История Русского флота

История Русского флота.

 


Бои на Балтике в октябре 1914 года

Автор: russiaflot от 25 июня 2019


 

17(31) октября ЭМ «Генерал Кондратенко»-

Типа «Охотник» (Генерал Кондратенко, Сибирский стрелок, Пограничник и Охотник).

31 октября 1914 г. в 7.30 эсминцы вышли с рейда у Вердера. Пройдя маяк Люзерорт, корабли, увеличив ход до 20 узлов, направились вдоль побережья к Мемелю. К 20 часам ветер усилился до 4 баллов. Размахи бортовой качки достигли 15°. На эсминце «Генерал Кондратенко» вышел из строя один котел, вследствие чего пришлось

уменьшить ход полудивизиона до 17 узлов. Ударами волн и ветром были сорваны брезент и специальные клеенчатые чехлы, предохранявшие мины от воды, из-за чего сахар в предохранителях некоторых мин растаял и они стали опасными для постановки. Но, несмотря на все эти трудности, русские моряки продолжали выполнять поставленную задачу.

К 21 часу ветер и волна усилились настолько, что командир полудивизиона был вынужден принять решение

ставить мины против волны, начиная с северной точки заграждения. Выставив 105 мин, полудивизион, увеличив ход до 17 узлов, отправился в базу.

Чернышев Александр Алексеевич. Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII-XX вв. romanbook.ne.

 

 

18(31) октября ЭМ «Новик» - повреждения вшторм.

«17 октября эсминец перешел на рейд у Вердера. На следующий день, вместе с полу-

дивизионом особого назначения, "Новик" в 7.30 вышел для постановки минного заграждения у Мемеля (м. Гела). В 18.00, отделившись от полудивизиона и развив ход в 24 уз., он направился к месту постановки. Но начавшийся шторм вынудил снизить ход до 21 уз. Из-за сильной бортовой качки (до 36е) лопнули цепные крепления у 5 мин, сорвало кожух носового шпиля, лопнул грот-стень-фордун. Постановка стала

невозможна, и эсминец, уменьшив ход до 12 узлов, повернул на обратный курс, не дойдя до района постановки мин 28 миль.

19   октября одновременно  с  полудивизионом он вернулся в Моонзунд». А.А. Чернышев «Новики» Лучшие эсминцы Российского Императорского флота — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО,2007.

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 А.А. Чернышев «Новики» Лучшие эсминцы Российского Императорского флота — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. Графика выполнена А. В. Дашьяном.

 

22  октября (4 ноября) нам было приказано опять идти в Моонзунд. Во время этого перехода было принято радио, что миноносцы «Разящий» и «Сторожевой», находившиеся в дозоре у входа в Финский залив, были атакованы неприятельской подлодкой, но, к счастью, удачно избежали атаки. Такое известие, доказывавшее, что неприятельская подлодка в данный момент находится где-то в районе, именно в котором мы сами теперь идем, заставило нас всех насторожиться, так как катастрофа с «Палладой» еще была слишком свежа впамяти.

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. — СПб.: Гангут, 1997.

U-25 - у Фирле атак нет.

 

23октября (5ноября)

Постановка минного заграждения полудивизионом особого назначения в составе эскадренных миноносцев

«Генерал Кондратенко», «Охотник», «Пограничник», «Сибирский стрелок» и эскадренным миноносцем «Новик»: первыми 4 миноносцами на подходах к Мемелю — 140 мин, эскадренным миноносцем «Новик» перед Пиллау — 50 мин. В прикрытии операции в море находились 4 эскадренных миноносца 2-го дивизиона.

ЭМ «Сибирский стрелок» - «во время постановки МЗ, одну из сброшенных мин, не успевшую погрузиться,

сильно подало волной и бросило о корму миноносца. Послышался сильный скрежет, но взрыва не произошло – удар, видимо, пришелся корпусом, не задев «рогов» мины».

Р. М. Мельников Эскадренные миноносцы класса «Доброволец».

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 

Типа «Охотник» (Генерал Кондратенко, Сибирский стрелок, Пограничник и Охотник).

 

«Вся операция заняла около получаса, и на скользкой палубе, при сильной качке и темноте, была очень тяжелой и опасной. Каждый момент можно было ожидать, что полудивизион будет открыт, и оттого эти полчаса казались еще труднее. Вдруг, в самый разгар постановки, когда еще оставалось много мин, послышался характерный,

звенящий отзвук от удара о корпус «Сибирского Стрелка». Все так и замерли в ожидании, что вот-вот произойдет взрыв и всё погибнет. Раздавшийся звук был не что иное, как удар о борт одной из сброшенных и подданных волной мин. Но прошло несколько секунд и все было тихо; значит, по счастливой случайности, мина ударилась не колпаками».

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. — СПб.: Гангут, 1997.

 

 

23октября (? 1915г) от отравления денатуратом скончался моторист II статьи Ф. Шихов ЛК«Гангут».

Д.А. Бажанов Дредноуты Балтики.

 

 

24 октября (6 ноября) ЭМ «Новик» - обстрел крейсером «Thetis».

Вдруг, около 2 часов 30 минут ночи, вахтенный начальник заметил справа какой-то силуэт; нас, очевидно, там тоже заметили, потому что начали нам делать опознавательные сигналы каким-то белым квадратным фонарем. Не желая себя обнаруживать, мы ничего не ответили и увеличили ход до 32 узлов. Тогда неприятель сейчас же открыл прожектор, а затем начал стрелять. Снаряды ложились по направлению к нам правильно, но были

большие недолеты и только один снаряд лег сравнительно близко. Мы же всё продолжали уходить, не отвечая на огонь. Сделав несколько залпов, неприятель прекратил стрельбу и только несколько минут еще водил прожектором по горизонту, но нас не нащупывал.

Таким образом, мы, благодаря нашему ходу, благополучно ушли от неприятеля. По всей вероятности, он ясно нас и не видел, так что была надежда, что у него не возникнет подозрения, что мы могли поставить мины.

Кого именно мы встретили, было трудно определить, но, во всяком случае, это были два средней величины судна. Некоторые у нас утверждали, что, по всей вероятности, это были или крейсера, или старого типа

броненосцы; с уверенностью можно было только сказать, что калибр их снарядов был небольшой.

Первые неприятельские выстрелы, да еще ночью, произвели на команду довольно сильное впечатление; в особенности подействовало освещение прожекторами. Когда их лучи скользили по палубе миноносца или останавливались на нем, некоторые матросы старались, почти инстинктивно, за что-нибудь спрятаться, а один матрос, к общему удовольствию, даже пополз на четвереньках по палубе, точно неприятель мог заметить отдельного человека и притом именно его.

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. — СПб.: Гангут, 1997.

 

«6 ноября в 1.35 было замечено справа по носу судно без огней. Оно шло контр-курсом, но вскоре немного отвернуло. Судя по большому белому буруну за кормой, судно шло большим ходом. «Тетис» сделал опознавательный сигнал, оставшийся без ответа. Когда судно вошло в пределы освещения прожекторами,

командир приказал осветить его и открыть огонь. Это был трехтрубный миноносец. После нескольких выстрелов

«Тетис» медленно повернул влево, чтобы ввести в действие орудия всего борта. В общем было сделано 15

выстрелов с установкой от 5,5 до 9,5каб. Дальнейшая стрельба прекратилась, когда миноносец скрылся в дыму крейсера и вышел из пределов освещения прожекторами. Сразу же после этого он исчез из виду. В 1.50 был взят курс на Данцигскую бухту, т.к. при имеемой небольшой скорости преследование миноносца было безнадежно». Фирле Р. Война на Балтийском море 1914г. 245 стр.

 

Повреждение на каменной плите ТЩ № 4 8 ноября 1914 года.

8 ноября в 8ч 2 ТЩ № 3 и № 4 снялись со швартовов из бухты Гельсингфорса Сэрахамн и отправились шхерным фарватером к полуострову Поркалаудд для производства тральных работ.

Первым из бухты вышел ТЩ № 3. Проходя банку Рычкова, ТЩ № 4 сел на мель, и в результате у него оказалась пробоина в носовом трюме.

Так как в носовой части корпуса ТЩ переборки отсутствовали, то весь трюм до кочегарной переборки был залит водой, поступавшей через пробоину. Уровень воды держался на высоте забортной воды. Переборка кочегарного отделения воду сдерживала хорошо, и в ней не имелось даже течи. Тральщику самостоятельно сойти с мели не удалось; он был снят с помощью других кораблей.

В базу для ремонта ТЩ был прибуксирован портовыми судами. Продолжительность заводского ремонта не известна. При аварии жертв среди экипажа не было.

К.П. Пузыревский Повреждения кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.

 

26 октября (8 ноября) ТЩ № 4 «Даго» – в Гельсингфорсе проходя банку Рычкова, сел на мель. Через пробоину в носовом трюме залит водой до кочегарной переборки. Снят с помощью других кораблей и отведён на базу

  

28  октября (10 ноября) БР «Император Павел 1» - проходя Лонгэрнским проходом при выходе флота из Гельсингфорса, на траверзе остовой вехи банки Нора – Атлас – Грунт коснулся грунта, прочертил камнем по днищу (и опять по правому борту), получив продольную вмятину длиной 59м. Стрелка прогиба доходиладо

127мм, но и на этот раз металл корпуса подтвердил свою высокую пластичность. Флоры получили прогиб, но с течью по швам и заклепкам также смогли уверенно справиться. Причиной аварии назвали большое понижение уровня воды в проливе. Исправление повреждений выполнено прочеканиваем швов и заливкой цемента. Ремонт 5 суток.

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 

http://blog.livedoor.jp/irootoko_jr/archives/1241933.html

 

29  октября (11 ноября) Финский П/Х «Turisten» (1887/23,4x4,5m. 36,1nrt) +- пожар в Nauvossa. Переделан в баржу.

 

 

s/s Turisten, Martti Myllylän kokoelmat. http://www.turkusteamers.com/

 

? у Д.А. Бажанова Щит Петрограда – в 1914 нет.

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 Strannik 4465. http://tsushima.su

 

30октября (12 ноября) БР «Андрей Первозванный» - возвращаясь в Гельсингфорс, Лонгэрнским проходомв

14.30 " Вследствие имевшегося дифферента на нос корабль плохо слушался руля, и командир принужден был для лучшего управления в узости изменять ход машинами. В качестве второй меры предосторожности командир решил встать на якорь. Оба отданные якоря не забрали грунт, так что корабль по инерции продолжал двигаться вперед к банке и вскоре плавно, без толчка, коснувшись носом грунта, сел на остовую оконечность подводной

скалы".

Трюмный механик доложил, что на отдельных участках днища (5-7, 10-12, 26-43 шп.) имеются вмятины обшивки со стрелкой прогиба от 2,5 до 7,6см. Течи нигде не обнаружено. Позднее водолазы уточнили, корабль левым

бортом сидел на относительно ровной (к счастью) скале на протяжении 26-43 шп. Энергичными мерами — спуском всех гребных судов, приданием крена на правый борт 3,5°, выгрузкой в баржи топлива из носовых

угольных ям, приемом в кормовые балластные отсеки 220 т воды и работой трех мощных буксиров удалось лишь слегка на несколько метров — сдвинуть корабль вправо. Сняться со скалы удалось лишь спустя 2,5 суток,

благодаря подъему уровня воды под действием сильных ветров».

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

http://blog.livedoor.jp/irootoko_jr/archives/1241933.html

 

«Линейный корабль «Андрей Первозванный» БФ (капитан 1-го ранга Зеленой). 12 ноября 1914 г. возвращался с моря на Гельсингфорский рейд и в 14.30 вошел в Лонгэрнский проход.

Вследствие имевшегося дифферента на нос корабль плохо слушался руля, и командир вынужден был для лучшего управления в узкости изменять хода машинам. В качестве второй меры предосторожности командир корабля решил стать на якорь. Оба отданных якоря не забрали за грунт так, что корабль по инерции продолжал двигаться вперед к банке и вскоре плавно, без толчка коснувшись носом грунта, сел на восточную оконечность подводной скалы.

Командир корабля сначала дал обеим машинам полный ход назад, но линкор с места не двигался. Пришлось вызвать на помощь портовые буксиры, на которые были поданы стальные перлини, причем предполагалось тянуть «Андрея Первозванного» в направлении, параллельном фарватеру.

С целью выяснения состояния подводной части корпуса корабля трюмный инженер-механик осмотрел ее и нашел деформированные листы обшивки, прилегавшие к килю. По левому борту имелась небольшая вмятина днища в районе 26–43 шпангоутов, со стрелкой прогиба до 2,5 см, причем течи нигде не оказалось.

Для создания дифферента на корму командир приказал освободить носовые артиллерийские погреба, перегрузив их боезапас в корму. Несмотря на принятые меры, стаскивание корабля буксирами не привело к положительным результатам. Было решено помочь буксирам одновременной работой машин аварийного корабля с выхаживанием якорный канатов при помощи шпилей, но и эти мероприятия успеха не имели.

Стало очевидным, что для снятия корабля с мели всех указанных мер было недостаточно. Тогда для облегчения были спущены все гребные суда и кораблю придали крен на правый борт в 3,5°, затем вторично дали машинам полный ход назад, доведя их работу до 100 об/мин, однако и в этом случае корабль по-прежнему оставался неподвижно на мели.

Вечером решили воспользоваться повышением уровня воды в заливе на 100 см и возобновили работы по снятию

«Андрея Первозванного», но корабль остался плотно сидеть на скале.

В течение ночи производились работы по облегчению корабля выгрузкой боеприпасов 203-мм артиллерии и топлива из носовых угольных ям в портовые баржи, а для увеличения дифферента приняли в кормовые

дифферентные цистерны 220 т воды. Только после прихода трех мощных буксиров, килектора, лоцманского парохода и при работе машин самого корабля удалось его сдвинуть на несколько метров вправо. Спущенные водолазы установили, что корабль сидит на скале левым бортом от 26 до 43 шп.

С огромным напряжением всех средств, действовавших непрерывно в течение дня, удалось к вечеру корабль еще на несколько метров сдвинуть вправо, но окончательно завершили работы только 14 ноября, пользуясь

повышением в заливе уровня воды, нагоняемой с моря свежим ветром. Откачав принятую балластную воду и перегрузив на свое место боезапас, корабль 15 ноября благополучно вошел в гавань.

Линейный корабль на 2,5 суток вышел из строя, а в дальнейшем требовал замены деформированных листов».

Чернышев Александр Алексеевич. Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII-XX вв. romanbook.ne.

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 

30 октября (12 ноября) «циклон» № 219 – повреждение в машине.

Надежды на улучшение погоды было мало, но, во исполнение полученного категорического приказания,

начальник I отделения в 7 ч. 30 м. 12 ноября с семью циклонами вышел из Лапвика в море, предполагая начать работу от банки Олег. Миноносец 219 вследствие повреждения в машине в скором времени возвратился, в

Лапвик…

В районе банки Олег у одной пары щитовой трал задел за грунт и оборвался. Полученныеповреждения

(сломанные бушприты, леерные стойки и мостики и порванные обвесы) были исправлены судовыми средствами. На циклонах в то время еще не было вахтенных начальников, и командиры должны были весь поход неотлучно отстоять на мостике. Как это наблюдалось на всех тральщиках в течение всей войны, командапроявила

замечательную выносливость…

15-го циклоны на 20 дней ушли в Гельсингфорс в ремонт. 8 декабря вышли из ремонта.

I отделение (циклоны) в 1914: 214, 215, 216, 217, кроме 218, 219 выбыл раньше, 220, 222.

Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939.

 

Бои на Балтике в октябре 1914 года

 

30 октября – 5 ноября (12 – 18 ноября) ЭМ «Новик» - ремонт.

30 октября выяснилось, что нам необходимо идти в док, так как появилось опасение, что с нашим рулем творится что-то неладное. Пришлось спустить водолазов. Действительно, оказалось, что сорвана обшивка руля и лопнула одна из его поперечин, что могло произойти от больших ходов.

Мы все были этим очень недовольны, так как скоро ожидались боевые операции и, таким образом, мы могли опоздать к ним. Тем более было неприятно, что «Новик» стоял в гавани уже четыре дня, а никто не догадался спустить раньше водолазов. Так или иначе, но приходилось идти в док, а он еще, на наше несчастье, оказался занят. Поэтому в Гельсингфорс мы могли пойти только 3 ноября…

5 ноября нам, наконец, удалось войти в док. Нас задержали в нем всего только один день, так что 6-го мы были совершенно готовы.

Граф Г. К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. — СПб.: Гангут, 1997.

 

Ноябрь 1914 Лейтенант Энгель Андрей Карлович - 6 месяцев заключения в крепости за нарушение режима секретности.

К началу I Мировой войны А.К. Энгель занимал должность судового механика на ЛК «Гангут». На первый

русские дредноуты возлагалась важнейшая задача - не допустить прорыв германского флота в Финский залив и далее к столице империи. К осени 1914 г. все четыре линкора были официально введены в строй действующих сил флота. Однако в реальности ситуация была иной. Осуществляя контроль писем, военная цензура обратила внимание на послание лейтенанта А.К. Энгеля от 30 октября 1914 года. Письмо было адресовано знакомой офицера и вдобавок подданной Германии, страны с которой Россия находилась в состоянии войны. Внимание привлек следующий отрывок: «Дело в том, что испытания не удались и одна из наших турбин сломалась (28

сентября (11 октября)) (конечно это государственная тайна и я сообщаю ее вам по дружбе), а потому наш

«Гангут» хотя и числиться в действующем флоте и находится в компании, но это только на страх врагам, на самом деле он еще далек от боевой готовности». За подобный поступок А.К. Энгель был отдан под суд по

обвинению в разглашении государственной тайны. Злой умысел доказан не был и приговором военно-морского суда офицер был присужден к заключению в крепости сроком на шесть месяцев. Отбыв полный срок наказания в Двинской крепости, А.К. Энгель был возвращен в состав действующего флота и в дальнейшем, как явствует из

его послужного списка, занимал должность судового механика на ЭМ «Молодецкий» и «Амурец». Судимость не повлияла и на получение очередного звания, в декабре 1916 г. он был произведен в звание старшего лейтенанта. Обращает на себя внимание мягкость наказания.

Напалков А.В. Офицерский корпус БФ в годы ПМВ. http://офицерыфлота.рф.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика