История Русского флота

История Русского флота.

 


Московские каперы

Автор: russiaflot от 26 января 2014


 

В XVI в. кораблестроение развивалось только на побере­жье Белого моря, где судостроением и мореплаванием занима­лись потомки новгородцев — поморы. На верфях Соловецкого и Печенгского монастырей строились парусно-гребные суда, предназначенные для рыбного и зверобойного промыслов. Опы­та строительства судов, которые можно было бы использовать для ведения боевых действий на море, да еще против такого сильного противника, как шведский флот, они не имели.

В этой довольно сложной обстановке Иван IV вынужден был пойти по пути создания наемного каперского флота.

 

В 1570 г. он нанял на русскую службу опытного датского мо­ряка Карстена Роде, с которым заключил соглашение о фор­мировании на Балтийском море каперской флотилии, глав­ными задачами которой была защита Нарвского торгового пути и нарушение морской торговли противника. Подписанным до­говором предусматривалось: захваченные военные призы де­лить в равных долях, часть из них Карстен Роде должен был оставлять себе, другую передавать в московскую казну.

Флотилия Карстена Роде, состоявшая из 7 вооруженных парусных судов, базировалась в портах дружественной Дании: Копенгаген, остров Борнхольм и Аренсбург на острове Эзель. Опираясь на эти базы, флотилия Карстена Роде в 1570 г. раз­вернула активные боевые действия по защите Нарвского тор­гового пути и нарушению коммуникации противника.

С появлением на Балтийском море каперской флотилии, действовавшей от имени московского царя и под его покрови­тельством, западноевропейские купцы стали без особой бояз­ни нападения шведских кораблей посещать русский торговый порт Нарву. Нарвский торговый путь заметно оживился. В Нарву стали прибывать все больше и больше иностранных купцов со своими товарами, в том числе и военного назначе­ния, а из Нарвы вывозиться традиционные русские товары.

Одновременно флотилия Карстена Роде решала и другую не менее важную для Московского государства задачу — нарушение морской торговли противника. За сравнительно короткий срок, всего несколько месяцев, Карстен Роде за­хватил 17 военных призов, из них половина была передана в московскую казну, остальные использованы для усиления флотилии и в качестве награды за свою работу.

Активные действия флотилии Карстена Роде на комму­никациях противника побудили Польшу и Швецию выделить специальные отряды для борьбы с московскими каперами. Однако эти меры не давали желаемых результатов. Тогда прибалтийские страны выступили с демаршем и потребова­ли от датского короля, чтобы он запретил кораблям капер­ской флотилии базироваться в датских портах.

Король Дании Фридрих II, несмотря на дружеские отно­шения с Московским государством, вынужден был выпол­нить требования прибалтийских государств. Распоряжени­ем короля флотилия Карстена Роде была ликвидирована, суда его конфискованы, а сам он арестован и посажен в тюрьму.

Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет, закончилась неудачей для России. Она вынуждена была по заключенно­му мирному договору вернуть Речи Посполитой и Швеции все занятые русскими войсками в ходе войны земли. Таким образом, попытка Ивана Грозного добиться выхода на Бал­тийское море и завести на нем свой флот не увенчалась ус­пехом. И одной из наиболее существенных причин этой не­удачи являлось отсутствие регулярного военного флота.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика