История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Состав и организация Северной флотилии в кампанию 1917 г.


Состав и организация Северной флотилии в кампанию 1917 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В 1917 г. флотилия Северного Ледовитого океана значительно выросла по своему боевому составу. Теперь в нее входили старый линейный корабль «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», миноносцы «Грозовой» и «Властный», «Бесшумный», «Бесстрашный», «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев» (все они имели на вооружении по два 75-мм орудия, до 6 пулеметов, по два-три торпедных аппарата; скорость хода их достигала 26—27 узлов) *.
Значительную часть артиллерии со старых кораблей предполагалось снять для вооружения других кораблей и частей. Так, с «Чесмы» намечалось снять четыре 152-мм, шесть 76-мм и четыре 47-мм орудий, с «Аскольда» — десять 75-мм, а четыре зенитных орудия заменить на два 47-мм. На «Варяге»2, отправленном 17 января на ремонт в Англию, должны были заменить всю артиллерию.
Флотилия располагала 17 посыльными судами или вспомогательными крейсерами, еще 10 приобретались за границей и комплектовались. Однако подготовить все их к боям с подводными лодками не удалось, так как не хватало 75—120-мм орудий. 11 из 14 находившихся в строю транспортов .не имели вооружения. На все транспорты предполягалось поставить по одному 75—76-мм орудию260. Из 46 тральщиков, числившихся в составе флотилии, вступили в кампанию только 39, из которых 36 имели па вооружении по одной мелкокалиберной пушке.
Ледоколы «Канада», «Г. Седов», «В. Русанов», «С. Дежнев», «Соловей Будимнрович», «Сибиряков» и «Илья Муромец» были вооружены каждый одной 76-мм пушкой, на «Микуле Селяниновнче», «Святогоре», «Пожарском», «К. Минине» и «Александре Невском» предполагалось поставить по одному 76,5-мм австрийскому полевому орудию. Кроме того, в состав флотилии входили 2 подводные лодки постройки периода русско-японской войны, о которых сообщалось выше.
Миноносцы предполагалось использовать для несения дозорной и конвойной службы, а также для противолодочной обороны, транспорты—в качестве плавучих баз для охраны рейдов, постов наблюдения и перевозки грузов флотилии. Рейдовую службу и обслуживание боно- сетевых заграждений предполагалось возложить на приобретенные 8 пароходов, 7 сторожевых катеров и 10 паровых ботов, вооруженных одним малокалиберным орудием каждый.
Таким образом, вступая в кампанию 1917 г., флотилия имела 94 боевых и вспомогательных военных кораблей, в том числе боевых кораблей специальной постройки лишь 13. В ходе кампании предполагалось приобрести, укомплектовать, вооружить и ввести в строй 41 судно. Однако введение в строй новых кораблей часто задерживалось из-за недостатка офицеров и обученных специалистов, поэтому на флотилии были созданы школа прапорщиков, радиотелеграфная школа, школа для подготовки писарей, содержателей, минеров, рулевых и сигнальщиков.
В Кольском заливе располагались батареи береговой обороны: на о. Торос (IV 120-мм), м. Летенскнн (II 75-мм), м. Пологубскин (II 75-мм), в губе Тюва (II 90-мм франц.), м. Лась (I 75-мм), м. Белокаменный (II 57-мм). В Иокангскои базе —76-мм батарея, в Белом море —2 батареи на о. Мудыог (IV 152-мм, II 57-мм). Использование разнокалиберных и нештатных артиллерийских установок иностранных образцов до крайности затрудняло обеспечение береговых батарей боеприпасами. ,
К началу 1917 г. были сформированы отряд судов обороны Кольского залива и сводный отряд судов. В первый вошли крейсер «Варяг», посыльное судно «Купава», транспорт «Ксения», подводные лодки № I и «Дельфин». Остальные суда, базировавшиеся на Кольский залив и не вошедшие в состав дивизии траления, включались в сводный -отряд,
состав которого определялся приказом командующего флотилии з зависимости от задач, возлагавшихся на этот отряд.
В зимний период сводный отряд, базировавшийся в Кольском заливе, вступал в оперативное подчинение начальника Кольского оборонительного района, тральщики, назначенные для усиления обороны этого залива,— в оперативное подчинение начальника сводного отряда. Все вспомогательные и портовые суда, находившиеся в Кольском заливе, приказом начальника Кольского района распределялись между соединениями и учреждениями.
На сводный отряд возлагалась задача охраны морских путей в пределах Кольского оборонительного района, а в случае необходимости — и за его пределами. Торговые суда предстояло конвоировать вдоль Мурманского побережья от Варде до Иокангского рейда. Начальнику Кольского района предоставлялось право возлагать на сводный отряд охрану вод Кольского залива и наблюдение за движением в районе торговых судов.
Совмещением до 5 октября 1916 г.1 должностей командующего флотилией и главноначальствующего преследовалась цель объединения руководства Северным краем и его вооруженными силами в руках одного начальника, который с лета 1916 г. во всех отношениях подчинялся морскому министру. В целом такая организация управления силами на Североморском театре отвечала обстановке.
В феврале 1917 г. гарнизон г. Архангельск и его окрестностей состоял из 14-й пешей архангельской дружины, 2 рот 669-й пешей костромской дружины, архангельских береговых батарей. Беломорской пограничной сотни, караульных и транспортных команд, а также нештатных школ — автомобильной, артиллерийской, офицерской, стрелковой, Архангельского флотского полуэкипажа и других частей, обшей численностью 19200 человек2. Большинство этих частей н военных команд превратились в рабочие подразделения порта, слабо соблюдали воинскую дисциплину и организованность. В районе Кольского порта и Мурманского железнодорожного узла было сосредоточено до 15 тыс. рабочих и воинских команд. Наиболее крупные из них —машинная школа, отдельная флотская Кольская рота, части 8-й железнодорожной бригады и другие — также имели низкую дисциплину.
Февральская буржуазно-демократическая революция мало что изменила в положении Северного края. По указу Временного правительства 24 марта 1917 г. должности глазноначальствующего г. Архангельск и Беломорского водного района и командующего флотилией Северного Ледовитого океана стали замещаться разными лицами. Права главноначальствующего были официально распространены и на Мурманский район. В Архангельске и Мурманске начали формироваться военно-полицейские роты для борьбы с революционно настроенными матросами, солдатами и рабочими. Все перегрузочные операции были переданы военному министерству.
Поскольку стратегические перевозки осуществлялись в два основных порта, постепенно образовалось и два обособленных пункта управления ими. Вскоре после февральской революции была введена должность главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов, на которого возлагалось обеспечение стратегических перевозок. Кроме того, он возглавлял наличные вооруженные силы, руководил строительством баз и порта, гражданским управлением и пр. Столь разнообразные обязанности определили и двойное подчинение главного начальника Мурманского укрепленного района — командующему флотилией Северного Ледовитого океана и главноначальствующему г. Архангельск. При главном начальнике было учреждено совещание из представителей местной администрации. Границы Мурманского укрепленного района устанавливались от меридиана норвежской границы (31° в. д.) вне норвежских вод до меридиана м. Белыш (38= в. д.), с юга по параллели 68°30'.
К 15 сентября 1917 г. была выработана новая, более громоздкая схема управления военными перевозками в североморские порты и командования военно-морскими силами. Формально сохранялось централизованное управление, фактически же объединить разнородную деятельность управления командующего флотилией, начальника грузовых операции и главного начальника Мурманского укрепленного района и отряда судов новый главноначальствующий г. Архангельск, не компетентный в военно-морских вопросах, не мог. Командующему флотилией (на этот пост был назначен командир дивизии траления), руководившему деятельностью всех военно-морских сил на театре и замыкавшемуся на морского министра, теперь подчинялся главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов. Последний, кроме того, в вопросах грузовых операций был подотчетен главноначальствующему г. Архангельск. В Мурманском районе сохранялось единство командования силами обороны и руководства грузовыми операциями1.
Наибольший интерес представляет создание на морском театре охраны водного района (ОВРа) и охраны рейдов (ОХРа). ОВР Архангельского порта был создан в начале войны. Введенное в апреле 1917 г. положение о начальнике ОВРа и военно-перегрузочных работах определяло подчинение его через начальника Архангельского военного порта командующему флотилией. На ОВР возлагались следующие задачи: надежная охрана входов в Двинскую губу, осмотр приходящих с моря судов, проводка судов от бара по внутренним фарватерам и вывод их в море, обеспечение безопасной стоянки судов, охрана районов грузовых операций и причалов.
В Кольском заливе в кампанию 1917 г. была введена должность начальника охраны рейдов, обязанностями которого являлись охрана боно-сетевых заграждении, несение ближнего дозора и регулирование движением в Кольском заливе.
С приходом из Владивостока второй группы миноносцев был создан дивизион миноносцев, а летом в период интенсивных действий германских подводных ЛОДОК — особый дивизион посыльных судов, в который вошли приобретаемые за границей суда «Рассвет», «Порыз», «Единение», «Восход» и 3 тральщика 1. В августе был расформирован дивизион подводных лодок2. 24 октября для обеспечения перевозок в Белом море была сформирована Особая Беломорская бригада кораблей.
Пополнение боевого состава после Февральской революции шло крайне медленно. Приобретаемые за границей суда задерживались; ремонт кораблей и судов флотилии в Англии производился медленно и неудовлетворительно. Назначенная морским министром для расследования причин срыва плана ремонта и поступлений судов из-за границы в августе 1917 г. комиссия не могла внести изменений в это дело, так как аглийские и американские фирмы до выяснения внутреннего положения в России не выпускали русские корабли из своих вод.
В целях лучшего наблюдения за противником в горле Белого моря и на подходах к Кольскому побережью морское министерство намечало организовать гидроавиационную станцию. 25 февраля 1917 г. был объявлен штат и табель комплектации воздушной бригады особого назначения3, однако окончательно сформировать бригаду по целому ряду причин не представлялось возможным.
Таким образом, в кампанию 1917 г. флотилия Северного Ледовитого океана вступила в наиболее полном боевом составе, с отработанной организацией и определенным кругом задач. К началу кампания стали прибывать корабли основного соединения флота, переводимого с Дальнего Востока. Реорганизация управления перевозками и вооруженными силами Северного края после февраля 1917 г. не дала положительных результатов.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика