История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Развитие портов и внутренних путей сообщения на Северном театре в 1915 г.


Развитие портов и внутренних путей сообщения на Северном театре в 1915 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Перенеся на 1915 г. главные усилия против России, высшее германское командование стремилось принудить ее к сепаратному миру о тем добиться победы на обоих театрах войны. Над русской армией вследствие ее низкой технической оснащенности и огромного недостатка боеприпасов нависла серьезная угроза. Союзники считали невозможным выход России из войны, так как понимали, что без русской армии война закончится их поражением. Поэтому на межсоюзнической конференции в Шантильи в июле 1915 г. они взяли на себя обязательство осуществить крупные наступательные операции в Европе.
Потребность в военно-экономических связях стран Антанты в кампанию 1915 г. возросла еще больше. Быстрое истощение предвоенных запасов, перестройка народного хозяйства на военный лад вызывали необходимость расширения межсоюзнических океанских перевозок. Особенно остро проблема обеспечения фронта всем необходимым встала перед русским командованием. Но н западноевропейские союзники России испытывали острую нужду в русском сырье и продовольствии. От России прежде всего требовалось ускорить изыскание и строительство новых портов и дорог на Севере, но решать эти задачи одновременно при наличии отсталой и зависимой от иностранного капитала экономики Россия не могла. Между тем западные союзники не хотели делать большие затраты для военно-экономического усиления России.
В связи с возросшими во много раз потребностями фронта русское правительство в кампанию 1915 г. приняло ряд мер по увеличению грузооборота северных портов и провозоспособности внутренних путей сообщения: продолжал развиваться Архангельский порт, с осени 1914 г. началась перешивка узкоколейной Вологодско-Архангельской железной дороги на нормальную колею, увеличился состав речного транспортного флота. Наконец, было принято решение о создании нового порта в районе незамерзающего Кольского залива и соединение его с центрами страны железной дорогой. Одновременно принимались меры по наращиванию сил обороны Северного края. 13 января 1915 г. на оборудование Архангельского порта и подготовку его к навигации 1915 г. было отпущено 2 400 тыс. рублей, осенью с этой целью дополнительно была выделена значительная сумма.
В конце 1915 г. левый берег Северной Двины в Архангельске располагал причальной линией на 35 морских пароходов, а правый —на 25 пароходов. В устье Северной Двины был сооружен аванпорт для облегчения перевозок в зимнее время. Теперь Пропускная способность порта составляла 2,6 млн. т в год. Кроме того, значительное число
транспортов можно было разгружать непосредственно на речные суда. Все это вполне удовлетворяло потребности фактического ввоза и вывоза всевозможных грузов в 1915 г. В то же время провозоспособности внутренних речных путей и железной дороги продолжали не соответствовать пропускной способности порта. На 1 января в порту оставалось не вывезенным 15 млн. пудов угля, и на 1 ноября его скопилось уже
18.4 млн. пудов. Вместе с тем приток угля в порт в прежних размерах продолжался до февраля 1916 г., а вывоз его по Северной Двине прекратился до 1 ноября 1915 г. Если остальных импортных грузов в конце 1914 г. в порту оставалось до 2 млн. пудов, то на 1 ноября 1915 г. их было свыше 8 млн. пудов', причем половина из них хранилась на открытых площадках. Все это нарушало планомерность работы порта. Однако следует отметить, что за счет мобилизации всевозможных речных судов и улучшения организации водных перевозок в 1915 г. удалось довести грузоподъемность речного флота в среднем до 9 млн. пудов.
За навигацию 1915 г. Архангельский порт принял и разгрузил 618 судов, в том числе 151 русское, доставивших свыше 74 млн. пудов грузов, погрузил и отправил за границу 566 судов с 57 млн. пудов различных грузов. Отсюда во внутренние районы России ушло около
66.5 млн. пудов грузов, в том числе около 29 млн. пудов по водной системе2.
Единого союзного органа, планирующего и регулирующего перевозки, не существовало. В ноябре 1915 г. на совещании союзных представителей в Лондоне, в котором принимала участие и русская миссия, возглавляемая начальником Морского генерального штаба, выяснилось, что ни в одной из стран Антанты изготовление и отправка импортных товаров не были централизованы, и поэтому было решено установить правительственный контроль над всеми заказами.
На 1916 г. военное и морское министерства планировали заказать в Англии и Франции и перевезти в Россию около 3 тыс. различных орудий, свыше 20 тыс. пулеметов, свыше 11 тыс. автомашин, огромное количество боеприпасов и других военных материалов3. Архангельский порт и единственная железная дорога не могли обеспечить своевременную доставку этого дефицитного оружия на фронт4. В связи с этим русское правительство 30 декабря 1914 г. признало необходимым немедленно приступить к постройке новой железнодорожной линии от Петрозаводска к юго-западному побережью Белого моря и ассигновало 247 248
для этой цели 17 432081 рубль. В дальнейшем предполагалось продлить новую железную дорогу до одной из бухт Мурманского побережья, чтобы соединить порты Белого моря с незамерзающим портом Ледовитого океанаНа сооружение крупного морского порта в Кольском заливе отпускались особые суммы. Английское правительство намеревалось взять в свое ведение строительство Мурманской дороги, но английским предпринимателям предоставили возможность выполнять работы только на северном участке. Небольшая группа канадских рабочих не выполнила контракта и возвратилась на родину. Низкая техническая оснащенность работ, крайне тяжелые условия труда и казнокрадство тормозили строительство Мурманской железной дороги.
Бурный рост морских перевозок и оживление мореплавания в северных водах вызвали значительное расширение гидрометеорологической службы. Были установлены дополнительные пункты наблюдения за морскими течениями, движением льдов и изменяемостью ледяного покрова. В 1914 г. и 1915 г. группа офицеров под руководством Н.Н.Ма- тусевича провела гидрографическое обследование ряда пунктов побережья. Был обследован и открыт для плавания восточный фарватер горла Белого моря.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика