История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Развертывание межсоюзнических перевозок в кампанию 1914 г.


Развертывание межсоюзнических перевозок в кампанию 1914 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Боевые действия на Североморском театре, связанные с обеспечением стратегических перевозок и обороной побережья, можно условно разделить на два периода: кампании 1914 г. и 1915 г., когда стратегические перевозки осуществлялись через один Архангельский порт, а силы флота базировались на одну базу; кампании 1916 г. и 1917 г., когда была организована оборона Беломорского и Мурманского побережий и налажены интенсивные круглогодовые стратегические перевозки. В это же время была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана с разветвленным базированием.
С самого начала вступления России в мировую войну Северный край был включен в театр военных действий1. Неопределенность позиции Англии, малодейственная в начале войны блокада Германского побережья английским флотом требовали принятия срочных мер по обороне северного побережья России, и прежде всего Архангельска, ставшего единственной морской гаванью Европейской части страны241 242. Но, как уже известно, этот порт не отвечал новым требованиям. Только за первые два месяца войны он должен был принять около 30 млн. пудов импортных грузов, преимущественно угля, к приему которого он совершенно не был подготовлен. Расширялся и вывоз товаров в союзные страны. Русскому правительству предстояло в кратчайшее время обеспечить в Архангельском порту быструю и одновременную разгрузку большого числа океанских транспортов, в несколько раз увеличить емкость порта, значительно повысить провозоспособность железной дороги и водных путей, создать надежную оборону Беломорского
района и охрану водных путей. Возникла настоятельная необходимость организации круглогодовых перевозок.
В связи с ожидаемым прибытием большого количества океанских пароходов спешно проводились дноуглубительные работы. Глубина фарватеров была доведена до 7,4 м \ а количество причалов с углублением 7.0 м увеличено с 7 до 50 (в том числе для 21 транспорта на левом берегу Северной Двины). Для перегрузки основного грузового потока военного значения заново была построена военная пристань Бакарнца, оборудованная хорошими подъемными приспособлениями. Развернулось широкое строительство складских помещений и принимались меры для продления навигационного периода. Порт стал обслуживаться значительно большим количеством служебных судов: буксиров, катеров, барж, лихтеров. Прибил 40-тонный плавучий кран. В конце августа 1914 г. удалось купить в Канаде большой ледокол «Канада» (ныне «Федор Литке») мощностью 7 тыс. индикаторных сил, который пришел в Архангельск 9(22) октября. В результате принятых мер порт в разгар навигации 1914 г. мог одновременно принять до 60 пароходов с грузами. Пропускная способность железной дороги возросла до 9—12 пар поездов в сутки (по 28—30 вагонов), но ощущался острый недостаток подвижного состава. На Северную Двину было переведено с Волги много плавсредств. Улучшено речное судостроение. За навигацию 1914 г., которая была прекращена в конце сентября, удалось вывезти из Архангельска 6,3 млн. пудов различных грузов. Но и при всем этом темпы перегрузок и вывоза по внутренним путям отставали от поступавшего грузового потока.
С 23 августа 1914 г. (начало прибытия судов после объявления войны) и по 27 января 1915 г. (конец зимней навигации) в Архангельск было ввезено свыше 450 тыс. т угля на 123 пароходах и свыше90тыс.т воинских грузов. Основную массу грузов составлял уголь (кардиф), главным потребителем которого являлся Балтийский флот2. С ростом разгрузочно-погрузочных и перегрузочных работ число портовых рабочих и охранных команд в Архангельском порту было значительно увеличено. Порт имел свыше 5 тыс. портовых рабочих, две морские роты (Черноморская и Балтийская по 300 человек), команду дисциплинарного экипажа и дружину ратников (1000 человек). Кроме названных воинских частей и посыльного судна «Бакан», других сил для обороны побережья во всем Северном крае не было. Это обстоятельство затрудняло перестройку' хозяйственной жизни края на военный лад и способствовало распространению ложных слухов о приходе германских 243 244
крейсеров и подводных лодок в северные воды, из-за которых было приостановлено пароходное сообщение между североморскими портами, хотя Архангельский порт оставался открытым для внешних сообщений.
В создании обороны Архангельска с моря особую роль сыграл командир посыльного судна «Бакан» капитан 2 ранга Поливанов, назначенный 24 июля начальником морской обороны порта. После объявления войны Германии по его инициативе в северных портах России было задержано 11 судов противника. Чтобы затруднить плавание вражеских кораблей, было снято ограждение и потушены маяки, а на подходах к Архангельску (на баре у о. Мудьюг, у ворот фарватера о. Лапомннского и в глубине внутреннего фарватера) силами и средствами «Бакана» оборудованы три своеобразные оборонительные позиции. На каждой из них находились суда для затопления и соответствующий личный состав. Все позиции имели связь между собой (телефоном) и с «Баканом». Вторая позиция при необходимости вооружалась тремя орудиями малого калибра, снимавшимися с «Бакана». В случае прорыва противника через Мудьюгский канал фарватер на следующих позициях должен был преграждаться затоплением баржи и трофейных судов. У заграждений устанавливалось плановое дежурство буксиров. Для лучшего наблюдения за подходами к Белому морю на побережье устанавливалось несколько постов наблюдения.
Отсутствие активного противника 1 давало русскому командованию необходимое время для организации обороны Архангельска и защиты морских сообщений. Так как местное командование не хотело закрыть минами 24-футового (7,2 м) фарватера на баре Северной Двины шириной всего около 94 м, начальник морской обороны и местные власти настоятельно просили морское и военное ведомства прислать артиллерию для вооружения дозорных и брандвахтенных судов в Белом море, в число которых были выделены лучшие суда: посыльное судно «Бакан», ледокол «Канада», ледокольный пароход «Линтроз» и гидрографические суда «Мурман» и «Лейтенант Овцын». Однако в центре вопросы вооружения Архангельского порта и кораблей решались медленно. Только летом 1915 г. морское министерство отправило несколько орудий и мины заграждения.
В сентябре 1914 г. была учреждена должность начальника охраны водного района Архангельского порта, на которую был назначен капитан 1 ранга Ивановский, являвшийся одновременно и начальником гарнизона. На него была возложена ответственность за оборону Архангельска, разгрузку транспортов с военными грузами и отправку их по назначению в глубь страны. В то же время разгрузкой и отправкой невоенных и частных грузов ведали полномочные представители дру- гих ведомств, стремившиеся использовать возможности порта в узко ведомственных интересах. Только в июне 1915 г. введением должности военного главноначальствующего в Северном крае было установлено единое руководство перевозками и их обеспечением.
Ледокола «Канада» оказалось недостаточно для обеспечения проводки в Архангельск в ледовых условиях большого количества судов, тем более что этот ледокол, начавший работать в октябре, уже в декабре 1914 г. был в связи с аварией отправлен на ремонт в Англию. 13 января 1915 г. в Белое море пришел купленный за границей ледокольный пароход «Линтроз». Принимались и другие меры. В частности, была сделана попытка использовать в качестве ледокола пришедший в конце января 1915 г. английский броненосец «Джюпитер» 245 (постройки 1895 г.), но в конце февраля при снятии с мели парохода «Трация» он повредил подводную часть. В условиях мягкой зимы 1914/15 г. даже с наличными ледоколами удалось продлить навигацию до конца января 1915 г. В Архангельский порт было введено 77, выведено из него 69 судов246.
Опыт первой зимней камлании показал возможность ведения перевозок в Архангельск в ледовых условиях. При наличии тяжелых льдов в помощь ледоколам приходилось назначать команды подрывников, создававшие каналы в сплошном льду. Такие команды использовались и в дальнейшем.
В порядке подготовки к следующей зимней кампании было приобретено еще несколько ледокольных пароходов и сделан заказ на постройку 5 мощных ледоколов для Белого моря. Кроме того, для нужд военного флота морское министерство приступило к постройке ледоколов «Святогор» и «Микула Селянинович».
В кампанию 1914 г. ни один германский корабль не показывался в русских водах. В то же время поступали достоверные данные о том, что германское командование готовит силы и средства для нарушения межсоюзнических стратегических перевозок. По мнению русского командования, наиболее опасным пунктом североморских сообщений являлись горло Белого моря и подходы к нему. Обеспечение безопасности плавания в этом районе становилось главной задачей русских военно-морских сил, создание которых на Севере тормозило заверение правительства Англии в том, что оно берет на себя оборону североморских сообщений посредством блокады германских баз.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика