История Русского флота

История Русского флота.

 


Фрегат «Венус».

Автор: russiaflot от 19 января 2014


Шла война со Швецией. 21 мая 1789 года русский 24-пушечный катер «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта Р. В. Кроуна у входа в залив Христианс-фиорд атаковал шведский 44-пушечный фрегат «Венус». Используя штилевую погоду, Кроун на веслах подошел к фрегату, став у него под кормой, и в течение полуторачасового боя снес у фрегата почти весь рангоут и такелаж, принудив его спустить флаг. В плен было взято 302 матроса вместе с командиром. Кроун взял на буксир шведское судно и привел его как приз.

Через некоторое время отремонтированный фрегат вступил в строй русского флота. Командовал им пленивший его уже капитан 2 ранга Кроун. На протяжении всей войны «Венус» одерживал победы над своим же флотом. Так, 26 мая «Венус» и когда-то пленивший его катер «Меркурий» атаковали у Питкопаса отряд шведских гребных канонерских лодок. Шведы в бою потеряли одну канонерскую лодку и, не принимая дальнейшего боя, отошли в шхеры. 10 июня отряд Кроуна в составе двух фрегатов и двух катеров атаковал отряд шведской гребной флотилии из девяти судов. Во время боя были захвачены в плен два шведских транспортных судна, а остальные суда поспешно укрылись в шхерах. На следующий день на помощь Кроуну прибыли десять канонерских лодок. Отряд шведской шхерной флотилии в составе 50 судов трижды пытался атаковать фрегат «Венус», но Кроун сам атаковал противника, который отступил, сжигая шесть своих наиболее пострадавших в бою судов. Одно судно было захвачено в плен, другое, предчувствуя неминуемый плен, выбросилось на камни.

В Выборгском сражении особенно отличился фрегат «Венус». Командуя отрядом фрегатов, капитан 2 ранга Кроун атаковал у острова Фиекар шведский гребной флот, врезавшись в его середину. Осыпаемые картечью шведские галеры и канонерские лодки после недолгого боя начали спускать паруса и флаги. Адмирал Чичагов, преследуя основной флот шведов, отдал приказ Кроуну вернуться к эскадре. Кроун подчинился, бросив почти сдавшегося противника, который поднял паруса и скрылся в близлежащих шхерах. Чичагову не удалось нагнать противника. Но в бегстве от главных сил русских отстал контр-адмиральский корабль, который после короткого боя спустил флаг. Подойдя к Свеаборгу, русский фрегат «Венус» встретился со шведским 64-пушечным кораблем «Ретвизан». Нанеся в ходе боя шведскому кораблю большие разрушения, русский 44-пушечный фрегат взял его на абордаж и захватил. После заключения мира между Россией и Швецией история фрегата не закончилась. Он был тимберован и вооружен 50 пушками. Во время войны с Францией (1804-1807) для защиты Ионических островов в Адриатике туда прибыли шесть отрядов из Черного моря и две эскадры из Балтийского, соединенные к началу 1806 года под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Эскадра состояла из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок, госпитального судна и 2 транспортов. Фрегат «Венус» входил в эту эскадру. Под командованием капитан-лейтенанта Развозова он шел из Кастель-Нуво в Триест. Заметив французскую канонерскую лодку, «Венус» немедля вступает в бой и в коротком бою наносит противнику артиллерийским огнем большие повреждения. Лодка вышла из боя и укрылась под защитой крепостных батарей Капо д'Истрия.

Весь период войны с Францией фрегат «Венус» находился в самых горячих местах. Высаживал десанты, блокировал неприятельские крепости и порты, вел обстрел вражеских укреплений. В одном из крейсерств вблизи Далматинского берега фрегат «Венус» и 32-пушечный фрегат «Автроил» встретили 11 французских шебек и канонерских лодок. Завязался быстротечный бой. Два неприятельских судна были уничтожены и три взяты в плен. Остальным судам удалось бежать.

Во время блокады Рагузы «Венус» и корабль «Азия» беспрестанно отгоняли вражеские суда, которые хотели выйти или войти в Рагузскую гавань. В одной из перестрелок фрегата с крепостью Старая Рагуза «Венус» получил две пробоины - одну из них ниже ватерлинии, сильно пострадал такелаж. После ремонта «Венус» снова вступает в строй.

В 1806 году началась война с Турцией. Сенявин со своей эскадрой, состоявшей из семи 74-пушечных и одного 64-пушечного линейных кораблей, фрегата «Венус», шлюпа «Шпицберген» с десантом, вышел из Корфу и пошел в Архипелаг для военных действий против турок. Русский и английский флоты должны были блокировать Дарданеллы. Нужно было совместными силами прорваться к Константинополю и принудить Турцию к заключению мира. Однако командующий английской эскадрой вице-адмирал Дукворт отказался от прорыва, ссылаясь на необходимость спешного ремонта поврежденных кораблей, и увел эскадру на Мальту. Оставшись со своей эскадрой один без союзников, Д.Н. Сенявин решил взять остров Тенедос, который служил бы базой флота и был ключом к Дарданеллам, откуда можно было осуществить их плотную блокаду. 10 марта Тенедос пал. У неприятеля было взято 79 пушек, 3 мортиры и 1200 человек пленных. Фрегат «Венус» все это время нес крейсерскую службу на пути к Дарданеллам.

В войне с Англией 1807 года фрегат «Венус» стоял на ремонте в сицилианской гавани Палермо, куда подошла английская эскадра. Адмирал Торнброу потребовал сдачи фрегата «Венус», несмотря на то, что Палермо был нейтральным портом. Получив наглый ультиматум, экипаж фрегата единодушно решил в случае нападения англичан драться до последнего выстрела, а в случае невозможности отстоять судно от захвата — сжечь его. По соглашению с правительством Сицилии фрегат передавался ему до конца войны с Англией с тем, что по окончании военных действий он будет возвращен русскому правительству.

После окончания войны со Швецией и Турцией было обращено внимание на улучшение кораблестроения в Балтийском и Черноморском флотах. Все морское управление было сосредоточено в Адмиралтейств-коллегий. Наблюдение за кораблестроением было поручено главному инспектору - обер-сарваеру (должность, учрежденная еще Петром I), которым был назначен лучший русский кораблестроитель того времени А. Катасанов. В конструкцию кораблей, их вооружение, рангоут и такелаж было введено много новшеств. Так, прежние возвышения бака и юта корабля соединялись сплошной палубой, что позволяло поставить на ней добавочные пушки. Обязательными стали обшивка подводной части корабля медными листами и крепление железными болтовыми соединениями частей корпуса.

 

Все это отразилось на внешнем виде судов. Если линейные корабли оставались еще высокобортными с тремя и четырьмя деками, то их младшие товарищи, фрегаты, которые также могли идти с ними в кильватерной линии, были намного изящнее своих тяжелых собратьев. Это были самые красивые и совершенные суда того времени. По своей конструкции они отличались от линейных кораблей несколько меньшими размерами и имели до 60 орудий, расположенных на верхней и нижней палубах. Пушечные порты на нижней палубе (опердеке) отстояли от воды не менее чем на 1,8-2,5 м. Фрегаты обладали большой остойчивостью, имели высокие мачты, намного выше, чем были на линейных кораблях, и поэтому могли нести большую парусность. Скорость их хода была значительно выше, чем у линейных кораблей. Во всех боях русского флота, вплоть до конца XIX века, фрегаты принимали деятельное участие.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика