История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Перевозка русских войск во Францию


Перевозка русских войск во Францию

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Осенью 1915 г. на Балканах был образован новый, Салоникский фронт, на котором положение союзников, занимавших ограниченный плацдарм, оказалось неустойчивым. Под давлением англо-французского командования царская Россия оказалась вынужденной согласиться послать на этот фронт корпус. Особую настойчивость в привлечении русских войск на Салоникский фронт проявляли англичане. Французское правительство взяло на себя расходы по перевозке войск. Подготовительную и организационную работу, связанную с перевозками по просьбе официальных французских представителей, прибывших в Россию, пришлось осуществлять Морскому генеральному штабу и управлению гл авнонач ал ьствующего.
Твердого плана перевозок войск и обеспечения безопасного плавания выработано не было. Поэтому 'приходилось руководствоваться предварительными соглашениями обеих сторон и условиями конкретной обстановки. Некоторый опыт дала отправка во Францию через Владивосток 1-й особой пехотной бригады. Ее части были посажены на транспортные и пассажирские суда при соблюдении самых минимальных требований к обитаемости, хотя предстоял путь огромной протяженности.
Через Архангельск в Брест и другие французские порты предстояло перевезти 3 пехотные бригады, часть пополнений и немало других формирований. С прибытием во Францию русские войска попадали в распоряжение высшего французского командования и по его указаниям перевозились по железной дороге в средиземноморские порты. Далее снова перегружались на морской транспорт и доставлялись в Салоники. Кроме французских транспортов, которых оказалось недостаточно для перевозки войск из северных портов, фрахтовались английские и русские суда. Но их надо было оборудовать, чтобы создать хотя бы минимальные условия для длительного плавания большого количества людей. Такой заботы англо-французское командование не проявило.
Русское командование настойчиво потребовало от союзников привлечь к перевозке транспорты, имеющие артиллерийское вооружение, радиосвязь, каюты или специальные помещения для офицеров, достаточное количество спасательных средств, цистерны для питьевой воды, камбузы, необходимые вентиляционные устройства, нары, уборные. Оно также считало желательным выдачу солдатам печеного хлеба вместо галет, мытье личного состава в банях в портах посадки и высадки. Предполагалось на каждый транспорт выделить русского офицера связи, радиста и сигнальщика, а в необходимых случаях —и комендоров. Однако далеко не все эти условия были выполнены. Значительную часть работ по оборудованию транспортов осуществил Архангельский военный порт. Французы выделили для перевозки войск пассажирские пароходы «Мельбурн» и «Венецуэла», которые могли принять около 200 офицеров и 1600 солдат.
Союзное командование присылало транспортные суда не специальным, а попутным рейсом, а также само определяло маршруты и порты прибытия. Морской генеральный штаб и главноначальствующнй г. Архангельск и Беломорского водного района определяли число судов, необходимых для перевозки, время перевозки войск по железной дороге, посадки на суда и отбытия из Архангельска. Главноначальст- вующин, кроме того, назначал средства для обеспечения безопасности плавания судов в русских водах.
Так как в Архангельском порту не было казарм для размещения большого контингента войск и задержка с посадкой на суда могла нарушить выполнение плана грузовых перевозок, важно было, чтобы части прибывали к соответствующей пристани, когда возле нее стоял подготовленный к их приему транспорт. Рабочим органам, непосредственно ведающим подготовкой транспортов, встречей прибывавших эшелонов и размещением войск на транспортах, являлась комендатура пункта посадки, действовавшая совместно с французской миссией в г. Архангельске1. Функции офицера связи на отдельно следующем транспорте определялись правами и обязанностями коменданта транспорта, изложенными в положении о перевозке войск на Черном море, изданном в 1915 г. Он должен был контролировать капитана в отношении маршрута следования, не допуская изменения его без уважительных причин. Опасавшееся революционных выступлений солдат русское командование обязало офицеров связи устанавливать всесторонний надзор за солдатами. Пять старших после начальника эшелона офицеров обязаны были нести суточное дежурство, а остальные —четырехчасовые вахты на верхней палубе.
Первыми во Францию были отправлены 2-я особая пехотнаябригада (193 офицера и 8762 солдата) и пополнения для 1-й особой пехотной бригады (30 офицеров и 576 солдат). В их перевозке участвовало 7 пароходов, вышедших из Архангельска с 22 июня по 15 августа тремя группами. От бара Северной Двины до границ операционной зоны флотилии Северного Ледовитого океана пароходы конвоировала группа русских тральщиков, далее до м. Нордкап — миноносцы, вспомогательные крейсера или посыльные суда. Далее пароходы шли самостоятельно, стремясь не отрываться один от другого. На подходах к Бресту или иному французскому порту транспорты встречали французские боевые корабли и обеспечивали их переход до порта назначения. Так, пароход «Венецуэла», вышедший из Архангельска вторым рейсом 28 июля, был встречен французским миноносцем в 300 милях от Бреста и приведен в Нант.
В пути следования капитаны, не имевшие общего плана действий в условиях тумана, держали разные скорости хода, чем нарушали условия совместного плавания. Маршруты следования транспортов начальником французской миссии длительное время не менялись, что облегчало подводным лодкам противника поиск транспортов.
Офицер связи второго эшелона докладывал, что 9 июля получил предупреждение о наличии подводных лодок в районе плавания. Весь опасный район эшелон шел переменными курсами в целях ПЛО. Только по настоянию коменданта пункта посадки для последнего эшелона маршрут был изменен.
С 5 по 18 августа на 8 пароходах была перевезена 3-я особая пехотная бригада (9500 человек). Только 5 из них совершали переход группами в 2—3 транспорта, остальные шли самостоятельно. С 28 августа по 2 сентября во Францию на 7 судах была доставлена 4-я особая пехотная бригада (9200 человек) —третий эшелон корпуса. Параллельно или в перерывах между эшелонами русских войск во Францию тремя партиями на 3 пароходах было перевезено 2700 военнопленных — эльзасцев, лотарингцев и итальянцев (из областей, входивших в состав Австро-Венгрии), и, кроме того, на 3 пароходах — свыше 4 тыс. военнопленных итальянцев.
Последний эшелон вышел из Архангельска 25 октября. На 4 французских пароходах были отправлены пополнения для 1,2 и 4-й бригад и матросы для экипажа крейсера «Аскольд», всего свыше 4300 человек.
Всего в кампанию 1916 г. за 36 пароходо-рейсов, совершенных французскими, английскими и русскими пароходами, во Францию было отправлено 42 594 человека. Некоторые пароходы совершили по два рейса, одни —три рейса. Из 26 судов, принимавших участие в перевозках, 7 имели на вооружении по два орудия, 12 —по одному и на 7 отсутствовало и вооружение, и радиосвязь. Перевозку войск удалось осуществить без потерь. Редкие встречи с германскими лодками благо-
даря наличию артиллерии на судах нс дали противнику результатов. Такой блестящий итог перевозок объяснялся рядом причин. Германское командование не располагало точными данными о времени выхода и о маршруте следования транспортов. Перевозки войск выполнялись не в виде разовой операции, а постепенно, в течение всей навигации. Основная часть перевозок совершалась в то время, когда германское командование в результате требований нейтральных стран вынуждено было вести ограниченную подводную цойну. Наконец, успеху способствовало артиллерийское вооружение самих транспортов, частое изменение ими курсов в районах, опасных от подводных лодок.
Таким образом, в кампанию 1916 г. стратегическое значение Североморского театра продолжало возрастать. Потребности межсоюзнических перевозок в связи с затяжной войной резко увеличились, что привело к ускорению постройки Мурманской железной дороги, которая за два года — рекордно короткий срок для России — была введена в строй. В этом же году был создан Мурманский порт и получили значительное развитие Архангельский, Кемский и Сорокинский порты.
Русское высшее командование уделяло исключительное внимание обеспечению стратегических перевозок. Все возрастающие потребности русского фронта, на который союзники перекладывали основную тяжесть военных усилий, не могли быть удовлетворены работой тыла царской России. Но в развертывании стратегических перевозок была заинтересована не только Россия, но и в еще большей мере ее западноевропейские союзники. Несмотря на это, почти вся тяжесть обороны морских сообщений и строительства портов в русских северных водах, где сосредоточивались главные усилия противника, легла на Россию.
Огромного напряжения и затрат стоило для России создание флотилии Северного Ледовитого океана, появление которой обусловливалось необходимостью обеспечения межсоюзнических стратегических перевозок. В формировании флотилии наблюдалось два периода. С января по июль создавались организационные и материально-технические предпосылки, а с конца июля по декабрь 1916 г. были сформированы ее соединения и части.
В процессе формирования флотилия Северного Ледовитого океана приобрела значительный боевой опыт в борьбе с подводными лодками и минами противника. Особого внимания заслуживает организация и обеспечение воинских перевозок за границу.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика