Сделать домашней|Добавить в избранное
 

История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Бой миноносца "Грозовой" и потопление германской ПЛ "U-56"


Бой миноносца "Грозовой" и потопление германской ПЛ "U-56"

Автор: russiaflot от 3 ноября 2013


20 октября (2 ноября по старому стилю)  1916 года был организован конвой для проводки пароходов Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства «Император Николай II» и «Ломоносов», плавкрана, барж и буксиров из норвежского порта Варде в Александровск (ныне Полярный). В состав сил охранения входили миноносец «Грозовой», посыльное судно «Купава», тральщики Т-13 и А-516 (английский); выход судов из Варде обеспечивали норвежские дозорные корабли «Heimdal» и «Wiking».

В 8 ч 30 мин «Грозовой», «Купава» и Т-13 снялись с якоря в бухте Базарной, построились в строй кильватера и легли на курс 10°, направляясь к Варде с расчетом пройти в 3 милях от норвежского берега. Погода утром 2 ноября стояла ясная и спокойная: двухбалльный WNW, слабое волнение. В 11 ч 45 мин в 3 милях к OSO от острова Хорне произошло рандеву кораблей охранения с вышедшим из Варде транспортом «Ломоносов». Застопорив машины, корабли вели переговоры с помощью мегафонов. В 12 ч 10 мин к отряду подошел «Heimdal», командир которого прибыл на борт «Купавы». В этот момент с высокого ходового мостика «Купавы» на дистанции 20 кб была замечена подводная лодка, идущая в надводном положении на WSW, о чем командир посыльного судна лейтенант Г.А.Блезе сразу же передал голосом на «Грозовой».

Командир миноносца лейтенант М.М.Коренев, опознавший лодку как немецкую, приказал «Купаве» и тральщикам охранять выходящие из Варде суда способом подвижного дозора, а сам начал сближение с лодкой, приведя цель на курсовой угол 45° правого борта. Решение этой задачи облегчалось тем обстоятельством, что с лодки «Грозовой» замечен не был. Командир лодки, по всей видимости, принял «Купаву» за беззащитный коммерческий пароход, а с тральщиком решил не считаться вовсе.

 

Вообще-то, артиллерийский бой миноносца того времени с немецкой подлодкой хотя бы 1915 года постройки – дело рискованное. Матросы очень не любили такие «дуэли2, но в 1916 году боевой дух и дисциплина русских моряков были достаточно высоки и крепки, для решения боевых задач и посложнее.

На немецкой  ПЛ были того времени были  установлены два 88-мм длинноствольных орудия, или даже 1 105-мм. Например, на этой самой   германской подводной лодке U56, водоизмещением   720 / 902 т, было установлено  4 533-мм торпедных аппарата, 1 105-мм и 1 88-мм орудия.  Кроме того были там и приборы артиллерийской стрельбы. А на миноносцах стояли  всего лишь по две 75 миллиметровки. Эти корабли были построены 14 лет назад  в Гавре, по заказу морского министерства и давно морально устарели. Во время войны боевая техника развивается быстрее, чем во время расслабляющего мира.  Изначально у них вообще не было запланировано НИКАКОГО артиллерийского вооружения, лишь пару турельных пулеметов. А пушки уже были поставлены в родных базах на судоремонтных заводах. Кстати, история повторяется – на «Владивосток», типа «мистраль» французской постройки, все приличное новое оружие будет установлено   уже  среди родных осин, на «Янтаре» или Адмиралтейских верфях.

Поэтому, лейтенант М.М.Коренев  больше  полагался на смелость команды, и расчет, да выучку комендоров, чем на силу оружия так называемого  «противоминного калибра».  

«Грозовой» увеличил ход и пошел на пересечение курса лодки, чтобы не допустить занятие ею позиции залпа для атаки конвоя и, по возможности, нанести таранный удар. Видя, что лодка «как бы не замечает» миноносца и не изменяет курс, командир «Грозового», сблизившись на 6 кб, отложил таранный удар и привел цель на курсовой угол 45° левого борта, заняв, таким образом, позицию на раковине лодки вне зоны стрельбы ее торпедных аппаратов. Вахтенный офицер и сигнальщике на лодке явно «зевнули» маневр русского корабля, а Коренев не упустил своего шанса на победу.

В 12 ч 20 мин, когда дистанция сократилась до 5 кб, «Грозовой» открыл огонь из носового 75-мм орудия.

Первое попадание — в рубку подводной лодки — было достигнуто со второго выстрела. Продолжая расходиться с целью на контркурсах, «Грозовой» произвел в общей сложности двенадцать выстрелов, добившись еще трех попаданий: два в кормовую часть под ватерлинией (одно из этих попаданий вызвало повторный взрыв внутри корпуса) и одно в палубу между рубкой и кормовым орудием. Через 6 мин лодка начала медленно погружаться кормой и затонула. В 12 ч 26 мин миноносец прекратил огонь и повернул на соединение с отрядом.

В обстреле лодки принимала участие и артиллерия «Купавы». Командир посыльного судна, заняв позицию между неприятельской подводной лодкой и транспортом «Ломоносов», приказал последнему возвращаться в Варде.

Капитан «Ломоносова» поспешил выполнить команду и полным ходом удалился к берегу, после чего «Купава» вступила в кильватер «Грозовому» и, несколько отставая от миноносца, поддержала его огнем. Т-13 (командир — мичман Н.А.Яковицкий) во время боя находился в 2 кб от «Купавы» на ее правом траверзе, не имея возможности вести огонь, а А-516 держался в дозоре мористее. «Heimdal» и «Wiking» наблюдали бой, находясь на расстоянии 1 мили.

Капитан парохода «Император Николай II» доносил, что наблюдал «две параллельные струи от мин», выпущенных подводной лодкой, когда миноносец шел на сближение с ней. Однако с «Грозового» они замечены не были; торпеды, если они и были выпущены лодкой в действительности, прошли слишком далеко от корабля.

Через час после гибели подводной лодки «Грозовой», маневрируя в ожидании выхода конвоируемых судов из Варде, вновь приблизился к месту боя, где обнаружил большое (около квадратной мили) масляное пятно и выходящие на поверхность пузыри. Безусловно, лодка была потоплена, и все попытки немецкого командования распространить в прессе свидетельства якобы имевшихся «очевидцев» боя и информацию о благополучном возвращении подводной лодки выглядят совершенно несостоятельными.

Около 14 ч из Варде вышли все суда конвоя, корабли охранения заняли свои места в ордере (впереди — «Грозовой», в кильватер ему — «Купава», на правой раковине последней — «Николай II» и «Ломоносов», замыкающими — тральщики в строю фронта) и взяли курс на Цып-Наволок. Дальнейший переход прошел без происшествий, если не считать обстрела «Купавой» мнимого перископа — сказалась нервозная обстановка и обычная в тот период «лодкобоязнь».

За годы первой мировой войны германский флот потерял на российских морских театрах одиннадцать подводных лодок. Описанный эпизод стал первым и единственным в этой войне случаем потопления неприятельской лодки российским боевым кораблем. U56 открыла, таким образом, боевой счет противолодочников нашего флота, хотя и была потоплена в результате боевого столкновения, проходившего, в сущности, по условиям боя надводных кораблей.

 

В рассмотренном боевом эпизоде, безусловно, обращают на себя внимание хладнокровные и умелые действия командира миноносца и прекрасная подготовка его комендоров. Все это позволило российским морякам воспользоваться благоприятной тактической обстановкой и успешно решить поставленную задачу в нестандартной ситуации.

МИНОНОСЕЦ «ГРОЗОВОЙ» (краткая историческая справка)

 

Миноносец «Грозовой» (до 9 марта 1902 года — «Лосось») был заложен в 1900 году в Гавре на верфи фирмы «Форж э Шантье» в в рамках судостроительной программы 1898 года «для нужд Дальнего Востока», спущен на воду 26 февраля 1902 года и 14 июня того же года вступил в строй. С сентября 1902 года по май 1903 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Участвовал в русско-японской войне, после боя в Желтом море 28 июля 1904 года прорвался в Шанхай, где был интернирован правительством Китая и разоружен. С января 1905 года — в составе Сибирской флотилии. В январе-июле 1916 года совершил переход из Владивостока в Архангельск, 22 ноября зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 ушел в Англию на капитальный ремонт, позднее передан английским правительством белогвардейцам, в 1920 году уведен ими за границу.

Тактико-технические элементы миноносца «Грозовой» ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:      75-мм орудий.. ..2      7,62-мм пулеметов. ..6

Торпедное:      381-мм торпедных аппаратов... ..2  КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:  Водоизмещение полное, т.......................346,5      Главные размерения, м:      длина наибольшая.. .56,6  ширина. ....6,3,      осадка.. .3,4

Скорость хода наибольшая, уз. 26  Дальность плавания, миль / при скорости, уз 800/12,2

Главная энергетическая установка:      количество паровых машин.. ...2       суммарная мощность, л.с... 5800  Экипаж, чел......57

 

 

В 8 ч 30 мин «Грозовой», «Купава» и Т-13 снялись с якоря в бухте Базарной, построились в строй кильватера и легли на курс 10°, направляясь к Варде с расчетом пройти в 3 милях от норвежского берега. Погода утром 2 ноября стояла ясная и спокойная: двухбалльный WNW, слабое волнение. В 11 ч 45 мин в 3 милях к OSO от острова Хорне произошло рандеву кораблей охранения с вышедшим из Варде транспортом «Ломоносов». Застопорив машины, корабли вели переговоры с помощью мегафонов. В 12 ч 10 мин к отряду подошел «Heimdal», командир которого прибыл на борт «Купавы». В этот момент с высокого ходового мостика «Купавы» на дистанции 20 кб была замечена подводная лодка, идущая в надводном положении на WSW, о чем командир посыльного судна лейтенант Г.А.Блезе сразу же передал голосом на «Грозовой».

Командир миноносца лейтенант М.М.Коренев, опознавший лодку как немецкую, приказал «Купаве» и тральщикам охранять выходящие из Варде суда способом подвижного дозора, а сам начал сближение с лодкой, приведя цель на курсовой угол 45° правого борта. Решение этой задачи облегчалось тем обстоятельством, что с лодки «Грозовой» замечен не был. Командир лодки, по всей видимости, принял «Купаву» за беззащитный коммерческий пароход, а с тральщиком решил не считаться вовсе.

 

Вообще-то, артиллерийский бой миноносца того времени с немецкой подлодкой хотя бы 1915 года постройки – дело рискованное. Матросы очень не любили такие «дуэли2, но в 1916 году боевой дух и дисциплина русских моряков были достаточно высоки и крепки, для решения боевых задач и посложнее.

На немецкой  ПЛ были того времени были  установлены два 88-мм длинноствольных орудия, или даже 1 105-мм. Например, на этой самой   германской подводной лодке U56, водоизмещением   720 / 902 т, было установлено  4 533-мм торпедных аппарата, 1 105-мм и 1 88-мм орудия.  Кроме того были там и приборы артиллерийской стрельбы. А на миноносцах стояли  всего лишь по две 75 миллиметровки. Эти корабли были построены 14 лет назад  в Гавре, по заказу морского министерства и давно морально устарели. Во время войны боевая техника развивается быстрее, чем во время расслабляющего мира.  Изначально у них вообще не было запланировано НИКАКОГО артиллерийского вооружения, лишь пару турельных пулеметов. А пушки уже были поставлены в родных базах на судоремонтных заводах. Кстати, история повторяется – на «Владивосток», типа «мистраль» французской постройки, все приличное новое оружие будет установлено   уже  среди родных осин, на «Янтаре» или Адмиралтейских верфях.

Поэтому, лейтенант М.М.Коренев  больше  полагался на смелость команды, и расчет, да выучку комендоров, чем на силу оружия так называемого  «противоминного калибра».

«Грозовой» увеличил ход и пошел на пересечение курса лодки, чтобы не допустить занятие ею позиции залпа для атаки конвоя и, по возможности, нанести таранный удар. Видя, что лодка «как бы не замечает» миноносца и не изменяет курс, командир «Грозового», сблизившись на 6 кб, отложил таранный удар и привел цель на курсовой угол 45° левого борта, заняв, таким образом, позицию на раковине лодки вне зоны стрельбы ее торпедных аппаратов. Вахтенный офицер и сигнальщике на лодке явно «зевнули» маневр русского корабля, а Коренев не упустил своего шанса на победу.

В 12 ч 20 мин, когда дистанция сократилась до 5 кб, «Грозовой» открыл огонь из носового 75-мм орудия.

Первое попадание — в рубку подводной лодки — было достигнуто со второго выстрела. Продолжая расходиться с целью на контркурсах, «Грозовой» произвел в общей сложности двенадцать выстрелов, добившись еще трех попаданий: два в кормовую часть под ватерлинией (одно из этих попаданий вызвало повторный взрыв внутри корпуса) и одно в палубу между рубкой и кормовым орудием. Через 6 мин лодка начала медленно погружаться кормой и затонула. В 12 ч 26 мин миноносец прекратил огонь и повернул на соединение с отрядом.

В обстреле лодки принимала участие и артиллерия «Купавы». Командир посыльного судна, заняв позицию между неприятельской подводной лодкой и транспортом «Ломоносов», приказал последнему возвращаться в Варде.

Капитан «Ломоносова» поспешил выполнить команду и полным ходом удалился к берегу, после чего «Купава» вступила в кильватер «Грозовому» и, несколько отставая от миноносца, поддержала его огнем. Т-13 (командир — мичман Н.А.Яковицкий) во время боя находился в 2 кб от «Купавы» на ее правом траверзе, не имея возможности вести огонь, а А-516 держался в дозоре мористее. «Heimdal» и «Wiking» наблюдали бой, находясь на расстоянии 1 мили.

Капитан парохода «Император Николай II» доносил, что наблюдал «две параллельные струи от мин», выпущенных подводной лодкой, когда миноносец шел на сближение с ней. Однако с «Грозового» они замечены не были; торпеды, если они и были выпущены лодкой в действительности, прошли слишком далеко от корабля.

Через час после гибели подводной лодки «Грозовой», маневрируя в ожидании выхода конвоируемых судов из Варде, вновь приблизился к месту боя, где обнаружил большое (около квадратной мили) масляное пятно и выходящие на поверхность пузыри. Безусловно, лодка была потоплена, и все попытки немецкого командования распространить в прессе свидетельства якобы имевшихся «очевидцев» боя и информацию о благополучном возвращении подводной лодки выглядят совершенно несостоятельными.

Около 14 ч из Варде вышли все суда конвоя, корабли охранения заняли свои места в ордере (впереди — «Грозовой», в кильватер ему — «Купава», на правой раковине последней — «Николай II» и «Ломоносов», замыкающими — тральщики в строю фронта) и взяли курс на Цып-Наволок. Дальнейший переход прошел без происшествий, если не считать обстрела «Купавой» мнимого перископа — сказалась нервозная обстановка и обычная в тот период «лодкобоязнь».

За годы первой мировой войны германский флот потерял на российских морских театрах одиннадцать подводных лодок. Описанный эпизод стал первым и единственным в этой войне случаем потопления неприятельской лодки российским боевым кораблем. U56 открыла, таким образом, боевой счет противолодочников нашего флота, хотя и была потоплена в результате боевого столкновения, проходившего, в сущности, по условиям боя надводных кораблей.

 

В рассмотренном боевом эпизоде, безусловно, обращают на себя внимание хладнокровные и умелые действия командира миноносца и прекрасная подготовка его комендоров. Все это позволило российским морякам воспользоваться благоприятной тактической обстановкой и успешно решить поставленную задачу в нестандартной ситуации.

МИНОНОСЕЦ «ГРОЗОВОЙ» (краткая историческая справка)

 

Миноносец «Грозовой» (до 9 марта 1902 года — «Лосось») был заложен в 1900 году в Гавре на верфи фирмы «Форж э Шантье» в в рамках судостроительной программы 1898 года «для нужд Дальнего Востока», спущен на воду 26 февраля 1902 года и 14 июня того же года вступил в строй. С сентября 1902 года по май 1903 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Участвовал в русско-японской войне, после боя в Желтом море 28 июля 1904 года прорвался в Шанхай, где был интернирован правительством Китая и разоружен. С января 1905 года — в составе Сибирской флотилии. В январе-июле 1916 года совершил переход из Владивостока в Архангельск, 22 ноября зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 ушел в Англию на капитальный ремонт, позднее передан английским правительством белогвардейцам, в 1920 году уведен ими за границу.

Тактико-технические элементы миноносца «Грозовой» ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:      75-мм орудий.. ..2      7,62-мм пулеметов. ..6

Торпедное:      381-мм торпедных аппаратов... ..2  КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:  Водоизмещение полное, т.......................346,5      Главные размерения, м:      длина наибольшая.. .56,6  ширина. ....6,3,      осадка.. .3,4

Скорость хода наибольшая, уз. 26  Дальность плавания, миль / при скорости, уз 800/12,2

Главная энергетическая установка:      количество паровых машин.. ...2       суммарная мощность, л.с... 5800  Экипаж, чел......57



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика