История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году


Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

Автор: russiaflot от 15 июня 2019


29 августа (11 сентября) ТЩ «Метеор» (1877/264) + идя из Гельсингфорса в Барэзунд, у Спарвхолма задел за грунт подводной частью скулы правого борта. Получил пробоину и затонул у о-ва Мерхольм на глубине 16,5м.

? 1 (14) июня – август1915г. поднят. Поднят в 1916г.

Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

 Спасательное судно «Метеор».

 

Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

 

«11 сентября ТЩ «Метеор» следовал из Гельсингфорса в Барезунд для присоединения к партии траления.

При проходе мигалки Спарвхолм, командир корабля в момент поворота ТЩ влево был ослеплен лучами солнца, вышедшего из-за облаков.

Когда командир корабля осмотрелся и заметил допущенную ошибку в кораблевождении, он намеревался переложить руль на противоположный борт с тем, чтобы сдержать ТЩ, но не успел это сделать, так как корабль задел за грунт подводной частью скулы правого борта. Хотя удар был несильный, корабль все же немного накренился на правый борт.

Видя что ТЩ продолжает двигаться по инерции вперед, приближаясь к подводной опасности, командир дал задний ход с тем, чтобы остановить корабль; затем от командира корабля последовало распоряжение, переданное старшему боцману, осмотреть трюмы, выяснить, имеется ли в подводной части пробоина и глее вода поступает внутрь ТЩ.

 

Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

 

Одновременно с этим командир корабля передал второе приказание в машину – приготовить к действую спасательную помпу. Вскоре старший боцман, осмотрев трюм, доложил на мостик, что вода через пробоину сильно поступала внутрь корабля, заполняя канатный ящик, а оттуда приникала в носовой трюм.

Так как ТЩ постепенно садился носом в воду, то командир направил ТЩ к острову, где по его расчету имелось мелководье, и в то же время изготовить к отдаче правый якорь.

«Метеор» медленно приближался к острову Мерхольм, где глубина была 3,6м и вскоре остановился в нескольких метрах от берега.

Командир приказал сначала измерить глубину, а затем отдал якорь.

У форштевня глубина не превышала 1,2м, под кормой она доходила до 4,2м.

Носовая часть «Метеора» продолжала» садиться в воду. Командир, опасаясь загородить погибающим кораблем фарватер, решил его корму развернуть к острову при помощи перлиней, поданных с «Метеора» на берег, закрепив их концы за

деревья.

Замысел командира не удался, так как нос корабля скользил вниз по крутому, обрывистому грунту, уходя быстро в воду. Вследствие критического положения корабля ничего не оставалось делать, как только спустить шлюпки для спасения личного состава.

Машинная команда была вызвана на верхнюю палубу для посадки на шлюпки, так как корабль в это время имел уже значительный крен на правый борт и вскоре затонул.

В числе плававших на поверхности воды был и командир, который вместе с находившимися вблизи его матросом

поддерживался на спасательном круге. Весь экипаж и 4 матроса – пассажира были спасены. Корабль погиб в течении 10 минут, затонув на глубине 16,5м. На поверхности воды были видны только две стеньги и верхний край трубы, имевшие небольшой крен на правый борт.

В 17.30 весь экипаж был спасен и собран на берегу Мерхольма.

Спасательные работы производились спасательной партией летом 1915г, т. е. через 9 месяцев после гибели ТЩ.

 

РАБОТЫ ПО ПОДЬЕМУ «МЕТЕОРА» в 1915 ГОДУ.

Гибель «Метеора» на стратегическом фарватере потребовала принятия в 1915г энергичных мер для скорейшего очищения фарватера от погибшего корабля.

Командование отозвало спасательную партию от работ на «Магдебурге» и поставило ей новые задачи: очистить фарватер Барэзунд, поднять «Метеор» и испытать новые воздушные мешки системы Свирского.

В указаниях говорилось, что в случае невозможности поднять «Метеор», спасательной партии нужно его взорвать. Спасательные работы по подъему «Метеора» начались 14 июня по разработанному плану.

Первым мероприятием было подмывание грунта вокруг «Метеора». Последний, находясь на 18м глубине, погрузился в грунт (глинистый ил) на 3м. Через каналы, промытые под килем корабля, предполагалось пропустить подкильные концы к

стропам воздушных мешков: это работа считалась трудной и продолжительной. Чтобы поднять сначала корму несколькими мешками, подъемной силой до 150г, находили необходимым завести под ахтерштевень, а затем завести подкильные концы для всех остальных 4 мешков.

Фактическое выполнение спасательных работ началось с выгрузки всех предметов и материалов, находившихся на верхней палубе и в помещениях ТЩ. Затем эти работы проходили в следующей последовательности: произвели продувание воздухом котлов и водяных цистерн, ввели в трюмы и каюты 6 малых воздушных мешков системы Макарова, заделали

пробоины и иллюминаторы, закончили промывание канала и очистили ил вокруг корабля. Далее завели стальные стропы доя подъема «Метеора» помощью «Силача», «Эрви» и 2 киллекторов.

9 июля все перечисленные работы были закончены, но они оказались недостаточными для отрыва потонувшего корабля от грунта – пришлось произвести дополнительную промывку грунта под всем днищем «Метеора» с тем, чтобы второй раз приподнять судно и подвести его к берегу.

Во время выполнения водолазных работ один из водолазов, желая более тщательно промыть грунт, переполз под килем на противоположный борт. В это время внезапно лопнул один из цепных стропов «Силача», и «Метеор», сев носом глубже в грунт, преградил водолазу возвращение к своему аппарату. Водолаз не растерялся, и хотя он был прижат днищем «Метеора» к грунту, разумными сигналами направлял действия спешившей помощи. Промывкой ила и подъема кормы «Метеора»

удалось через 25 минут освободить водолаза из-под днища, он оказался совершенно здоровым.

9 июля «Метеор» удалось приподнять и подвести к берегу. Ввиду случившейся аварии с ЭМ «Туркменец Ставропольский», которому требовалась немедленная помощь, «Метеор» снова опустили на грунт, а «Силач» ушел.

Второй раз «Метеор» удалось приподнят 23 августа с помощью освободившегося «Силача» и с большим трудом передвинуть ТЩ ближе к берегу.

Затем возобновили откачивание воды из кормовой части, но эта работа положительного результата не имела, так как было обнаружено сообщение кормового отсека со средним машинным отсеков.

Втечении28и29августазаделывалипереборку,котораявсежефильтровалаводу.Этообстоятельствопослужилоповодом к решению оставить «Метеор» на грунте и спасательные работы с ним прекратить. Несмотря на применениевоздушных

мешков и наличие мощных водоотливных средств, откачивающих 2400 т/час, положительных результатов не добились. Таким образом, были выполнены только две задачи: уборка корабля со стратегического фарватера и проверка воздушных мешков Свирского. В системе последних встретился конструктивный недочет – невозможность регулированиявоздуха.

Водолазы выразили мнение, что при изменении конструкции мешков недочет можно было устранить и далее применять их при производстве спасательных работ».

Пузыревский К. П. Повреждение кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.

 

Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

 

Гибель и подъем тральщика Метеор в 1914 году

 

 

 

 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика