Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Лейтенант Зацаренный - пионер торпедных атак


Лейтенант Зацаренный - пионер торпедных атак

Автор: russiaflot от 20 октября 2013


Измаил Максимович Зацаренный родился 30 июня 1850 года в семье морского офицера (ЦГА ВМФ ф.406 оп.З д.910).**

28 сентября 1866 он поступил в Морское училище. Проходил практику на Балтике: в 1867 на фрегате «Громовой» - 32 суток, в 1868 на корвете «Баян»- 45 суток, в 1869 на канлодке «Прибой»- 49 суток. В апреле 1870 он произведен в гардемарины. С 11 июля по 2 сентября он служил на фрегате «Пересеет»на Балтике под командой капитана 1-го ранга Крузенштерна.

24 апреля 1872 года Зацаренный получил первый офицерский чин - мичмана и назначен ревизором на балтийский клипер«Яхонт».С 5 сентября 1870 по 16 сентября 1872 он в кругосветном плавании на шхуне «Тунгуз».С 16 сентября по 26 октября 1872 плавал на клипере «Абрек».С 16 ноября по 1 марта в кругосветке на винтовом транспорте «Мансур»в качестве вахтенного начальника. С 1 марта по 24 октября 1873 он снова в кругосветном плавании на корвете«Богатырь»в той же должности. После чего по 17 июля 1874 он участвует в кругосветном плавании эскадры Посьета вахтенным начальником *Бывший пароход РОПиТ водоизмещением 2500mскоростью хода 12,7 узлов длиной по ватерлинии 73 м шириной 8,5 м средним углублением 4,6 м получил вооружение - одну 152­мм мортиру четыре 9-фунтовые нарезные пушки четыре шестовые мины системы адмирала А.АЛопова.

** На флоте служил и старший брат Василий Максимович. Он служил командовал броненосцами участвовал в обороне Порт-Артура дослужился до адмиральского чина стал градоначальником г. Николаева, но заметного следа в отличии от своего брата в истории не оставил.

на корвете «Витязь». Затем Балтика. С 17 июня по 26 сентября 1874 служит на плавбатарее «Первенец», на пароходо-фрегате «Рюрик» и фрегате «Лейтенант Лазарев», из них 123 суток в море.

В сентябре 1875 Зацаренный слушатель минных офицерских классов. 14 января 1876 он произведен в лейтенанты. В октябре того же года по окончании курса назначен на должность минного офицера на фрегат «Генерал-адм ирал».

С 19 ноября 1876 он служит на Черноморском флоте в качестве минного офицера на минном пароходе «Великий Князь Константин».С началом войны и переоборудованием парохода он командует минным катером «Чесма». Этот катер был самым быстроходным. Его борта бвши сшиты из медных листов, в отличие от трех других - деревянных. «Никто в -русском флоте, - писал историк И. Андреев, - не атаковал так много, как Зацаренный. Причем, ему пришлось вести борьбу не только с турецкими броненосцами, но и с самим собой. Дело в том, что Зацаренному не везло!»

14 мая 1877 года в 22-00 минный транспорт спустил катера«Минер», «Синоп» и «Чесма» в 7 милях от Батуми. Подойдя к рейду, катера обнаружили большой пароход. Макаров приказал1Зацаренному проверить и, если это турецкое военное судно, атаковать. «Чесма» двинулась в сторону огней. Вскоре на ней распознали военный колесный пароход (это была паровая яхта«Sultanie»).Сбросив мину-крылатку за борт, Зацаренный начал подводить её на буксирном канате к вражескому кораблю, который неторопливо двигался к рейду. Это был очень сложный маневр. Одна неточность в управлении катером и все насмарку. Когда мина оказалась у борта парохода, катер заметили. Раздался выстрел. Турки подняли тревогу. Зацаренный включает питание электровзрывателя, но мина не взорвалась. Под градом выстрелов он проверяет батарею, провода, клеммы. Еще попытка включения, но взрыва нет.* Пароход дает задний ход. Буксирный канат начал наматываться на колесо парохода. Катер потянуло к его борту. Пришлось рубить канат и уходить. В темноте не нашли «Константин» и пришлось идти в Поти своим ходом. Следом пришел катер Писаревского «Синоп». Его атака также сорвалась из-за неполадок в машине. После первой неудачи в Батуми Макаров лишь через месяц смог снова выйти в море.

11 июня «Константин»,имея на буксире миноноски №1 и №2, двинулся к одному из устьев Дуная - Сулинскому гирлу. На подходе спустили катера. Море волновалось. Катера плохо слушались руля, рыскали и черпали воду. У входа в гирло противника не оказалось. Не возвращаться же в Одессу с пустыми руками! Макаров решил направить катера в Сулинский порт до которого было 6 миль. Миноноски и «Чесма» первыми достигли порта. Здесь стояли турецкие броненосцы. Они были окружены бонами, у орудий дремала прислуга, перекликались часовые. Ждать остальных не было смысла. Нужно было атаковать внезапно. Как только «Чесма»вынырнула из предрассветных сумерек, её обнаружили. Раздались выстрелы. «Чесма» с крылаткой на букси- * Электроэлементы в те годы были настолько капризными и несовершенными, что надо было удивляться тому как они вообще могли срабатывать!

Вот мина уже у борта вражеского корабля. Вдруг мина стала тонуть. Зацаренный круто развернул катер, чтобы она вышла на поверхность, но буксир намотался на винт и катер стал. Неподвижный катер превратился в легкую мишень. До гибели оставались мгновенья. Но команда, свесившись с кормы, руками поймали канат и успели распутать его раньше. В этой атаке миноноска №2 лейтенанта Рождественского атаковала броненосный корвет«Idschlalije»,но неудачно. Шестовая мина взорвалась преждевременно, Миноноска №1 лейтенанта Пущина взорвала свою мину близко у борта, но сама получила повреждения от вражеского огня и была затоплена командой. Весь экипаж миноноски №1 попал в плен. Остальные катера сумели вернуться к своему пароходу, где их подняли на борт. Стало ясно, что буксируемые и шестовые мины - слабое оружие. Нужно было попробовать применить хранящиеся в Николаевском адмиралтействе самодвижущие мины (торпеды) Уайтхеда. Они были дорогими, и начальство их «берегло». Со скандалом, нарушая субординацию, Макарову всё же удалось их заполучить.

В море удалось выйти в августе. Планируя нападение на Сухумский рейд, впервые в минном деле Макаров решил воспользоваться лунным затмением. В 22-00 25 августа в 6 милях от залива катера были спущены на воду и пошли к Сухумскому порту. Турецкие броненосцы стояли на якорях за боновым заграждением, которым турки теперь в обязательном порядке защищали свои якорные стоянки. Вокруг патрулировали шлюпки. На берегу, освещая порт, горели костры. «Сипоп» подвел свою мину под заграждение и взорвал ее. Три катера, повинуясь сигналу Зацаренного, проникли за бон. «Иаварин» и «Минерва» атаковали броненосный корвет«AssariTeyfik»и поочередно взорвали мины у его борта. Корвет получил подводную пробоину. Позже он был отведен в Батум, где отремонтирован. На отходе «Синоп» отразил абордажную атаку турецкой патрульной лодки. Ёе командир лейтенант Писаревский получил удар веслом по голове, и команда едва отбила его у турок. Последней атаковала «Чесма». Но поднятая взрывом волна швырнула его на турецкий корабль. Вся команда уперлась в наваливающийся борт броненосца. Удара удалось избежать, но мину потеряли. Не был ясен и результат атаки. Турки объявили, что броненосец остался на плаву. Пленные же утверждали, что он утонул при буксировке в Константинополь.

Наконец на «Константине» получили четыре самодвижущие мины. Одну установили под килем «Чесмы» в специальной деревянной трубе- направляющей, а другую - на поплавок, который буксировал «Синоп». В ночь с 29 на 30 декабря Зацаренный повел свой катер в Батум по самому мелководью. За ним следовал «Синоп».Войдя в порт, катера обнаружили там турецкий броненосец. Тихо подойдя на дистанцию выстрела, прицелились и выпустили торпеды. Прогремел взрыв. За ними поднялась стрельба. Попали!? Через несколько дней, через агентуру, стали известны результаты атаки. Оказалось, что стоящие уступом носом к берегу четыре броненосца из-за плохой видимости Зацаренный принял за один трехмачтовый. Направленная в его середину торпеда прошла между броненосным фрегатом «Mahmudije»и уже отремонтированным корветом«AssariTeyfik»,наткнулась на якорную цепь, ее зарядное отделение отломилось и при ударе о грунт взорвалось. Торпеда без головной части выскочила на берег. Другая же торпеда промахнулась и тоже выскочила на берег. Утром обе торпеды были найдены турками.

23 января 1878 для отвлечения внимания от вышедших в море вспомогательных крейсеров-пароходов «Россия», «Владимир» и«Веста», минный транспорт «Великий Князь Константин» отправился к кавказскому берегу. В Поти его командир лейтенант Макаров получил сведения, что на Батумском рейде стоит эскадра Гобарта-паши. В 23-00 27 января, не доходя 4­5 миль до порта Батуми, были спущены на воду минные катера «Чесма» (ком- р л-т Зацаренный) и«Синоп» (ком-pл-т Щешинский) и под командованием лейтенанта Зацаренного направились к рейду. Как писал Аренс: «Лунный свет, отражавшийся от покрытых снегом гор, хорошо освещал рейд, на котором нетрудно было различить 7 судов, стоявших, как и прежде отшвартовавшись кормою к берегу. Правее маяка, на сторожевом посту, держался под парами большой двухмачтовый пароход. Катера подошли к нему незамеченными сажень на 30-40 и одновременно выпустили свои торпеды. Обе они взорвались удачно и через 1-2 минуты пароход «Интибах»* исчез под водой со всей своей командой».

За атаку турецких судов на Барумском рейде 14 мая 1877 Зацаренный «пожалован» орденом Св.Владимира 4 ст с мечами. Орден Св.Георгия 4 ст он получил за храбрость при атаке буксируемыми минами турецкого броненосца на Сухумском рейде в ночь на 25 августа. За минную атаку турецких судов на Батумском рейде в ночь с 29 на 30 декабря награжден золотой саблей «За храбрость». 30 января 1978 за потопление турецкого парохода произведен в капитан-лейтенанты.

14 мая 1878 он назначен командиром миноноски «Чижик» и заведующим минным заграждением Бургасского залива. 14 сентября 1878 Зацаренный назначен командиром миноноски «Ящерица», 13 февраля 1879 - флагманским капитаном походного штаба практического отряда корветов и миноносок Черноморского флота. 24 апреля 1879 Измаил Максимович женился на дочери надворного советника Благовещенского - Марие Дмитриевне, 29 октября 1879 - направлен на Балтику, С 21 апреля по 15 декабря 1880 года он откомандирован в Англию для наблюдения за строительством и вступления в командование миноносцем «Батум». 3 июля 1880 года начинается поистине героический переход маленького миноносца под командованием Зацаренного в Николаев вокруг Европы. Особенно тяжелым был переход через Бискай. Но через 1,5 месяца, пройдя под паром и самодельными парусами почти 5000 миль, «Батум» бросает якорь в Николаев-

Intibah» - винтовая деревянная канонерская лодка (3 ед. в серии). Построена в Стамбуле в 1867 году водоизмещением 163 т имела одночилиндровую патовую машину (скорость не более 8-9 узл.). Его вооружение 4 гладкоствольных 18-фунтовых орудия. К началу войны устарела и использовалась как посыльное и дозорное судно.

ском порту, за что он «пожалован» орденом Станислава 2 ст.

С 1 января Измаил Максимович снова на Балтике. 17 февраля 1881 у него родился сын - Измаил Измаилович. В апреле 1881 года он командует отрядом миноносцев во время четырехмесячного учебного похода с минными постановками. 23 января 1882 года он назначен старшим офицером фрегата «Дмитрий Донской».6 февраля 1885 Зацаренный произведен в капитаны 2 ранга. В 1885-1886 он находился на фрегате «Дмитрий Донской»434 суток в загранплавании. 16 сентября 1886 года Зацаренный назначен командиром монитора«Броненосец».

Весной 1887 года Измаил Максимович заболел психически и 8 ноября 1887 года скончался.

«Недвижимого родового или приобретенного имущества, - как написано в его личном деле,- у Измаила Михайловича и его супруги нет».

 

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика