История Русского флота

История Русского флота.

 


Прорыватель блокады

Автор: russiaflot от 19 января 2014


Его называли по-разному: «Героем Севастополя», «Голубым крейсером» и «Голубым красавцем», но настоящее имя лидера эскадренных миноносцев было «Ташкент». Эсминец вошел в строй перед самой Великой Отечественной войной, в начале сорокового года. Водоизмещение 2895 т, длина 132 м, ширина 13 м, осадка 3,7 м, мощность 110 000 л. с., максимальная скорость 44,3 узла, дальность плавания свыше 4 тысяч миль. Вооружение: шесть 130-, шесть 45- и шесть 37-миллиметровых орудий, шесть 12,7-миллиметровых пулеметов, три трехтрубных торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя. Экипаж 250 человек. Он был действительно красив своими стремительными обводами, скошенными к корме трубами и мачтами. Это было законченное произведение военно-морской инженерной мысли.

В тяжелые времена осады Севастополя лидер «Ташкент» высаживал десанты в осажденный город. С выходом противника к берегу Северной бухты разгрузка кораблей в Севастополе стала почти невозможной. Но кровопролитные и напряженные бои требовали непрерывной доставки военного снаряжения и людских резервов. «Ташкент» за пять дней, с 22 по 27 июня 1942 года, трижды прорывался в Камышовую бухту. В последний раз он доставил в осажденный город крупное пополнение - 142-ю стрелковую бригаду. Но нужно было еще погрузить почти две тысячи человек раненых и эвакуированных. Времени было в обрез. За 2 ч команда справилась с этой задачей. Она не только погрузила людей, но и приняла на борт огромный рулон панорамы «Оборона Севастополя (1854-1855 гг.)».

Во время обратного пути на Кавказ «Ташкент» в течение 3 ч подвергался массированным атакам вражеской авиации. За это время на корабль было совершено 96 налетов и сброшено 300 бомб. Была отбита и атака торпедных катеров противника. Вот что пишет об этих тяжелых часах вице-адмирал И.И. Азаров, бывший член Военного совета Черноморского флота: «Обратный путь в Новороссийск был более тяжелым. Противник решил .рассчитаться с «Ташкентом» за прошлый неудачный бой. С рассвета вражеская авиация непрерывно преследовала корабль. Самолеты бомбили и обстреливали его пушечно-пулеметным огнем. Среди находившихся на верхней палубе членов экипажа, раненых, женщин и детей появились жертвы».

Вода все прибывала в полученные пробоины, а самолеты продолжали бомбить «Ташкент». Стволы автоматов раскалились так, что их приходилось поливать водой. Группа севастопольских женщин, вооружившись брезентовыми ведрами и суповыми бачками, стала на подачу воды зенитчикам.

Разорвавшаяся бомба у правого борта образовала большую пробоину, и вода хлынула в первое котельное отделение. Вахту несли старшина 2-й статьи Василий Удовенко, котельные машинисты Федор Крайнюков, Михаил Ананьев и Александр Милов. В их распоряжении были буквально секунды, чтобы предотвратить катастрофу. Они выполнили до конца свой долг: прекратили в котле горение, стравили пар и перекрыли клапаны. Угроза взрыва котла и гибель корабля была ликвидирована ценой жизней Удовенко, Ананьева и Крайнюкова. Александр Милов, обожженный, сумел добраться до трапа. Вода, наполнившая котельное отделение, подняла потерявшего сознание Милова к люку, он был вытащен на палубу и приведен в сознание.

Еще одним взрывом бомбы корму встряхнуло так, что руль стал в нейтральное положение. «Ташкент», принявший более 1000 т воды, казалось, вопреки законам плавучести продолжал малым ходом идти на Новороссийск.

Затоплены кубрики, центральный артиллерийский пост, где сосредоточены приборы управления огнем главного калибра, вода интенсивно поступает в первое машинное отделение. Уже под водой клапаны, регулирующие подачу смазки на турбину, циркуляционные насосы. Вахта во втором котельном отделении по приказанию командира погасила форсунки и покинула свой пост. Переборка не выдержала напора воды. В действии только два котла.

Инженер-капитану 3 ранга Павлу Петровичу Сурину - главному организатору борьбы за живучесть корабля - и самому временами кажется чудом то, что «Ташкент» держится на плаву.

Утром 27 июня на помощь «Ташкенту» из Новороссийска вышли эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Бдительный», сторожевые и торпедные катера, буксир «Черномор» и спасательное судно «Юпитер». На торпедном катере прибыл командующий эскадрой контр-адмирал Л.А. Владимирский и бригадный комиссар В.И. Семин. Поднятые в воздух истребители прикрыли лидер. Катера доставили мотопомпы.

Командир «Сообразительного» капитан-лейтенант С.С. Ворков быстро организовал прием людей с «Ташкента». «Сообразительным» и сторожевыми катерами было принято до 2000 раненых и пассажиров.

В 20 ч 15 мин «Ташкент» на буксире у «Бдительного» и спасательного судна «Юпитер» прибыл в Новороссийск. Подвиг «Ташкента» восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Жестокие бои в море, блокада, швартовка под обстрелом в необорудованной Камышовой бухте не смогли остановить ташкентцев. Они доставили более 3000 бойцов и командиров 142-й стрелковой бригады, сотни тонн боезапаса, продовольствия, вывезли за эти дни около 5000 раненых, эвакуировали свыше тысячи женщин и детей.

И вот настал трагический день. Мы не забудем его никогда. 2 июля 1942 года во время налета вражеской авиации на Новороссийск находившийся у стенки в порту лидер «Ташкент» был потоплен. Часть экипажа ушла в морскую пехоту, часть продолжала нести боевую вахту на кораблях флота.

Прошли годы. Ветераны постарели. Но легенды о подвигах не стареют. В наших сердцах вечно будет жить светлая память о мужестве моряков лидера «Ташкент».

 

Девизом и клятвой ташкентцев было всего несколько слов: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика