История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Отправление русских эскадр в Англию в 1795


Отправление русских эскадр в Англию в 1795

Автор: russiaflot от 31 марта 2017


В соответствии с этим договором весной началась подготовка к отправлению эскадры к берегам Англии. 1мая Екатерина подписала Высочайшее повеление: «Вследствие заключенного между Нами и королем Великобританским договора оборонительного союза и взаимной гарантии, повелеваем вооружить 12 кораблей 74 и 66 пушечных, 6 фрегатов и 2 катера, дабы оные в надлежащий путь немедленно отправиться могли. К командованию сею эскадрою назначаем вице‑адмирала Ханыкова, а о контр‑адмиралах коллегия Нам должна предоставить список.

Сверх сей эскадры, необходимо нужно, чтобы в кронштадтском и ревельском портах приуготовлены и вооружены были от 15 до 18 кораблей, в том числе и 100 пушечные, с приличным количеством фрегатов и других судов, а равно и гребную флотилию в Роченсальме поставить в такое положение, чтобы она в полной готовности быть могла».

Петр Иванович Ханыков, отменный мореход, имел репутацию сметливого дипломата. На Ханыкова выбор пал, надо думать, не без умысла: когда играешь в паре с Альбионом, гляди в оба, как бы не объегорил.

25 мая императрица подписала еще один указ: «При отправлении эскадры нашей под командою вице‑адмирала Ханыкова в море, повелеваем, сверх сумм, обыкновенно от адмиралтейской коллегии отпускаемых, выдать означенному вице‑адмиралу на чрезвычайные расходы 2000 червонных и 2000 ефимков, да на каждый корабль по 1000 ефимков, и фрегат по 300 ефимков».

Однако крупные по российским меркам суммы оказались не такими уж и крупными. Спустя три месяца пребывании в Англии, 11 сентября, адмирал П.И.Ханыков пишет императрице «…За долг почитаю донести Вам, что по причине непомерной дороговизны в Англии на все необходимые вещи, равно как и по поводу весьма низкого курса денег наших, все офицеры, на эскадре Е.И.В. мне вверенной служащие крайне нуждаются».

Отношения со Швецией все еще были далеки от дружеских, поэтому 5 июня последовал Высочайший указ командующему Балтийским флотом адмиралу В.Я.Чичагову: «…впрочем, предоставляем на распоряжение ваше под образом обучения людей посылать крейсеров в Балтийское море, для надлежащего примечания за соседними вооружениями и плаванием, наблюдая однакож, чтоб не подать ни малейшего вида, что Мы опасаемся каких‑либо с их стороны неприязненных намерений».

Эскадра вице‑адмирала П.И.Ханыкова – 13 линейных кораблей, 8 фрегатов, госпитальное судно. Она состояла из наиболее новых судов, прибывших в прошлом году из Архангельска. До 23 мая на Кронштадтский рейд вытянулись: 74 пушечные корабли «Память Евстафия» (капитан 1 го ранга Г.А.Сенявин), «Глеб» (капитан 1 го ранга Ф.И.Тезигер), 66 пушечные «Иона» (капитан 2 го ранга А.А.Сарычев), «Пимен» (капитан 2 го ранга И.М.Колокольцов), «Граф Орлов» (капитан 2 го ранга П.Ф.Бачманов), «Пармен» (капитан 2 го ранга А.А. фон Круз), «Европа» (капитан 1 го ранга М.И.Борисов), фрегаты «Рига» (капитан‑лейтенант С.В.Бакеев), «Ревель» (капитан‑лейтенант А.Ф.Клокачев), «Архангел Михаил» (капитан‑лейтенант Н.И.Броун), «Нарва» (капитан‑лейтенант И.Л.Трескин), «Рафаил» (капитан‑лейтенант И.А.Игнатьев, с 7.1795г.– капитан‑лейтенант Е.Е.Ульрих).

П.И.Ханыков поднял флаг на корабле «Память Евстафия», а на «Ионе» – младший флагман контр‑адмирал М.К.Макаров. 1июня эскадра покинула Кронштадтский рейд и 4 го прибыла в Ревель. Здесь к ней присоединились корабли: 74 пушечный «Св. Елена» (капитан 1 го ранга К.Е. фон Брейер)– флаг второго младшего флагмана контр‑адмирала Е.Е.Тета, 66 пушечные «Ретвизан» (капитан 1 го ранга П.В.Чичагов), «Петр» (капитан 2 го ранга А.Г.Бардаков), «Никанор» (капитан 2 го ранга князь Д.С.Трубецкой), «Филипп» (капитан 2 го ранга А.С.Смирнов) и фрегаты «Венус» (капитан‑лейтенант Н.А.Бодиско), «Кронштадт» (капитан‑лейтенант И.Я.Чернавин) и «Архипелаг» (капитан‑лейтенант А.В.Моллер).

15 июня эскадра вышла в море. Утром следующего дня у острова Нарген столкнулись корабль «Граф Орлов» и фрегат «Архипелаг». Суда получили повреждение и вернулись в Ревель для ремонта. После исправления они 21 июня нагнали эскадру. В море к эскадре присоединилось госпитальное судно «Меркурий» (лейтенант А.Т.Быченский 4 й), вышедшее из Роченсальма.

Русская эскадра 1 июля прибыла на Копенгагенский рейд, где простояла 10 дней, а затем направилась далее в Северное море. 16 июля фрегаты «Рига», «Архангел Михаил» и «Архипелаг» отделились от эскадры и вступили в ордер конвоя английских транспортных судов. Завершив конвоирование судов, фрегаты пришли в английские порты.

Наконец, 27 июля эскадра П.И.Ханыкова прибыла на Дильский рейд и соединилась с английской эскадрой Северного моря адмирала Адама Дункана. Английский адмирал приезжал на флагманский корабль «Память Евстафия» для переговоров с П.И.Ханыковым. 10 августа соединенный флот вышел в море.

Русские суда совместно с английским флотом с августа 1795г. по октябрь 1796г. блокировали побережье Голландии в районе острова Тексель, не допуская объединения французского и голландского флотов, конвоировали транспорты и коммерческие суда и крейсировали в Северном море до параллели Фарерских островов.

10 сентября эскадра под командованием контр‑адмирала М.К.Макарова (корабли «Европа», «Св. Елена» «Пимен», «Никанор», «Иона», «Филипп», фрегат «Рига») пришла на Дильский рейд. В тот же день остальные суда эскадры П.И.Ханыкова бросили якорь на Ширнесском рейде.

В крейсерстве русская эскадра находилась ровно месяц. И ровно месяц экипажи не знали отдыха. Непрекращающиеся штормы, шквалы и зыбь обнаружили низкое качество большинства кораблей. «Чуть буря – полвахты у помп; все скрипит, все расходится. Бывало, весь корабль, чтобы, так сказать, не развалился, стянут найтовами и, отливая воду во все помпы, все‑таки держатся в крейсерстве до срока, тянутся за гордыми британцами. Когда после этого чинились в доках, то их моряки не могли надивиться смелости русских, уверяя, что "за сто гиней не принудили бы их служить на таких кораблях”».

Вице‑адмирал П.И.Ханыков собирался в сентябре 1795г. со всей эскадрой покинуть Англию и вернуться в российские порты. Однако русский посланник в Англии граф С.Р.Воронцов задержал эскадру в Северном море. Он сообщил адмиралу, что английское правительство просило, чтобы эскадра осталась зимовать в Англии. При этом англичане обязались взять на себя содержание экипажей судов (почти 10000 человек).

В середине ноября русские суда вышли из Диля и Нора к Текселю, где крейсировали совместно с эскадрой адмирала А.Дункана. Северное море встретило русские суда сильными ветрами и штормами. Эскадра контр‑адмирала М.К.Макарова в течение шести дней выдержала крепкие ветры и наконец жестокий шторм, от которого у кораблей «Св. Елена», «Петр» и «Никанор» открылась сильная течь и имелись другие повреждения. Поскольку команды не успевали откачивать воду, для спасения кораблей и людей вынуждены были идти в устье реки Эльбы. Три корабля и сопровождавший их фрегат «Нарва» 24 ноября пришли в Куксгавен. 6декабря они снялись с Куксгавенского рейда, а 20 го прибыли на Ширнесский.

Осенними штормами были повреждены фрегаты «Венус», «Ревель» и «Архипелаг» (встал в док для ремонта). К концу года все корабли и фрегаты встали в английских портах на зимовку. Всеподданнейшее донесение вице‑адмирала Ханыкова из Диля 23 декабря: «Доношу В.И.В., что корабли и фрегаты вверенной мне эскадры, по претерпении во время крейсерства от жестоких бурь многих повреждений, в разное время один по‑другому возвратились в разные английские порты».

В 1795г. вГолландии было задержано русское купеческое судно. В связи с этим высочайше было повелено задержать все пришедшие в наши порты голландские суда. Хотя в следующем году они и были отпущены, но приказано было со всеми приходящими из Голландии судами поступать так, как с французскими.

В ноябре 1795г. во Франции вступила в силу новая конституция (III года). Конвент прекратил свою деятельность, и было избрано новое правительство, получившее название Директории.

В 1796г. положение Франции изменилось, Директория предприняла большое наступление тремя армиями – двумя на Вену и одной в Италии. 9апреля 1796г. генерал Бонапарт вторгся в Италию через Альпы и одержал «шесть побед в шесть дней» над пьемонтскими и австрийскими войсками. Сардинский король сдался на милость победителя. Бонапарт отбросил австрийцев к реке По и продолжал стремительно их преследовать. Разбив австрийцев при Лоди, Бонапарт 15 мая вступил в Милан и написал в Париж: «Ломбардия отныне принадлежит Республике».

15 мая 1796г. (26 флореаля 4 го года) в Париже был подписан франко‑сардинский мирный договор. 23 июня 1796г. (5 мессидора 4 го года) в Болонье было заключено перемирие между Францией и папой. От Франции его подписал генерал Наполеон Бонапарт. В числе прочих пунктов перемирия был пункт о передаче крепости Анкона французской армии. 29 июня французские войска заняли Ливорно.

19 августа 1796г. Испания заключила с Францией оборонительно‑наступательный союз. Объявление войны Испанией Великобритании и Португалии в октябре 1796г. сделало невозможным для Великобритании удержание позиций в Средиземном море. Объединённый французско‑испанский флот, имевший в своём составе 38 линейных кораблей, значительно превосходил Средиземноморский флот Великобритании, состоявший из 15 линейных кораблей, заставив англичан эвакуироваться сначала с Корсики, а затем и с Эльбы.

Английское правительство пришло к решению оставить Корсику и Средиземное море, адмирал Д.Джервис увел эскадру в Гибралтар, а затем в Лиссабон.

Русские корабли, находившиеся в Англии, начали кампанию в феврале 1796г. Как и в прошлом году, они совместно с английскими отрядами выходили в крейсерства в Северное море.

В мае 1796г. вице‑адмирал П.И.Ханыков по указу Екатерины II купил в Англии катер «Диспач», построенный в 1795г. Командиром его был назначен капитан‑лейтенант И.А.Игнатьев, а экипаж набран с кораблей эскадры.

19 мая корабль «Память Евстафия» покинул Чатам и направился на Балтику, 25 июля он прибыл в Кронштадт.

Для снабжения эскадры П.И.Ханыкова всем необходимым в Англию была отправлена транспортная флотилия из 15 транспортов и двух фрегатов. Транспорты, отправленные в Англию: «Брита‑Маргарита» (лейтенант Л.В.Спафарьев), «Минерва» (капитан‑лейтенант А.А.Огильви), «Грибсвальд» (лейтенант Е.П.Гетцен), «Гофнунг» (лейтенант Н.И.Ендогуров), «Анна‑Маргарита» (лейтенант Д.Д.Креницын), «Крон Принц» (лейтенант Л.И.Момбильи), «Алианц» (лейтенант И.П.Бекман), «Иоганна Сусанна» (лейтенант А.И.Скрыплев), «Цвей брудер» (лейтенант Р.И.Эльфинстон), «Либерта» (лейтенант С.Ф.Байков), «Обсерваториум» (лейтенант М.М.Ртищев), «Шарлота Каролина» (лейтенант И.И.Невельской).

Для сопровождения транспортов были выделены фрегаты «Александр» (капитан‑лейтенант А.Я.Побединский) и «Подражислав» (капитан‑лейтенант А.В.Певцов). Командовал флотилией капитан 2 го ранга Н.И.Шешуков.

14 июня фрегаты и часть транспортов покинули Кронштадтский рейд и 19 июня прибыли на Ревельский, где к ним присоединились остальные суда. 23 июня флотилия продолжила путь. 25 июня сильный шквал повредил часть судов. Фрегат «Подражислав» взял на буксир поврежденный транспорт «Брита Маргарита». 19 июля конвой прибыл на Эльсинорский рейд. Здесь на следующий день Н.И.Шешуков передал транспорты под командование английского капитана. 21 июля они под конвоем английских кораблей и русских корабля «Никанор» и фрегата «Нарва» из эскадры П.И.Ханыкова направились в Англию. 17 августа транспорты прибыли в английские порты.

29 августа вице‑адмирал Бокнер посетил русский флагманский корабль «Петр». Два дня спустя адмирал П.И.Ханыков отправился в Лондон, откуда вернулся 10 сентября.

В конце сентября русские корабли начинают покидать английские базы и уходить в Россию. Еще раньше – 4 сентября транспортная флотилия в сопровождении корабля «Никанор» покинула Ширнесский рейд и 7 октября прибыла в Ревель.

21 сентября «Пимен», «Иона» и «Глеб» покинули Норский рейд, а 24 го «Св. Елена», «Петр», «Пармен», «Филипп», «Граф Орлов», «Ретвизан», фрегаты «Рафаил», «Ревель», «Нарва» и катер «Диспач» – Ширнесский рейд. 1октября все русские суда прибыли в Копенгаген.

Здесь П.И.Ханыков получил повеление: «отобрать надежные корабли и возвратиться с ними, смотря по числу их, самому Ханыкову или одному из подчиненных ему флагманов».

Во исполнение этого повеления П.И.Ханыков решил возвратить в Англию семь судов (три корабля, три фрегата и катер) под командой контр‑адмирала М.К.Макарова, к которым впоследствии присоединились два фрегата, исправлявшиеся в Шотландии.

4 октября П.И.Ханыков со штабом перешел с «Петра» на «Граф Орлов», а контр‑адмирал М.К.Макаров на «Петр». Спустя два дня эскадра П.И.Ханыкова – корабли «Граф Орлов», «Св. Елена», «Пимен», «Ретвизан», «Иона», «Пармен», «Глеб», фрегаты «Кронштадт», «Ревель», «Рига» и «Рафаил» ушли из Копенгагена и 14 октября прибыли в Кронштадт.

В Копенгагене осталась эскадра М.К.Макарова – корабли «Петр», «Европа», «Филипп», фрегаты «Венус», «Нарва», «Архипелаг» и катер «Диспач». Эти суда предназначались для следования в Северное море. 24 октября эскадра М.К.Макарова вышла с Эльсинорского рейда и 15 ноября прибыла на Норский рейд, а 10 декабря перешла на Блекстекский рейд, где встала на зимовку.

Пребывание нашей эскадры в Англии пошло на пользу русскому флоту. Русские моряки перенимали у англичан методы работы с парусами и такелажем. Английский флот много плавал, в том числе и в океане, поэтому английские моряки имели отличную морскую практику.

П.И.Ханыков писал Екатерине: «…При сем должен я признаться, что соединение наше с англичанами было нам полезно, ибо люди наши ревнуя проворству и расторопности англичан и стараясь не уступить им в том, как то, взятьи рифов, в прибавке и убавке парусов и во всем прочем, столько изощрились, что то, что у нас прежде делалось в 10 или 12 минут, ныне делают они в 3 или 4 минуты».

Английские корабли отличались «долголетием». Так, знаменитый флагман адмирала Г.Нельсона 100 пушечный «Виктори» был построен в 1765г. То есть во время Трафальгарского сражения 1805г. ему уже «стукнуло» 40 лет. Русские же корабли, построенные в 1765г., были списаны в 1776–1786гг., т.е. прослужили по 10–20 лет. По именному Е.И.В. указу вице‑адмирал П.И.Ханыков купил у англичан катер‑бриг «Диспач», построенный в 1795г. из дубового леса.

В Англии находились адмиралтейские ученики для обучения корабельной архитектуры. Они ознакомились с процессом постройки судов на английских верфях. Англичане передали русским корабелам чертежи новейших судов: фрегата «Феб», шлюпа «Термагант», катера «Диспач», а также новейших судовых механизмов – шпиля и помпы.

Хотя в 1796–1797гг. главные силы Франции были направлены на борьбу с Австрией, французы старались одновременно предпринимать решительные действия против Англии. Директория пыталась поддержать национально‑освободительную борьбу ирландцев против англичан, чтобы создать в Ирландии базу для вторжения на территорию Англии.

Зимой 1796г. была организована экспедиция для высадки французских войск в Ирландию.

По плану экспедиции первый эшелон войск должна была доставить в Ирландию Брестская эскадра – 15 кораблей. Одновременно в Брест должны были прийти контр‑адмирал Ришери из Лориана с семью кораблями и контр‑адмирал П.‑Ш.Вильнёв из Тулона с пятью кораблями и забрать оставшиеся войска. В экспедиции должен был участвовать и испанский флот. Для высадки была подготовлена 18 тысячная армия под командованием генерала Л.Гоша.

11 декабря Ришери прибыл в Брест, но его корабли так пострадали от шторма, что только два из них могли принять участие в экспедиции. Так как П.‑Ш.Вильнёв и испанцы еще не прибыли, было решено идти без них.

16 декабря 17 линейных кораблей, 13 фрегатов, 6 бригов, 8 транспортов с войсками вышли из Бреста. Командовавшие экспедицией генерал Л.Гош и адмирал Морар‑де‑Галль находились на фрегате. Подготовка экипажей французских судов была слабой. При выходе из Бреста ночью сел на камни и затонул линейный корабль.

Англичане не смогли сразу организовать преследование. Таким образом, море было свободно для операций французов.

Французские суда шли тремя разрозненными группами, 19 декабря они собрались почти все, за исключением одного корабля, трех фрегатов, трех бригов и двух транспортов. Но, главное, не было фрегата с командующими (генералом Л.Гошем и вице‑адмиралом Морар‑де‑Галлем).

Утром 21 декабря французская эскадра подошла к бухте Бантри на южной оконечности Ирландии. До 24 декабря погода была благоприятной. Но время ушло на военный совет и на отыскание удобного места для высадки. К вечеру задул жестокий шторм, который 25 декабря усилился. Французские суда имели неосторожность пережидать шторм в открытом заливе. Суда начало срывать с якорей и разносить по заливу.

Из 44 х судов экспедиции во Францию вернулись 31. Англичане взяли 1 фрегат, 2 брига, 4 транспорта; 1линейный корабль и транспорт затонули; 2линейных корабля и 2 фрегата разбились. Остальные возвратились в Брест, так и не дождавшись своих командующих.

Эта экспедиция, хотя и неудавшаяся, но показавшая, что английский флот недостаточно охраняет свои берега, вызвала большую тревогу в Англии.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика