История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Эсминцы типа «Лейтенант Шестаков»


Эсминцы типа «Лейтенант Шестаков»

Автор: russiaflot от 31 июля 2009


Эсминцы типа «Лейтенант Шестаков»



«Лейтенант Шестаков» ОНЗиВ 3.9.1906/8.1907/18.9.1909-погиб 18.06.1918

«Капитан Сакен» ОНЗиВ 3.9.1906/9.1907/30.9.1909-искл. 1924

«Капитан-лейтенант Баранов» ОНЗиВ 3.9.1906/23.10.1907/30.9.1909-погиб 18.6.1918

«Лейтенант Зацаренный» ОНЗиВ 3.9.1906/16.10.1907/3.10.1909-погиб 17.6.1917



635/849 т, 74,1x8,3x2,6 м. ПМ - 2, 4 ПК, 6500 и.л.с.=25 уз., 215 т угля. Эк. 94 чел. 2—120 мм/45, 2 — 47 мм зен., 4 пул., 3x1 ТА 450 мм, 40 мин загр.



Построены с учетом опыта русско-японской войны. Проект раз­работан на основе минного крейсера «Всадник». Отличались от прототипа увеличенными размерениями и составом артиллерий­ского вооружения. В ходе 1-й мировой войны оказывали огневую поддержку сухопутным частям, несли блокадную службу у берегов Турции и Болгарии. В общей сложности уничтожили около 40 парусных судов и небольших пароходов противника. «Лейтенант За­царенный» затонул к юго-востоку от маяка Фидониси после под­рыва на мине.«Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Шеста­ков» 18.6.1918 затоплены экипажами по приказу большевиков у Новороссийска, «Капитан Сакен» белогвардейцы увели в Бизер­ту, где он был разобран на металл в начале 30-х гг.

 

В 1905 году для российского Балтийского флота на заводе Ф.Ф.Круппа «Германия» в Киле были заказаны и в следующем году построены минные крейсеры водоизмещением 570 тонн типа «Всадник» (4 еденицы). В развитие германского проекта, Николаевский завод Наваль в 1905 получил заказ на постройку четырех «увеличенных миноносцев». Строительство этих минных крейсеров на «Навале» возглавил морской инженер С.Т.Каменский. Разработка документации затянулась на полтора года из-за многочисленных изменений заказчика. Официальная закладка всех четырех кораблей на стапелях состоялась 3 сентября 1906 года.

В этой серии корабли получили названия в память командиров минных катеров героев войны 1877-1978 гг: «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен»* (до 8.04.07 именовался «Лейтенант Пущин») и «Капитан-лейтенант Баранов».

Несмотря на изменения и переделки в ходе строительства кораблей, инженеры и рабочие справились с их сборкой довольно быстро. В августе 1907 года спустили на воду головной корабль серии «Лейтенант Шестаков», через месяц сразу два, а 23 октября того же года покинул стапель «Капитан-лейтенант Баранов». К моменту спуска не воду корабли были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. Переделки и доработки не прекращались, поэтому головной корабль поступил на ходовые испытания через год.

12 ноября 1909 года все четыре корабля были введены в состав Черноморского флота. Но судостроители не только продолжали доводить механизмы и устройства и помогали экипажам в правильной эксплуатации, но и продолжали дооборудование эсминцев. В декабре на них были заменены кормовые орудия 75-мм на более мощные - 120-мм, доработаны системы подачи снарядов и погреба, установлены новые прицелы и более совершенная радиоаппаратура. Эсминцы успешно проводили боевую подготовку, много плавали и участвовали в различных учениях. Немногим более чем через год, на всех четырех кораблях переделали и установили на носу одно 120-мм орудие вместо трех 75-мм, что улучшило их мореходные качества.

В начале первой мировой войны эсминцы прошли капитальный ремонт и модернизацию. Их довооружили зенитными пушками увеличили к-во принимаемых на борт мин заграждения и запаса топлива.

Теперь их водоизмещение составляло 780-800 тонн. Главные размерения: длина - 74,1 м, наибольшая ширина по палубе - 8,3 м, осадка с килем - 2,6 м и до нижних лопастей гребных винтов -3,05 м. Машинно­котельная двухвамьная установка имела две вертикальных паровых машинытройного расширения мощностью по 3240 л.с. и четыре водотрубных котла системы Нормана на угольном отоплении с сумарной нагревательной поверхностью в 1364 кв. м и избыточным давлением пара 17 атмосфер. Скорость хода 24,2-24,7 узлов. Запас угля до 185-215 тонн, что обеспечивало дальность плавания 1440-1930 миль (на 12 узлах).

Вооружение: три торпедных 456-мм однотрубных аппарата обр.1885 г., 50 мин заграждения обр.1908 г., две 120/45-мм пушки Канэ, две 47-мм пушки Гочкиса и два 7,62-мм пулемета Максим. Экипаж 5 офицеров и 89 матросов и унтер-офицеров. 

1-го августа 1914 года Россия объявила войну Германии и Австро- Венгрии. В этот день в черноморских портах были интернированы 16 пароходов. Первой жертвой начавшейся войны на Черном море стал ... персидский пароход “Shiraz” который 20 октября подорвался на турецкой мине у входа в Босфор и затонул. 23 октября российские корабли захватили и привели в Севастополь австрийский пароход “Gerania” (стал транспортом Ml8 “Туапсе” в российском флоте).

29 октября турецко-германские корабли напали на военно-морские базы и порты на российском побережье - Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. Первым погибшим российским военным кораблем на Черном море стала канонерская лодка «Донец» (погибло 31 чел.), торпедированная *Капитан 2-го ранга Р. Остен-Сакен командуя дубелъ-шлюпкой М2, был атакован (май 1788 г) и взят на абордаж 11-ю турецкими гребными судами. Он взорвал свой и турецкие корабли, предпочтя смерть сдаче в плен.вражеским эсминцем в Одесском порту. Первой жертвой российского торгово-пассожирского флота на Черном море стал пароход «Ялта», который подорвался на вражеском минном заграждении и пошел ко дну у мыса Таклия (погибло 7 членов команды).

Все эсминцы типа «Лейтенант Шестаков» перед войной входили в 3-й дивизион. Конечно, самые сложные задачи легли на скоростные турбинные эсминцы типа «Новик» 1-го дивизиона, но и устаревшие эсминцы 2-го и 3-го дивизионов не оставались без работы.

1914год. 4-6 ноября. Все эсминцы 3-го дивизиона сопровождали эскадру (5 линкоров 3 крейсера и 4 эсминца 1-го дивизиона) на постановку мин у Босфора.

6 ноября. Эсминцы З-го дивизиона участвовали в набеговой операции линкора «Ростислав» и крейсера «Кагул» на порт Зонгулдак. Совместным огнем эсминцев 3-го дивизиона уничтожен пароход «Nikha» (905 брт/1889г.). На обратном пути у Эреги эскадра захватила и утопила торпедами эсминцев 3 турецких парохода с военными грузами. Взято в плен 224 члена команды. При возвращении эскадра попала в шторм (8 баллов). Эсминцам 3-го дивизиона досталось больше всех. На них были повреждения, разбитые шлюпки и т.п. На «Лейтенанте Зацаренном» смыло за борт сигнальный ящик, сорвало с петель крышки машинных люков сломало шлюпку и разбило ее кильблоки. Ноябрь-декабрь. После недельного ремонта эсминцы 3-го дивизиона попарно несли дозорную службу в районе Севастополя.

21 декабря. Четыре минных заградителя в сопровождении всех эсминцев 3-го дивизиона в 70 милях от Босфора выставили два минных заграждения (всего 585 мин). Одно ставили заградители «Константин» и «Георгий» в сопровождении эсминцев «Лейтенант Шестаков» и «Лейтенант Зацаренный».

1915год. 14-19 января. Эскадра (5 линкоров и 3 крейсера) в сопровождении эсминцев 3-го дивизиона «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен» и «Капитан-лейтенант Баранов вышли в море для нарушения вражеских коммуникаций на участке от трапезунда до Керемпе.

16 января. Эсминцы «Капитан Сакен» и «Капитан-лейтенант Баранов»

потопили в Синопской бухте пароход «Gergios» (795 брт/1886 г) и три парусника.

Январь-ноябрь. Все дивизионы эсминцев поочередно участвовали в блокаде турецкого угольного района, совершая походы вдоль турецкого побережья и топя парусники с углем..

8 февраля. Эсминцы потопили пароход “Брусса”.

23-26 ноября. Эсминцы "Дерзкий”, “Гневный”,“Беспокойный” в

сопровождении эсминцев 3-го дивизиона «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен» и «Капитан-лейтенант Баранов» участвовали в артиллерийском налете на порт Зонгулдак. Их прикрывал линкор «Императрица Мария» и крейсер «Память Меркурия».

п

1916год. Январь-август. Эсминцы 3-го дивизиона продолжали участвовать в блокаде турецкого побережья и уничтожении парусников с углем, сопровождали эскадру в походах, прикрывали наступление русских войск на Трапезунд.

27 января во время очередного выхода к анатолийскому побережью на эсминце «Лейтенант Зацаренный» разорвало трубу паропровода, один кочегар погиб, а двое получили сильные ожоги паром.

Сентябрь-декабрь. Эсминцы 3-го дивизиона вошли в состав отряда особого назначения по поддержке левого фланга румынской армии.

14 сентября. Эсминцы «Быстрый», «Громкий», «Пылкий», в сопрвождении эсминцев 3-го дивизиона «Лейтенант Шестаков» и «Капитан-лейтенант Баранов» выставили 220 мин у м.Кара-бурну Азиатский. На этом заграждении подорвался и затонул на мелководье пароход «Patros» (поднят и ремонтировался турками до 1918 г.), а позже канлодка « Malatya» (ее отбуксировали в Стамбул, но не восстанавливали).

2 ноября. Эсминец «Строгий» и десантное судно «Святогор» в сопровождении эсминцев 3-го дивизиона «Лейтенант Зацаренный» и «Капитан Сакен» совершили набег на якорную стоянку турецких транспортов в устье р.Терме. После обстрела с транспорта «Святогор» высадился десант, уничтоживший около 20 турецких парусных фелюг.

1917год. 3-й дивизион эсминцев в первой половине года выполнял те же задачи, что и в прошедшем году.

7 марта. Эсминцы “Лейтенант Шестаков” и “Лейтенант Зацаренный”

обстреляли вражеские войска в районе Тузлы и Калиакру.

29 июня. Подорвался на вражеском минном заграждении в районе острова Фидониси и затонул эсминец “Лейтенант Зацаренный”. Но чтобы дать сведения о гибели эсминца, необходимо подробнее осветить предшествующие события.

Гибель эсминца «Лейтенант Зацаренный»

29 июня в 13-30 эсминец «Лейтенант Зацаренный» наскочил на минное поле. Установленное германским крейсером минное поле было дважды протралено и тралилось нашими тральщиками в день гибели эсминца, минного заграждения обнаружено не было. По показаниям команды поста Фидониси в этот день утром наблюдалась подводная лодка, всплывшая на поверхность. Возможно, что после траления подлодка поставила свое минное заграждение на протраленном фарватере. Работа тральщиков только помогла ей уточнить место постановки своих мин.

Мина взорвалась под днищем эсминца. Носовая часть по первую трубу затонула сразу же. Все, кто находился на мостике и в носовой части, погибли (44 человека). Находящиеся поблизости тральщики поспешили на помощь и попытались отбуксировать кормовую часть, которая ещё держалась около часа на воде, поближе к острову. Но в 2-й кабельтовых от острова она затонула.

Можно предположить, что часть погибших, поднятых, быть может, сразу же на месте гибели эсминца, похоронили на острове. Возможно, море выбросило на остров только часть погибших. Так на о.Змеином появилась братская могила 25 безымянных русских матросов.

Список моряков погибших на «Лейтенанте Зацаренном»

Офицеры

1.Старший лейтенант ШТИЛЬБЕРГ Павел Густавович командир эсминца.

2.Лейтенант БОРОДИХИН Василий Иванович старший офицер эсминца.

3.Прапорщик ГРЕБОВЕЦКИЙ пассажир, начальник гарнизона острова.

матросы команды эсминца

1.АРСЕНТЬЕВ Степан Федорович кочегар 2-й ст., на сл. с 1915 г., ур. с.В. Икорца, Среднеикорецкой вол, Бобровского уезда, Воронежск. губ.

2.БЕЛКИН Михаил Семенович кочегар 1-й ст. (запасной), на сл. с 1907 г., ур. с.Алексеевки, Богословской вол, Кирсановского уезда, Тамбовской губ.

3.БЕХТЕЕВ Антон Семенович рулевой на сл. с 1916 г., ур.с. Днепровка, той же вол, Мелитопольского уезда, Таврической губ.

4.БОВКУН Иван Григорьевич баталер 2-й ст., на сл. с 1915 г., ур. хут.Высицкий, Россошанской вол., Острогожекского уезда, Воронежской губ.

5.ВАСИЛЕНКО Алексей Федорович кочегар 2-й ст., на сл. с 1914 г., ур. м.Жабокрича, Ольгопольского уезда, Подольской губ.

6.ВОЙТЕНКО Андрей Дмитриевич матрос 2-й ст., на сл. с 1917 г., ур.д.Огорян, Ярославской вол., Глуховского уезда, Черниговской губ.

7.ГОЛОВАШИЧ Яков Иванович электрик у.о. 2-й ст., на сл. с 1912 г., ур,Михайловской вол., Константиноградского уезда, Полтавской губ.

8.ДРОНЮК Петр Иванович кочегар 2-й ст., на сл. с 1914 г., ур. с.Санкоуп, Грозинской вол., Хотинского уезда, Бессарабской губ.

9.ЗИМОГЛЯД Логин Демьянович машинист 1-й ст., на сл. с 1914 г., 1891 г.р., ур. д.Николаевка, Аннинской вол., Лебединского уезда, Харьковской губ.

10.ЗОЗУЛЯ Иван Павлович тел. у.о. 1-й ст., на сл. с 1910 г., ур. Никольской вол., Полтавской губ. и уезда

11.ИВАНОВ Александр Иванович мин. арт. сод. 2-й ст., на сл. с 1914 г., 1892 г.р., ур. Донской вол.

12.КАЦАН Михаил Кузьмич минер, на сл. с 1911 г., ур. д.Буриловой Трибубской вол., Полтавского уезда, Подольской губ.

13.КИРЕЕВ Дмитрии Федорович маляр, на сл. с 1912 г., ур. с.Иванчиково Ольшанской вол., Льговского уезда, Курской губ.

14.КИСЕЛЕВ Иван Яковлевич рулевой (запасной), на сл. с 1907 г., ур.Чмутовской вол., Горбатовского уезда, Нижегородской губ.

15.КОРОЛЮК Петр Михайлович матрос 2 ст., на сл. с 1915 г., 1893 г.р., ур. с.Симииз, Винницкого уезда, Подольской губ.

16.КУПЧЕНКО Зиновий Лукьянович электрик, на сл. с 1914 г., ур.с.Кобелячка, Кобелячской вол., Кременчугского уезда, Полтавской губ.

17.МАРИНЧЁНКО Тимофей Семенович мин. маш. 1-й ст. (запасной), на сл. с 1907 г., ур.г.Канев, Киевской губ.

18.МИЛЛЕР Иоган-Карл Яковлевич кочегар 2-й ст., на сл. с 1914 г., 1892 г.р., ур. с.Липовки, Тонко-Шуровской вол., Новоузенского уезда, Самаре, губ.

19.НИКИТИН Дмитрий Петрович матрос 2-й ст., на сл. с 1917 г., ур.Бронниковской вол., Тобольской губ. и уезда.

20.ОНОПРИЕНКО Федор матрос 2-й ст., на сл. с 1917 г.

21.ПРЯХИН Иван Егорович кочегар 2-й ст., на сл. с 1915 г., ур. с.Болыная Глушица той же вол., Николаевского уезда, Самарской губ.

22.ПУГАЧ Иван Николаевич комендор мин. суд., на сл. с 1913 г., ур. с.Ханелья, Трипольской вол., Киевской губ. и вол.

23.РАДЧЕНКО-ГОРДОБАЛЬ Гавриил Иванович мин.машинист 1-й ст., на сл. с 1910 г., ур.д.Людвуновка, Макаровской вол., Киевской губ и уезда.

24.РЕЗАНОВ Иван Иванович ком. мин. суд., на сл. с 1913 г., ур.с.Новоспасского, Ново-Васильевской вол., Бердянского уезда, Таврич. губ.

25.РУССУ Пантелеймон Афанасьевич кочегар у.о. 2-й ст., на сл. с 1911 г., ур. с.Мешен, Самашконской вол., Оргеевского уезда, Бессарабской губ.

26.СВИРИДЕНКО Яков Касьянович матрос 1-й ст., на сл. с 1915 г., ур. с.Узморье, Узморской вол., Новоузенского уезда, Самарской губ.

27.СЕНДЕЦКИЙ Иван Павлович матрос 2-й ст., на сл. с 1917 г., ур.Попасновской вол., Новомосковского уезда, Еватеринославской губ.

28.СТЕШЕНКО Артем Михайлович коч. у.о. 2-й ст., сверхсрочник, на сл. с 1908 г., 1886 г.р., ур.Аджамской вол., Александрийского уезда, Херсонск. губ.

29.СУРУЧАН Григорий Иосифович матрос 2-й ст., на сл. с 1917 г., ур.г.Овидиополь, Одесского уезда, Херсонской губ.

30.СУСЬКИЙ Моисей Иванович кочегар 1-й ст. (запасной), на сл. с 1906 г., ур.мест.Белоцерковка той же вол., Хорольского уезда, Полтавской губ.

31.ТЕРСКИЙ Федор Павлович сигналыцик-дальномерщик, на сл. с 1914 г., 1891 г.р., ур. с.Озерки, Козловской вол., Бобровского уезда, Воронежской губ.

32.ТИТОРЕНКО Семен Прокофьевич машинист 1-й ст., сверхсрочник, на сл. с 1909 г., ур.с.Березовка той же вол., Прилукского уезда, Полтавской губ.

33.ХОМЕНКО Игнатий Потапович сигналыцик-дальномерщик, на сл. с 1914 г., ур. Бердичевского уезда, Киевской губ.

34.УВАРОВ Петр Леонидович кочегар 2-й ст., на сл. с 1915 г., 1893 г.р., ур. с.Никольского, Никольской вол., Богучарского уезда, Воронежской губ.

35.ЯМАНДИ Иван Васильевич минер, на сл. с 1914 г., ур. с.Редень, Унгенской вол., Белецкого уезда, Бессарабской губ.

Матросы переменного состава Минной бригады (тр. «Дон») прикомандированные к эсминцу

36.ГАВРИЛОВ (АДАСКАЛЬЦИЯ) Владимир Иванович кочегар 1-й ст., на сл. с 1912 г., ур. г.Кишинев.

37.КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Василий Семенович кочегар у.о. 1-й ст., на сл. с 1912 г., 1890 г.р., ур. с.Буши, Бабченецкой вол., Ямпольск. уезда Подольской.

38.САВАРИН Мефодий Феодосьевич комендор, на сл. с 1915 г., ур. с.Браги, Каменец-Подольского уезда, Подольской губ.

39.ЩУДЯК Сергей Александрович машинист 1-й ст. (запасной), на сл. с 1908 г., ур. с.Никитовка той же вол., Валуйского уезда, Воронежской губ.

Матросы команды Службы связи Черного моря (Западный район)

40.ПАНЧЕНКО Григорий Владимирович радиотелеграфист,на сл. с 1916 г., ур. с.Белки, Ахтырского уезда, Харьковской губ.

41.СЕНЬКОВ-СЕНИК Василий Ильич радиотелеграфист, на сл. с 1916 г., ур. с.Колодчетое, Посуховской вол., Уманского уезда, Киевской губ. Основание: Ф.417 оп.2 д.2340л.32-33

Судьба эсминцев типа «Лейтенант Шестаков»

Во время войны из четырех эсминцев серии «Лейтенант Шестаков» погиб лишь один. После октябрьского переворота оставшиеся эсминцы подняли красные флаги, но не надолго. 12 ноября 1917 года «Капитан Сакен» в составе отряда революционных кораблей участвовал в подавлении мятежа генерала Краснова в Ростове-на-Дону. 20 января 1917 года он же высадил отряд моряков в Ялту для подавления выступления татарских националистов.

С появлением германских войск в Севастополе 1 мая 1918 года эсминец «Капитан Сакен» захвачен немцами и с 12 октября включен в состав германского ВМФ как R04. В ноябре с капитуляцией Германии и приходом кораблей Антанты в Севастополь эсминец уведен в Измир. С октября 1919 года он входил в состав Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года в составе эскадры Врангеля эсминец ушел в Константинополь. Затем до 29 октября 1924 года он в составе Русской эскадры находился в Бизерте. В конце 20-х годов эсминец «Капитан Сакен» продан на слом, а в 1930 году разобран на металл во Франции.

С приходом немцев два оставшихся эсминца 3-го дивизиона ушли в Новороссийск с большей частью эскадры. 18 июня 1918, чтобы не попасть в руки немцев, эсминцы «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Шестаков», как и часть других кораблей Черноморского флота, были затоплены своими экипажами в Цемесской бухте Новороссийска. В 1927 году они подняты ЭПРОН и в следующем году сданы на слом.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика