История Русского флота

История Русского флота.

 
» » "Новики" между мировыми войнами


"Новики" между мировыми войнами

Автор: russiaflot от 16 января 2014


 

 

Близилась к завершению гражданская война, обстановка на флоте оставалась сложной, запасы топлива и продоволь­ствия подходили к концу. Оказались за границей многие воен­но-морские базы. Десятки тысяч опытных моряков, ушедших на фронты, не вернулись на корабли — многие остались на партийной, советской и хозяйственной работе. На некоторых кораблях осталось всего 20—40% личного состава . По-преж­нему актуальным был вопрос об укреплении флота и его раз­витии.

К концу 1919 г. в строю на Балтийском море находились в состоянии боевой готовности лишь три эсминца типа «Новик»: «Азард», «Капитан 2 ранга Изыльметьев» и «Лейтенант Ильин», а остальные (сам «Новик», «Победитель», «Забияка», «Дес­на», «Самсон», «Изяслав») стояли на приколе из-за неис­правности механизмов — результат их интенсивной работы в годы первой мировой и гражданской войн. Эскадренные ми­ноносцы «Орфей» и «Летун», переведенные в Кронштадт из Гельсингфорса, нуждались в капитальном ремонте после под­рыва на минах. Не в лучшем состояли были и другие кораб­ли Балтийского флота.

На верфях петроградских судостроительных заводов скопи­лось 11 недостроенных эсминцев типа «Новик», включая шесть («Михаил», «Сокол», «Мечислав», «Ф. Стратилат», «Прямислав», «Брячислав»), переведенных из Ревеля. Они бы­ли объединены в дивизион строящихся миноносцев. Кроме это­го, на Металлический завод из Риги были отбуксированы кор­пуса эсминцев «Гогланд», «Патрас», «Гренгам» и «Кульм» для переоборудования их в быстроходные тральщики. Степень го­товности эсминцев Русско-Балтийского завода «Михаил» и «Сокол», находившихся на Балтийском заводе в Петрограде, составляла 90—95%. Не в меньшей степени готовности нахо­дился и эсминец завода «Бекер и К°» «Прямислав», стоявший в бассейне Путиловской верфи

Из пяти эсминцев, не достроенных самой Путиловской верфью («Капитан Белли», «Капитан Керн», «Капитан Зотов», «Капитан Кроун», «Лейтенант Дубасов»), два первых корабля были почти готовы.

Контр-адмирал в отставке В. А. Белли, назначенный в июле 1918 г. первым командиром эсминца «Капитан Белли», в бе­седе с авторами рассказал: «Когда я прибыл на эсминец, ко­рабль стоял в достроечном бассейне Путиловской верфи. Сте­пень готовности его была примерно 95%-ной. Не хватало лишь отдельных частей механизмов, которые в то время не могли быть изготовлены на наших заводах из-за отсутствия материа­лов. На корабле была установлена вся артиллерия, но отсут­ствовали торпедные аппараты».

Учитывая создавшееся положение, уже в ноябре 1920 г. Совет Труда и Обороны (СТО) по предложению В. И. Ленина принял решение: «Поручить Петроградскому Совету и специ­ально Комитету обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота» .

Большую роль в деле восстановления флота сыграли реше­ния X съезда партии, состоявшегося в марте 1921 г. Съезд по­становил: «...в соответствии с общим положением и материаль­ными ресурсами Советской республики, принять меры к воз­рождению и укреплению Красного военного Флота»

12 августа 1921 г. В. И. Ленин подписал постановление СТО «Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства» . В со­ответствии с ним одним из первых специализированных укруп­ненных (трестированных) промышленных предприятий обще­государственного значения был создан Петроградский государ­ственный судостроительный трест (Судотрест). В его состав во­шли тогда Невский судостроительный завод, Северная верфь (бывш. Путиловская), Усть-Ижорская верфь и другие более мелкие предприятия Петрограда. Прибалтийские заводы после окончания гражданской войны оказались в руках буржуазных правительств Эстонии и Латвии.

Главной задачей Судотреста были ремонт и постройка су­дов. В 1922 г. на нужды судостроения Советское правитель­ство выделило внушительную по тому времени сумму — 8 млн. руб.

1 октября 1924 г. в состав Судотреста вошел и Балтийский завод, объединявший в то время Завод машин и котлов (бывш. Франко-Русский завод) и Адмиралтейский завод. Постепенно формировался их штат. К концу 1924 г. на предприятиях Су­дотреста насчитывалось уже около 10 тыс. рабочих и служа­щих.

Большую помощь воссозданию военно-морского флота ока­зал комсомол. В постановлении V Всероссийского съезда РКСМ от 16 октября 1922 г. говорилось, что комсомол обязуется «взять на себя основную работу в деле возрождения мощи морских сил Советской Родины, принять шефство над Красным военным Флотом республики» .

Для определения технического состояния кораблей, возмож­ности их ремонта и достройки была создана специальная ко­миссия. Капитальный ремонт эсминцев производился на Нев­ском заводе, Усть-Ижорской и Северной верфях. В качестве запасных частей пришлось использовать детали механизмов тех кораблей, которые не подлежали достройке и ремонту из- за низкой степени готовности.В августе 1922 г. шесть отремонтированных «новиков»- («Изяслав», «Капитан 2 ранга Изыльметьев», «Азард», «Сам­сон», «Лейтенант Ильин», «Победитель») приняли участие в первых маневрах Красного Балтийского флота под командо­ванием помглавкомора Э. С. Панцержанского и наморси Бал­тийского моря М. В. Викторова.

В июне 1925 г. было восстановлено еще два эсминца: «Дес­на» и «Забияка». И вот уже восемь эсминцев типа «Новик» в составе отряда кораблей Балтийского флота под флагом нар- комвоенмора М. В. Фрунзе совершили первый дальний учеб­ный поход в Кильскую бухту

Через три дня после этого похода М. В. Фрунзе в статье «Нам нужен сильный Балтийский флот» писал: «Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Респуб­лика позаботится, чтобы это начало увенчалось еще лучшим концом» .

Отремонтированные и достроенные после войны эсминцы в 1925 г. получили новые названия в честь выдающихся деятелей советского государства, а также мирового коммунистического движения: «Карл Маркс» («Изяслав»), «Энгельс» («Десна»), «Ленин» («Капитан 2 ранга Изыльметьев»), «Артем» («Азард»), «Володарский» («Победитель»), «Урицкий» («Забияка»), «Вой­ков» («Лейтенант Ильин»), «Яков Свердлов» («Новик»), «Ка­линин» («Прямислав»), «Карл Либкнехт» («Капитан Белли»), «Валериан Куйбышев» («Капитан Керн»), Эсминцы были све­дены в три бригады, флагманами которых стали эсминцы «Яков Свердлов», «Карл Маркс» и «Калинин», имевшие на трубах со­ответственно красную, синюю и желтую полосы (марки).

«Яков Свердлов» встал на ремонт корпуса и главных меха­низмов в начале 1926 г. Было принято решение модернизиро­вать эсминец, переоборудовав его под штабной корабль дивизио­на эскадренных миноносцев. Модернизация вызвала переплани­ровку помещений и увеличение их площади. В связи с этим по­требовалось увеличить размеры надстроек, поэтому вместо четы­рех двухтрубных торпедных аппаратов были установлены три трехтрубных, как на всех эсминцах этого типа. В результате нор­мальное водоизмещение корабля достигло 1717 т, а полное — 1951 т.

В 1928 г. были закончены достройка, ремонт и модерниза­ция на базе новой техники всех кораблей, унаследованных Красным Флотом от Балтийского флота царской России. В со­став морских сил Балтийского моря входили 3 линейных ко­рабля («Парижская коммуна», «Марат», «Октябрьская револю­ция»), 2 крейсера («Аврора» и «Профинтерн»), 12 эскадренных миноносцев типа «Новик» 9 подводных лодок и другие более мелкие корабли и вспомогательные суда.

В 1933—1936 гг. балтийские эсминцы «Валериан Куйбы­шев», «Урицкий» и «Карл Либкнехт» были переданы Север­ному флоту, а «Сталин» и «Войков» — Тихоокеанскому.

Сразу же после окончания гражданской войны и освобож­дения Украины началось восстановление Черноморского флота. За годы первой мировой войны и интервенции Черноморский флот потерял почти все свои современные боевые корабли — 3 линкора и 13 эскадренных миноносцев типа «Новик». В Се­вастополе остался лишь подорвавшийся в 1920 г. на мине эсминец «Быстрый», который интервенты затопили у стенки завода, а в Николаеве, как уже было сказано, недостроенные эскадренные миноносцы «Занте», «Корфу» и «Левкас».

В результате хозяйничанья интервентов и белогвардейцев на Украине и в Крыму южные судостроительные заводы  ока­зались почти полностью разрушенными, часть оборудования была вывезена, остальное приведено в негодность. В условиях нехватки топлива рабочие Николаевского морского завода (бывш. «Наваль — Руссуд») в короткие сроки восстановили предприятие и под руководством своего первого красного ди­ректора С. А. Степанова приступили к ремонту и достройке ко­раблей.

Судостроительный завод в Севастополе, ранее входивший в состав Адмиралтейства, после революции стал самостоятель­ным хозрасчетным предприятием . Уже в 1921 г. завод капи­тально отремонтировал 13 судов. В первую очередь решено было достроить эскадренные миноносцы «Занте» и «Корфу», находившиеся в высокой степени готовности. Наиболее интерес­на история восстановления эскадренного миноносца «Занте».

В 1921 г. черноморские моряки подняли корабль и перевели его в Севастополь. Здесь были произведены предварительные ремонтные работы, а в ноябре 1922 г. корабль передали для восстановления Николаевскому заводу. Средств для достройки эсминца «Занте» не было. На его ремонт требовалось 30 млн. руб. в денежных знаках того времени. Тогда беднейшее (неза­можнее) крестьянство Украины пришло на помощь черномор­ским военморам и николаевским рабочим. 17 октября 1922 г. Всеукраинская центральная комиссия незаможных селян (ВЦКНС) вынесла решение о шефстве трудового крестьянства республики над восстановлением эскадренного миноносца -«Занте»  и присвоении ему нового наименования «Незамож­ный». Впоследствии, 29 апреля 1926 г., он был переименован в «Незаможник».

4 ноября 1922 г. ВЦКНС постановила провести среди бедно­ты Украины добровольный сбор 100 тыс. пудов хлеба в фонд средств на восстановление этого эсминца. Призыв встретил го­рячий отклик крестьян Украины. Они собрали 600 тыс. пудов хлеба и 390 тыс. руб. Отмечая огромную заслугу трудового крестьянства Украины в деле укрепления Военно-Морских Сил Республики, экипаж эсминца телеграфировал III съезду ВЦКНС: «Военные моряки эскадренного миноносца «Незамож­ный» Красного Черноморского Флота, принимая шефство не­заможных селян Украины, искренне заверяют, что они стоят на страже интересов рабочих и крестьян. Сейчас Черноморский флот пребывает в стадии возрождения, и протянутая братская рука помощи незаможных селян нам особенно дорога. Нам ра­достно сознавать, что крестьянская беднота Украины своей по­мощью ускоряет дело возрождения Красного Черноморского Флота» 2.

7 ноября 1923 г. в дни празднования 6-й годовщины Вели­кого Октября на достроенном рабочими Николаевского мор­ского завода и экипажем корабля в короткий для того време-

 

 

ни срок эскадренном миноносце «Незаможный» был торже­ственно поднят военно-морской флаг. Это был первый крупный корабль морских сил Черного моря, вступивший в строй в го­ды восстановления флота.

10 мая 1925 г. на том же Николаевском заводе состоялась передача флоту второго корабля — эскадренного миноносца «Корфу», который вскоре получил имя председателя ВЦИК Украины Г. И. Петровского. Первым командиром эсминца «Петровский» стал И. С. Исаков.

Новые эскадренные миноносцы «Незаможный» и «Петров­ский», как отличившиеся в боевой и политической подготовке на Черноморском флоте, совершили в 1925 г. заграничное пла­вание в Турцию и Италию.

12 декабря 1926 г. после окончания достройки поднял воен­но-морской флаг эсминец «Левкас», названный именем одного- из 26 бакинских комиссаров С. Г. Шаумяна.

2 декабря 1927 г. к дивизиону эскадренных миноносцев присоединился восстановленный эсминец «Быстрый», получи­вший имя легендарного полководца гражданской войны М. В. Фрунзе. Уже через два года после его вступления в строй приказ Реввоенсовета морских сил Черного моря от Г де­кабря 1929 г. отмечал, что «эсминец «Фрунзе» за короткий срок добился высших боевых достижений, с первого года бое­вой вахты закрепив за собой торпедные и артиллерийские призы»

24 августа 1929 г. в строй вошел эскадренный миноносец «Калиакрия», поднятый водолазами-эпроновцами в 1925 г. Он был восстановлен на Николаевском морском заводе и назван в честь выдающегося деятеля советского государ­ства Ф. Э. Дзержинского. Этот эсминец стал флагманом ди­визиона, о чем свидетельствовали две красные марки на пер­вой трубе .

Корпус эсминца «Гаджибей», который был поднят в том же 1926 г., имел большие повреждения, поэтому его пришлось разобрать на металлолом. Его главные турбины и вспомога­тельные механизмы впоследствии были установлены на эсминце «Петровский».

Севастопольский морской завод за успешное выполнение работ но восстановлению судов 19 ноября 1923 г. был награ­жден орденом Трудового Красного Знамени УССР. ВЦИК Ук­раины по достоинству оценил и героический труд николаевских рабочих. По предложению Г. И. Петровского за достигнутые успехи по достройке кораблей Черноморского флота коллектив завода 29 марта 1926 г. был также награжден орденом Трудо­вого Красного Знамени УССР

Эсминец «Фидониси» решено было не поднимать, так как полученные кораблем повреждения в результате взрыва тор­педы, выпущенной «Керчью», оказались настолько значитель­ными, что о его восстановлении не могло быть и речи.

Были известны и координаты места затопления эсминца «Керчь» — их сообщил в свое время В. А. Кукель, но из-за большой глубины погружения корабля организовать в то время его подъем не удалось.

Эсминцы «Пронзительный» и «Громкий» были обнаружены только в 1947 г. при разминировании Цемесской бухты .

В 1929 г. в составе Черноморского флота уже находилось два крейсера [«Червона Украина» (бывш. «Адмирал Нахимов») и «Коминтерн» (бывш. «Кагул»)], пять эскадренных минонос­цев типа «Новик» («Незаможник», «Петровский», «Шаумян», «Фрунзе», «Дзержинский»), четыре сторожевых корабля, пять подводных лодок и другие более мелкие корабли. В 1931 г. Черноморский флот пополнился кораблями, переведенными с Балтийского моря: линкором «Парижская коммуна» (бывш. «Севастополь») и крейсером «Профинтерн» (бывш. «Светла­на»), Боевое ядро Черноморского флота накануне вступления в строй новых кораблей составляли линейный корабль «Па­рижская коммуна», бригада крейсеров, в том числе достроен­ный и модернизованный крейсер «Красный Кавказ» (бывш. «Адмирал Лазарев»), а также дивизион эскадренных минонос­цев типа «Новик».

Первая мировая война убедительно показала, что главная роль в нанесении торпедного удара по крупным, хорошо воору­женным кораблям противника перешла от эсминцев к подвод­ным лодкам. Однако ее опыт требовал расширить традицион­ную сферу боевой деятельности эскадренных миноносцев, что, в свою очередь, диктовало необходимость резкого усиления ар­тиллерийского вооружения кораблей этого класса. В резуль­тате появился промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами новый класс артиллерийско-торпедных кораблей, так называемых лидеров эскадренных миноносцев, прототипом которых с полным основанием можно считать «Новик». Лидеры проектировались и строились как флагманские корабли отряда (дивизиона) эскадренных миноносцев. Они должны были вы­водить эсминцы в торпедные атаки на боевые корабли и силь­но охраняемые конвои. Это были легкие, не имеющие броневой защиты, но хорошо вооруженные и быстроходные корабли во­доизмещением 1500—2000 т и дальностью плавания до 4— 6 тыс. миль.К осуществлению новых программ военного кораблестрое­ния страна смогла приступить в начале 30-х годов, после ус­пешного завершения первой пятилетки и создания необходи­мого индустриального потенциала.

В предвоенные годы была построена большая серия эскад­ренных миноносцев типа «Гневный» и «Сторожевой». Голов­ной корабль серии — эсминец «Гневный»—вступил в строй в 1936 г. При полном водоизмещении всего лишь 1860 т он по­чти не уступал в вооружении лидерам. На корабле имелось че­тыре 130-миллиметровых орудия со щитами. Противовоздуш­ную оборону эсминца обеспечивали две зенитные 76-миллимет- ровые пушки, четыре 37-миллиметровых автомата и восемь крупнокалиберных пулеметов. Два трехтрубных аппарата с запасом 533-миллиметровых торпед составляли торпедное вооружение. На эсминцах типа «Гневный» были установлены новейшие приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой отечественной конструкции. Энергетическая установ­ка мощностью 48 тыс. л. с. позволяла эсминцу развивать ско­рость 36 уз.

Дальнейшим развитием проекта «Гневного» явился эсминец «Сторожевой». Живучесть этого корабля была значительно по­вышена за счет эшелонного расположения машин и котлов. Головной корабль был заложен в 1938 г. Эсминцы этого типа строились вплоть до Великой Отечественной войны, а послед­ние корабли сдавались флоту уже в ходе ее.

В эти же годы Военно-Морской Флот нашей страны попол­нился серией лидеров эскадренных миноносцев «Ленинград», «Минск», «Ташкент», «Москва», «Харьков», «Баку», «Тбилиси». Головной корабль серии — лидер «Ленинград» — вступил в строй в 1937 г. Лидеры имели стандартное водоизмещение 2700 т и были вооружены пятью 130-миллиметровыми пушка­ми, двумя 76-миллиметровыми зенитными установками и дву­мя 533-миллиметровыми четырехтрубными торпедными аппа­ратами.

Лидеры типа «Ленинград» так же, как в недавнем прошлом их предшественник «Новик», оказались самыми быстроходны­ми в мире среди кораблей своего класса. Три турбины мощ­ностью по 22 тыс. л. с. каждая обеспечивали ему скорость порядка 42 уз. Лидеры принимали самое активное участие в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. Но им ни разу не пришлось, как и лидерам всех других фло­тов мира, выводить в торпедные атаки эскадренные миноносцы. Зато они вместе с эсминцами типа «Гневный» и «Сторожевой» осуществляли артиллерийские огневые налеты на береговые объекты противника, охраняли конвои, перевозили войска, гру­зы и раненых, осуществляли минные постановки. Такими были потомки «Новика».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика