История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.


Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

Автор: russiaflot от 27 июня 2019


Октябрь 1914 ПЛ «Почтовый» (исключенная из состава флота в 1913г) -

В Кронштадте проводились опыты по «определению района действия подводных взрывов» при артиллерийском обстреле подводных лодок по методу генерал-майора Е.А. Беркалова.

В результате проведения опытов были выведены из строя многие приборы, разбиты электролампы и стекла иллюминаторов, повреждены крышки люков и т.п.

В феврале 1916 «Почтовый» разоружили: выгрузили воздухохранители для использования на других лодках,

демонтировали бензомоторы и отправили в Ревель, сняли торпедные аппараты и другое ценное оборудование. По окончании разоружения корпус предполагалось продать с торгов.

И.Ф. Цветков Русские подводные лодки. Часть II.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 «Почтовый». http://kreiser.unoforum.pro.

 

 

2(15) ноября ПЛ «Акула» - при срочном погружении коснулась грунта и погнула ограждение среднего винта, который заклинило. Боевой поход прерван.

«В 6 ч. 45 м. «Дракон» и «Акула» снялись с якоря у Нижнего Дагерорта и пошли по назначению: первый — в Утэ, а вторая — на поиск к Данцигу. Из-за большого волнения «Дракона» клало на борт на сорок пять градусов, и в 7 ч. 45 м. утра он вынужден был повернуть обратно. Перед поворотом видели на норд-ост «Акулу», которая, приняв «Дракона» за германскую подводную лодку, срочно погрузилась, причем ввиду малой глубины коснулась грунта, погнув ограждение среднего винта, который заклинило. Так как для подводного хода нужен средний винт, поход к Данцигу пришлось отложить и идти в Ревель дляремонта».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 «Акула» и «Рюрик» в 1913г.

 

2 (15) ноября ПЛ № 1 -

«Сейчас же начались поломки механизмов. 2 ноября на лодке №1 во время 10-минутной работы дизель-мотора прорвало рубашку цилиндра компрессора, которую пришлось паять, то же делали и на лодке №3. На ней же 10 ноября во время зарядки батареи сгорело три аккумулятора Эдисона и три разбухло. 16 ноября паяли рубашку цилиндра дизеля, а на следующий день пришлось снять для осмотра два цилиндра.

11 ноября на лодке №1 лопнула рама фундамента дизельмотора».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

4 (17) ноября Е-1 – в походе 2-9 (15-22) ноября, у о. Борнхольм вышел из строя правый двигатель.

Е-1 утром 17 ноября, приближаясь к Борнхольму, серьезно повредила один из двигателей. Для исправления его лодка легла до утра 18 ноября к весту от Борнхольма на грунт…

Е-1 утром 18-го всплыла и, продолжая ремонт двигателя, направилась к южному выходу из Зунда в расчете атаковать немецкие дозорные корабли. На ночь лодка снова легла на грунт. Утром 19-го она пришла в назначенный ей район.

 

 

4 (17) ноября КР – торпедная атака Е-9 - у Фирле нет.

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 57-58 стр.

 

 

4  (17) ноября 9.36 – 12.13 (но немецкому времени) обстрел Либавы, во время немецкой заградительной операции КР «Lubeck» (270снарядов).

«17 ноября. Немецкие гидропланы сбросили первые авиабомбы на железнодорожный мост, но ни одна не

достигла цели. Около пяти часов продолжался непрерывный артиллерийский обстрел, выпущено около 600 гранат, среди лиепайчан есть жертвы. В городе разрушены или повреждены 110 зданий. Серьёзно поврежден маяк».

http://www.nashaliepaja.lv

 

«На рассвете, 17 ноября с КР (Любек) стали видны вход в гавань, мол и оперирующие перед ним суда. Береговые предметы, вследствие мглы и падавшего по временам снега, в 7ч уже не были видны, и начало обстрела

«Любеку» пришлось отложить. Лишь к 9ч несколько прояснило, так что «Любек» мог взять курс на южный мол и, дойдя до 10 метров отличительной глубины в 9.36, начать обстрел. Неприятельские береговые батареи ни как не обнаруживали себя; поэтому под обстрел был взят расположенный у гавани завод колючей проволоки. Его одиннадцать труб представляли удобную цель для наводки. Разрушение завода имело военное значение, так как по имевшимся сведениям другого такого завода в России не было. Бомбардировка продолжалась до 12.13;

действие выпущенных 270 разрывных гранат 105мм калибра было не велико. Впоследствии, при занятии города нашими войсками выяснилось незначительность нанесенного обстрелом ущерба. Обстрел городов столь малым калибром даже на небольших расстояниях не имеет военного значения; в лучшем случае он может произвести моральное действие.

Тем временем в 11.20 «Амазоне» вернулся после гибели флагманского КР к Либаве и вместе с миноносцами 20 полуфлотилии приняла участие в обстреле порта. В 12.46 все суда начали обратный путь…»

Фирле Р. Война на Балтийском море. 1914г.

 

9 (22) ноября торпедная атака «Акулой» парохода без флага.

 

 

9 (22) ноября КЛ «Гиляк» - в 12.58 (по нем. времени) торпедная атака U-23.

«Утром 17 ноября U-23 обнаружила близ Бенгтшера выходящие из шхер у Гангэ 4 русских броненосных крейсера, которые маневрировали до полудня без охраны миноносцами. U-23 подошла к ним на 11каб, но

атаковать ей не удалось. 18 ноября она, находясь перед Ревелем, наблюдала входящие и выходящие миноносцы и заградители, но случая атаковать не представилось. 22 ноября на обратном пути ею близ Бенгтшера была

замечена английская ПЛ, шедшая с юга. В тот же день и в том же районе около 11ч лодка атаковала русскую канонерку «Гиляк». В 12.58 с расстояния около 2,2каб она выпустила торпеду. Последняя прошла мимо; лодка была обнаружена. После этого U-23 вернулась в Нейфарвассер».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 59 стр.

 

«Вечером 17 ноября весь действующий отряд снова находился в Данциге за исключением ПЛ U-23 и U-35. Обе лодки расстались с «Аугсбургом» 16 ноября пополудни, близ северной оконечности Готланда и пошли в

Финский залив. U-23 пробыла в Финском заливе и перед ним с 17 по 23 ноября. Утром 17 были усмотрены близ Бенгшера выходящие из шхер 4 русских четырехтрубные БР. КР, которые маневрировали до полудня без охраны миноносцами.

U-23 подошла к неприятельскому отряду на 20 гектометров (11каб), но атаковать ей не удалось. 18 ноября командир, находясь перед Ревелем, наблюдал входящие и выходящие миноносцы и заградители, но случая атаковать не представилось. 22 ноября на обратном пути была замечена близ Бенгшера ПЛ, шедшая под

английским флагом с юга. В тот же день и в том же районе около 10ч снова был замечен отряд из 2

четырехтрубных КР, направлявшихся на двухтрубное судно. Командир атаковал последнего и перед самым выстрелом узнал в нем канонерку типа «Гиляк». В 12.58 на расстоянии около 400м (2,2каб) была выпущена

мина, установленная на 2 метровую глубину. Мина прошла мимо, лодка была обнаружена и дальнейшие атаки стали безнадежны. После этого лодка пошла обратно в Нейфарвассер, куда и пришла 24 ноября».

Фирле Р. Война на Балтийском море. 257-258 стр.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 Типа «Кореец II» (? Гиляк). http://forums.airbase.ru.

 

 

10 – 11 (23 – 24) ноября ПЛ № 3 и № 1 -

«Сейчас же начались поломки механизмов. 2 ноября на лодке №1 во время 10-минутной работы дизель-мотора прорвало рубашку цилиндра компрессора, которую пришлось паять, то же делали и на лодке №3. На ней же 10 ноября во время зарядки батареи сгорело три аккумулятора Эдисона и три разбухло. 16 ноября паяли рубашку цилиндра дизеля, а на следующий день пришлось снять для осмотра два цилиндра.

11 ноября на лодке №1 лопнула рама фундамента дизельмотора».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 Подводная лодка №3, Дунайская флотилия, 1916 год. Боярин

 

http://kreiser.unoforum.ru

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 Подводная лодка №3. Боярин http://kreiser.unoforum.pro.

 

11 (24) ноября 1914 Буксир «Варяг» + авария. Экипаж (5 человек) погиб.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

Фонд 407, Опись 1-2

407, ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СУДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА ПЕТРОГРАД (1867-1917).

https://rgavmf.ru/fond/407

 

Буксирный пароход "Варяг", приписанный к Петроградскому порту, во время первой мировой войны был мобилизован на Балтфлот и определен в группу буксиров по обслуживанию линкоров. Маленький буксир

"Варяг" день и ночь трудился на ниве войны, и казалось, ничто не предвещало беды. Но зимой 1917 года при буксировке линкора "Полтава" на "Варяге", видимо, замешкались и не успели во время отдать концы. В

результате то ли линкор дал ход и дернул зазевавшийся кораблик, то ли по другой причине, но буксир внезапно опрокинулся через левый борт и быстро затонул. Экипаж спасти не удалось.

Построен 1869? Выборгский мех. завод, г. Выборг. Портовый номер 343. Водоизмещение: 38 т. Вместимость полн./чист.: 37,7/9.43 т. 22,2х4,45х2,4м. Механизмы: 1 вал. пар. маш. 202 л. с. IHP, — 14 узл. Число палуб — 1. Мачт — нет. Экипаж: 3— 4 человека. Принадлежность: частный до 1914 г., г. Петроград, "Саксен Ю и К" (Торговый дом Э. М. Мейер и К°), с 1914 г. мобилизован на Балтийский флот.

С ИМЕНЕМ "ВАРЯГА" НА БОРТУ В. И. Катаев. http://pravoslav-voin.info

 

«Линейный корабль «Полтава» перешел тоже в Кронштадт (30 октября/12 ноября), войдя без буксиров в Среднюю гавань. Этот вход не обошелся без аварий – войдя в ворота, ЛК «Полтава» утопил небольшой буксир. Лемишевский П.В. Боевые действия на Балтике в годы Первой мировой войны. – СПб.: Изд-во петербургский институт печати», 2005. 178 стр.

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

Фотография из коллекции Юрия Чернова. http://tsushima.su

 

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 

Strannik4465. http://tsushima.su

 

 

В ночь на 14 (27) ноября ЭМ «Амурец» - повреждение в машине.

Постановка МЗ № 7 между Полангеном и Мемелем 2-й группой I дивизиона: «Всадник», «Гайдамак».

«Уссуриец» - потерял место в строю, мины не ставил.

«Амурец» - повреждение в машине, мины не ставил.

Черномор (капитан 2 ранга К. Люби) Волны Балтики 1914-1915гг. 170 стр.

 

23ноября (7декабря)

24ноября были обнаружены неприятельские подводные лодки у входа в Финский залив. В архивахморского

ведомства сохранился вахтенный журнал миноносца «Внушительный» и рапорт командира этого миноносца, в коем он доносит, что миноносец был безрезультатно атакован лодкой. После выстрела миной с лодки,

«Внушительный» повернул на лодку, по следу мины, желая её таранить, но лодка успела уйти на глубину.

Черномор (капитан 2 ранга К. Люби) Волны Балтики 1914-1915гг. У Фирле ПЛ в море нет.

 

 

25ноября (8 декабря) шведский П/Х «Vera» (груз в Англию) – у о. Готланд захвачен КР«Lubeck».

«Портом приписки парохода был Иевле – портом назначения – Лейт. Его груз, немедленно же по задержании обследованный специальной партией с «Любека» по грузовым документам, определял собой характер вывоза на шведских пароходах и описанного выше торгового движения. На пароходе было: примерно 700 тонн железа, 550 ящиков Бессемеровской стали, 2222 болванки Бессемеровской стали, 117 бочек смолы и 14027 тюков древесной массы

Действия флота на Балтике в ноябре 1914 г.

 

; все это предназначалось для выделки боевых припасов».

Фирле Р. Война на Балтийском море. 1914г. 268 стр.

 

27 сентября (10 октября) атакован «Макаров». 28 сентября (11 октября) – «Паллада». 30 сентября (13 октября) атакованы наши подводные лодки.

3 (16), 15 (28) и 21 октября (3 ноября) производились атаки на наши миноносцы. 21 (октября (3 ноября)) лодки напали на «Богатырь».

22 и 24 (октября (4 и 6 ноября)) атакованы 2 миноносца, потом группа миноносцев, потом 1 миноносец. 24 октября (6 ноября) 2 лодки, наша и германская, безуспешно атаковали друг друга.

4 (17) ноября лодка пыталась атаковать «Стерегущий», который направился, в свою очередь, таранить её. 9 (22) ноября дважды был атакован «Инженер – механик Дмитриев», который тоже таранил лодку.

24 ноября (7 декабря) дважды атакован миноносец.

28  ноября (11 декабря) 2 атаки на крейсер«Богатырь». 28 ноября (11 декабря) атакован«Бобр».

Таким образом, за 2 месяца было 19 атак подводными лодками.

Из них в 9 случаях мины не достигли цели, в 9 случаях лодки не смогли даже выпустить мин, и только в 1 случае атака оказалась удачною.

Лодки же пострадали весьма существенно («- Чего их, басурман, жалеть, пиши больше!»).

Одна из них была уничтожена артиллерией «Баяна»; другая протаранена миноносцем «Летучий». Одна 28 сентября взорвалась на наших минах, и на минах же, вероятно, погибли ещё 2 лодки.

Морской сборник № 4 апрель 1915г.

 

30 ноября (13 декабря) Англ. ПЛ Е-1 – сломался левый промежуточный вал.

Выпущена торпеда по немецкому миноносцу.

3 (16) декабря уклонилась от двух торпед с немецкой ПЛ U-A.

«Утром 13 Е-1 пришла на позицию на линии Стевенс – Клинт – Фальсебро. Никого не обнаружив, лодка пошла к Моэнс – Клинту. К зюйд-осту от последнего она заметила миноносец, ходивший переменным курсом. Скорее для того. Чтобы показать ему свое присутствие, чем в надежде в него попасть, Е-1 выпустила по нему торпеду.

Торпеда прошла мимо. Миноносец продолжал маневрировать большими ходами, пытаясь таранить лодку. Не имея возможности повторить атаку, Е-1 отошла на норд. Всплыв через час, она увидела небольшой пароход, идущий прямо на неё. Снова погрузившись, она установила, что пароход имеет буксируемую мину. До темноты лодка оставалась под водой. Когда стемнело, она начала зарядку батареи. Во время которой сломался левый

промежуточный вал. Считая свою задачу в основном выполненной, так как лодка противником была обнаружена, командир решил идти для исправления повреждения в Лапвик. В это время у Бенгтшера находилась немецкая ПЛ U-25, которая имела задачей установить, какими фарватерами пользовались русские при выходе и возвращении в Гангэ. 16 декабря в 11.21 в 3м на зюйд-вест от Бенгтшера Е-1 обнаружила перископ ПЛ. Она немедленно начала поворот, чем и избежала попадания выпущенных в неё с расстояния 1,5каб 2 торпед. Одна из торпед прошла

очень близко вдоль борта Е-1. Уклонившись от торпед, она погрузилась и в течение двух часов шла под водой. К вечеру того же дня лодка пришла в Лапвик и оттуда перешла в Ревель».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 61 стр.

 

 

30 ноября (13 декабря) Англ. ПЛ Е-9 – отломана лопасть винта.

«Е-9, пройдя теми же курсами, как и в предыдущий поход, 13 декабря в 7ч подошла к Арконе. Маяк светил. Ничего не обнаружив в Тромпер-вик, лодка пошла в Прорер-вик, приблизившись под водой к Зассницу на 2,5м. Найдя в порту только 3 парохода и паром, лодка снова направилась к Арконе. В 15ч она увидела миноносец, но подойти к нему ближе 5м ей не удалось. В 17ч лодка всплыла и начала зарядку, во время которой отломалась лопасть гребного винта. Повреждение было серьёзным, так как вызвало сильную вибрацию вала. Лодка пошла на линию дозора к весту от Готланда, где в течение 15 декабря крейсировала между Готландом и северной оконечностью Эланда. Никого не обнаружив, лодка направилась в Лапвик, куда пришла 17 декабря».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 61-62 стр.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика