История Русского флота

История Русского флота.

 
» » «Шведский поход» 28-30 июля (10-12 августа) 1914 года


«Шведский поход» 28-30 июля (10-12 августа) 1914 года

Автор: russiaflot от 26 мая 2019


28  июля Бригада линкоров вышла в «шведский поход», имевший целью ультимативно принудить Швецию к нейтралитету, а в случае отказа уничтожить её флот.

В 17.15 три линкора, возглавляемые «Рюриком», под флагом адмирала Эссена («Император ПавелI»,

«Цесаревич», «Слава») с 1-й минной дивизией на левом траверзе вышли в море курсом на Готска-Санде, к северу от о. Готланд. В штабе комфлота на «Рюрике» ожидали шифровку командующего VI армией (ему с момента начала боевых действий был оперативно подчинён Балтийский флот) с условным позывным«Гроза»,

означавшим, что Швеция отказалась выполнить ультимативное требование держав Антанты об объявлении ей нейтралитета и разрешение атаковать её флот.

Отмена операции последовала на следующий день, линкоры, пройдя около 280 миль, вернулись к Наргену, где в

14.10 стали на якоря. В Гельсингфорс возвратились 30 июля.

С.В. Виноградов Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда.

 

«Шведский поход» 28-30 июля (10-12 августа) 1914 года

Броненосный крейсер "Рюрик"

 

Н.О. Эссен признал необходимым без промедления осуществить стоящий на очереди "шведский поход".

Судя по уклончивой позиции своего правительства, Швеция была близка к тому, чтобы присоединиться к Германии в качестве ее союзника. Допустить это Россия не могла. И Н.О. Эссен решил силовым методом или побудить Швецию недвусмысленно объявить о своем нейтралитете (как того требовало обращение — ультиматум союзных держав) или под жерлами орудий русских кораблей разоружить свой флот. В поход,

начатый в 17 час. 15 мин. 28 июля и возглавляемый "Рюриком" (флаг командующего флотом) вышли "Император Павел I", "Цесаревич", "Слава" и 1-я минная дивизия на левом траверзе. В походном ордере № 5 впереди в 6

милях шла бригада крейсеров в строю одной кильватерной колонны. Впереди бригады линейных кораблей шли четыре миноносца 2-го дивизиона с тралами.

 

«Шведский поход» 28-30 июля (10-12 августа) 1914 года

Адмирал Николай Оттович фон Эссен

 

Сохраняя светомаскировку и радиомолчание, корабли ночью медленно крейсировали в заданных квадратах.

После полуночи приняли непонятные радиосигналы, расшифровать которые не удалось. Временами

прослушивались позывные "Андрея Первозванного". Решили, что это какая-то провокация отдаленной немецкой станции, пытавшейся вызвать наш флот на ответ и тем заставить выдать свое место. Радиопеленгование на флоте налажено еще не было, "Пограничника" в разведку также не посылали и смысл перехваченных сигналов, которыми обменивались поблизости неизвестные корабли оставался непонятен. Разгадка явилась утром, когда в эфире прорезалось радио "Новика". Всю ночь он молчал, не отвечая на запросы, делавшиеся с 1 час. 40 мин.

Только в 6 час. 40 мин., он сообщил, что в 23 час. 30 мин. в квадрате 84, где сам и находился, видел неприятельские крейсер и 2 миноносца. Так нелепая неисправность радиостанции "Новика" помешала почти наверняка перехватить проскользнувшее, как вскоре выяснилось, под боком у флота немецкое диверсионное соединение.

Но неприятеля в квадрате 45 (в самом горле Финского залива), где собирался флот, видно не было. Об этом донесла предварительно обследовавшая квадрат 1-я минная дивизия. От нее же в 5 час. 10 мин. поступило

сообщение о том, что "от Наргена до Дагерорта неприятеля не видно". Тем временем, вместо сигнала "Гроза", разрешавшего атаковать шведский флот, пришло разъяснение о недопустимости вызывающего отношения к Швеции. И, вероятно, под впечатлением от этой угнетающей новости, Н.О. Эссен не предпринял ни поиска в тылу своих сил, уходящих из квадрата № 45, не оставил в нем засаду. Шанс перехватить бродивших в ночи немцев был окончательно потерян.

Р.М. Мельников Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906-1925).

 

29 июля (11 августа) БР. КР «Рюрик» - ПМ (возвращаясь из «шведского похода»).

«Исходя из кардинально изменившейся обстановки, командующий флотом принял решение возвращаться в базу.

В 6.45 29 июля с «Рюрика» показали курс ост и в 14ч, вновь пройдя Суропским

проливом, эскадра стала на якорь на прежнем месте у о. Нарген. При подходе к месту стоянки, «Рюрик», минуя крестовую веху, задел «необозначенное на карте пятно».

Шедший в кильватер флагману «Император Павел I» успел отвернуть, всё же коснувшись подводного препятствия и получив небольшую вмятину на днище.

Концевые же «Цесаревич» и «Слава» благополучно избежали опасности.

Как показал осмотр водолазами, корпус крейсера получил с правого борта трещину на протяжении 117 — 138 шп. и пробоину «около 2 футов (0,61 м) длиной с разошедшимися швами», через которые были затоплены

«четыре отделения под кочегарками и две угольные ямы». Всего к вечеру корабль принял до 400 т воды.

Кроме того, оказались повреждёнными листы горизонтального киля и часть килевого пояса правого борта от

40 до 151 шп. со стрелкой прогиба обшивки 3 — 4”.

Ещё одна вмятина такой же глубины тянулась параллельно первой от 61 до 85 шп.

Пострадал и корпусной набор — флоры шпангоутов «имели особо крутую погибь в нижних частях», также достигавшую 4”.

К счастью, повреждения не были серьёзными, и их удалось восстановить силами экипажей без использованиядока.

Поступление воды вскоре было остановлено, трещины забиты деревянными клиньями и  пробками,  после чего все место был залит цементнымраствором.

Однако даже такие меры, хотя и обеспечивали возможность осушения затопленных междудонных отделений, всё же не гарантировали попадание солёной воды в отделения с пресной водой для питания котлов, вследствие чего её запас пришлось значительно уменьшить.

Уже на следующий день после происшествия Н.О. Эссен вышел с бригадой линкоров в Гельсингфорс, причём на переходе «Рюрик» развил ход в 14 уз для «испытания починки повреждения». Вода не прибывала, вследствие чего исправления сочли «вполнекачественными».

С. Е. Виноградов, А. Д. Федечкин Броненосный крейсер «Рюрик». Флагман Балтийского флота.

 

 

«Флот подходил к якорному месту стоянки. Обогнул уже «крестовую веху». Вдруг «Рюрик» вздрогнул. Все почувствовали сильный толчок. Слегка накренился на правый борт. Метнулся в сторону… Шедший за ним в кильватер «Император Павел I» сразу положил руль на борт. Стал круто поворачивать, описывая циркуляцию, и тоже получил толчок. Следовавшие за ними «Цесаревич» и «Слава», видя что-то неладное, во время

вывернулись.

На «Рюрике» и «Павле» загремели колокола громкого боя: «водяная тревога». Офицеры и команды разбежались по своим постам. Автоматически закрывались люки, горловины, водонепроницаемые двери. Звонили телефоны.

Повсюду передавались наименования отсеков, и отделений, в которых показалась вода. «Павел» отделался удачно. «Рюрик» получил пробоину. Затопило 4 отделения под кочегарками. Четыреста тонн влилось через пробоину.

После постановки на якорь, водолазы обнаружили пробоину фута в два шириной с рваными краями. Трещина шла от 62 до 90 шпангоута. Выяснив размеры повреждений, немедленно приступили к их заделке судовыми

средствами. Миноносец «Пограничник» занялся выяснением причины неудачи. Было обнаружено «пятно» - непоказанная на карте более малая глубина, почти равная осадке «Рюрика» и «Павла», на которую они с разбега напоролись.

На другой день, Эссен с «Рюриком» и бригадою кораблей ушел в Гельсингфорс. На переходе «Рюрик» произвел испытание – увеличил ход. Заделка повреждения своими средствами, не прибегая к услугам не только дока, но

даже портовых рабочих и мастерских, оказалась удовлетворительной. Вода нигде не показывалась».

Черномор (капитан 2 ранга К. Люби) Волны Балтики 1914-1915гг.

 

«Шведский поход» 28-30 июля (10-12 августа) 1914 года

 

29июля (11 августа) БР «Император Павел I» - у Базановской косы коснулсягрунта.

По возвращении из "шведского похода", следуя за БР. КР "Рюрик", коснулся, как и он, необозначенного камня у Базановской косы.

Предупредить об опасности (сигнал с "Рюрика", "Веди") успели только следовавшие далее в строю "Цесаревич" и "Слава". Корабль по правому борту получил продольную вмятину днища на протяжении 53м. Стрелка прогиба составляла 75-100мм. Флоры и киль на протяжении 50-53 шп. были погнуты, но течь была невелика. С помощью железных и деревянных клиньев, конопатки, а затем цементирования, место повреждения надежно заделали.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика