История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года


Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

Автор: russiaflot от 12 июня 2019


Фирле Р. Война на Балтийском море 1914г. 110-114 стр.

«На рассвете 27-го августа отряд находился южнее Богшера и направился к выходу в Финский залив. Прояснило. Наконец можно было надеяться на ясный день после плавания в течение двух ночей и одного дня в тумане.

Задержка вследствие аварии U-3 изменила намерения адмирала, ибо он был лишен возможности войти в течение дня столь далеко в Финский залив, как предполагал первоначально. При дальнейшем следовании на восток, в 14. 15 в 25-ти милях западнее заграждения «Дейтшланда», были прямо по носу усмотрены 2 неприятельских

миноносца и вскоре затем многочисленные дымы. Несколько позднее в направлении NO 75°, увидели взрыв

мины на очень большом расстоянии, по-видимому за немецким заграждением. С достоверностью севернее места взрыва можно было различить несколько небольших судов: тип их не мог быть установлен. V-186 получил

приказание быть в дозоре у выхода из Моонзунда, чтобы при дальнейшем продвижении на восток крейсера, он не мог быть отрезан стоящими в Моонзунде русскими кораблями.

Погода была настолько ясная и видимость настолько хороша, что казалось возможным своевременно распознать русские корабли, выходящие с севера из Гангэ или Лапвика. В 16.30, при приближении к виденным сначала кораблям, в них распознали маленькие серые пароходы с полосами на трубах (русские ТЩ).

Казалось, что это были заградители, ставившие мины восточнее заграждения «Дейтшланда». Так показалось адмиралу, судя по поведению самого восточного парохода, который, будучи обстрелян «Аугсбургом», направился сначала на юг, обогнул красный буй, а затем пошел самым полным ходом на восток. Однако

возможно, что русские суда работали и над немецким заграждением, которое, будучи обнаружено и обставлено русскими, могло с успехом быть включено в систему обороны Финского залива. Казалось бы, что русские могли его оставить на месте, не вытравливания.

С 15.45 до 16.5 «Аугсбург» обстреливал неприятеля с расстояния 110гм (61каб) и прекратил огонь из-за слишком большого расстояния и невозможности корректировать стрельбу. В 16.7 показались с севера 2неприятельских

больших корабля, по-видимому крейсера, которые могли отрезать «Аугсбург». Поэтому в 16.16 «Аугсбург» повернул на обратный курс, сделав ПЛ U-3 сигнал следовать за собой. Сигнал этот к сожалению был на ПЛ понят, как приказание погрузиться: был сделан новый сигнал, чтобы заставить лодку всплыть. Из-за ненужного маневра ПЛ пришлось потерять много времени и электрической энергии. В это время на «Аугсбурге»удалось

установить, что подходившие крейсера принадлежали к типу «Баян». Адмирал Беринг продолжал тем-же курсом идти на запад, чтобы не быть стесненным близостью германского заграждения. В 16.46 он повернул на русские крейсера и пошел им навстречу самым полным ходом. Придя на расстояние 180гм адмирал приказал идущей в кильватере лодке погрузиться.

Начался крайне интересный бой, который адмирал Беринг провел с «Аугсбургом» и U-3 против превосходных

сил неприятеля с совершенно исключительным спокойствием. Его намерение заключалось в том, чтобы, не щадя

«Аугсбург», навлечь на себя неприятеля и таким образом дать ПЛ возможность произвести атаку; присутствие её не могло быть заподозрено русскими, всецело занятыми обстрелом крейсера. Адмирал шел навстречу русским

броненосным крейсерам до расстояния 130гм (72каб), затем в 17.10 повернул на обратный курс и с расстояния 120гм (66каб) открыл огонь, на который немедленно последовал ответ. Русские следовали за ним, ничего не подозревая, идя прямо на ПЛ. Русские самым полным ходом гнали «Аугсбурга», который вскоре оказался накрытым высокими всплесками 8″ орудий русских крейсеров.

Вскоре «Аугсбургу» пришлось прекратить огонь, дабы не повредить ПЛ, шедшую в направлении стрельбы крейсера. Снаряды русских ложились вплотную впереди и за «Аугсбургом» и шедшим к него в кильватере миноносцем V-25. Осколки русских гранат покрывали палубу легкого крейсера; одного только снаряда было достаточно, чтобы вывести «Аугсбург» из строя. Адмирал рисковал своим флагманским кораблем в надежде дать U-3 возможность атаковать неприятеля наверняка.

 

Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

 

В 17.27 неприятель повернул влево: на флагманском корабле создалось впечатление, что это явилось следствием обнаружения ПЛ (русские крейсеры лодки не видели). Чтобы навлечь неприятеля на себя и подвести его ещё

ближе к U-3, адмирал решился на военную хитрость. «Право на борт, травить пар; изображаю аварию руля», таковы были личные, совершенно неожиданные для всех команды адмирала, когда он под неприятельским огнем застопорил машину и повернул на обратный курс (в это время расстояние между обоими отрядами было около 75каб). «Аугсбург» начал травить пар из холодильника и остался неподвижным среди облаков белого пара.

Русские должны были считать его тяжело поврежденным. Русские корабли пошли на удочку, повернули в 17.32 на обратный курс и снова открыли огонь приблизительно с расстояния 60каб (55каб). Тогда адмирал пошел на юг, насколько позволяла близость банки Глотова, а в 17.45 на юго-запад. Не было сомнения, что ПЛ в это время уже давно миновала противника. Русские легли на тот же курс; начался бой на параллельных курсах при

увеличивавшемся расстоянии. Стреляли не ближе чем на 72каб.

 

Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

 

Русские залпы ложились хорошо, редко дальше, чем на 150 метров от корабля. «Аугсбург» снова открыл огонь, т.к. теперь же опасность повреждения U-3 миновала. Из-за большого расстояния стрельба германского крейсера не могла быть успешной.

В течение полуторачасового боя неприятель выпустил около 40 снарядов крупного калибра; средний калибр русские вводили лишь временами.

В 18ч русские прекратили огонь и повернули на север. Адмирал Беринг последовал их движению, чтобы оставаться в соприкосновении с противником и с наступлением темноты послать в атаку V-25. Из-за полного истощения запасов топлива V-186 пришлось после возвращения из дозора у Моонзунда отправить в Данциг. Около 20-ти часов неприятель отошел за заграждения «Дейтшланда». Пришлось отказаться от намерения послать миноносец в атаку в опасный от мин район. Ночь была очень ясная с весьма хорошей видимостью, поэтому на удачную минную атаку нельзя было рассчитывать.

Военное счастье и на этот раз не улыбнулось Берингу. Несмотря на то, что он в течение полуторачасового боя вел за собою русские крейсера, ПЛ либо вовсе не могла произвести атаки, либо промахнулась. По-видимому неприятель увидел что-то подозрительное, когда в 17.27 он внезапно отвернул влево: иначе его поворот не может быть объяснен. Лишь на следующее утро в 4.16, когда флагманский корабль встретился с ПЛ на условленном

месте вне Финского залива, контр-адмирал Беринг узнал подробности о деятельности ПЛ. На ней не сразу были поняты обстановка и план адмирала, ввиду недостаточной дальности видимости и плохой сигнальной связи

между крейсером и подводной лодкой. Увидев на севере русские крейсера, «Аугсбург» тотчас же бросил русских тральщиков и самым полным ходом направился к идущей сзади ПЛ. Под первыми залпами противника адмирал приказал лодке погрузиться, а сам пошел прямо на русских.

В это время U-3 находилась на неогневой стороне «Аугсбурга» и должна была под кормой крейсера пройти на подогневую сторону последнего. При этом ПЛ чуть не была протаранена идущим за крейсером миноносцем. U- 3пошла под водой самым полным ходом для встречного боя с противником: ввиду поворота русских вправо командир ПЛ решился на атаку с носа.

Русские корабли, по-видимому, шли медленно, поэтому шансы на удачную атаку были на лицо. Управление глубиной затруднялось волнением: во время выхода на позицию ПЛ несколько раз показывалась из воды. К несчастью последнее случилось и в 17.26, за одну минуту до предполагаемого выстрела, когда U-3 находилась в 16гм (8,8каб) от неприятеля.

По-видимому, лодка была усмотрена русскими, т.к. последние немедленно отвернули, но не открывали огня. Командир U-3 не выпустил ранее своих мин, ибо расстояние ему казалось слишком большим и он хотел стрелять наверняка. Теперь неприятель начал от него уходить полным ходом вправо. U-3 оставалась с застопоренными

машинами, чтобы обождать дальнейшие поступки неприятеля. Расход энергии старой лодки был настолько велик вследствие длительного плавания под водой самым полным ходом и обоих погружений, что лодка могла пройти под водой всего только шесть миль.

Тем временем неприятель повернул обратно и стоял с застопоренными машинами в сорока км (22каб), представляя из себя столь выгодный объект для нападения, что лучшего нельзя представить. Командир

немедленно решился на вторую атаку, которая для сбережения тока должна была быть проведена малым ходом. Когда минные аппараты были изготовлены оба крейсера вновь развернулись и отошли в сторону. От атаки пришлось отказаться в виду её полной безнадежности.

План адмирала не удался, главным образом из-за непригодности несовременной ПЛ. И здесь подтвердилась истина, что успех против более сильного противника возможен на море только лишь при использовании самых новых и лучших средств борьбы».

Фирле Р. Война на Балтийском море 1914г. 110-114 стр.

 

16 (29) августа В 4.20 (по немецкому времени) немецкий КР «Gaselle» обстрелял маяк Стейнорт.

Фирле Р. Война на Балтийском море.1914г. 119 стр.

 

16/29 августа.

В 5 ч. 30 м. утра германский крейсер открыл огонь по маяку Стейнорт, и телефонное сообщение с ним прервано...

Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. — М.: Согласие, 2004.

 

Фирле Р. Война на Балтийском море 1914г. 91 стр.

 

16 (29) августа

15  августа у Полангена в течение двух часов медленно блуждал крейсер типа «Аркона», близко подходя к берегу. В других местах неприятель непоявлялся...

В половине шестого утра 16-го августа опять крейсер типа «Аркона» подошел к маяку Стейнорт и выпусти по нему 240 снарядов. Маяк ему удалось разрушить. Поврежден был и кордон пограничной стражи. Пострадал маячный домик. Не малой ценой достигнут такой успех.

Черномор (капитан 2 ранга К. Люби) Волны Балтики 1914-1915гг.

 

 

 

http://port-alexandra3.livejournal.com/24904.html.

«Рижский вестник». 30 августа 1914 года. Немецкий флот.

«Русскому слову» телеграфируют, что в минувшую субботу (29 августа), около 4-х часов утра, к северу от Либавы в море была слышна сильная канонада в продолжении около 2-х часов. Как оказалось, один из крейсеров германской эскадры бомбардировал маяк Акменраг, находящийся в 6-ти верстах от Сакена. В открытом море, против Либавы, часто виднеются дымки немецких судов». (29 августа в 4 ч. 20 мин. крейсер «Газелле» обстрелял и разрушил маяк Стейнорт уАкменьрагса).

Разрушенный крейсером "Gazelle" маяк Стейнорт. http://port-alexandra3.livejournal.com/24904.html.

 

Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

 

«16 августа. Около пяти утра крейсер «Аугсбург» открыл огонь по Акменьрагскому маяку. Командоры

действовали так неумело, что из выпущенных 46 снарядов в цель попали только десять, повредив деревянную надстройку маяка, а также конюшню и крышу смотрителя.

17 августа. Крейсер «Магдебург» разрушил Акменьрагский маяк вместе с жилым домом и хозяйственными пристройками.

http://archive-lv.com

У Фирле – 16 (29) августа В 4.20 (по немецкому времени) КР «Gaselle».

 

16(29) августа ЭМ «Внушительный» - идя из Лапвика в Гельсингфорс у западной оконечности

о-ва Безымянный коснулся подводной банки. Сломана пятка руля и вдавлена решётка приёмного отверстия циркулярной помпы правой машины.

Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

 

Бои на Балтике в период 16-18 августа 1914 года

 

17(30) – поставлен в док. Ремонт 6суток.

«29 августа ЭМ «Внушительный» шел из Лапвика в Гельсингфорс. Находясь на траверсе о-ва Клобб – Эн, командир корабля увидел какое-то пятно на берегу, которое он ошибочно принял за створный знак входного фарватера. Вскоре командир понял, что курс миноносца не верный; он попытался выйти на действительный

створ, но в 128м от западной оконечности о-ва Безымянный миноносец коснулся мели 2,4м банки и задним ходом сошел с неё, став на якорь для осмотра подводной части.

У «Внушительного оказалась сломанной пятка руля и вдавленной решетка приемного отверстия циркулярной помпы правой машины».

Пузыревский К. П. Повреждение кораблей, борьба за живучесть и спасательные работы.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика