История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года


Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

Автор: russiaflot от 14 июня 2019


24 августа (6 сентября) ПЛ «Окунь» -

«…На «Окуне» опять произошла авария.

Придя на свое место и став на якорь, обнаружил, что правый носовой горизонтальный руль, недавно исправленный в Гельсингфорсе, снова выворочен волнами. Погружаться без руля нельзя, потому, не спрашивая никаких разрешений (радио на лодке не было), сейчас же снялся и пошел обратно на рейд Векшер. Не доходя до камня Вестербодан, сгорел якорь электромотора — лодка беспомощно остановилась. К счастью, находился на фарватере — мимо должна была пройти вся бригада, можно было просить о помощи. В ожидании ее стал на якорь в открытом море на глубине восемнадцати саженей.

В десять часов вечера прошли, направляясь на рейд Векшер, «Акула», за нею «Макрель», и я сообщил обеим о моем положении. В два часа ночи канонерская лодка «Хивинец» стала на якорь поблизости лодки, а утром прибуксировала «Окунь» к транспорту «Хабаровск».

Этого давно следовало ожидать, так как электромотор прослужил уже десять лет — при продолжительной работе сильно грелся и был ненадежен, потому заводу Вольта в Ревеле своевременно был заказан новый, но наряд до сих пор еще не выполнен, хотя срок давно прошел (октябрь 1913).

 

27 августа (8 сентября)

«12 ч. 30 м. «Макрель» и «Окунь» на буксире транспорта «Хабаровск» вышли в Ревель для ремонта.

В 19 ч. «Хабаровск» стал на якорь на Ревельском рейде; «Макрель» ушла в гавань самостоятельно, «Окуня» увел вызванный для этого буксир... ».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. — М.: Согласие, 2004.

 

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

 «Окунь». Музей Подводных сил им. Маринеско. http://sir-nigel.livejournal.com/photo/album.

 

 

24августа (8 сентября) ПЛ «Акула» - бой с немецкимикораблями.

25августа (9 сентября) - ошибочное преследование русскимиминоносцами.

«Акула» утром 9 сентября, следуя на ост в районе маяка Бенгтшер, была замечена русскими миноносцами, которые, приняв за неприятельскую лодку, пытались ее атаковать. «Акула», не зная точного местоположения

завесы русских миноносцев, также приняла приближавшиеся миноносцы за неприятельские. Лодка погрузилась, прошла под водой на ост в течение трех часов и, всплыв, обнаружила идущую на вест русскую эскадру.

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 34 стр.

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

  

26августа (11сентября)

«Дракон» ушел в Ревель для ремонта соединительных муфт бензиномоторов.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. — М.: Согласие, 2004.

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

 Типа «Кайман». И.Ф. Цветков Русские подводные лодки. Часть II От Каймана до Акулы.

 

 

30августа (12 сентября) ПЛ «Пескарь»-

«Сегодня, 30 августа, в 8 ч. 30 м. утра на подводной лодке «Пескарь», стоявшей в Адмиралтейском бассейне ревельской гавани, при пуске дизель-мотора лопнула верхняя крышка фундамента и треснул фланец первого цилиндра.

Лодка вышла из строя... Приступили к разборке мотора... ».

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. — М.: Согласие, 2004.

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

Пескарь

 

 

 

1 (14) сентября ПЛ «Аллигатор» -

«Аллигатор» пришел в Ревель для ремонта соединительных муфт бензиномоторов. 2 (15) сентября ПЛ «Кайман» -

«Кайман», стоя на якоре в Моонзунде, обнаружил причиненную ударами волн течь и вынужден теперь постоянно ее откачивать.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

И.Ф. Цветков Русские подводные лодки. Часть II От Каймана до Акулы.

 

? Август ? Сентябрь ПЛ «Минога» - ПМ.

У Меркушова В. А. и Томашевич А. В. нет.

Поврежден 1 гидросамолет.

«Впервые реверс дизель-моторов применил сам Г.М. Трусов (машинный унтер-офицер 1 статьи ПЛ «Минога») в сложной, почти безвыходной обстановке, в период первой мировой войны. Вот как он рассказывает об этом:

«Реверс дизелей на этой лодке пригодился только однажды, при необычайных обстоятельствах. В августе 1914г лодка возвращалась из боевого похода, перенеся в море жестокий шторм. Ей предстояло подойти Ирбенским проливом в Рижский залив, определившись по маяку Люзерорт (на южном берегу Балтийского моря). По счислению лодка должна была подойти к маяку утром, однако в расчетное время маяк не открывался, видимость была плохая. Вскоре на горизонте показался маяк, очертания которого отличались от Люзерорта. Командир решил подойти ближе для лучшей ориентировки. Через некоторое времянеожиданнолодкавылезланаотмельиповалиласьнабок,ходбылостановлен.Каквыяснилосьпотом,лодкаподошла к маяку Фильзанд на западной части острова Эзель, изобилующейотмелями.

Причиной неправильного курса лодки послужило расстройство магнитного компаса во время сильного шторма, установить женеисправностьегопоказанийне удалось.СмаякаФильзанднаблюдализа приближениемкостровуЭзельипринялиеёза германскую, так как знали, что свои лодки в этот район заходить недолжны.

На острове Эзель находилось авиационное соединение. Один из самолетов прилетел к месту посадки лодки на мель и долго кружился над ней, рассматривая кормовой флаг для определения принадлежности. Опознав Андреевский флаг, самолет

снизился к лодке, но неудачно и повредил один из своих поплавков, взлететь с воды уже не смог. Летчик рассказал

командиру, где она находится, был поднят флажный сигнал – просьба оказать помощь самолету. С Эзеля пришел катер, взял самолет на буксир и повел его к острову. Командир просил летчика сообщить на маяк Церель, около которого базировались лодки в Рижском заливе, о присылке миноносца для оказания помощи, сама лодка не могла сообщить в базу о своем положении, так как в то время на ней отсутствовало радио. Положение на отмели являлось опасным, ввиду возможности появления с моря кораблей противника.

Послеполудняпогодасталасвежеть.Набегавшаяволнараскачивалалодку,креныеёстановилисьопасными.Личныйсостав стал изыскивать способы спасения. Промерами вокруг лодки установили, что за её кормой глубина позволяла находиться на плаву.Требовалоськак-тостянутьлодкунатуглубину.Ивотздесьипригодилосьреверсивное устройстводизелей.Решили заполнить кормовую балластную цистерну накачиванием в неё помпой и, таким образом, притопить корму до погружения в воду гребного винта; этот маневр удался. После этого дали ход гребным электродвигателем; а затем и носовомудизелю,

работавшему на задний ход; лодка со скрипом сползла с отмели и закачалась на свободной волне. Промеряя глубину с помощью лота, лодка вышла в море и, определившись по маяку Фильзанд, дошла засветло до маяка Люзерорт, откуда

направиласьвИрбенскийпролив иблагополучновернуласьвсвоюбазу.Приосмотревбазенакорпуселодкиобнаружили вмятины в районе машинного отделения. «Миногу» отправили в Ревель дляремонта».

И.Ф. Цветков Русские подводные лодки. Часть II  От «Каймана» до «Акулы». 44стр.

 

Август. Выходившая на позицию в средней части Балтийского моря ПЛ «Минога» (Ильинский) села носовой частью на мель у о. Фильзанд. Снялась с мели самостоятельно, притопив корму и воспользовавшись реверсом дизелей (на ПЛ стояли реверсивные дизеля).

Э.А. Ковалев. Рыцари глубин.

 

?

19 августа (1 сентября) Утром «Минога» и «Дракон» первый раз вышли на новые позиции. «Минога» заняла позицию между островами Вормс и Оденсхольм, «Дракон» - на меридиане маяка Тахкона. Вечером обе лодки вернулись к Харилайду и стали на бакштов КЛ «Храбрый».

 

11 (24) сентября

«Дракон» вышел в 2ч в указанный ему район. Не желая подходить в темное время к месту нахождения неприятеля, он зашел к маяку Фильзанд, чтобы заодно узнать от поста последние сведения о противнике и, переждав, следовать к Виндаве с расчетом прибыть туда к полудню.

Как только лодка стала на якорь у м. Фильзанд, на воду сел гидросамолет, доставивший ей сведения о неприятеле. В 20ч катер службы связи доставил лодке радио, извещавшее о уходе германских кораблей от

Виндавы. Считая, что противник отказался от десанта из-за плохой погоды, командир «Дракона» решил остаться у Фильзанда на случай, если корабли противника снова вернутся к Виндаве. Укрываясь от штормов, лодка простояла у Фильзанда до 1 октября, когда по вызову начальника бригады она перешла в Моонзунд»

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. У Меркушова В. А. посадок на мель «Дракона» нет.

 

 

11 (24) сентября ПЛ «Акула» -

«24 сентября IV эскадра подошла к Виндаве. Вместе с ней туда же подошел и отряд транспортов, демонстрируя подготовку десанта. Продержавшись некоторое время на видимости Виндавы.

IV эскадра и отряд транспортов отошли и провести ночь на тех же местах, что и накануне.

Получив сведения о проявлении у Виндавы этих сил, русский командующий, считая возможным, что неприятель будет держаться в районе Виндавы несколько дней, направил туда подводные лодки «Акулу» и «Дракон», находившегося на позиции в устье Финского залива, а ночью на поиск вдоль курляндского побережья выслал 12 миноносцев.

«Акула» из-за неисправностей своих механизмов выйти не смогла».

Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на БМ в 1914 -1915гг. 36 стр.

 

 

15(29) сентября ПЛ «Макрель» }-

«Минога»

«Вечером волнами выворотило левый носовой горизонтальный руль на подводной лодке «Макрель».

16  (30) сентября «На «Макрели» также волнами выворотило правый носовой горизонтальный руль. Таким образом, «Макрель» и «Минога», стоя на отдыхе, потерпели аварию и вышли из строя, так как без горизонтальных рулей нельзя идти подводу».

22 сентября (5 октября) «Макрель» и «Минога» на буксире ледокола «Аванс» пришли в Моонзунд для ремонта горизонтальных рулей.

26 сентября (9 октября) «Макрель» и «Минога» вошли в плавучий док для ремонта горизонтальных рулей...». 4 (17) октября «Минога» и «Макрель» спущены с плавучего дока в Ревеле.

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. М.: Согласие, 2004.

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

 

Действия подводных лодок БФ в период август-сентябрь 1914 года

 «Макрель». Модели из ЦВММ. Вованыч. http://forums.airbase.ru.

 

  

16(29) сентября ПЛ «Дракон»-

«В ночь с 15 на 16 сентября стихший было зюйд-вест сменился штормом от норд-веста. Входившая в бухту огромная волна сильно дергала канат, потому, стоя на шести саженях, имели на клюзе 50 саженей каната. Волна была так велика, что ее ударами согнуло румпель носового горизонтального руля.

17  сентября, утром, лодку потащило по ветру вместе с якорем; пришлось сняться с якоря и укрыться за мысом Курья-Лапка на глубине четыре сажени, каната 55саженей.

При съемке с якоря, находившегося на носу, люди, находившиеся у брашпиля, накрывались волной, заливавшей лодку. Управление пришлось вести из рубки, и во время этого небольшого перехода с главного компаса смыло пеленгатор...».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика