История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Межсоюзнические перевозки зимой 1915/16 г.


Межсоюзнические перевозки зимой 1915/16 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Зимой 1915/16 г. перевозки осуществлялись не только в Архангельск, но и в другие пункты Кольского залива и Белого моря. С завершением постройки концевых участков Мурманской железной дороги Кольский залив получил прямую связь с Белым морем. На активном использовании этого участка железной дороги и возможности плавания в бассейне Белого моря ледокольных пароходов и строились расчеты русского командования по обеспечению круглогодовой навигации. Часть грузов теперь можно было доставлять от ст. Кола до Кандалакши железной дорогой, затем, перегрузив на суда, перевезти в Сороку (ныне Беломорск), а оттуда по назначению — снова по железной дороге. Правда, при этом усложнялся процесс перегрузок, но увеличивалась оборачиваемость транспортных судов и гарантировалось постоянное планомерное поступление грузов. Подготовка ко второй ледовой навигации была проведена несравненно лучше. ЛедокоЛьный флот пополнился приобретенными За границей ледоколами «Семен Челюскин», «Илья Муромец», «Соловей Будимирович», «Мин- ю» и ледокольными пароходами «Беотик», «Авенчур», «Бонавенчур» н «Беллавенчур». В большинстве своем это были недостаточно мощные ледокольные суда, но они позволяли обеспечить перевозки во льдах на линии Кандалакша—Сороки и проводку транспортов в Архангельск.
Однако зима 1915/16 г. оказалась настолько суровой, что даже с помощью ледоколов не представлялось возможным преодолеть льды. Уже с половины ноября заливы Кандалакши и Сороки были непроходимы для ледоколов. Затертый тяжелыми льдами в Сорокской бухте «Вайгач» с большим трудом был освобожден «Канадой». Это непредвиденное обстоятельство нарушило планы обеспечения зимних перевозок. Выяснилось, что в условиях суровой зимы наличных ледокольных сил далеко не достаточно для поддержания непрерывной навигации одновременно на двух линиях. В качестве выхода из положения командование решило доставлять срочные грузы из Кольского залива в Архангельск на ледокольных пароходах «Беотик», «Беллавенчур», «Адвенчур» и «Айсланд», следующих за сильными ледоколами «Канада», «Илья Муромец» и «Садко» через горло Белого моря до о. Мудьюг. Здесь было разгружено около 50 тыс. т грузов, доставленных затем гужевым транспортом к железной дороге порта Экономии. Но ледокольные суда могли принять около 9 тыс. т груза и совершить оборот, включая перегрузку и выгрузку, примерно за четыре недели. Иного пути для перевозки не было. Поэтому созданная специальная организация по проведению перевозок в тяжелых льдах во главе с начальником партии траления имела задачу в первую очередь обеспечивать доставку в Архангельск военных грузов и во вторую —вывод пароходов из Белого моря.
В целях привлечения к перевозкам большего числа арматоров русское правительство осенью 1915 г. объявило, что все пароходы с военными грузами, застрявшие во льдах или поврежденные льдами, будут ремонтироваться за счет казны или покупаться ею. В связи с этим в начале зимы в Архангельск прибыло очень много транспортов. В декабре их там находилось 66 254, во льдах Двинского залива —9, в горле Белого моря —9. Возле затертых льдами судов работали 4 лучших ледокола. В горле Белого моря 26 ноября были зажаты льдами 12 тральщиков, совершавших переход из Иоканги в Архангельск
В обеспечении ледокольных перевозок важную роль сыграла служба наблюдения за льдами. Однако неблагоприятные метеорологические условия и поверхностный учет их привели к тому, что в Кольском заливе скопилось до 30 груженых транспортов, доставивших 110—150 т срочных военных грузов. Возникли серьезные затруднения с разгрузкой этих судов, так как ни в Александровске, ни у Семеновых островов (Мурманск) не было ни причалов, ни складов, ни площадок для хранения грузов. Русское командование решило разгружать суда в Кольском заливе по одному пароходу, и в марте почти все иностранные суда смогли выйти в обратный путь.
Зимой 1915/16 г. были налажены гужевые перевозки между Кандалакшей и Рованиеми. Этим путем под руководством морских офицеров удалось перевезти около 5400 т грузов.
Для обороны Кольского залива, где скопилось значительное количество военных грузов, в данный период могли быть использованы лишь 2 береговые батареи, имевшие всего 3 орудия, минный заградитель «Уссури», крейсер «Ифнгеиия» и морской гарнизон из 150 человек. По просьбе русского Морского генерального, штаба английское адмиралтейство, озабоченное безопасностью своего торгового тоннажа и траулеров, прислало в Кольский залив броненосец «Альбермаль», приспособленный для плавания во льдах. Французы направили в Александровен вспомогательный крейсер «Шампань». Всеми этими силами и обеспечивалась оборона Кольского залива зимой 1915/16 г.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика