История Русского флота

История Русского флота.

 
» » КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ ФЛОТИЛИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ ФЛОТИЛИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В длинной цепи стратегических просчетов стран Антанты и Тройственного согласия накануне первой мировой войны видное место занимала недооценка Северного океанского театра. Эта недооценка согласовывалась с убежденностью военно-морских авторитетов Антанты в эффективности морской блокады Германии, которая во всех случаях должна была обеспечить Британскому флоту господство на морях. Стратеги обеих враждовавших группировок исходили из скоротечности войны н не задумывались над ограниченными возможностями военно-экономических связей между Востоком и Западом. Этим прежде всего объясняется неподготовленность стран Антанты к океанским перевозкам через северные воды России, т. е. по кратчайшему и целесообразному пути, и неподготовленность германского флота к нарушению этих перевозок.
Вскоре после начала войны северная океанская коммуникационная линия становится основной артерией, связывавшей два главных театра военных действий союзников. Однако, прежде чем эти военно-экономи- .ческие связи России с другими своими союзниками могли оказывать влияние на ход военных действий, предстояло преодолеть немалые трудности. Необходимо было, по существу, заново возвести порты на северных берегах России, связать их железными дорогами с внутренними районами страны и действовавшими фронтами и флотами. Предстояло организовать вооруженную защиту коммуникаций, портов и прибрежных вод русского Севера.
Несмотря на то что в организации межсоюзнических стратегических перевозок по новой трассе были в равной степени заинтересованы все страны Антанты, главная тяжесть в преодолении трудностей легла на плечи России. Недооценка Северного театра русским Морским генеральным штабом привела к тому, что к началу войны Россия не имела
своих военно-морских сил и баз на Севере, необходимых как для обеспечения стратегических перевозок, так и для обороны побережья и внутренних вод. Между тем одна часть адмиралов и офицеров Морского генерального штаба возлагала надежды, что эти задачи решит английский флот посредством эффективной блокады германских баз, а другая часть считала необходимым создать на Севере свой флот, способный защищать интересы России на этом театре.
Задача создания флотилии Северного Ледовитого океана оказалась нелегкой, и ее нельзя было решить сразу. Изолированность Балтийского и Черноморского театров исключала передислокацию оттуда на Север боевых кораблей. Удаленность Дальневосточного морского театра и ограниченный боевой состав Сибирской флотилии не позволяли полностью пополнить за ее счет создаваемую флотилию Северного Ледовитого океана. Уже в 1914 г. можно было перевести на Север крейсера «Аскольд» и «Жемчуг» и часть миноносцев Сибирской флотилии, однако такая возможность была упущена. Царское правительство и Морской генеральный штаб, стремясь произвести благоприятное впечатление на союзников, направили «Аскольд» и «Жемчуг» для совместных действий с английским флотом в Индийском океане и в водах юго- восточной Азии.
Преодолевая многочисленные трудности и бедность материально- технической базы, флотилия Северного Ледовитого океана благодаря энергии и изобретательности русских военных моряков была создана почти без посторонней помощи. Незначительная помощь со стороны британского адмиралтейства была продиктована политикой дальнего прицела, учитывавшей возможность серьезных противоречий с Россией после поражения Германии. Чрезвычайно характерно то обстоятельство, что на протяжении всей войны англичане стремились взять в свои руки военное руководство на русском Северном морском театре. Не случайным оказалось и назначение Кэмпа старшим британским морским начальником.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции этот реакционер возглавил вооруженную интервенцию на Севере Советской республики.
Корабельный состав, оружие и техника для флотилии Северного Ледовитого океана прежде всего черпались из местных возможностей. Удалось вооружить 14 судов, которые выполняли функции тральщиков, посыльных н дозорных кораблей, несли вспомогательную и базовую службу.
18 кораблей специальной постройки были переведены с Дальнего Востока. Осуществить переход кораблей разных классов через театры ожесточенных военных действии могли только мужественные моряки, патриоты своей Родины. Одна из первых групп кораблей — отряд гндро- графических судов — совершила переход Великим Северным морским путем. Немало коммерческих судов было куплено для формируемой флотилии в различных странах. По прибытии на Север они вооружались и приспосабливались для боевой службы. Удалось разместить заказы на постройку свыше 20 боевых кораблей для флотилии за границей, однако ни Англия, ни другие страны, где были приняты заказы, не спешили с их выполнением. Ни одно судно, купленное или построенное за границей для флотилии в 1917 г., не прибыло в северные базы. Задержали союзники и ремонтируемые корабли.
Пополнение флотилии личным составом осуществлялось главным образом за счет Балтийского и Черноморского флотов. В последующем стали готовить специалистов на месте, в созданных учебных пунктах флотилии. Артиллерия и другая боевая техника, а также боеприпасы поступали на флотилию из центральных складов и с действующих флотов. Однако при создании береговой обороны и вооружении кораблей флотилия испытывала острый недостаток и в материальной части, и в боеприпасах.
Основной базой развертывания флотилии служил Архангельск, а в последнюю кампанию важную роль в этом отношении сыграл и Мурманск.
Формирование и развитие флотилии Северного Ледовитого океана тесно связаны со строительством Мурманской железной дороги, освоением Кольского залива и развитием портов Белого моря. С 1916 г. на Кольский залив стали базироваться основные силы флотилии. В связи с этим в Кольском заливе наряду с маневренной была создана и тыловая база.
Боевые действия флотилии развертывались ограниченными силами на широком фронте. Главные задачи ее сводились к обеспечению стратегических перевозок и обороне побережья и прибрежных вод.
Для нарушения союзных коммуникаций на Севере немцы применили подводные лодки и активные минные заграждения на подходах к русским портам. Оказавшись стесненным в силах и средствах, пригодных для действий в арктических условиях, противник не смог прервать северные сообщения. Не принесло ему результатов и периодическое привлечение подводных лодок с других направлений. Несмотря на свои скромные силы, флотилия Северного Ледовитого океана успешно справилась с возложенными на нее задачами. Действуя главным образом на подходах к Кольскому заливу и Белому морю, германские подводные лодки рассчитывали на большую вероятность встречи с транспортами и отсутствие сил противолодочной обороны. Эти же районы противник избрал и для активного применения минного оружия.
Последовательно увеличивая силы противолодочной обороны и совершенствуя их тактику, улучшая организацию и вводя систему конвоев, флотилии удалось если не исключить, то в значительной мере снизить подводную опасность и потерн в транспортах. Опыт боевых действий флотилии показал, что введение конвойной системы, маневрирование маршрутами, применение противолодочных зигзагов, вооружение транспортов артиллерией являются действенной мерой противолодочной обороны.
Борьба с минной опасностью затруднялась до организации на театре противоминной обороны. С ростом соединения траления и противоминного наблюдения боевая эффективность минных заграждений противника заметно снижалась.
Объем перевозок в заполярных условиях во многом зависел от обеспеченности зимней навигации мощными ледоколами. Флотилия Северного Ледовитого океана явилась первым соединением, действующим в арктических условиях. Преодолевая военные трудности и суровые климатические условия, русские моряки проделали значительную работу по оборудованию театра и организации базирования. По существу, на голом месте была развернута сеть баз, береговая оборона, служба наблюдения и связи, опорные пункты. Впервые в истории был освоен для плавания и базирования современного флота Кольский залив.
Опыт создания и боевых действий флотилии Северного Ледовитого океана в первую мировую войну оказал большую помощь советскому командованию при организации Северного флота и его славной боевой деятельности в годы Великой Отечественной войны. История с полной
очевидностью подтвердила, что труды русского народа и героические усилия военных моряков по освоению и обороне Североморского театра не пропали даром. В 1941 г. немецко-фашистский флот встретил не слабую и плохо вооруженную флотилию, а мощный Военно-Морской Флот Советского Союза, способный не только отстоять советское Заполярье, но и осуществить решительный разгром любого врага.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика