Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 

Ошибка адмирала Попова

Автор: russiaflot от 29 сентября 2009


История хранит немало курьезных случаев, когда ученый, государственный деятель или полководец получал известность не по своим делам, а по отдельным ошибкам, порой — скандалам, иногда даже анекдотам. Нечто подобное произошло и с русским адмиралом Андреем Александровичем Поповым.

 

Еще и сейчас, когда разговор заходит о жизни и деятельности этого незаурядного человека, обязательно кто-либо из собеседников заметит: — А, это тот чудак-адмирал, который строил круглые корабли, «поповки»?.. И право же, становится обидно, что из богатой биографии талантливого человека выхватывают один небольшой и далеко не самый яркий эпизод, чтобы по нему судить о творчестве и работе этого замечательного моряка и кораблестроителя, которого академик А. Н. Крылов называл «истинным учителем флота»...

 

Андрей Александрович Попов родился в 1821 году в семье мелкого помещика. Уже в детстве он отличался необыкновенной любознательностью, настойчивостью, страстно любил читать, особенно о моряках. Целыми днями мальчишка мог пропадать на чердаке, куда сваливали старые книги. Перелистывая пожелтевшие страницы, будущий адмирал мысленно путешествовал с экспедициями Беринга, Прибылова, Шелехова, совершал кругосветные плавания на шлюпах «Надежда» и «Нева» под флагами знаменитых мореходов Крузенштерна и Лисянского; вместе с Головниным он открывал новые острова и ел дымящуюся, пахнущую рыбой тюленину на палубе «Востока» и «Мирного», ходил в антарктические походы под командой Лазарева и Беллинсгаузена. А несколько позже бросался на абордаж с матросами Ушакова и Сенявина. Увлеченность историей российского флота привела Попова в петербургский Морской корпус, по окончании которого его направили на Черноморский флот. Здесь он продолжает настойчиво изучать сложную корабельную науку. В мае 1853 года провокационные действия англичан вызвали разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией. 11 октября началась война.

 

На помощь туркам в пролив Босфор вошла англо-французская эскадра, а 18 ноября произошел знаменитый Синопский бой, в котором русские корабли под командой адмирала Нахимова наголову разгромили вражеский флот. В сентябре 1854 года началась героическая оборона Севастополя, и капитан-лейтенант Попов был назначен офицером особых поручений при Нахимове и Корнилове. С этого дня два прославленных адмирала стали молодому моряку примером для подражания. Осенней ночью из осажденного Севастополя вышел с потушенными огнями пароход-фрегат «Тамань». Искусно лавируя между английскими и французскими судами, он прорвал блокаду и благополучно прибыл в Одессу, блестяще выполнив приказ Нахимова. Командовал «Таманью» А. А. Попов. Во время осады снятые с кораблей пушки были установлены на береговых бастионах. Так впервые проявился инженерный и изобретательский гений Попова. В Попове удачно сочетался талант командира и судостроителя. С 1856 года под его руководством и отчасти по его же проектам построено 14 винтовых корветов и 12 клиперов. Вместе с С. О. Макаровым он создавал образцы первых мин — грозного и совершенно нового по тем временам вида оружия. В эту эпоху паровой флот начинает вытеснять парусники. Часто можно было видеть рядом стройные, одетые белыми шелестящими парусами фрегаты и странные парусно-паровые гибриды, у которых между парусами торчали высокие, дышащие дымом черные трубы, а по соседству важные, гордящиеся независимостью от ветра, но еще неказистые пароходы. Приверженцем нарождавшегося парового флота был А. А. Попов.

 

Затем длительное время, будучи уже вице-адмиралом, Попов командует Тихоокеанской эскадрой, а с 1870 года снова занимается кораблестроением, создает новые типы судов. Построены броненосные крейсеры, спущен на воду первый «круглый» корабль «Новгород», а в 1875 году — немного больший по размерам, но аналогичный по форме «Вице-адмирал Попов». Для защиты входов в Керченский пролив и Днепро-Бугский лиман было решено построить броненосные корабли. А. А. Попов разработал и предложил новый тип круглых броненосных судов с большим водоизмещением и малой осадкой. Впоследствии их назвали «поповки». Что же представляли собой эти «странные» суда? «Вице-адмирал Попов» — бронированный корабль с круглым корпусом в виде цилиндра диаметром 120 футов, осадкой 12 футов, водоизмещением 3550 т. В башне располагались два 12-дюймовых орудия. Судно имело шесть винтов и двигалось со скоростью 8 узлов. Попов испытал модель этого судна на воде. Затем сделал паровую шлюпку аналогичной конструкции и после проверки ее мореходных качеств приступил к строительству броненосца. Вот рождение этого судна и принесло Попову ту «славу», о которой мы говорили вначале. Некоторые специалисты считали и считают сейчас проект «поповки» ошибкой автора.

 

А была ли здесь действительно ошибка? С одной стороны, да. Если подходить с точки зрения кораблестроения вообще, тогда главная ошибка Попова заключалась в том, что, увлекшись идеей утолщения брони и увеличения калибра артиллерии, он построил судно, специально предназначенное для того, чтобы выполнять эти условия в крайнем пределе, упустив из виду, что с появлением новых требований (например, скорости, мореходности, плавности качки) подобное судно окажется невыгодным. На крупной волне корабль станет переваливаться, как блин, качаясь во всех направлениях; причем качка из-за большой ширины и малой осадки будет очень стремительной и резкой, что плохо отразится на здоровье экипажа и качестве артиллерийской стрельбы. Круглая форма корпуса и шесть винтов делали судно тихоходным. Но если исходить не из требований, предъявляемых обычно к мореходным броненосным кораблям, а из целевого назначения, предусмотренного во время их проектирования, то «поповки» полностью отвечали этим требованиям, и, следовательно, никакой ошибки не было. Более того, английский ученый-судостроитель Вильям Фруд в письме к Б. Тедерману в ноябре 1875 года сообщал о возможности применения принципа «воздушной смазки» к широким или совсем круглым в плане судам, причем ссылался на форму днища русского корабля типа «поповки». Так что в некотором роде его обводы явились прототипом для современных судов на воздушной подушке.

 

Триумфом Попова был построенный по его проекту первый в истории броненосец «Петр Великий», который вступил в строй в 1877 году. Корабль водоизмещением почти в 10 тысяч т имел четыре 85-миллиметровых орудия в двух башнях. Две паровые машины обеспечивали ему скорость 12,5 узла. Толщина брони колебалась от 75 мм до 356 мм. Вот что писал известный английский судостроитель Е. Рид в газете «Тайме»: «…Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных ваших броненосцев»... После строительства «Петра Великого» Попов выдвинул идею постройки броненосных крейсеров (впоследствии они назывались крейсерами 1-го ранга). Эта идея была тотчас подхвачена многими иностранными государствами. И в основу почти всех зарубежных проектов легли мысли и соображения русского судостроителя.

 

В 1880 году вице-адмирал Попов был поставлен во главе кораблестроительного отдела Морского технического комитета, где и находился почти до самой смерти. Прочитав этот очерк, вы, очевидно, уже не скажете о А. А. Попове: «А, это тот, который строил круглые корабли?» — ибо заслуги его перед Россией неоспоримы. В 1898 году жизнь замечательного адмирала трагически оборвалась.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика