История Русского флота

История Русского флота.

 


Подводная лодка «Краб»

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


Подводная лодка «Краб»


«Краб» ОНЗиВ 1909/12.8.1912/25.6.1915-погибла 26.4.1919

512/722,1 т, 52,8x4,3x3,9 м. Бенз. -4, ЭД-2, 1320/660 л.с.=11,8/ 7,5 уз. Эк. 53 чел. 1—37 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм, 60 мин загр.



Первый в мире подводный минный заградитель. Мины распо­лагались в двух коридорах, имевших конвейерную цепь. Кероси­новые двигатели отличались крайней ненадежностью, что ограни­чивало боевое использование ПЛ. Привлекалась к минным поста­новкам в проливе Босфор и на подходах к нему. Была затоплена англо-французскими интервентами в р-не Севастополя. В 1935 г. поднята партией ЭПРОНа и сдана на слом.

историческая справка

 

1908 год декабрь
заложена на эллинге судостроительного завода «Наваль» в Николаеве Обществом Николаевских заводов и верфей как первый в мире подводный минный заградитель.

1912 год 9 августа
приказом по Морскому ведомству № 226 зачислена в списки судов Черноморского флота в класс подводных лодок с присвоением наименования «Краб».

1912 год 12 августа
спущена на воду.

1912 год с августа по июнь 1913 года
пл находилась в достройке.

1913 год июнь
начаты заводские испытания.

1913 год 22 июня
состоялось первое пробное погружение.

1913 год с 25 по 26 июля
пл прошла испытания на шестичасовой полный ход на на Лукульской мерной миле.

1913 год до 27 ноября
проводились ограниченные приемные испытания.

1913 год с декабря по 1914 год
переделка и устранение недостатков.

1914 год осень
окончание переделок и доводки проекта.

1915 год 5 февраля
испытание прочного корпуса давлением с удовлетворительным результатомжю.

1915 год 8 апреля
измерены скорости пл на полном ходу, на экономическом ходу и зарядке, и на экономическом ходу без зарядки. Пробеги совершались на Лукульской мерной миле. Во время пробега заградителя на полный ход у моторов № 1 и № 2 не работало по одному цилиндру. Средняя скорость полного хода получилась равной 11,78 узлов. При втором измерении скорости керосиномоторы правого борта работали на винт и зарядку, а керосиномоторы левого борта продолжали работать на винт. Средняя скорость при этом режиме составила 10,45 узлов. И, наконец, при измерении экономического хода работали только керосиномоторы правого борта, при этом средняя скорость была 8,6 узлов.

1915 год 10 апреля
завершились работы по переоборудованию.

1915 год 24 мая
пл предъявлена к официальной сдаче. Лодка вышла в море и, погрузившись, приступила к постановке мин на экономическом ходу. Всего было поставлено 49 мин.

1915 год 28 мая
выполнены испытания торпедных аппаратов и погружение на глубину 100 футов (30,48 метров). Произведены выстрелы из правого, а затем левого аппаратов и залп из обоих торпедных аппаратов. Кроме того, заградитель погрузился на глубину 120 футов (36,58 метров) и оставалась там в течение 15 минут. Испытания признаны удовлетворительными.

1915 год 31 мая
приняв полный комплект мин, пл снова вышла на постановку, но уже при максимальной скорости. В этом случае выставленно шесть мин.

1915 год 5 июня
пл подняли на плавучий док, где произвели осмотр подводной части.

1915 год 25 июня
пл зачислена в состав действующего флота.

1915 год 25 июня
в 07.00 с 58 минами и 4 торпедами пл вышла в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к проливу Босфорпл в первый боевой поход с целью осуществить минную постановку. Выход состоялся под коммерческим флагом. На заградителе, кроме личного состава, находились: начальник подводной бригады кап. 1 ранга Клочковский В.Е., флагманский штурман бригады л-т Паруцкий М.В. и сдаточный капитан завода инженер-механик л-т Лукьянов В.С., который пошел в поход по собственному желанию. Согласно полученным инструкциям, «Краб» должен был поставить минное заграждение по возможности на линии Босфорских маяков Румели-Фенер и Анатоли-Фенер длиной в одну милю. В 09.20, находясь на параллели мыса Сарыч, «Краб» взял курс на Босфор. Подводные лодки «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» шли в кильватерной колонне, причем головная лодка «Тюлень» находилась на левом траверзе «Краба». С 10.00 до 11.00 проводили артиллерийское и стрелковое учения: были опробованы 37-мм орудие и пулеметы. В полдень по приказанию начальника бригады были подняты военный флаг и вымпел. В 20.00 лодки стали расходиться, чтобы в темноте в случае появления противника не стеснять друг друга в маневрировании. Утром же они снова должны были встретиться.

1915 год 26 июня
«Краб», обладая большей скоростью, чем остальные лодки, пришел утром в точку встречи раньше сопровождавших его лодок. Поэтому, чтобы использовать свободное время, моторы остановили и произвели погружение и дифферентовку. При погружении обнаружили, что «Краб» теряет плавучесть кормой. Как выяснилось, кормовая дифферентная цистерна наполнялась водой из-за того, что горловина этой цистерны пропускала воду из надстройки. Пришлось всплыть и переменить резину на горловине цистерны. Повреждение исправили и снова приступили к дифферентовке. Во время дифферентовки обнаружили, что невозможно перекачивать воду из одной дифферентной цистерны в другую из-за малой мощности помпы. При всплытии заградителя остававшуюся в надстройке воду спускали по трубам в трюм, но оказалось, что это происходит очень медленно, поэтому пришлось открыть горловину кормовой дифферентной цистерны и спустить в нее часть воды, а затем откачать ее брандспойтом за борт. В 10.50 все лодки были в сборе. После удифферентовки «Краба», «Нерпа» и «Тюлень» направились на заданные позиции, а «Морж», поскольку его позиция была намечена против Босфора, следовал вместе с «Крабом». До Босфора оставалось 85 миль. Кап. 1 ранга Клочковский В.Е. намечал произвести минную постановку в вечерних сумерках, чтобы на случай возможных неудач и неисправности заградителя в момент постановки или непосредственно после нее ночью оставался некоторый резерв времени. Поэтому он принял решение произвести минную постановку вечером 27 июня. В 14.00 запустили моторы, а затем дали ход и одновременно начали зарядку аккумуляторной батареи. В 20.00 «Морж» ушел, получив предписание встретиться на следующее утро против Босфора, но вне видимости лодки с берега.

1915 год 27 июня
В 00.00 зарядку батареи закончили, приняв 3000 А/ч, моторы застопорили, и «Краб» простоял на месте до 04.00, после чего он пошел малым ходом. В 06.30 по носу открылся берег, а в 07.35 справа по траверзу показался «Морж». В 09.00 «Краб» находился в 28 милях от Босфора. Моторы были застопорены, а затем в 11.40, после обеда, снова пущены, но уже на винт и зарядку, чтобы к предстоящей минной постановке батарея была полностью заряжена. В 16.15 в 11 милях от маяка Румели-Фенер моторы застопорили, и в 16.30 начали погружение, а через 20 мин был дан подводный ход в 4 узла. Минное заграждение начальник бригады решил ставить от маяка Анатоли-Фенер к маяку Румели-Фенер, а не наоборот, так как в последнем случае при ошибке в скорости «Краб» мог выскочить на Анатолийский берег. Определение места лодки производилось в перископ. Но для того, чтобы себя не обнаружить, находившийся в рубке начальник бригады брал пеленги перископом, выставляя его на поверхность лишь на несколько секунд, далее отсчет по кругу он передавал флагманскому штурману, который и вел прокладку. В 18.00 «Краб» был в 8 милях от маяка Анатоли-Фенер. Лодка шла на глубине 50 футов (15,24 метров), считая от киля до поверхности. Затем глубину погружения увеличили до 60 футов (18,29 метров). В 19.00 при определении места заградителя через перископ против пролива был обнаружен турецкий сторожевой пароход, находившийся от пл в 10 кабельтовых. Однако от атаки этого парохода кап. 1 ранга Клочковский В.Е. отказался, боясь обнаружить себя и тем самым сорвать постановку минного заграждения. Увеличив глубину до 65 футов (19,8 метров), чтобы пройти под килем турецкого парохода, «Краб» лег на курс 180°. В 19.55 заградитель находился в 13,75 кабельтовых от маяка Анатоли-Фенер. В 20.10 начали постановку мин. Через 11,5 минут заградитель слегка коснулся грунта. Так как начальник бригады стремился поставить минное заграждение возможно ближе к маякам, то он и предположил, что произошло прикосновение к краю Румелийской отмели. Поэтому Клочковский сразу же дал распоряжение положить руль право на борт, остановить минный элеватор и продуть цистерну высокого давления. По указателю в этот момент последняя мина еще не была поставлена. В 20.22 последовал сильный толчок, а за ним несколько других. Заградитель всплыл до 45 футов (13,7 метров), имея большой дифферент на нос, но дальше не всплывал, по-видимому задев за что-то носом. Тогда продули среднюю цистерну и застопорили ход, чтобы дать возможность лодке освободиться и не намотать минрепы на винты, в случае, если заградитель попал на минное заграждение. Через минуту «Краб» всплыл до половины рубки, имея курс норд. В иллюминатор рубки с левого борта по траверзу виднелся в сумерках маяк Румели-Фенер. В 20.24 заградитель вновь погрузился, увеличив ход до 5,25 узлов. Через минуту при попытке поставить «последнюю мину» оказалось, что указатель работал неточно: эта мина была поставлена на свое место перед самым прикосновением к грунту. Скорость заградителя уменьшили до 4 узлов, глубина погружения составила 65 футов (19,8 метров) для того, чтобы можно было свободно проходить под килем встречных судов и под возможным минным заграждением. В 20.45 «Краб» увеличил скорость до 4,5 узлов, чтобы скорее отойти от Босфора, так как появились большие дифференты и возникло предположение, что лодка получила повреждение корпуса. В 21.50 кап. 1 ранга Клочковский В.Е. отдал приказание всплывать. Включили вентиляцию лодки и разрешили нуждающимся в свежем воздухе выйти наверх, а такие были, в особенности в кормовом отделении заградителя, где стояли керосиномоторы. В 23.20 были запущены керосиномоторы правого борта, а через 25 мин - керосиномоторы левого борта. Начальник бригады должен был дать командиру «Моржа» условленную радиограмму, но это не удалось сделать, так как во время подводного хода заградителя антенна порвалась. Дальнейшее плавание подводного заградителя «Краб» до Севастополя прошло без инцидентов. Опасались только, что не хватит смазочного масла, так как расход его оказался больше предполагавшегося. Последнее не было неожиданным, так как еще 8 апреля при испытании заградителя на надводный ход комиссия сочла необходимым изменить устройство для смазки упорных подшипников и поставить холодильник для охлаждения стекающего масла, чего, однако, к описываемому подходу не успели сделать.

1915 год 29 июня
при подходе к Севастополю в 07.39 «Краб» разошелся на контркурсах с экскадрой Черноморского флота, вышедшей из Севастополя. Начальник бригады донес командующему флотом о выполнении боевого задания. В 08.00 вновь был поднят коммерческий флаг, а в 09.30 «Краб» отшвартовался у пирса в Южной бухте. На следующий день после постановки мин неприятель обнаружил по всплывшим минам заграждение, которое выставил «Краб». Подняв одну из них, немцы поняли, что мины поставлены подводной лодкой. Дивизион тральщиков сразу же начал траление, и 3 июля комендант Босфора донес, что заграждение ликвидировано. Однако это заключение было весьма поспешным: на якобы «вытраленном» заграждении подорвалась носовой частью турецкая канонерская лодка «Иса Рейс». Ее отбуксировали с минного поля и тем самым спасли от гибели. За успешное выполнение боевого задания по постановке у Босфора минного заграждения офицерский состав был повышен в чине или награжден. Так, командира заградителя Феншоу Л.К. произвели в чин кап. 2 ранга, флагманского штурмана бригады Паруцкого М.В. - в ст. л-та, Монастырева Н.А. - в л-та и Иванова М.П. - в инженер-механика л-та. Награждены орденами: Клочковский В.Е. - Владимира 3-й степени с мечами, Крузенштерн В.В. - Анны 3-й степени и Иванов М.П. - Станислава 3-й степени. Позже приказом командующего Черноморским флотом от 26 сентября и.д. старшего офицера заградителя л-та Крузенштерна В.В. наградили Георгиевским оружием с формулировкой: «во время постановки минного заграждения доблестной и самоотверженной деятельностью вывел лодку из критического положения, чем способствовал успеху боевой операции». За этот поход наградили также матросов, унтер-офицеров и кондукторов: Георгиевским крестом 3-й степени - А. Кучина, Георгиевским крестом 4-й степени - семь человек: И. Евтропова, И. Ефимова, П. Коленова, Ю. Пуснера, Я. Солдатова, А. Сушкина, Н. Токарева и Георгиевской медалью 4-й степени - десять человек: П. Гаврилова, Л. Зяблова, В. Мищенкова, И. Моисеенока, М. Пасечный, Г. Прудникова, С. Суханцева, С. Танцюра, С. Храмова, В. Чумичева. В приказе командующего флотом говорилось, что они награждаются «...за точное и смелое исполнение поручений и умелое управление лодкой». Ранее приказом командующего Черноморским флотом от 23 июля «...за большие заслуги по приведению подводной лодки в боевую готовность...» серебряной нагрудной медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие» были награждены двенадцать человек: И. Годулянов, И. Косов, В. Мищенков, Г. Прудников, Я. Солдатов, Ф. Сосновцев, С. Суханцев, А. Сушкин, С. Танцюра, Н. Токарев, И. Черняк, В. Чумичев.

1915 год с июня по август
после возвращения в Севастополь пл ремонтировали и устраняли недоделки, оставшиеся из-за срочного выхода в боевой поход к Босфору.

1915 год июль
завершены испытания пл. Подлодка вступила в строй и зачислена в состав подводной бригады Черноморского флота с базированием в Южной бухте  Севастополя.

1915 год с 20 по 21 августа
совершила выход в море после окончания ремонта.

1915 год 10 декабря
пл вышла в море для выполнения приказания командующего флотом с целью минной постановки.

1915 год 12 декабря
из-за штормовой погоды пл вынуждена была вернуться в гор. Севастополь.

1916 год 25 февраля
в 17.10 под брейд-вымпелом начальника подводной бригады кап. 1 ранга Клочковского В.Е. пл вышла из Севастополя.

1916 год 27 февраля
в 20.45 из-за штормовой погоды пл вынуждена была вернуться в Севастополь.

1916 год июнь
совершила шесть коротких выходов в море.

1916 год 11 июля
совершила выход в море.

1916 год 13 июля
совершила выход в море.

1916 год 17 июля
в 06.40 пл под командованием ст. л-та Паруцкого М.В. и под брейд-вымпелом начальника подводной бригады кап. 1 ранга Клочковского В.Е. вышла из Севастополя к Босфору на вторую боевую минную постановку, имея на борту 60 мин и 4 торпеды. После полудня произвели подзарядку аккумуляторов.

1916 год 18 июля
в 00.30 лопнула рубашка второго цилиндра кормового керосиномотора правого борта. Под руководством кондуктора Ю. Пуснера повреждение было устранено, и в 03.00 пущены все четыре мотора. Через два часа выявилось новое повреждение: минно-машинный кондуктор П. Коленов обнаружил, что лопнул найтов стального троса носовых противоминных отводов. Коленов на ходу лодки эти отводы прихватил, и таким образом повреждение было устранено. В 12.30 открылись берега Босфора. Когда до пролива оставалось 18 миль, кап. 1 ранга Клочковский В.Е. принял решение продолжать плавание в позиционном положении. Керосиномоторы были застопорены. Лодка провентилирована. В 13.45 заградитель погрузился и удифферентовался. Были опробованы горизонтальные рули и проверено управление лодкой в подводном положении. В 14.10 продули среднюю цистерну и перешли в позиционное положение. Через 5 минут был пущен правый керосиномотор. Когда до Босфора оставалось 12 миль, мотор снова был застопорен; лодку повторно провентилировали, поскольку сказывался прежний недостаток: атмосфера в лодке испортилась из-за выделяющихся газов от керосиномоторов, моторы охладили, и в 16.00 был дан подводный ход на глубине 12 метров. Погода благоприятствовала: ветер норд-ост 3-4 балла, белые гребешки. В 19.50, когда заградитель находился в 4,5 кабельтовых от Румели-Фенер, начальник бригады приказал начать постановку мин, а лодке понемногу катиться влево с расчетом на снос вправо, так как было обнаружено слабое течение на вест. К 20.08 постановка всех 60 мин была закончена. Заграждение поставлено в заданном месте: южнее линии, соединяющей мысы Юм-Бурну и Родигет, т.е. на пути военных кораблей противника, фарватер которых по последним данным проходил от норда к мысу Пойрас. Заграждение западным крылом касалось Румелийской отмели, а восточным - не доходило на 6 кабельтовых до Анатолийского берега. Оставался открытым лишь фарватер коммерческих судов противника. Мины были поставлены на глубине 6 метров от поверхности. Успех минной постановки в значительной степени объяснялся работой личного состава заградителя. Так, электрик кондуктор А. Малюта бессменно находился на своем посту, тогда как другие не выдерживали испарений керосина и менялись через час. Он обеспечил нормальную работу электромоторов и своим примером поддерживал других, впадавших в обморочное состояние. Рулевой боцманмат Н. Токарев и рулевой унтер-офицер П. Камерин стояли на носовых горизонтальных рулях и уверенно держали глубину лодки. Но особенно тяжело было рулевым унтер-офицерам Н. Серухину и М. Позднякову, которые стояли на кормовых горизонтальных рулях в помещении, где из-за близости керосиномоторов и электромоторов температура была очень высокой, а воздух значительно насыщен парами керосина. Но и они, также как Токарев и Камерин, отлично держали глубину. Рулевой боцманмат С. Кондрат во время всего подводного хода и минной постановки бессменно стоял на вертикальном руле и держал лодку точно на заданном курсе. Во время подводного хода не прекращалась работа по устранению неисправностей в керосиномоторах с тем, чтобы к моменту всплытия заградителя их можно было бы пустить в действие. Необходимо отметить умелое руководство работами в этих тяжелых условиях кондуктора Ю. Пуснера. Самоотверженно работали по ремонту керосиномоторов унтер-офицеры Н. Посадов, В. Мищенков, С. Иконников, Ф. Григорьев, Ф. Фролов и Г. Царьков. Работу балластной системы заградителя умело обеспечивали В. Суханцев, С. Храмов, Р. Пархоменко, М. Вербовик и др. Минный машинист И. Евтропов бессменно в течение всего подводного хода и минной постановки стоял на кормовой станции заполнения и опорожнения балластных цистерн, где условия были особенно тяжелыми: высокая температура и выделения керосиновых паров от моторов. Несмотря на это, когда засорилась сетка отливной помпы, Евтропов полез в трюм и прочистил сетку. Кондуктор П. Коленов обеспечил бесперебойную работу всей воздушной магистрали, а благодаря умелой и самоотверженной работе минного кондуктора С. Танцюры, ведавшего минным устройством заградителя, все 60 мин были поставлены без задержки. Моторный унтер-офицер П. Гаврилов стоял у главных электромоторов. Он заметил, что во время минной постановки начали греться шариковые подшипники. Гаврилов, не раздумывая, разделся и полез в трюм с горячим маслом, чтобы прочистить масляный трубопровод. После минной постановки пл легла на обратный курс, идя в подводном положении. В 21.30, когда достаточно стемнело, была продута средняя цистерна, и заградитель перешел в позиционное положение, а в 22.15 в 7 милях от Анатоли-Фенер был продут весь главный балласт, и пл перешла в крейсерское положение. Через 15 мин были запущены керосиномоторы.

1916 год 19 июля
в 06.00 начали зарядку аккумуляторов, а в 13.00 произошла авария: лопнула рубашка четвертого цилиндра кормового керосиномотора правого борта. Пришлось застопорить моторы правого борта и прекратить зарядку аккумуляторов. Но на этом злоключения не кончились: в 21.00 у носового мотора левого борта лопнула цепь циркуляционной помпы. Мотор стали охлаждать автономной помпой.

1916 год 20 июля
в 08.00 застопорились керосиномоторы: из топливных цистерн пошла вода. Пришлось дать радиограмму в штаб флота с просьбой прислать буксир. Однако через час удалось пустить кормовой мотор левого борта, и пл пошла своим ходом. В штаб флота послали новую радиограмму о том, что заградитель дойдет до базы самостоятельно. В 11.30 минный заградитель лег курсом на Херсонесский маяк. Благодаря быстрому устранению повреждений был пущен второй керосиномотор. Через 10 минут к заградителю подошло портовое судно «Днепровец», выполнявшее роль конвоира подводных лодок, и проследовало с ним до Херсонесского маяка. В 14.45 подводный заградитель ошвартовался у пирса в Севастополе.

1916 год 18 августа
началась подготовка к походу для постановки очередного минного заграждения. К 13.00 было погружено 38 мин, но неожиданно одна из мин дала перекос и заклинилась в минном элеваторе. Из-за этого пришлось разобрать часть элеватора.

1916 год 19 августа
за ночь элеватор был снова собран, и к 08.00 погрузку мин продолжили. К 13.00 все 60 мин на заградитель были погружены.

1916 год 20 августа
в 00.50 пл вышла из Севастополя и взяла курс на Варну. Вначале погода благоприятствовала, но к вечеру засвежело, а к полуночи разыгрался шторм. Волны обрушивались на заградитель, гребные винты оголялись. Начали выходить из строя керосиномоторы.

1916 год 21 августа
в 01.40 пришлось остановить керосиномотор правого борта для осмотра и исправления повреждений. Между тем, ветер усилился до 6 баллов. Лодку поставило лагом к волне. К 04.00 бортовая качка доходила до 50°. Из аккумуляторов начала выливаться кислота, в батареях упала изоляция и вышел из строя ряд электромеханизмов. В кают-компании сорвало с места стол. Команда стала укачиваться. У моторов люди работали в тяжелых условиях: высокая температура, испарения керосина и запах перегорелого масла. Вследствие неравномерности нагрузки при качке ослабела цепь циркуляционной помпы. Пришлось пойти под электромоторами. В 05.35 удалось вновь пустить керосиномоторы. Однако в 06.40 лопнула цепь циркуляционной помпы - керосиномотор правого борта окончательно вышел из строя. Лодка пошла малым ходом под кормовым мотором левого борта. В это время пл находилась в 60 милях от Констанцы. В 09.00 вследствие засорения маслопровода перегрелся упорный подшипник левого вала. На линейный корабль «Ростислав», стоявший в Констанце, была послана радиограмма с просьбой о помощи. Ветер достиг 8 баллов. В полдень пл находилась в 11 милях от мыса Шабла. От минной постановки пришлось отказаться, и на «Ростислав» послали вторую радиограмму о том, что заградитель идет в порт Констанцы для ремонта. В 13.00, несмотря на усиленное охлаждение, нагрелись керосиномоторы левого борта. Пришлось их выключить. Лодка пошла под электромоторами. В 15.30 у маяка Тузла «Краб» встретился с посланным на помощь эскадренным миноносцем «Заветный» и, идя за ним в кильватер, прошел румынское минное заграждение и вошел в порт Констанцы.

1916 год 22 августа
во время стоянки в порту на Констанцу были совершены налеты неприятельских гидросамолетов. Первый налет был произведен утром между 08.00 и 09.00 пл успела погрузиться и все время этого налета лежала на грунте.

1916 год 25 августа
во время очередного налета заградитель погрузиться не успел. К счастью, все обошлось для благополучно - бомбы в пл не попали.

1916 год 27 августа
пл получила приказание поставить минное заграждение в южном подходе к Варне, в районе маяка Галата. Опыт показал, что керосиномоторы в любой момент могут выйти из строя, поэтому приняли решение: «Краб» будет прибуксирован миноносцем к точке, отстоящей от берега в 22 милях. Затем он самостоятельно последует к месту минной постановки с расчетом прибыть туда к заходу солнца. После минной постановки заградитель вначале в подводном положении, а затем, с наступлением темноты, под керосиномоторами пойдет к месту встречи с миноносцем. Буксировать «Краб» поручили экскадренному миноносцу «Гневный».

1916 год 28 августа
заградитель удифферентовался в гавани и к 22.30 был готов принять буксир с миноносца. Ввиду того что на пл не было никакого буксирного устройства, буксир завели через якорный клюз лодки.

1916 год 29 августа
в 01.00 «Краб» на буксире «Гневного» под проводкой тральщиков вышел из Констанцы. В 05.30 тральщики были отпущены, и заградитель и миноносец последовали к пункту назначения самостоятельно. Погода благоприятствовала походу. В 06.00 командир заградителя ст. л-т Паруцкий М.В. попросил миноносец застопорить машины, с тем чтобы поправить буксир. Когда команда лодки выбирала буксир, «Гневный» неожиданно дал большой ход. Буксир рвануло, он обтянулся и прорезал палубу надстройки на протяжении 0,6 метра. Миноносец внезапно открыл огонь. Оказалось, что в воздухе появились два неприятельских гидросамолета. Один из них направился к пл и пытался снизиться, но «Гневный» своим огнем не позволил ему это сделать. Однако заградитель не мог погрузиться, так как этому препятствовал буксир, повисший на носу лодки. Гидросамолет сбросил около пл восемь бомб, но ни одна из них не попала причинила лодке повреждений. Благодаря меткому огню миноносца «Гневный» один из самолетов получил попадание. Гидросамолеты, израсходовав запас бомб, улетели. К 08.00 буксир удалось освободить и передать его на миноносец. Атака неприятельских гидросамолетов не удалась, но и минная постановка была сорвана, так как противник обнаружил наши корабли. Пришлось взять курс на Констанцу. Теперь уже «Краб» шел самостоятельно. Неприятельские летчики, приняв запас новых бомб, около 09.00 снова появились над заградителем, но «Краб» успел погрузиться, и атака противника опять оказалась безрезультатной. В 15.30 заградитель благополучно ошвартовался в порту Констанцы.

1916 год 30 августа
к 16.00 силами порта надстройка пл была отремонтирована и для буксировок на нем установлен большой гак.

1916 год 1 сентября
в 18.30 «Краб» на буксире «Гневного» вышел из Констанцы. В 20.00 корабли со скоростью 10 узлов прошли в двух милях от маяка Тузла. Начало свежеть. В 21.00 лопнул буксир. Через 02.30 его завели вновь.

1916 год 2 сентября
к 06.00 ветер стих. Буксир был отдан. Условившись о рандеву с заградителем, эскадренный миноносец «Гневный» ушел. В полдень «Краб» подошел к мысу Эмине. К 15.00 приготовились к погружению. Погода снова испортилась: подул свежий норд-норд-вест, который развел волну с мелкими гребешками. Стало пасмурно. Пошел дождь. Погода благоприятствовала минной постановке. Погрузившись, «Краб» шел под перископом со скоростью около 3,5 узлов. В 16.30 для того, чтобы сократить путь, ст. л-т Паруцкий решил пройти под неприятельским минным заграждением, которое, по имевшимся данным, было поставлено. Это ему удалось. В 19.10 «Краб» находился в 16 кабельтовых от маяка Галата. Приблизившись к нему на 5 кабельтовых, заградитель начал постановку мин. После того как заработал минный элеватор, вдруг в надстройке послышался лязг железа, и элеватор встал. Включили элеватор в обратную сторону, а затем снова на постановку мин. Вначале резко повысилась нагрузка - до 60 А (вместо обычных 10 А), а затем элеватор стал работать нормально. В 19.18, когда указатель показал, что поставлено 30 мин, постановку прервали, а через 3 минуты снова возобновили. В 19.28 все мины, согласно указателю, были поставлены. Воздух в лодке совершенно испортился. Поэтому продули цистерну высокого давления, и лодка вентилировалась через рубочный люк. В 21.15 в 3 милях от берега начали осушать цистерны главного балласта, заградитель стал всплывать, но при этом крен его все время увеличивался и достиг 10°. При выяснении причин возникновения этого крена установили, что правый магазин мин остался на месте, так как мина этого магазина при выходе из надстройки у двери кормовой амбразуры заклинилась. Поэтому из-за аварии правого элеватора были поставлены не все мины, как показывал указатель, а лишь 30 мин. Мины были поставлены в две линии с интервалами в 61 метр вместо предполагавшихся интервалов в 30,5 метров. Крен 10° на правый борт и переливающаяся вода в надстройке вынудили командира пл заполнить вытеснитель левого борта. Заклиненную в правом элеваторе мину решили не трогать до рассвета. Под керосиномоторами со скоростью 6 уз заградитель отошел от берега и направился на рандеву с «Гневным». На рассвете мину в правом элеваторе с большими предосторожностями расклинили и закрыли дверь кормовой амбразуры.

1916 год 3 сентября
в 06.00 «Краб» встретил эскадренный миноносец «Гневный» и принял с него буксир. В 7 милях от Констанцы «Краб» атаковали неприятельские гидросамолеты, сбросившие 21 бомбу, однако они не причинили вреда лодке.

1916 год 4 сентября
в 18.30 оба корабля благополучно пришли в Севастополь.

1916 год 19 сентября
пл оставлена в ремонт в мастерские Севастопольского порта.

1916 год 15 ноября
за постановку мин у Босфора 18 июля командующий Черноморским флотом приказом от 15 ноября 1916 г. наградил командира заградителя ст. л-та Паруцкого М.В. Георгиевским крестом 4-й степени, а исполнявшего обязанности старшего офицера л-та Монастырева Н.А. приказом от 1 ноября - Геориевским оружием. Исполнявший обязанности минного офицера м-н Пжисецкий М.Ф. был произведен в лейтенанты и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Более ранним приказом,  от 27 июня того же года, начальника бригады кап. 1 ранга Клочковского В.Е. наградили Георгиевским оружием. Приказом командующего флотом от 6 октября 26 человек команды были награждены: Георгиевским крестом 3-й степени - три человека: П. Коленов, Н. Токарев, Ю. Пуснер, Георгиевским крестом 4-й степени - семь человек: П. Гаврилов, А. Малюта, В. Мищенков, М. Позняков, Н. Серухин, С. Суханцев, С. Танцюра, Георгиевской медалью 3-й степени - три человека: Н. Бочаров, Г. Прудников, С. Храмов и Георгиевской медалью 4-й степени - 13 человек: М. Вербовик, Ф. Григорьев, И. Евтропов, И. Иконников, П. Камерин, С. Кондрат, В. Лыкуш, Р. Пархоменко, Н. Посадов, Г. Путилин, Ф. Фролов, Г. Царьков, А. Чумак. Ранее командующий флотом приказом от 24 сентября «за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны», и как призванных «по военно-судовой повинности» наградил серебряной нагрудной медалью с надписью «За усердие» на Анненской ленте три человека: И. Годулянов, С. Танцюра, И. Черняк, и такой же медалью на Станиславской ленте: - 9 человек: А. Ватлин, М. Вербовик, И. Ефимов, Л. Зяблов, С. Кондрат, П. Лаптев, В. Лыкуш, Р. Пархоменко, А. Чумак.

1916 год 17 декабря
когда пл была поставлен в сухой док и док начали наполнять водой, не приняв соответствующих мер предосторожности, заградитель лег на борт и через отдраенные люки в него стала поступать вода. Эта авария потребовала еще дополнительного времени для ремонта лодки.

1917 год январь
фундаменты под керосиномоторы были разобраны и сняты с лодки. Еще ранее главные электромоторы, станции и батарейные вентиляторы были отправлены для ремонта в Харьков на завод «Всеобщей компании электричества». На заградителе шла переборка торпедных аппаратов и воздушных компрессоров. С целью устранения обнаруженных при боевой эксплуатации дефектов ремонтировали минный элеватор.

1917 год октябрь
к концу месяца на заградителе были установлены фундаменты под дизели, а также сами дизели, кроме газовыхлопных труб с клапанами, изготовлявшихся мастерскими Севастопольского порта, и баллонов с сжатым воздухом и их трубопроводами. Установка на лодку левого главного электромотора производилась намного позже намеченного срока, так как электромотор получили из Харькова с большим опозданием: лишь в конце июля - начале августа. Второй же главный электромотор к этому времени готов не был, равно как и батарейные вентиляторы и станции.

1917 год 16 декабря (по др. данным в феврале 1918 года)
зачислена в состав Красного Черноморского флота.

1918 год 1 мая
после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования.

1918 год 24 ноября
после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французкого командования.

1919 год 26 апреля
по решению английского командования вместе с другими подводными лодками выведена на внешний рейд Севастополя колесным пароходом «Елизавета» и после проделки взрывом пробоины в левом борту затоплена с открытым носовым люком на глубине 65 метров.

1934 год
обнаружена во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». «Краб» лежал на глубине 65 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт, орудие и перископы были целы.

1935 год май
начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении лодки из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма лодки еще больше погрузилась в грунт, и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов.

1935 год сентябрь
до конца месяца удалось размыть под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро.

1935 год с 4 по 7 ноября
пл последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц пл была извлечена на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту. Узнав о подъеме, Налетов М.П. выступил с проектом восстановления и модернизации пмз «Краб». Проект был отклонен, «Краб» не восстанавливался и вскоре был сдан на металлолом «Рудметаллторгу». 

 

Минный заградитель «Краб» стал первым в мире подводным кораблем данного подкласса. Его минносбрасывающее устройство конструкции талантливого русского инженера Налетова М.П. по своему совершенству оперидило на многие году подобные иностранные разработки.

 

командиры:
 

1.    

Андреев 1-й А.А. (07.11.1912 - 12.1913);

2.    

Быков 2-й Б.А. (врид, конец 1913 - весна 1914);

3.    

Люби К.Г. (врид, весна - 09.1914);

4.    

Феншоу Л.К. (01/03.09.1914 - 01.09.1915);

5.    

Паруцкий М.В. (01.09.1915-1917).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика