История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года


Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

Автор: russiaflot от 22 июня 2019


28 сентября (11 октября) ПЛ «Кайман» -

«Кайман» в 16 ч. 20 м. погрузился для атаки того же крейсера, шедшего на зюйд-вест, причем ему удалось

сблизиться на шесть миль. В 17 ч. германский крейсер стал скрываться из виду, лодка всплыла и пошла к острову Даго. На обратном пути волной сбило нос у надстройки и перестал работать один бензиномотор. «Кайман» кое- как добрался до якорной стоянки под другим бензиномотором».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 Тип «Кайман». http://kreiser.unoforum.pro

 

 

28  сентября (12 октября) «…и в Адмиралтейский бассейн вошла «Акула», которая вчера в сопровождении транспорта «Хабаровск» вышла из Моонзунда для ремонта и, проведя ночь в Балтийском Порту, так и не видев германской подводной лодки, пришла вРевель.

Стоянка на мели на банке Некмангрунд стоила лодке вмятины на корпусе против средней цистерны, причем

сломано три шпангоута, погнуто ограждение среднего винта, заклинившее винт, а потому ходить под водой было невозможно.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

  

30 сентября (13октября) ПЛ «Белуга» - в 16ч возвращаясь на базу, в р-не банки о-ва Юнгфрушер на 8-узл. ходу ударилась о подводный камень. Повреждены винты.

2 (15) октября отбуксирована в Або. Ремонт в течение 27 часов.

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 «Пескарь» и «Белуга».

  

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 

«13 октября в 16ч ПЛ «Белуга» возвращалась в базу и вследствие свежей туманной погоды шла шхерным фарватером, соблюдая все знаки ограждения, особенно в районе банки острова Юнгфрушер.

Лодка шла 8-узловым ходом в надводном положении и, несмотря на соблюдение всех правил движения по фарватеру, ударилась кормовой частью о подводный камень.

Командир лодки на случай быстрого погружения лодки обычно имел во вспомогательной 4,5и цистерне до 1т воды, но это мероприятие зато создавало некоторый дифферент на корму, придавая ей осадку на 15-22см более обычной осадки.

Сразу после удара командир лодки скомандовал рулевому «право на борт», но выполнить команду, он не имел возможности из-за заклинения руля в положении «прямо руль». Командир лодки немедленно застопорил

керосиномотор Кертинга и перешел на электродвигатель, с трудом продолжая плавание с заклиненным рулем. По пути лодку взял на буксир лоцманский пароход, прибуксировавший «Белугу» через 30 часов в Або.

15 октября лодку подняли на тележку Мортонова эллинга, где её детально осмотрели и нашли, что

горизонтальные и вертикальные рули заклинены в том положении, при котором произошел удар её донной части о камень.

Заклинение произошло вследствие того, что нижняя часть связывающей рамы была сдвинута со своего обычного положения, причем связи в некоторых местах были надломлены.

Нижняя подушка этой рамы, сорвав 4 заклепки, которыми она была приклепана к раме, переместилась назад и, надавив на скрепляющий угольник, подняла его кверху, чем и заклинила вертикальный руль.

По исправлении всех сдвинутых частей на месте вертикальный руль освободился.

Горизонтальный руль заклинило вследствие того, что связи при давлении на них в момент удара снизу приподняли внешние края горизонтальных перьев, в гнездах которых находилась ось вращения горизонтальных рулей; там устранился свободный зазор, и рули, действовавшие всегда свободно, затормозились из-за наличия весьма большого трения.

Предыдущим исправлением было достигнуто устранение и этой неисправности.

Все надломленные части были сварены, сломанные болты были высверлены и заменены новыми.

Все перечисленные неисправности были отремонтированы в течение 27 часов непрерывной работы, а затем лодку спустили на воду, и она снова отправилась в поход».

Пузыревский К. П. Повреждение кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.

 

1  (14)октября

«Вот уже месяц, как «Окунь» стоит в Ревеле. Портовые рабочие отлично работали день и ночь, но после выхода на пробу оказалось, что вал электромотора скривлен, потому пришлось везти якорь обратно на завод Вольта.

Здесь начали точить новый вал, но он оказался никуда не годным, и по моему требованию стали точить третий по счету...

В восемь часов утра из-за свежего ветра от норд-веста силой до пяти баллов и крупной зыби «Дракон» и

«Кайман» снялись с бочки у Нижнего Дагерорта и направились в Моонзунд; пришли в 14 часов и стали на якорь к зюйду от острова Вормс, где находились все суда бригады. На переходе на подводной лодке «Кайман» волнами выбило щит от левого кормового минного аппарата».

«31 октября (13 ноября) Окончив работы по ремонту и установке старого электромотора, «Окунь» на буксире ледокола «Аванс» вышел на соединение с бригадой подводных лодок. (Новый мотор оказался слишком неэкономичным, потому и пришлось чинить старый, то есть, попросту говоря, сделать для него новый якорь)». Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

2  (15) октября «Аллигатор» пришел в Ревель дляремонта.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

2 (15) октября ПЛ «Крокодил» -

«Вечером 15 октября «Крокодил» вышел из Либавы на позицию к зюйд-весту от Мемеля. 16 октября утром лодка пыталась сблизиться для атаки с замеченным на горизонте кораблем, но ввиду поворота последнего атака лодки не удалась. Вследствие угорания команды при подводном ходе и усиливающегося волнения лодка

вернулась в Либаву».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 48 стр.

4 (17) октября «Минога» и «Макрель» спущены с плавучего дока в Ревеле, а «Аллигатор» поднят на него. 5 (18) октября «Акула» вошла в док для ремонта корпуса, пострадавшего при постановке на мель».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

5-6 (18-19) октября прорыв английских ПЛ в Балтику.

У Томашевича А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 43-46 стр.

Е-1 - торпедная атака КР «Victoria Luisa». Е-9

«Е-9», войдя в Зунд очень поздно, весь день 18-го пролежала на грунте. С темнотой лодка всплыла, и в ночь на 19 октября прошли Зунд. При выходе из узкости около полуночи 45 лодка была замечена германским миноносцем, который ее преследовал.

8 (21) октября Англ. ПЛ Е-9 – поврежден главный электромотор.

Весь день 19 октября Е-9 шла под водой. Ночь на 20 октября лодка провела на грунте у Моэнс – банки. Всплыв с рассветом, она пошла к Арконе. В ночь на 21 октября произошло повреждение главного электромотора,

вследствие чего лодка отказалась от захода в Данцигскую бухту и пошла прямо в Либаву. 22 октября утром она была встречена у Либавы буксиром и проведена в порт.

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 46 стр.

«В течение 22, 23 и 24 октября Е-1 и Е-9, ожидая в Либаве прихода Е-11, производили ремонт механизмов.

На Е-9 вследствие повреждения вышел из строя главный электродвигатель. С помощью флагманского электротехника бригады, специально командированного в Либаву для встречи лодок, электродвигатель удалось наладить, так что он мог работать на малом и среднем ходу лодки».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 47 стр.

 

12 (25) октября «Аллигатор» вышел из плавучего дока.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

14 (27) октября «Акула» сошла с плавучего дока.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 «Минога». Музей Подводных сил им. Маринеско. http://sir-nigel.livejournal.com/photo/album.

 

  

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 «Акула». Музей Подводных сил им. Маринеско. http://sir-nigel.livejournal.com/photo/album.

 

 

 

27 сентября (10 октября) атакован «Макаров». 28 сентября (11 октября) – «Паллада». 30 сентября (13 октября) атакованы наши подводные лодки.

3 (16), 15 (28) и 21 октября (3 ноября) производились атаки на наши миноносцы. 21 (октября (3 ноября)) лодки напали на «Богатырь».

22 и 24 (октября (4 и 6 ноября)) атакованы 2 миноносца, потом группа миноносцев, потом 1 миноносец. 24 октября (6 ноября) 2 лодки, наша и германская, безуспешно атаковали друг друга.

4 (17) ноября лодка пыталась атаковать «Стерегущий», который направился, в свою очередь, таранить её. 9 (22) ноября дважды был атакован «Инженер – механик Дмитриев», который тоже таранил лодку.

24 ноября (7 декабря) дважды атакован миноносец.

28 ноября (11 декабря) 2 атаки на крейсер «Богатырь». 28 ноября (11 декабря) атакован «Бобр».

Таким образом, за 2 месяца было 19 атак подводными лодками.

Из них в 9 случаях мины не достигли цели, в 9 случаях лодки не смогли даже выпустить мин, и только в 1 случае атака оказалась удачною.

Лодки же пострадали весьма существенно.

Одна из них была уничтожена артиллерией «Баяна»; другая протаранена миноносцем «Летучий». Одна 28 сентября взорвалась на наших минах, и на минах же, вероятно, погибли ещё 2 лодки.

Морской сборник № 4 апрель 1915г.

 

13 (26) октября П/Х « Вормс» (1895/957) + находившийся в дежурстве у Либавы, поджидая английскую ПЛ "E- 11", по неосторожности наткнулся на мину заграждения поставленного КР «Augsburg» и затонул. Команда, за исключением одного погибшего матроса, спаслась на шлюпке.

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 

15 (28) октября Англ. ПЛ Е-1 – атаковала торпедой германский миноносец. 17 (30) октября ПЛ «Дракон» - ПМ.

«Дракон» вернулся в Ревель. Его командир рассказал, что 17 октября в 5 ч. 30 м. утра, в полной темноте, подводные лодки «Дракон» и «Кайман» снялись с якоря у маяка Тахкона и пошли по назначению. Через десять минут «Дракон» коснулся грунта. Застопорили бензиномоторы, осмотрели трюмы — все оказалось в исправности.

В 5 ч. 55 м. снова дали ход, а в 6 ч. 50 м. утра лодка стала на мель. Когда рассвело, увидели маяки Верхний Дагерорт и Тахкона и по определении места поняли, что оказались на банке Некмангрунд.

Несмотря на все усилия, сняться с мели не удалось; в 7 ч. 30 м. начали выкачивать бензин из носовых цистерн.

«Кайман», не имея возможности оказать помощь, в 9 ч. 55 м. пошел дальше.

В 11 ч. 20 м. утра подошли миноносцы «Доброволец», «Москвитянин» и «Финн», на которые передали мины из наружных аппаратов. Заведя буксир, «Финн» в 12 ч. 25 м. стащил «Дракона» с мели.

Вернувшись в Моонзунд, осмотрели подводную часть лодки, причем выяснилась потеря откидного киля, состоящего из двух чугунных балластин общим весом четыре тонны; других повреждений не оказалось». 18 (31) октября «Дракон» ушел в Ревель для ремонта.

«22 октября (4 ноября) «Дракон» поднят на плавучий док для постановки нового откидного киля взамен потерянного на банке Некмангрунд».

«26 октября (8 ноября) «Дракон» отошел от плавучегодока».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие,2004.

  

23октября (5 ноября) ПЛ «Аллигатор» -ПМ.

«23 октября/5 ноября в 9 ч. 15 м. утра «Аллигатор», находясь в дежурстве у Нижнего Дагерорта, получил приказание идти в Утэ, куда прибыл в 15 ч. 45 м. и при входе в бухту стал на мель. Повреждений не оказалось. Так как уровень воды был на четыре фута ниже ординара, пришлось ждать полной воды. 24 и 25 октября лодка простояла в том же положении. 26-го вода начала прибывать. Днем выгрузили мины на «Конвоир». 27-го вода поднялась на полтора фута. Заведя буксиры на «Конвоир» и в помощь ему работая машинами на задний ход, в 9 ч. 15 м. утра удалось сняться с мели. Войдя в бухту, «Аллигатор» снова заложил свои мины в аппараты».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

 

Действия подводных лодок БФ в октябре 1914 года

 

«Аллигатор». Музей Подводных сил им. Маринеско. http://sir-nigel.livejournal.com/photo/album.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика