История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года


Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

Автор: russiaflot от 8 июля 2019


Одесса – КЛ «Донец» + в 3.25 торпедирован ЭМ «Gayret».

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Торпеда попала в левый водяной трюм, разрушив его вместе с кингстоном затопления носовых

артиллерийских погребов. От пробоины в подводной части стал быстро крениться на левый борт, и затем погружаться в воду.

Взрывом была сделана в обшивке левого борта пробоина длиной 14,63м и высотой 11,58м. Разрушение корпуса корабля распространялось от киля до верхней палубы в районе 65—70 шпангоутов. От взрыва пострадал набор корабля: шпангоуты, стрингеры, флоры, пиллерсы, палуба, продольная переборка водяного трюма и некоторые листы угольной ямы.

В носовой части повредило крышу балластной цистерны, причем были помяты 8 горловин, и разрушены водяные и воздушные трубопроводы, кингстон и один котел.

12 убито и 14 ранено. Поднят 10(23) ноября, ремонт 2 месяца.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

«Донец»

Убиты: лекарь Щегольков Н.И.

Рулевой боцманмат Тендетников К.Е. – не найден. Кочегарный у.-оф. 1 ст. Касьянов В.Ф. – ненайден.

Гловацкий М. – ненайден.

Сигнальный боцманмат Малиновский И.К. – не найден.

Минно-артиллерийский содержатель 2 ст. Гринь С.М. – не найден. Писарь 2 ст. Петраш Е.Е. – не найден.

Матрос 1 ст. Гулеватый Ф.В. – найден труп 12 ноября.

Бичуев С.К. – не найден.

Петращук Б. – найден труп 13 ноября. Стариков Я.

Дорошенко Т.Г.

Матрос 2 ст. Драгоренко Д. – найден 10 ноября.

Сторчак Е. – не найден.

Косухин Г.

Солодков И.

Мороз Ф. – найден 13 ноября. Фотьянов В. – не найден.

Чех М. – не найден.

Саленко И.

Гриценко Д.

Кочегар 1 ст. Паульс А.

Богданов Н. Мальцев П. Воропаев Е.А. Хамичич Ф.

Кочегар 2 ст. Кива П. – не найден.

Верещаченко Г. Комендор Кошелап С.В.

Кочегарный у.-оф. 2 ст. Дзюбак А.Ф. Трюмный у.-оф. 2 ст. Притула Е.

Список погребенных в Одессе после подъема КЛ 13 декабря - Тендетников, Касьянов, Малиновский, Гринь, Петраш, Бичуев, Кива, ? Косуев, Верещаченко, Солодков, Чех, Богданов, Воропаев, Паульс, Мальцев.

Ранены:

Комендор Чук С.М.

Электрик Колобышко М.Е.

Матрос 1 ст. Семиноженко Ф.Л. Матрос 2 ст. Толмачев А.Ф.

Дивак С.Е. Почапский Д.Д.

Машинист 1 ст. Иванов К.Е.

Плеханов В.М. Давыдов И.Г.

Машинист 2 ст. Заболотный С.Е.

Кочегар 1 ст. Луговской (? Лутковский) А.П. Кочегар 2 ст. СтерлевП.П.

Кокот-Кокотенко П.И. КовальО.О.

Рулевой Иванов И.М.

На 7 янв. 1915 – в Николаевском морском госпитале Плотник ДмитрийЛозовой

Машинист 1 ст. Александр Броникер Кочегар 1 ст. Андрей Лутковский РГА ВМФ ф.609 оп.2д.443

 

© 2012–2014. Книга памяти «Черноморский флот в Великой войне 1914–1918 годов».

Составитель: историк Григоров А.И.Оформление, вёрстка, алфавитный (А-Я) указатель имен, PDF- вариант и Интернет-версия: Рогге В.О., www.GenRogge.ru.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Канонерская лодка «Донец». В.Н. Бойко

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Р. Лапшин Ю. Пахмурин. Черноморские «казаки». МК 4 (151) 2012.

 

Торпеда (масса заряда 112 кг) попала в левый водяной трюм, разрушив его вместе с кингстоном затопления носовых артиллерийских погребов холодильником опреснителя Круга и его отливным кингстоном, а также с донкой его откачивания, трубопроводом и клапанами, причем пробоина в обшивке простиралась по левому борту от киля до верхней падубы впереди носового котельного отделения между шпангоутами №65-70.

Как выяснилось при последующем подъеме лодки, размеры пробоины с помятыми листами обшивки и шпангоутами составляли по длине 14,63 м и по высоте 11,58 м; поврежденным оказался и вертикальный киль, один лист которого был разорван, а прилегающие к нему по два листа к носу и к корме получили прогиб до 102 мм. По левому борту были разрушены листы поперечных переборок, отделяющих водяной трюм от котельного отделения и от 152-мм патронного погреба, причем листы платформы под погребом были помяты, на правом же борту эти переборки имели ряд вмятин и трещин. Пострадал также днищевый стрингер левогоборта.

На левом борту продольная переборка, разделявшая водяной трюм, 7 водяных цистерн, 9 шпангоутных флоров и 12 усиленных шпангоутов, были также разрушены, и 9 флоров и 5 усиленных шпангоутовпомяты.

Два листа переборки левой угольной ямы оказались разрушены, а третий погнут.

Обшивка наружного левого борта в районе пробоины насчитывала Р аистов разрушенными, 9 сгофрированными и давшими трещины и 5 ЛИСТОВ изучившими легкие вмятины; на правом борту на протяжении шпангоутов № 65-70 было помято 16 листов обшивки, из которых 7 лопнуло. Боковой кильевого борта на протяжении 15,24 м оказался разрушенным.

В носовом котельном отделении крыша балластной цистерны приподнята на 305 мм, причем помято 8 горловин с крышками; разрушены водяной и воздушный трубопровод с арматурой и донка Фрезера, повреждены один кингстон и помпа Вортингтона; незначительное повреждение получил котел Бельвиля № 2. Кроме того разрушенными оказались 8 бимсов палубы командного кубрика, причем железная настилка палубы была совершенно разрушена на протяжении 5,49x4,57 м, а в остальной части сгофрирована; здесь же было погнуто 11 пиллерсов. V носовом кубрике покороблены железная настилка палубы и 50 бимсов.

В командном кубрике бортовая обшивка была частью сорвана, частью покороблена.

В жилой палубе разрушены фундамент компрессора, помпа стона, ветрогонка с трубопроводами, весь паровой и воздушный трубопроводы, электрическая проводка, проходящая в районе взрыва под жилой палубой.

Погнуты и скручены 7 бимсов верхней палубы, причем деревянная палубная настилка выпучена и разорвана по всей ширине судна. Стрингер верхней палубы на обоих бортах подлине около 12,19 м помят. Бимсы, пиллерсы и обделка командного мостика сильно помяты, а также покороблена на нем деревянная настилка, и сорван трап. Вследствие выпучивания верхней палубы повреждена валиковая передача от рулевой машины к командному мостику. После взрыва старший офицер выбежал на верхнюю палубу и пытался попасть на мостик, чтобы зарядить орудие правого борта, но этого сделать ему не удалось, так как трап, ведущий на мостик, сорвало взрывом. В это время из светового люка выходил какой-то дым, в помещении слышался стон раненых; через люк наверх вылезла команда. Орудие не могло стрелять по неприятелю вследствие неисправности, полученной от взрыва, оно заклинилось каким-

то завернувшимся стальным листом, и кроме того, у него испортился поворотный механизм.

По мере наполнения канонерской лодки водой, она стала сильно крениться на левый борт, и с левого барбета вскоре начала литься вода из-за борта. Пушке придали наибольший угол снижения, но дуло ее смотрело по направлению к городу, поэтому стрелять из нее по неприятелю не имело смысла.

Вследствие увеличившегося крена вода пошла через борт на шканцах, и лодка начала тонуть носом.

Гребной катер, находившийся на шлюпбалках, не отданный со стопоров, плавал на воде, шлюпбалки давили на него с силой, и он скоро затонул.

Личный состав принужден был прыгать для спасения за борт, а старший офицер влез на поручни, находясь по пояс в воде. Затем он прыгнул в воду, откуда его вытащили и спасли на паровом катере. Пострадавших от взрыва оказалось 6 человек.

Старшего штурмана взрыв застал в каюте с пятим; он был разбужен сильным толчком; поднявшись наверх, он увидел сильный крен канонерской лодки и, считая, что «Донец» гибнет, снова бросился вниз, в каюту, за шифрами, но, возвращаясь обратно, потеряв равновесие в темноте, он два раза срывался страна и выпавшие из рук шифры утерял.

Штурман спасся на всплывшей командной койке и плавал на ней до тех пор, пока его не подобрал частный ялик.

Нужно отметить, что когда 28 октября вечером командир корабля получил телеграмму от командующего флотом с извещением о появлении противника в морс, на корабле происходили работы по машинной части, главным образом, по переборке механизмов; кроме того, один котел после чистки не был еще закрыт, и только по окончании работы с 2 ч начали разводить пары в нем для прогреваниямашин.

Старший инженер-механик отдал распоряжение в 4 ч развести пары сначала в 3-й, а затем в 4-й кочегарке и отправился спать. После взрыва он выскочил на верхнюю палубу. Из вентиляторов шел пар. Спустившись на площадку машинного отделения, он услышал там шум вливающейся воды. В машинном отделении оказалась одна водонепроницаемая дверь незадраенной; по-видимому, ею пользовались при разведении паров в кочегарке, но увеличившийся крен поставил трап вертикально, что очень затрудняло обратный выход на верхнюю палубу.

Артиллерийский кондуктор после взрыва выбежал из своей каюты и тоже направился наверх, проверяя по дороге все койки, желая убедиться, не остался ли в них кто-нибудь спящим.

Спасение команды происходило на шлюпках, высланных с КЛ «Кубанец» и «Бештау», и портовым дежурным катером № 2, отвалившим от каботажной пристани и поспешившим на крики о помощи команды «Донца».

По дороге катер в темноте столкнулся с неприятельский миноносцем, что вызвало на последнем переполох; в катер, проходивший по борту, турками было брошено несколько ручных гранат, причем миноносец открыл боевое освещение. После этого неприятельский миноносец, увеличив ход, направился к остовому выводу из гавани. На катере был убит один человек, ранено два; была повреждена рубка, и перебит штуртрос. Исправив свои повреждения, катер снова направился к «Донцу» для спасаниякоманды.

 

Спасенную команду в количестве 103 человек собрали на одном из пароходов Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).

На следующее утро 16 октября около затонувшего «Донца» приступили к водолазным работам для розыска погибших людей, секретных документов, а также выяснения полученных лодкой повреждений и определения возможности ее подъема средствами Одесского порта. Управления одесского порта и РОПиТ определили, что торпеда попала в носовое котельное отделение, сделав пробоину 91,44 х 121,92 см, причем прилегавший лист обшивки ока- зался вогнутым на протяжении 182,88 см; заклепки обшивки, находившиеся в районе пробоины, были срезаны по всему котельному отделению и под командным кубриком.

По отзыву портовых корабельных инженеров подъем лодки признавался вполне возможным при помощи двух понтонов и плавучего дока.

В течение ноября водолазам и было извлечено 14 трупов погибших.

Работы по снятию артиллерии, кроме 75-мм пушки, занял 6 дней. Это орудие снять не удалось, вследствие трудности отдачи болтов под водой, почему работа была оставлена до подъема корабля.

Для подъема «Донца» были приготовлены два понтона плавучего дока и 24 бухты стального 12,7—17,8-см троса.

С 1 ноября приступили к предварительным работам и к подводке под канонерскую лодку стальных тросов, но они осложнялись тем, что лодка оказалась погруженной в ил : носом на 2,13 м, кормой на 3,35 м. ввиду чего водолазам приходилось рыть тоннели, чтобы иметь возможность пропускать трос. Работу закончили к 14 ноября, причем завели 34 троса и 3 цепи (2,54— 3,81 см).

Между половинами плавучего дока были положены большие мачтовые бревна, диаметром 25,4 см и длиною 21,3 м, вдоль наружных стен его башен, причем они имел и опору на специально для этой цели принайтовленных к башням кницах, всего на большей части дока их было установлено 39 и на меньшей —38.

15 ноября подвели к «Донцу» большую часть плавучего дока, а 16 ноября вторую часть и приступили к обтягиванию тросов и цепей при помощи плавучих кранов и креплению их к башням обоих доков; под тросы у баковых килей лодки подкладывали кранцы из бревен. Эти работы были закончены 22 ноября; к этому времени около

«Донца» находились «Ледокол № 3» и «Борисфен», имевшие сильные водоотливные средства.

23    ноября, в 9.30 начали выкачивать воду из плавучего дока, а в 15 ч лодка была поднята из воды с креном 14° на левый борт. Особенно тяжело лодка отрывалась от ила кормовойчастью.

При подъеме лодки между башнями обеих частей доков поставили распорные брусья с целью избежать наваливания доков на лодку и тут же приступили к заделке развороченной на месте взрыва верхней палубы под мостиком с левой стороны.

24      ноября приступили к подводке пластырей и к осмотру всех водонепроницаемых дверей, переборок и к изолированию неповрежденных носовых и кормовых отсеков и, кроме того, начали откачивать воду из 2 носовых отсеков, из командирского помещения икают-компании.

К вечеру вода пошла на убыль, но крайне медленно. Утром в этот же день сломалось 4 распорных бруса, которые упали на палубу лодки, и лопнуло 2 стальных троса диаметром в 10,16 см и 11,43 см. 26 ноября закончили подводку 4 шпигованных пластырей, поверх которых завели пластырь из тройной парусины размерами 5,49 х 7,32 м, прикрывавший все остальные пластыри.

Во время производства работ по откачиванию затопленных помещений на «Ледоколе № 3» произошло повреждение паровой центробежной помпы, его заменили ледоколом «Гайдамак» и ПХ «Эпюр». Первый из них быстро справился с водой (примерно в 20 мин), осушив кормовой отсек, который был изолирован от машинного от- деления. После исправления водоотливных средств «Ледокол № 3» откачал воду из носовых отсеков.

Выкачивание воды шло под большим напором, и вместе со струей выбрасывались тяжелые предметы: бинокли, книги и тому подобное.

В процессе подъемных работ выяснилась неудовлетворительность подводки пластырей (плохое прилегание их у бокового киля, где из-за образовавшегося мешка имелось отверстие, в которое поступала вода), о чем свидетельствовало медленное убывание уровня воды в кочегарках, машинном отделении и в командном кубрике. Неудовлетворительная работа водолазов заставила выписать более квалифицированных и надежных специалистов из Херсонского порта. Для устранения поступления воды через пробоину водолазы в местах неполного прилегания пластырей заделывали ее матрацами и брезентами.

28—29 ноября с правой стороны лодки были поставлены добавочные крепления корпуса на верхней палубе помощью железных листов на болтах с целью предохранения корпуса лодки от перелома при всплытии и освобождении от тросов.

30 ноября «Ледокол № 3» осушил изолированное машинное отделение.

Ввиду успешного откачивания воды из машинного отделения перепускали в него воду из кочегарки, чем помогли понижению общего уровня воды в командном кубрике и в кочегарном отделении.

После всех исправлений состояние пластырей обеспечило выкачивание воды в затопленных отсеках, понизив уровень до 68,58 см, который оставался в помещениях продолжительное время.

С помощью понтонов крен лодки уменьшился до 11,5— 12°. По мере выкачивания воды из лодки вес ее уменьшался, и натяжение тросов слабело; понтоны с лодкой были переведены на мелкое место к Адмиралтейству РОПиТ.

 

Во время производства спасательных работ и подъема канонерской лодкой получены следующие повреждения: помяты площадка прожектора у дымовой трубы и трап к ней;

разрушены деревянные штурманские и рулевая рубки и два трапа;

испорчены деревянные переборки и все деревянные устройства в командном помещении, в офицерских каютах и кают-компании;

повреждены коечные сетки и деревянные устройства в бомбовых, патронных и провизионных погребах; в жилых помещениях попорчены линолеум, обивка, вся мебель;

повреждены все три мачты, из которых при подъеме лодки бизань-мачта была сломана, а фок - и грот-мачты треснули в верхней части.

Все вещи личного состава занесло илом. Требовали очистки и исправления котлы, главные и вспомогательные механизмы, динамо-машины и арматура.

1 декабря ледокол «Гайдамак» своими водоотливными средствами осушил от воды машинное отделение лодки,

«но понижения общего уровня воды в заполненных кочегарном отделении и командном кубрике достигнуть не удалось, несмотря на то, что был заведен поверх всех пластырей еще большой парус-брезент, который должен был прикрыть собой все пластыри, плотно притянутые к корпусу лодки досками». 2 декабря всеми отливными средствами уровень волы удалось понизить до 45,72 см, но дальше убыль воды не пошла. КЛ перевели на буксире 5 пароходов партии траления к доку Адмиралтейства. Перевод занял три часа. Пробоина оказалась значительных размеров, пришлось подвести на стальных тросах сплошной пластырь-штору (шведский) размерами 6,39 х 6,39 м из досок толщиной в 5 см, прикрепив к нему подушку-раму из ворсы (подушка весила 655,2 кг). Подводка пластыря была закончена к полудню 7 декабря, после чего было приступлено к последнему откачиванию воды из лодки.

В этот раз удалось достигнуть тщательной заделки пробоины, вода быстро пошла на убыль. В 14 ч тросы ослабли

— «Донец» получил плавучесть.

8 декабря отдали трос и перевели плавучий док на постоянное место его стоянки, а в 16 ч лодку подняли в док. С 9 декабря начались работы по ремонту канонерской лодки в две смены: днем и ночью ежедневно,

С 26 по 28 декабря производился осмотр корабля, и брались для испытания образцы материала наружной обшивки и шпангоутов в районе взрыва.

Два взятых образца дали сопротивление разрыву 23,25 т при удлинении на 21,9%.

Пробы на изгиб в холодном и закаленном состоянии дали удовлетворительные результаты; так, например, образец, испытанный на изгиб в холодном состоянии, был согнут до сдавливания, но трещин не дал. Оборжавление листов и угольников незначительно. Все перечисленные испытания привели комиссию к заключению, что корпус лодки вполне сохранился и может быть исправлен. Была произведена гидравлическая проба левого носового котла № 2, ближайшего к месту взрыва, в котором был погнут водяной коллектор и несколько искривлены пять правых бортовых элементов.

Котел опробовали давлением 18 атмосфер, причем обнаружили незначительную течь левого крайнего патрубка парового коллектора.

Результаты испытаний комиссией были признаны удовлетворительными, и все обнаружившиеся дефекты считались вполне устранимыми.

Одесским заводом РОПиТ были произведены следующие работы:

сняты разорванные и помятые при взрыве листы бортовой обшивки, шпангоуты ипереборки;

поставлены 21 новый шпангоут, все флоры взамен негодных и заменен весь поврежденный набор корпуса; поставлен 31 новый лист обшивки, некоторые из старых выпрямлены и поставлены наместо;

выпрямлены угольники илисты боковых килей; проклепаны листы бортовой обшивки и боковые кили;

снята деревянная бортовая обшивка в жилых помещениях; заменены фок- и бизань-мачты.

Командой лодки был снят весь трубопровод в машинном и частью в кочегарном отделениях; трубы обжигались и подвергались гидравлической пробе, причем до 1 января было опробовано 108 труб разного рода. Из всего количества труб оказалось негодных 12.

Командой же корабля были исправлены вспомогательные механизмы и динамо-машины.

Выгруженный боезапас был подвергнут детальному освидетельствованию, причем просмотрено 152-мм — 418, 120-мм — 222, 75-мм — 532 и 47-мм — 500 снарядов, из них подверглись порче от воды 152-мм — 87 и 75-мм —29.

Стоимость заделки пробоины составляла 42 600 рублей, и по остальным статьям работ затрачено 43 818 рублей, то есть всего 86 418 руб.

Срок ремонта в доке два месяца.

Итоги. Взрывом торпеды (с зарядом в 112 кг) канонерской лодке была сделана в обшивке левого борта пробоина длиной 14,63 м и высотой 11,58 м.

Разрушение корпуса корабля распространялось от киля до верхней палубы в районе 65—70 шпангоутов.

Листы обшивки, расположенные в непосредственной близости от пробоины, получили гофрировку, трещины и вмятины.

От взрыва пострадал набор корабля: шпангоуты, стрингеры, флоры, пиллерсы, палуба, продольная переборка водяного трюма и некоторые листы угольной ямы.

Взрыв отразился и в носовой части корабля, повредив там крышу балластной цистерны, причем были помяты 8 горловин, и разрушены водяные и воздушные трубопроводы, кингстон и один котел.

По правому борту обшивка и набор корабля также подверглись действию взрыва, в виде помятостей и трещин.

Пузыревский К. П. Повреждения кораблей от подводных взрывов и борьба за живучесть.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Работы по подъему канонерской лодки "Донец", потопленной в Одессе турецким миноносцем 29 октября 1914 г.- откачивание воды паровыми насосами из внутренних помещений лодки.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

Работы по подъему канонерской лодки "Донец". Дата съемки: 12.1914.

Шифр: Ал-1087 сн. 8 - сн. 11Альбом: Ал-1087. http://rgakfd.altsoft.spb.ru.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

Р. Лапшин Ю. Пахмурин. Черноморские «казаки». МК 4 (151) 2012.

 

ЭМ «Gayret», отойдя задним ходом на середину гавани, развернулся носом к западному выходу и, утопив двумя выстрелами баржу с углем, вышел из гавани

портовый катер № 2 – на пути, на траверзе Нового мола, катер со всего хода наскочил на

незамеченный им ЭМ "Muavenet – i - Milleye", шедший уже без огней. Удар был настолько силен, что миноносец накренился и катер прошел вдоль борта неприятеля, задевая за его шлюпбалки и выступы и вызвав на миноносце переполох. Открыв боевое освещение и бросив в катер несколько ручных гранат, миноносец увеличил ход и, осыпая катер огнем, направился к остовому выходу из гавани. На катере был

один убит, двое ранено, перебит штуртрос и снарядом разбита рубка. Отойдя к молу, катер исправил свои повреждения и затем принял участие в спасении людей с «Донца».

Таким образом, случай предотвратил торпедную атаку и вообще в сильной степени изменил обстановку нападения, так как миноносец уже не продолжал огня по КЛ «Кубанец», который и в этот и в последующие моменты, когда неприятель перешел на его левую сторону, еще не был готов открыть огонь.

КЛ «Кубанец» - 2 ранено, МЗ «Бештау» - 2 убито и 3 ранено.

Снарядами, кроме «Кубанца» и «Бештау», были повреждены П/Х: «Витязь», «Вампоа», «Portugal»,

«Oxus». Попадания большей частью носили характер случайный.

В порту и городе были повреждены: станция трамвая, сахарный завод на Пересыпи, один из нефтяных резервуаров в районе Нефтяной гавани, причем нефть разлилась, но не воспламенилась.

Потери в личном составе исчислялись: на КЛ «Донец» погибло 12, ранено 12, на КЛ «Кубанец» ранено 2, на МЗ «Бештау» убито 2, ранено 3, на портовых судах убито 3, ранено 3; кроме того, были убитые и раненые на пароходах и на портовой территории.

Н.Новиков Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах.

 

«Бештау»:

Кочегар 1 ст. Распопов К. – убит.

Заграждатель Быстрицкий Л. – умер 29 октября. Матрос 2 ст. Маслаков В.Д. – ранен.

Кочегар 2 ст. РОПиТ Павлюк И. – ранен. У.-оф. Минер Лаврентьев М. – ранен.

«Кубанец» - ранены:

Комендор Белиовский И.Я.

Боцманмат Тарасов К.С.

У.-оф. Конаховский И.С.

Телеграфный у.-оф. Москаленко В.П. Минер Пурак С.Н.

Ст. телеграфист Вовк В.Д. – контужен. Матрос 1 ст. Серый П.И. – легко ранен. А.И.Григоров.

© 2012–2014. Книга памяти «Черноморский флот в Великой войне 1914–1918 годов».

Составитель: историк Григоров А.И.Оформление, вёрстка, алфавитный (А-Я) указатель имен, PDF- вариант и Интернет-версия: Рогге В.О., www.GenRogge.ru.

 

Канонерская лодка «Донец». В.Н. Бойко.

 

Для операции против Одессы предназначались 2 ЭМ типа "Шихау" из состава флотилии ЭМ. Начальник флотилии (корветтен – капитан Мадлунг) находился на ЭМ "Гайрет", начальник полуфлотилии (капитан

- лейтенант Фирле) – на ЭМ "Муавенет". На обоих ЭМ, кроме обслуживающего их германского личного состава, находились и германские моряки с двух однотипных кораблей, не принимавших участия в операции. Предполагалось, что угольщик " Irmingard" возьмет ЭМ на буксир, чтобы они за время пути в 300м израсходовали как можно меньше угля. Но оказалось, что скорость буксирования не превосходит 6 узлов, поэтому ЭМ пошли самостоятельно. С МЗ "Самсун" условились о сигналах на случай атаки последнего неприятелем.

Поход к Одессе прошел при хорошей погоде и без всяких происшествий за исключением ряда аварий механизмов, быстро и умело исправленных германским личным составом. В 1 час 29 октября на левом крамболе, в расстоянии около 5 – 6м, показалось зарево большого города. Это была Одесса.

В 2 часа эскадренные миноносцы повернули на W и пошли к Одессе. Относительно захода в порт ничего не было известно; не имелось сведений ни о наличии и расположении минных и боновых заграждений, ни о

вероятности противодействия со стороны неприятеля. К тому же ночь была темная и безлунная. При такой обстановке проникновение в чужую гавань представляло большие трудности. Случай пришел на помощь: из Одессы выходили в это время 3 корабля в кильватерной колонне, причем головной, очевидно

брандвахтенное судно, шел с огнями. Два других – без огней. Воспользовавшись этим обстоятельством, оба ЭМ разошлись с ними контркурсом в расстоянии 50м и направились ко входу в порт с зажженными ходовыми огнями, чтобы не возбуждать подозрений. Все было спокойно в гавани, когда эскадренные

миноносцы малым ходом огибали волнолом. В расстоянии 80м от оконечности волнолома стояла русская КЛ "Донец". Заметив в последний момент входившие неизвестные корабли, КЛ подняла тревогу, но пущенная с головного ЭМ "Гайрет" торпеда попала ей борт, и она сейчас же затонула. "Муавенет", обогнав "Гайрет", уничтожил артиллерийским огнем и торпедами вторую КЛ "Кубанец", стоявшую у внутреннего мола.

Артиллерийским огнем были обстреляны и потоплены многие пароходы (Повреждения получили 4 парохода и МЗ "Бештау", стоявшие в гавани). Снаряд, попавший в электрическую станцию, внезапно погрузил порт в глубокий мрак.

"Муавенет" решил выходить из гавани не северным выходом, следование которым затруднялось

стоявшими в нем многочисленными рыбачьими судами, а опять южным, через который ЭМ входили в гавань; поэтому он развернулся на месте. Этот маневр в незнакомой гавани, при начавшемсяотражении

нападения неприятеля, при отсутствии носового руля, с турецким рулевым, понимавшим только турецкие командные слова, требовал большого умения от начальника полуфлотилии. При отходе ЭМ своим огнем подожгли несколько цистерн в нефтяной гавани; зарево от этого пожара было видно еще многовремени

спустя. Вследствие описанного маневра "Муавенета" "Гайрет" был вынужден выходить через северный проход и, чтобы выиграть место для разворачивания, он сначала вошел в южный проход, обогнал при этом "Муавенет" и обстрелял несколько пароходов. Из-за огня неприятельской артиллерии пришлось оставить мысль о подходе к молу с целью использования подрывных патронов. "Гайрету" приходилось

маневрировать при таких же трудных условиях, как и "Муавенету", и он вышел из гавани задним ходом. В

4.20 оба ЭМ, не получив никаких повреждений, встретились в море и большим ходом ушли в море. Достигнув в течение часа значительных результатов в одесской гавани, 30 октября они вошли невредимые в Босфор».

Г. Лорей Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 

Траурная процессия на одной из улиц Одессы во время похорон двух матросов, погибших на канонерской лодке "Донец", потопленной турецким миноносцем 29 октября 1914 г. Шифр: Ал-1087 сн. 6. Альбом: Ал-1087. http://photo.rgakfd.ru.

 

"Одесская почта". 01 ноября (19 октября) 1914 года. Похороны жертв.

Сегодня состоятся похороны пяти жертв предательского нападения врага на одесский порт — служащих в Русско-Дунайском пароходстве Никиты Бесниша, Григория Орхименко, и на пароходе «Бештау»— К. Распопова и Л. Быстрицкого и служащего сахарного завода Я. Прокопенко. Вынос тел покойных состоится из кафедрального собора.

http://forumodessa.com

 

 

«Приднепровский край» 03 ноября (21 октября) 1914 года. Бомбардировка Одессы.

Никаких официальных сообщений о разбойничьем нападении германо-турецких военных судов на Одессу получено не было.

„Петроградское Телеграфное Агентство” не дало никаких. Однако в некоторых газетах проскользнули краткие сообщения о бомбардировке Одессы.

„Веч. Вр.“ передает сведения о том, что оттоманское военное судно, явившееся в Одессу, потопило французское коммерческое судно.

Некоторые снаряды в темноте направлялись неприятельскими миноносцами наугад, преимуществен но в освещенные части города. Благодаря этому несколько снарядов попало на Пересыпь, где внимание неприятеля обратили на себя освещенные окна сахарного завода и электрическая станция бельгийского общества. Один снаряд, пробив крышу завода, ранил рабочих Якова Прокопенко и Антона Дехтирова. На электрической станции, отделенной от завода стеной, работа временно приостановилась в виду опасения, что дрогнувшая от сотрясения стена обрушится. Вследствие этого временно прекращено движение трамвая.

http://starosti.ru

 

Годовой отчет Одесской станции скорой помощи за 1914 год:

"...Но самое тяжелое впечатлѣнiе оставила по себѣ катастрофа - налетъ турецкихъ миноносцевъ 16 октября

- среди ночи въ 3 часа 48 минутъ утра. Еще не успѣела стихнуть кононада, какъ Станцiя Скорой Помощи мобилизовалавсѣимѣющiесяунеякаретыдляобслуживанiяпострадавшихъотъэтоговарварскогонабѣга. Три кареты помчались на территорiю порта,гдѣ врачи оказывали помощь пострадавшимъ, какъ на берегу, такъ и на поврежденныхъ судахъ. Одна карета направилась на сахарный заводъ для оказанiя помощи пострадавшимъотъразорвавшагосяснаряда,которыйпопалъвъодноизъпомѣщенийзавода.Въэтуночьи утро врачами Станцiй Скорой Помощи была оказана помощь въ 27случаяхъ.

В тот день, большая часть пострадавшихъ и больныхъ нуждающихся въ коечном леченiи доставлялись въ больницы: въ старую 1143, въ новую 2, въ Еврейскую больницу было доставлено 36, въ Евангелическую 14, Военный Госпиталь 15 и т. д...."

В то трагическое утро среди пострадавших было госпитализировано в больницы

17 матросов и кочегаров, стоявших в гавани судов, рабочих сахарного завода, грузчикам порта, семи пострадавшим была оказана помощь на месте. Не удалось спасти лишь троих пострадавших.

 

Нападение Турецких миноносцев на Одесскую гавань 16 (29) октября 1914 года

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика