История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.


Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2019


1(14) декабря БР. КР «Баян» - официоз - повреждение в машине.

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 http://kreiser.unoforum.pro

 

«30 ноября 1-я бригада крейсеров в составе «Рюрика», «Баяна» и «Макарова» пошла ставить мины

заграждения к германским берегам около Данцига. Приняли мины заграждения 80 штук на верхнюю палубу, вечером вышли в море и дали полный ход, был принят уголь и бригет. На другой день утром приходит ко мне

старший механик и докладывает, что угля на поход не хватит, как не вертись. Виноват механик, что не рассчитал и не принял угля на верхнюю палубу, но и я виноват, как командир корабля, ответственный за все упущения на нем. Пришлось сообщить начальнику и пуститься в обратный путь. Не помню, при каких обстоятельствах до

меня дошло, что пустили слух, будто «Баян» из страха идти к немецким берегам вернулся обратно. Скажу одно, что старший механик, может быть, и был не из храбрых, но были младшие механики, как, например, Сергей Константинович Федоровский, который бы мне прямо сказал, если бы явилась хоть малейшая надежда, что

хватит угля, но и они, осмотрев угольные ямы, пришли к заключению, что угля не хватит. Скажу более, очутиться кораблю одному в море вдали от своих портов с риском быть подорванным подводной лодкой. Нет, лучше быть в компании – недаром говорят, что на миру и смерть красна. Когда затем в первый раз после этого случая мне пришлось видеть адмирала Н. О. Эссена, то он с участием сожалел, что мне не удалось поставить мины заграждения, и по всему видно было, что у него и мыслей не было заподозрить меня в трусости».

20 Инженер – механик кап 2 Н. Н. Курачкин.

Гангут № 44 А. К. Вейс На крейсере «Баян» в годы Первой мировой войны.

 

Декабрь 1914 КР «Диана» - повреждения рулевого управления.

«В ноябре – декабре «Аврора» обследовала шхерные, проходившие вдоль южного побережья Финляндии

фарватеры, шедшие из Финского в Ботнический залив. И для экипажа «Дианы» первый месяц зимы начался с изучения тех же фарватеров Або – Оландского шхерного района. Затем в Ревеле в течение последующих трех недель исправлялись полученные в шхерах повреждения её рулевого управления, и в последние дни 1914 года

«Диана» совместно с «Авророй» осуществила недельное крейсерство в Ботнический залив».

А.В. Скворцов Крейсер «Аврора» и ее «систершипы» «Диана» и «Паллада». «Флаг поднять!». 2016г.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 

http://wiki.wargaming.net.

  

2 (15) декабря

2 декабря 3 наших эскадренных миноносца обнаружили присутствие подводных лодок в устье Финского залива.

«Деятельный» был атакован лодкой, но мина дала промах. «Достойный» два раза видел перископ лодки к югу от Ганге и даже след мины, тоже не попавшей в цель. Наконец «Украина», во время входа с севера в Моонзунд, увидела рубку подводной лодки. Но во всех случаях миноносцы не смогли настичь лодок и их утопить.

Черномор (капитан 2 ранга К. Люби) Волны Балтики 1914-1915гг. У Фирле в море: U-A и U-25 – атак ЭМ нет.

 

2  (15) декабря ЭМ «Новик» - следуя под буксирами для сдачи мин, ударился о борт МЗ «Нарова», свернут форштевень. Ремонт 2недели.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 

«2 декабря, после нашего возвращения в Ревель, нам было приказано сдать мины, но самим быть в готовности. Ввиду этого, на следующее утро, не желая разводить паров, командир вызвал два буксира, чтобы те перетащили нас к заградителю «Нарова». Во время этого перетаскивания, когда надо было остановить инерцию «Новика»,

буксиры не сдержали его, и он ударился о борт «Наровы», свернув при этом себе, довольно сильно, форштевень. Одновременно старший механик обнаружил разъедание трубы холодильника. Таким образом, неожиданно явилась еще большая потребность идти в док. Пришлось послать телеграмму с просьбой разрешить идти в Гельсингфорс. Вообще нам что-то стало фатально не везти: то погода не удается, то механизмы сдают, то еще что-нибудь мешает; и это нам было неприятно.

В Гельсингфорс нам удалось попасть только через два дня, так как док был занят. Было очень обидно, что совершенно зря мы потеряли много времени.

В доке нас продержали почти две недели. Наконец, все было окончено, и нам немедленно было приказано идти в Ревель — принять мины».

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию.

 

3  (16) декабря Англ. ПЛ Е-1 – торпедная атака ПЛU-25.

«Утром 13 Е-1 пришла на позицию на линии Стевенс – Клинт – Фальсебро. Никого не обнаружив, лодка пошла к Моэнс – Клинту. К зюйд-осту от последнего она заметила миноносец, ходивший переменным курсом. Скорее для того. Чтобы показать ему свое присутствие, чем в надежде в него попасть, Е-1 выпустила по нему торпеду.

Торпеда прошла мимо. Миноносец продолжал маневрировать большими ходами, пытаясь таранить лодку. Не имея возможности повторить атаку, Е-1 отошла на норд. Всплыв через час, она увидела небольшой пароход, идущий прямо на неё. Снова погрузившись, она установила, что пароход имеет буксируемую мину. До темноты лодка оставалась под водой. Когда стемнело, она начала зарядку батареи. Во время которой сломался левый промежуточный вал. Считая свою задачу в основном выполненной, так как лодка противником была обнаружена,

командир решил идти для исправления повреждения в Лапвик. В это время у Бенгтшера находилась немецкая ПЛ U-25, которая имела задачей установить, какими фарватерами пользовались русские при выходе и возвращении в Гангэ. 16 декабря в 11.21 в 3м на зюйд-вест от Бенгтшера Е-1 обнаружила перископ ПЛ. Она немедленно начала поворот, чем и избежала попадания выпущенных в неё с расстояния 1,5каб 2 торпед. Одна из торпед прошла

очень близко вдоль борта Е-1. Уклонившись от торпед, она погрузилась и в течение двух часов шла под водой. К вечеру того же дня лодка пришла в Лапвик и оттуда перешла в Ревель».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 61 стр.

 

«Однако в данное время в строю не было ни одной ПЛ. U-A уже 17 декабря прибыла в Киль для длительного ремонта. U-25 вернулась из похода 21 декабря. Командир её атаковал в 4м к западу от Бенгшера неприятельскую ПЛ и с расстояния 200-300м произвел выстрел. Взрыва не было; и хотя неприятельская лодка исчезла, однако, на попадание рассчитывать не приходилось ввиду волнения в 5-6 баллов».

Фирле Р. Война на Балтийском море. 1914г .281 стр.

 

 

4  (17)декабря

«G-134 и Т-97 были посланы для осмотра маяка Богшер, на который был высажен судовой десант. Выяснилось, что пост со времени его разрушения в сентябре остался необитаем и внутренность маячной башни совершенно разрушена артиллерийским огнем. В погребе были найдены 5 бочек керосина и взорваны».

Фирле Р. Война на Балтийском море 1914г. 277 стр.

 

4 (17) декабря КР ? «Augsburg» - торпедная атака ПЛ «Акула».

 

 

? 9 (22) декабря ЛК «Полтава»

«Линейный корабль «Полтава» пришел в Гельсингфорс, по пути в тумане приткнулся к мели, но снялся благополучно без всяких повреждений днища».

Лемишевский П.В. Боевые действия на Балтике в годы Первой мировой войны. – СПб.: Изд-во петербургский институт печати», 2005. 178 стр.

У Д.А. Бажанова Щит Петрограда – нет.

 

11 (24) декабря КЛ «Грозящий» - в 13.15 огибая оконечность о-ва Бергшер, левой скулой коснулся подводного камня. Обнаружена небольшая течь в местах срезанных заклёпок.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 

«Начальнику партии траления Балтийского моря командованием было отдано приказание обследовать тралами фарватеры, ведущие в город Раумо и определить границы минного заграждения, поставленного противником на фарватере у гавани Ментилуото.

Для выполнения задания 9 декабря начальник партии на КЛ «Грозящий» снялся с якоря со Свеаборгского рейда и отправился в Лапвик, предварительно послав офицера к районам неприятельских минных заграждений для ознакомления с той обстановкой, в которой предполагалось производить траление.

Находясь в Лапвике, начальник партии траления получил от посланного офицера донесение с результатами обследования районов. 15 декабря на рассвете «Грозящий» снялся с якоря и отправился шхерами в Ботнический залив. По пути КЛ погрузила топливо в Леке и 21 декабря с рассветом пришла в Раумо, глее в течение дня

происходило обследование указанного района щитовыми тралами.

В течение 3 следующих суток вследствие неблагоприятной погоды траление не производилось; 22 и 23 декабря КЛ производила погрузку топлива, и только 24 декабря она начала обследование фарватера тралами от Або до о. Петершера.

В 13.15, огибая оконечность о. Бергшера, «Грозящий» идя под одной машиной малым ходом, коснулся подводного камня левой скулой в районе 27-28шп. На корабле немедленно застопорили машину и произвели вокруг «Грозящего» промер глубин, причем оказалось, что в районе мостика с правого борта глубины были 7,3м, с левого борта – 6,4м, а за кормой достигали 8,2м.

На «Грозящем» было приказано осмотреть трюмы, в которых была обнаружена наибольшая течь в местах срезанных заклепок.

Опасаясь дальнейших повреждений, командование приказало спустить шлюпки для промера фарватера, и после окончания этой работы «Грозящий» стал на якорь.

Поступление воды внутрь корабля исключило возможность дальнейшего плавания «Грозящего» в Ментилуото, вследствие чего выполнение тральных работ в течение 25 и 26 декабря было возложено на ТЩ «Минреп» и

«Взрыв».

Постояв на якоре 5 суток, «Грозящий» с лоцманом на борту, отправился в Гельсингфорс, прибыв туда 1 января. Пострадавших при аварии не имелось».

Пузыревский К. П. Повреждение кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.

 

«25 декабря Минреп и Взрыв пришли к Ментелуотто, а сопровождавший их Грозящий остался у Бергшера, так как дальнейшее плавание по необставленному фарватеру было слишком рискованным; огибая о. Бергшер, Грозящий успел уже коснуться камня и получил небольшую течь. В штабе флота высказывалось недовольство по поводу медленного хода работ, а из столицы приходили запросы, вызванные беспокойством заинтересованных ведомств. Скорейшему восстановлению торговых сношений со Швецией придавалось весьмасущественное

значение, и штаб флота поручил начальнику отделения ведение тральных работ и перевел в его распоряжение 10 000 рублей для найма лоцманов.

26-го на смену Грозящему, которому разрешалось итти в Гельсингфорс, прибыл эскадренный миноносец Ген. Кондратенко. Подходя к Себшеру на соединение с Грозящим, он также коснулся камня и погнул лопасть винта. Грозящий остался все же на месте работ для снабжения тральщиков углем».

Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.

 

13(26) декабря ЭМ «Генерал Кондратенко» - у Себшера коснулся камня и погнул лопастьвинта.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 

14(27) декабря Англ. ПЛ «Е-1» и «Е-9» - повреждениемеханизмов.

«На Е-1 оказался сломанным промежуточный гребной вал диаметром 200 мм между электромотором и

соединительной муфтой; сломаны зубцы у шестерни циркуляционной помпы дизель-мотора и свернуты ее валики; лопнул один цилиндр дизель-мотора, а два других ненадежны; лопнули некоторые трубы глушителя; наконец, ударами волн сломаны стопора и привод носового горизонтального руля.

Поломка циркуляционной помпы произошла исключительно из-за нерадивости английской машинной команды, которая, заметив, что один зуб у шестерни уже сломан, не заменила его фальшивым. Понятно, что при

дальнейшем вращении зуб заскочил на зуб, что и привело к поломке всей шестерни и свертыванию валов помпы. На Е-9 оторвана половина муфты винта, сломаны две его лопасти, согнут гребной вал, а в носовой части корпуса обнаружены хорошие вмятины. Очевидно, где-то наскочили на камни, но англичане уверяют, будто повреждения получены в открытом море».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 E-1, E-9, E-8.

 

26 декабря (8 января 1915г.) «циклон» № 218 – у Гельсингфорса повреждение в машине.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 № 218

 

«Штаб флота 8 января разрешил вернуть циклоны, и работа была поручена II отделению 1-й партии. Циклоны, при продолжавшейся свежей погоде, вышли через Суроп в Гельсингфорс. В пути у миноносца 218 произошла крупная поломка в машине. Миноносец 222 пробовал его буксировать, но на волне буксир лопнул. В конце концов миноносец самостоятельно добрался до Гельсингфорса, куда к вечеру 8-го прибыли все четыре циклона; у Эрансгрунда им пришлось пробиваться сквозь сплоченный лед».

Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.

  

28 декабря (10 января) произошло массовое отравление денатурированным спиртом членов экипажа МЗ «Амур». Пострадало 10 человек, из них умерло 2.

Д.А. Бажанов Дредноуты Балтики.

 

30  декабря (12 января) отравление денатурированным спиртом 2 (1 умер) матросов с ЭМ «Эмир Бухарский» и 1 с ЛК«Слава».

Д.А. Бажанов Дредноуты Балтики.

 

31декабря (13 января 1915г.) КР «Богатырь» - возвращаясь с постановки мз, в 7 котлах лопнуло 16трубок.

В походе из-за плохого состояния котлов «Богатыря» во время вынужденного следования большими ходами

начался массовый выход из строя водогрейных трубок (в период с 10 по 15 января в 7 котлах лопнули 16 трубок). После возвращения из похода крейсер ушёл в Петроград, для прохождения на Франко-Русском заводе срочного ремонта с заменой водогрейных трубок в котлах.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 

13 января бригада крейсеров, совместно с заградителем «Амур», готовилась к выполнению очередной заградительной операции у германских берегов. По приказанию командования КР «Россия», «Олег» и

«Богатырь» с заградителем «Амур» должны были начать свой поход из Ревеля.

Выход кораблей из базы состоялся в 23.15 и происходил в течение 30 минут, после чего отряд отправился по назначению.

Минную постановку корабли выполнили на 9-узловом ходу; она прошла вполне успешно.

Возвращаясь обратно, КР «Богатырь» обнаружил в море какой то белый огонь, который, по свидетельству командира, некоторое время преследовал корабль. Желая скрыться от преследования противника, крейсер некоторое время шел с большим ходом, что ему давалось с трудом из-за недостатка пара, явившегося результатом плохого состояния его котлов.

Слабой стороной котлов было ненадежное состояние их трубок, так, например, за период с 10 по 15 января в 7 котлах лопнуло 16 трубок.

Несмотря на повреждения, поход продолжался до 15 января. По возвращении «Богатыря» в Ревель, командир, докладывая командованию о состоянии котлов крейсера, выражал мнение, что корабль нельзя было посылать к неприятельским берегам, где в столь ответственных операциях он не мог давать больших ходов и, в случае преследования кораблями противника, мог попасть в ловушку.

Пузыревский К. П. Повреждение кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.

 

Действия флота на Балтике в декабре 1914 г.

 Модель А. Рыжова. http://chronograph.livejournal.com/283497.html.

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика