Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Боевые действия эсминцев класса "Новик" в 1914


Боевые действия эсминцев класса "Новик" в 1914

Автор: russiaflot от 16 января 2014


1 августа 1914 г. Россия вступила в первую мировую войну 1914—1918 гг. Эта война была несправедливой, империалисти­ческой. Обе враждующие группировки государств вели ее во имя передела мира, захвата чужих земель, покорения народов. В. И. Ленин писал, что «...это есть война между двумя группа­ми разбойнических великих держав из-за дележа колоний, из- за порабощения других наций, из-за выгод и привилегий на мировом рынке». В войне преследовалась и другая цель: пра­вящие круги воюющих стран надеялись с ее помощью отвлечь трудящиеся массы от классовой борьбы, разъединить рабочий класс и физически уничтожить его революционный авангард.

Необходимо подчеркнуть, что именно кайзеровской Герма­нией была развязана первая мировая война. Германские импе­риалисты рассчитывали в результате ее победного завершения занять главенствующее положение в Европе, захватить англий­ские, французские и бельгийские колонии, Украину, Польшу, Прибалтику, лишить самостоятельности Балканские страны путем создания на Ближнем Востоке полуколониальной им­перии.

В свою очередь царская Россия преследовала в войне сле­дующие цели: раздел Турции, захват Константинополя и черно­морских проливов, присоединение Галиции, принадлежавшей Австро-Венгрии, усиление своего влияния на Балканском полу­острове.

Русскому флоту в этой войне отводилась довольно скром­ная роль. По плану МГШ 1912 г., утвержденному Николаем II, на Балтийский флот возлагались следующие задачи: в случае попытки германского флота прорваться в восточную часть Фин­ского залива с целью высадки десанта всеми силами и сред­ствами остановить его, дав бой на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции в самой узкой части Финского залива. Основой такой позиции должно было стать минное поле из нескольких линий якорных мин, расположенное в самой узкой части Финского залива между островами Нарген и Ма- килуого. Южный фланг позиции прикрывали две артиллерий­ские батареи на о. Нарген: первая состояла из четырех орудий 203-миллиметрового калибра, вторая — из четырех орудий 152-миллиметрового калибра. На северном фланге позиции, на мысе Порккала-Удд, была установлена еще одна батарея из че­тырех 152-миллиметровых орудий.

Это позволяло мобилизовать и развернуть силы 6-й армии, предназначенной для защиты столицы, а в случае необходи­мости отвести флот из передовых баз в Виндаве (ныне Вент- спилс) и Либаве в Ревель, Гельсингфорс и Кронштадт.

Перед Черноморским флотом с начала войны ставилась за­дача блокировать проливы и оборонять свои берега.

К началу войны в составе русского флота действовал только один эсминец нового типа — эскадренный миноносец «Новик». Он входил в состав отряда крейсеров и использовался вначале как легкий крейсер.

В ночь с 30 на 31 июля 1914 г. командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н. О. Эссен телеграфировал морскому министру: «Прошу сообщить о политическом положении. Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю загражде­ние» .

Утром 31 июля по приказу Эссена отряд минных загради­телей в составе кораблей «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Ени­сей» начал постановку мин в районе главной минно-артилле­рийской позиции. Для прикрытия заградителей была развер­нута бригада линейных кораблей и бригада крейсеров, куда входил и эсминец «Новик». Так он вступил в войну.

К осени 1914 г., убедившись в том, что германский флот пока не собирается осуществлять прорыв к восточному побе­режью Финского залива, и предпочитая не рисковать своими главными силами, штаб Эссена разработал новый план опе­рации, в котором наряду с оборонительными действиями пре­дусматривались и наступательные. План, в частности, предпо­лагал постановку активных минных заграждений в южной и юго-восточной частях Балтийского моря, а также уничтожение торговых судов и наблюдательных постов противника .

Намеченные к минировзнию рз коны имели для Германии жизненно важное значение, так как именно через них прохо­дил единственный маршрут перевозки сырья из Швеции. План был утвержден главнокомандующим 6-й армией, которому в оперативном отношении подчинялся командующий флотом Бал­тийского моря.

В активных минных постановках по этому плану участвовал и «Новик». Чтобы максимально затруднить плавание непри­ятельских кораблей на обширном пространстве, мины было ре­шено ставить с минимальной затратой средств — отдельными банками.

Первая постановка минного заграждения у берегов против­ника была выполнена 5 ноября 1914 г. «Новиком» совместно с полудивизионом особого назначения в составе угольных эскад­ренных миноносцев «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратен­ко», «Охотник» и «Пограничник». Четыре корабля в эту ночь выставили 140 мин в 40 милях от Мемеля, а «Новик» поставил минную банку из 50 мин в непосредственной близости от Пил- лау .

По воспоминаниям участника этой операции — члена экипа­жа «Новика» — дело обстояло так: «Все стояли на своих ме­стах — ведь это была наша первая боевая постановка, и не­удивительно, что все мы немного нервничали. Да и забра­лись-то ведь как далеко: под самый нос неприятеля. Вот в тем­ноте стали вырисовываться какие-то неясные очертания не то берега, не то дамбы. Мы были уже у самого неприятельского порта. В этот момент раздался так долгожданный телефонный звонок с мостика и команда «Начать постановку».

Во время постановки наш ход был 18 уз. Благодаря удачно расположенному курсу нас почти не качало. Постановка была начата в 1 ч 55 мин, причем мины ставились через 10 с каждая. Спустя 8 мин 20 с все было кончено. Поставив мины, командир дал ход 24 уз, и «Новик» лег на обратный курс» . На минах, поставленных дивизионом особого назначения, дважды подо­рвался 17 ноября 1914 г. германский броненосец «Фридрих Карл» и в результате полученных повреждений затонул . На этом же минном заграждении 6 сентября 1915 г. погиб герман­ский пароход «Бреслау», а 14 октября того же года подорвался германский эскадренный миноносец «S-149».

Первое столкновение «Новика» с кораблями противника произошло сразу после постановки им мин под Пиллау. Вот как об этом пишет в своем донесении начальнику 1-й минной дивизии командир эсминца капитан 2 ранга П. П. Палецкий* «В 2 ч 45 мин усмотрел на правом траверзе в расстоянии 30^ 40 кабельтовых два судна без огней, опознать которые не уда­лось. Вызвали людей по боевой тревоге, дали самый полный ход и легли на курс вест-норд-вест. Головной неприятельский корабль, сделав ратьером дважды в быстрой последователь­ности ряд опознавательных и не получив ответа, открыл про­жектор и дал по нам несколько недолетных залпов, один из ко­торых по целику лег хорошо... Я артиллерийский огонь прика­зал не открывать, чтобы уйти незамеченными...» 

24 ноября 1914 г. «Новик» вновь ставил мины вблизи побе­режья противника, теперь уже у банки Штольпе в оперативной зоне немецкой военно-морской базы Свинемюнде. Работа про­ходила в тяжелых условиях. Балтика по-осеннему штормила. Корму эсминца сильно заливало, минные рельсы и скаты об­мерзали. Тех, кто стоял у скатов, пришлось привязать. Трудно приходилось не только минерам. Как писал в своем донесении командир «Новика», «ввиду вероятности внезапной встречи с неприятелем на близком расстоянии прислуга погребов, орудий и минных (торпедных) аппаратов в продолжение всей ночи находились на своих местах по боевому расписанию...»  В эту ночь «Новик» выставил 50 мин, на одной из которых в январе 1915 г. погиб немецкий пароход «Латона».

Для противника минные постановки русских кораблей в этом районе оказались настолько неожиданными, что герман­ский главный военно-морской штаб относил потери своих ко­раблей и судов на счет действующих здесь подводных лодок.

«После обнаружения заграждения у Мемеля,— пишет не­мецкий историк Р. Фирле,— обширный район Балтийского моря до меридиана Арконы (северная оконечность о. Рюген). должен был считаться опасным от мин... С обнаружением рус­ского заграждения наша военная деятельность в Балтике дол­жна была встретить тяжелые затруднения» .На Черном море главным противником России была Тур­ция. Русский Черноморской флот к началу войны имел бес- Спорное преимущество перед турецким. Но в конце августа 1914 г. в состав турецкого флота вошли германский линейный крейсер «Гебен» и крейсер «Бреслау», что сразу изменило со­отношение сил. Линейный крейсер «Гебен» был значительно сильнее любого из пяти линейных кораблей додредноутного типа Черноморского флота по составу артиллерии и намного превосходил их в скорости. Эсминцев в русском флоте было больше, чем в турецком. Однако русские угольные миноносцы имели малый район плавания, использовать их вдали от своих баз было нельзя. В начале вой­ны Черноморский флот полу­чил четыре новых миноносца типа «Новик» — «Беспокой­ный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный». Тактико- технические данные этих ко* раблей позволяли с успехом использовать их у побережья противника, однако команды новых миноносцев к началу войны еще не успели пройти необходимой боевой подготов­ки.

29 октября 1914 г. германо- турецкая эскадра напала на черноморские военно-морские базы Севастополь, Одессу, Феодосию, Новороссийск, под­вергнув их артиллерийскому обстрелу из тяжелых орудий. Но желаемого результата про­тивник не достиг. Ему удалось потопить лишь два устаревших корабля: минный заградитель «Прут» и канонерскую лодку «Донец».

Главной задачей Черноморского флота в кампании 1914 г. была оборона своего побережья. Наряду с этим, однако, Черно­морский флот предпринимал и активные действия у вражеских берегов, прежде всего в районе пролива Босфор.

5 ноября 1914 г. из Севастополя вышли миноносцы 1-го ди­визиона «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзитель­ный». Развив полную скорость, они присоединились к эскадре из пяти линкоров и трех крейсеров, которая вышла из главной •базы несколько раньше. Русские корабли держали курс на Бос­фор для постановки минного заграждения в этом районе. Каждый эсминец имел на борту 60 мин.

 

В ночь на 6 ноября черноморскими «новиками» было выстав­лено первое активное минное заграждение у Босфора1. Вы­полнив свою задачу, эсминцы присоединились к эскадре и при­няли участие в артиллерийском налете на турецкий порт Зун- хулдак.

Первый месяц войны на Кавказском фронте принес успех русским войскам. Они продвинулись на всех основных направ­лениях— Эрзерумском, Ольтинском и Эриванском. Исходя из .этого командование флотом решило осуществить дальнюю бло­каду Босфора, активизировать боевые действия в восточной

части Черного моря и прежде всего усилить борьбу с враже­скими морскими перевозками. Однако сил для этого было явно недостаточно. Командующий флотом адмирал А. А. Эбергард доносил в ставку верховного главнокомандующего: «Полное отсутствие в Черноморском флоте быстроходных крейсеров по­ставило пас в крайне невыгодное положение для крейсерства и поддержания блокады, так как за исключением четырех эсмин­цев, : • •.::<) что вступивших в строй, не было ни одного судна, 1/j".'." можно было бы отделить от флота».

Четыре эскадренных миноносца типа «Новнк» активно действовали на прибрежных коммуникациях у Анатолийского побережья в Угольном районе как самостоятельно, так и в со­ставе эскадры. Угольный район включал в себя Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли, Парфени и другие пункты. Здесь на­ходились месторождения угля, которым снабжали Константи­нополь и прилегающие к нему города. Только за два месяца кампании 1914 г. кораблями флота было уничтожено 11 непри­ятельских транспортов и 120 парусных и парусно-моторных судов.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика