтировался в Таврове для участия в кампании 1711, но из-за малой воды с блоков не сошел и остался в Таврове. Разобран в Таврове в 1727.


Командир: В. Фангент (1711).

Святой Георгий (Сант-Иорий)

Заложен в 10.1697 на Воронежской верфи, спущен в 1701, вошел в состав АзФ.
41,2х11,3х . м; 66 ор.; 430 человек.
В 1702 переведен из Воронежа в Устье и отправлен в Азов. В 1703 перешел в Таганрог. В 6–8.1706 ходил в урочище Берды за солью. В 1709 пришел в Азов для ремонта. При передаче Азова туркам в 1711 стоял на берегу в ремонте. (?)


Командиры: Л. Демьянов (1702), Л. Стель (1706).

Воронеж

Заложен в 11.1697 на Воронежской верфи. Строитель В. Геренс. Спущен в 1703, вошел в состав АзФ.
37,3x10,7x2,7 м; 62 ор.; 327 человек.
Разобран в Таврове в 1710.


Аист (Оифар)

Заложен в 11.1697 на Воронежской верфи. Строитель Я. Кол. Спущен в 4.1706, вошел в состав АзФ.
37,6x10,8x2,7 м; 64 ор.; 330 человек.
В 1706 переведен из Воронежа в Устье. В 1710 ремонтировался в Таврове, на берегу. Из-за малой воды не был спущен. Разобран в 1727.



Святая Екатерина

Заложен 28.9.1718 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Р. Броун. Спущен 16.3.1721, вошел в состав БФ.
46,6x12,8x5,6 м; 66/70 ор.; 470 человек.
В 1721–1723 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. В 7.1723 плавал под флагом Петра I. В 1726 и 1732 с флотом находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1727 и 1728 стоял в готовности в Кронштадтской гавани, но эскадра в море не выходила. Разобран после 1736 в Кронштадте.


Командиры: М. П. Госслер (1721), Д. С. Калмыков (1722–1723 и 1728), Г. Агазен (1726), Д. Никлас (1732).

Пантелеймон-Виктория

58–66-пушечные корабли


[Назван в честь Гангутской (1714) и Гренгамской (1720) побед, одержанных в день Св. Пантелеймона 27 июля.] Заложен 22.3.1719 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель М. Пангалой. Спущен 27.7.1721, вошел в состав БФ.
46x12,2x5,7 м; 66 ор.; 470 человек.
М. Пангалой построил корабль по собственному проекту на «французский манер». Для обеспечения надежной продольной прочности он впервые в отечественном судостроении применил систему диагональных связей. В 1722, 1723 и 1727 в составе отрядов и эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1726 с эскадрой находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа, но в море не выходил. С 1728 стоял в Кронштадтской гавани, не вооружался. В 9.1734 перешел из Кронштадта в Ревель. Разобран в 1736.


Командиры: Ф. Вильбоа (1721), Д. Вильстер (1723), К. Н. Зотов (1726), М. Коробин (1728), А. Аболешев (1734).

Дербент

[Назван в честь взятия русскими войсками г. Дербент 23.8.1722 во время Персидского похода.] Заложен 11.1.1719 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Р. Козенц. Спущен 27.7.1724, вошел в состав БФ.
46,1х12,8х5,2 м; 64/66 ор.; 470/483 человека.
В 1725 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском зал. 15.5.1726 с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд. 28.6 во время шквала с грозой ударом молнии убило 5 человек, оглушило и ранило 32 человека. Были повреждены фок-мачта и бак. Введен в гавань и отремонтирован. 26.7–14.8.1727 во главе эскадры вице-адмирала Н. А. Синявина перешел из Кронштадта в Киль. Доставил в Голштинию цесаревну Анну Петровну и ее мужа герцога Гольштейн-Готторпского. 8.9 вернулся в Кронштадт. В 1728–1731 стоял в Кронштадтской гавани, не вооружался. Летом 1732 находился на Кронштадтском рейде, но в море не выходил. Разобран после 1739.


Командиры: С. Армитаж (1725), В. Ф. Люис (1726–1728), барон Г. Шлейниц (1731–1732).

Нарва

Заложен 7.12.1718 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Г. А. Меншиков. Спущен 11.10.1725, вошел в состав БФ.
47,2x13,1x5,8 м; 64/66 ор.; 400 человек.
Летом 1726 с эскадрой находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа, но в море не выходил. В 1727, 1732 и 1733 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1728–1731 стоял в Кронштадтской гавани, не вооружался. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15–26.5 с эскадрой адмирала Т. Гордона перешел из Кронштадта к Пиллау, прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем до 10.6 крейсировал, блокируя Данциг с моря. 10.6 пришел на Данцигский рейд. 13.6 преследовал три корабля, обнаруженные в море. Когда при сближении корабли подняли датский флаг, вернулся на рейд. 14.6 принимал с берега на борт пленных французов. 30.6 с эскадрой пришел в Ревель, а 2.7 в Кронштадт. Больше в море не выходил. Разобран после 1739.


Командиры: Ф. Вильбоа (1726), Б. Лебядников (1728, 1734), А. Гохстрат (1732), У. Вильстер (до 3.7.1733), И. Г. Черевин (с 7.7.1733).

Святая Наталья

[Назван в честь матери Петра I царицы Натальи Кирилловны.] Заложен 17.5.1719 в С.-Петербургском адмиралтействе. Строитель Р. Козенц. Спущен 17.9.1727, вошел в состав БФ.
47,4x13,1x5,4 м; 66 ор.
С 27.5 по 4.6.1729 с отрядом выходил из Кронштадта к Красной Горке для маневров. В 1732 и 1733 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Участвовал в действиях флота под Данцигом в 1734. 15–26.5 с эскадрой адмирала Т. Гордона перешел из Кронштадта к Пиллау, прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем до 10.6 крейсировал, блокируя Данциг. 10.6 пришел на Данцигский рейд. 14.6 принимал с берега на борт пленных французов. 30.6 с эскадрой пришел в Ревель, а 2.7 в Кронштадт. Больше в море не выходил. Разобран после 1739 в Кронштадте.


Командиры: М. Фрем (1728), Р. Литель (1729), С. Армитаж (1732), Д. Бестужев (до 13.9.1733), Г. Сниткер (с 13.9.1733), М. Киселев (1734).

Победоносец

Заложен 9.7.1778 на Кронштадтской верфи. Строитель А. С. Катасанов. Спущен 16.9.1780, вошел в состав БФ.
48,8x13,6x5,8 м; 66 ор.
Построен из обожженного леса, смазанного жидкой смолой с серой. При осмотре спустя 7 лет после спуска не имел повреждений. Участвовал в «вооруженном нейтралитете». 20.6.1782 в составе эскадры вице-адмирала В. Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген — Диль — пр-в Ла-Манш — м. Финистерре (во время шторма разлучился с эскадрой и далее шел самостоятельно) — Кадис — Гибралтар и 4.10 прибыл в Ливорно. В 1783 стоял с эскадрой в Ливорно. Весной 1784 ходил для ремонта в порт Ферайо. 13.5.1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар — пр-в Ла-Манш — Копенгаген и 21.8 прибыл в Кронштадт. 20.12.1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. 19.7.1788 пришел из Кронштадта к флоту, стоявшему у о-ва Сес-кар, и в его составе крейсировал в Финском зал. 17.10 в составе отряда отделился от флота и пошел на соединение с эскадрой вице-адмирала В. П. Фондезина (Копенгагенской). 12.11.1788 прибыл в Копенгаген, присоединился к эскадре и встал на зимовку. 19.7.1789 эскадра покинула Копенгагенский рейд и 22.7 в Балтийском море соединилась с Ревельской эскадрой. Обе эскадры крейсировали в районе о-в Борнгольм — о-в Готланд — м. Дагерорт, а 16.8 прибыли на Ревельский рейд. С 27.8 по 11.10 «Победоносец» крейсировал с флотом в Финском зал. 2.5.1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии эскадры, сделал 1430 выстрелов. Потери — 5 раненых. 24.5 с Ревельской эскадрой вышел в море и после соединения с Кронштадтской эскадрой, преследуя шведский флот, 29.5 вошел в Выборгский зал. 9.6 в составе главных сил «Победоносец» занял позицию в центре. 22.6 участвовал в Выборгском сражении. 23.6, преследуя шведские суда, взял в плен севший на мель шведский КОР «Финланд», стащил его с мели и повел на буксире. 2.7 прибыл на Ревельский рейд. В 9–10.1790 в составе отряда ходил в Копенгаген, 5.11.1790 прибыл в Ревель. В 1791 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском зал. Участвовал в войне с Францией 1792–1797. 9.6.1793 прибыл в Ревель из Кронштадта и 30.6 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 10.7 с эскадрой встал на якорь у о-ва Мэн, контролируя вход в пр-в Зунд. Приняв на борт больных с других судов, отделился от эскадры и 13.8 прибыл в Кронштадт. В 1794 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. В 1795 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В 5–6.1801 стоял на Кронштадтском рейде как плавучая батарея (без мачт) для защиты о-ва Котлин с моря. Разобран в 1807 в Кронштадте.


Командиры: Н. С. Мордвинов (1781), А. Г. Спиридов (1782–1784), С. А. Валронт (1787), А. И. Тимашев (1788–1791), Л. Н. Сумароков (1793), Ф. И. Тезигер (1794), И. С. Шелгунов (1795), Х. Т. Беринг (1797), С. Я. Деляп (1799), И. Т. Быченский (1801).

Святая Екатерина

Заложен 26.5.1779 на Херсонской верфи. Строитель В. А. Селянинов. Разобран на стапеле в 1785.
47,24x12,6x4,6 м; 60 ор.
В 1784 князь Г. И. Потемкин приказал переделать его в 50-пушечный фрегат, но набор подлежал полной переборке, а стапель под ним сгнил. К 10.3.1785 был разобран.


Мария Магдалина

(С 1799 — «Мария Магдалина первая», поскольку в строй вступил 74-пушечный корабль «Мария Магдалина»). Заложен 13.6.1786 на Херсонской верфи. Строитель С. И. Афанасьев. Спущен 12.4.1789, вошел в состав ЧФ.
47,3x12,93x5,64 м; 66 ор. (30– и 18-фн).
Участвовал в войне с Турцией 1787–1791. 5.6.1789 пришел из Херсона к Очакову и присоединился к Лиманской эскадре, 29.9 прибыл с ней в Севастополь. С 8.10 по 4.11.1789 в составе эскадры контр-адмирала графа М. И. Войновича крейсировал в Черном море у о-ва Фидониси и устья Дуная. С 7 по 9.1790 с эскадрой контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова крейсировал в Черном море для поиска турецкого флота. 8.7 участвовал в сражении у Керченского пр-ва, 28.8 — в сражении у о-ва Тендра. Находясь в составе авангардии, взял в плен турецкий КОР «Мелеки-Бахри». В 10–11.1790 с эскадрой прикрывал переход гребной эскадры из Днепра в Дунай. 10.7.1791 в составе эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя на поиск турецкого флота. С 12 по 15.7 русские суда преследовали турецкую эскадру, которая в шторм сумела оторваться. 31.7 участвовал в сражении у м. Ка лиакра, 20.8 вернулся в Севастополь. В 1794, 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. 13.8.1798 в составе эскадры вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. 20.9 объединенный русско-турецкий флот вышел из пр-ва Дарданеллы в Архипелаг. 13.10 русская эскадра высаживала десант на о-в Занте, с 31.10 по 2.11 высаживала десант и бомбардировала крепость Св. Мавры, которая 2.11 капитулировала. 9.11.1798 эскадра пришла к о-ву Корфу. 18.2.1799 корабль участвовал во взятии о-ва Видо и передовых укреплений крепости Корфу, 20.2 — в штурме крепости Корфу, которая капитулировала. 24.7 русская эскадра покинула Корфу и, зайдя в Мессину, 22.8 прибыла в Палермо. 8.9 перешла из Палермо в Неаполь. 24.12.1799 эскадра пришла из Неаполя в Мессину для дальнейших действий против крепости на о-ве Мальта. 31.12.1799, получив приказ Павла I о возвращении в Россию, эскадра Ф. Ф. Ушакова вышла из Мессины и 7.1.1800 прибыла в Корфу. Зимой 1800 корабль ремонтировался в Корфу. 6.7 с эскадрой Ф. Ф. Ушакова вышел в Россию и 26.10.1800 прибыл в Севастополь. Разобран в 1803 в Севастополе.


Командиры: Г. К. Голенкин (1789–1791), Е. П. Сарандинаки (1793–1798), А. И. Тимченко (1799–1800).

Богоявление Господне

Заложен 15.3.1789 на Херсонской верфи. Строитель С. И. Афанасьев. Спущен 22.3.1791, вошел в состав ЧФ.
49,4x13,7x5,9 м; 66/72 ор. (в 1798: 26 36-фн, 26 18-фн, 14 6-фн пушек и 6 18-фн единорогов); 705 человек.
3.10.1791 пришел из Херсона в Севастополь. В 1794, 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. 13.8.1798 в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. 20.9 объединенный русско-турецкий флот вышел из пр-ва Дарданеллы в Архипелаг. 13.10 русская эскадра высаживала десант на о-в За-нте. 20.10 в составе отряда капитана 1 ранга И. А. Селивачева корабль отделился от флота и пошел к о-ву Корфу. 24.10 отряд прибыл к о-ву Корфу и установил блокаду крепости. 29.10 «Богоявление Господне» взял в плен 18-пушечную французскую шебеку. 18.2.1799 участвовал во взятии о-ва Видо, бомбардировал батареи № 4 и № 5; вел перестрелку с французскими КОР «Leander» и ФР «La Brune» и вынудил «Leander» сдаться. 20.2 участвовал в штурме крепости Корфу. В 7.1799 после ухода эскадры Ф. Ф. Ушакова оставлен в Корфу для ремонта и охраны крепости; командир корабля А. П. Алексиано был назначен Ф. Ф. Ушаковым старшим морским начальником Корфу. 6.7.1800 в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова вышел из Корфу в Россию. 26.10 с эскадрой подошел к Севастополю, но в темноте не смог войти в бухту и 27.10 прибыл в Феодосию. Во время перехода с о-ва Корфу получил сильные повреждения, для ремонта из Севастополя были присланы мастеровые и материалы. Для облегчения корабля орудия были перегружены на транспорт. В 3.1801 корабль перешел из Феодосии в Севастополь. Разобран в 1804 в Севастополе.


Командиры: Р. Вильсон (1791–1797), А. П. Алексиано (1798–1800).

Святая Троица

(Первоначальное название — «Сошествие Святого Духа»). Заложен 30.9.1790 на Херсонской верфи. Строитель С. И. Афанасьев. Спущен 6.5.1791.
48,8x13,6x5,8 м; 66/72 ор. (в 1798: 26 30-фн, 26 18-фн, 14 12-фн, 6 18-фн единорогов); 733 человека.
3.10.1791 пришел из Херсона в Севастополь. В 1794, 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. 13.8.1798 в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. 20.9 объединенный русско-турецкий флот вышел из пр-ва Дарданеллы в Архипелаг. 13.10 русская эскадра высаживала десант на о-в Занте. Во главе отряда корабль отделился от флота, пришел к о-ву Кефалония и 17.10 высадил десант, который без боя взял крепость. 28.10 отправлен от о-ва Кефалония к Корфу для усиления отряда капитана 1 ранга И. А. Селивачева. 31.10 прибыл к Корфу и приступил к блокаде крепости. 12.11 участвовал в перестрелке с французским КОР «Genereux», пытавшимся прорваться в море. 18.2.1799 участвовал во взятии о-ва Видо, 20.2 — в штурме крепости Корфу. В 7.1799 после ухода эскадры Ф. Ф. Ушакова оставлен с отрядом А. П. Алексиано в Корфу для ремонта и охраны крепости. 6.7.1800 в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова вышел из Корфу в Россию и 26.10 прибыл в Севастополь. В 5–10.1804 в составе отряда капитана 1 ранга Г. Г. Белле (Белли) доставил войска из Одессы в Корфу; шел под торговым флагом, орудия из деков были погружены в трюм. 5.10 вернулся в Севастополь. Разобран после 1806.


Командиры: П. А. Данилов (1791), И. И. Престман (1793–1797), И. С. Поскочин (1798–1800), С. И. Рубец (1802, 1804), С. Б. Сахаров (1803, 1806), К. А. Герамуцо (1805).

Мощный

Заложен 16.7.1804 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 17.6.1805, вошел в состав БФ.
51,3x13,8x5,7 м; 66 ор.
В 1805 перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1804–1807. 18.8.1806 участвовал в Высочайшем смотре эскадры капитан-командора И. А. Игнатьева на Кронштадтском рейде. 19.8 в ее составе вышел из Кронштадта в Средиземное море на усиление эскадры вице-адмирала Д. Н. Сенявина по маршруту Ревель (где принял на борт войска) — Копенгаген — Портсмут — Гибралтар — Мессина. 21.12 эскадра прибыла в Корфу, а 1.1.1807 в Котор, где присоединилась к эскадре Д. Н. Сенявина. 17.1 с эскадрой «Мощный» пришел из Котора в Корфу. Участвовал в войне с Турцией 1806–1812. 10.2.1807 в составе эскадры Д. Н. Сенявина вышел из Корфу и 23.2 прибыл к пр-ву Дарданеллы. 8–10.3 обстреливал батареи о-ва Тенедос, прикрывая высадку десанта, овладевшего островом. В 4–8.1807 с эскадрой, базируясь на о-в Тенедос, осуществлял блокаду пр-ва Дарданеллы. 10–11.5 участвовал в Дарданелльском сражении, 19.6 — в Афонском сражении. В паре с КОР «Ярослав» атаковал КОР вице-адмирала «Анкай-Бахри». При сближении не отвечал на огонь турок. Во избежание потерь командир приказал матросам лечь на палубу. Открыл огонь, подойдя на картечный выстрел. В ходе боя оказался в середине турецкого флота, получил серьезные повреждения. 25.8 в составе отряда контр-адмирала А. С. Грейга отделился от эскадры и пошел к греческому о-ву Специя для эскорта призовых судов. 14.9 с отрядом пришел в Корфу. 19.9 с эскадрой Д. Н. Сенявина вышел из Корфу в Россию. 5.10 эскадра прошла Гибралтар, а 7.10 задули противные северные ветры, не позволявшие продвинуться далее м. С.-Винсент. 30.10 эскадра пришла в Лиссабон, где с 11.1807 была блокирована английским флотом (после начала англо-русской войны 1807–1812). После подписания Лиссабонского мирного договора 31.8.1808 эскадра покинула Лиссабон в сопровождении английских кораблей и 26.9 прибыла в Портсмут. 29.9.1808 «Мощный» спустил Андреевский флаг, вымпел и гюйс, а экипаж на английских транспортах был отправлен в Ригу. В 1813 с эскадрой контр-адмирала М. П. Коробки корабль перешел из Портсмута в Кронштадт, доставив орудия с кораблей эскадры Д. Н. Сенявина. Разобран в 1817 в Кронштадте.


Командиры: В. Кровве (1805–1807), Е. Ф. Развозов (1808), П. Б. Головачев (1813).

Скорый

Заложен 16.8.1800 в С.-Петербургском Главном адмиралтействе. Строители М. Сарычев и И. В. Курепанов. Спущен 18.8.1805, вошел в состав БФ.
53,7x14x6,1 м; 66 ор.; 524 человека.
Участвовал в войне с Францией 1804–1807. 18.8.1806 участвовал в Высочайшем смотре эскадры капитан-командора И. А. Игнатьева на Кронштадтском рейде. 19.8 в ее составе вышел из Кронштадта в Средиземное море на усиление эскадры вице-адмирала Д. Н. Сенявина по маршруту Ревель (где принял на борт войска) — Копенгаген — Портсмут — Гибралтар — Мессина. 21.12 эскадра прибыла в Корфу, а 1.1.1807 в Котор, где присоединилась к эскадре Д. Н. Сенявина. 17.1 с эскадрой «Скорый» пришел из Котора в Корфу. Участвовал в войне с Турцией 1806–1812. 10.2.1807 в составе эскадры Д. Н. Сенявина вышел из Корфу и 23.2 прибыл к пр-ву Дарданеллы. С 5 по 16.3 блокировал пролив. В 4.1807 вместе с ФР «Венус» высаживал десант на о-в Имбро. В 4–8.1807 с эскадрой, базируясь на о-в Тенедос, осуществлял блокаду пр-ва Дарданеллы. 10.5 участвовал в Дарданелльском сражении, 19.6 — в Афонском сражении, в паре с КОР «Твёрдый» атаковал турецкий авангард. В ходе боя оказался в центре турецкого флота, был «поставлен в два огня», сражался с тремя кораблями и одним фрегатом. С правого борта экипаж отбивался из пушек ядрами и картечью, с левого — из ружей и пистолетов. «Скорый» получил серьезные повреждения: весь такелаж был перебит, а паруса прострелены. 28.8 с эскадрой ушел от Дарданелл, 4.9 прибыл в Корфу, а 19.9 вышел в Россию. 5.10 эскадра прошла Гибралтар, а 7.10 задули противные северные ветры, не позволявшие продвинуться далее м. С.-Винсент. 30.10 эскадра пришла в Лиссабон, где с 11.1807 была блокирована английским флотом (после начала англо-русской войны 1807–1812). После подписания Лиссабонского мирного договора 31.8.1808 эскадра покинула Лиссабон в сопровождении английских кораблей и 26.9 прибыла в Портсмут. 29.9.1808 «Скорый» спустил Андреевский флаг, вымпел и гюйс, а экипаж на английских транспортах был отправлен в Ригу. В 1813 корабль продан Англии, годные орудия доставлены в Россию.


Командир: Р. П. Шельтинг (1805–1808).

Победоносец

Заложен 28.8.1807 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 9.5.1809, вошел в состав БФ.
48,9x13,6x5,3 м; 64 ор.
Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. 11.8.1812 в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна вышел из Архангельска. В начале 9.1812 у Шетландских о-вов русские корабли попали в четырехдневный жестокий шторм. «Победоносец», получив во время шторма сильные повреждения рангоута, с эскадрой зашел в Готенбург для ремонта. 9.10 с эскадрой прибыл в Свеаборг. 28.10 с эскадрой Р. В. Кроуна вышел из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом. 29.11 эскадра прибыла в Ширнесс. С 11.1812 по 5.1814 «Победоносец» находился в Англии, периодически выходя в крейсерство в составе отрядов для блокады французского флота в портах. 27.5 эскадра Р. В. Кроуна пришла из Блекстекса в Шербур и, приняв на борт гвардейские полки, вышла в Россию. 8.7.1814 прибыла в Кронштадт. В 1822 «Победоносец» перешел из Кронштадта в Свеаборг, где был переоборудован в блокшив.


Командиры: Ф. К. Митьков (1810–1811), Ф. А. Дзивович (1812–1814), Г. И. Невельской (1822).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика