История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Русский Северный морской театр к началу войны


Русский Северный морской театр к началу войны

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Разразившаяся мировая катастрофа привела к образованию в Европе двух театров воины со сплошными линиями фронтов. Связь России со своими западноевропейскими союзниками могла осущест- ваяться только по внешним океанским коммуникациям через северные и дальневосточные порты. Наибольшее значение для России приобретали североморские коммуникации. На доставку грузов из Англии в Архангельск требовалось 10—14 суток, тогда как из портов западного побережья США во Владивосток—18—20 суток. Несравнимыми оказались затраты времени и средств для доставки грузов к линии фронта из Владивостока и Архангельска. Выгодная сторона североморских сообщений состояла и в наличии незамерзающих Кольского и Печенгского заливов, тогда как Владивосток и другие дальневосточные порты на длительное время закрывались тяжелыми льдами.
Но северные коммуникации, связывающие Россию с внешним миром, были мало освоены. Обширное Североморское побережье с цензами страны связывала единственная узкоколейная железная дорога Архангельск—Вологда. Прямая связь с незамерзающими заливами отсутствовала. Накануне первой мировой войны на побережье обширного и удобного для стоянки кораблей Кольского залива располагалось лишь несколько небольших поселений: г. Кола, лесопильный завод Бер- гена у м. Дровяной и г. Александровен. Связь с ними поддерживалась сУдами через Архангельск, грузооборот которого в 1913 г. составлял около 4,3% от общего грузооборота портов России. Этот единственныйна Севере порт, имевшим всего одну деревянную пристань, связанную с железной дорогом, был приспособлен главным образом для вывоза лесоматериалов. Мостов через Северную Двину в пределах Архангельска не было, поэтому вся работа порта сосредоточивалась на левом берегу. На правом же берегу, где расположен город, имелось лишь несколько лесопогрузочных пристаней. Глубины у пристаней (3,7 м) не позволяли подходить к ним океанским пароходам, поэтому с открытием навигации 1914 г. проводились дноуглубительные работы, которые с большой поспешностью были закончены в начале войны.
Весьма отрицательно на работе Архангельского порта сказалась малая емкость складских помещений к низкая провозоспособность железной дороги, связывающей Архангельск с центрами страны. Грузы из этого порта в Петроград доставлялись и водным путем: по Северной Двине, р. Сухона, каналам системы Вюртембергского н по Мариинской системе, а также водой по Северной Двине до Котласа, откуда по железной дороге на Вятку —Петроград. Однако водным путем можно было пользоваться всего 5—6 месяцев в году, при условии малочисленности речного транспорта.
Резко возросший в военное время грузооборот вызвал необходимость перестроить всю работу Архангельского порта и внутренних путей сообщения. В мирное время навигация в связи с наступлением ледостава прекращалась на 6 месяцев; суда ледокольного типа плавали до 8 месяцев. Продлить навигацию можно было только с помощью ледоколов. Краткость периода навигации отражалась на организации стратегических перевозок.
Маршруты межсоюзнических перевозок ограничивались с севера кромкой льдов. Наиболее удаленные от берегов Скандинавии пути могли быть проложены лишь в августе — сентябре. Но и в этом случае они оказались бы южнее о. Шпицберген
В планах войны использование русского Северного.театра не предусматривалось, поэтому он оказался полностью неподготовленным к военным действиям. Единственным русским военным кораблем на Севере было посыльное судно «Бакан>, посланное сюда в 1913 г. для охраны рыбных промыслов.
Вооруженные силы стран Антанты, сосредоточенные на двух разобщенных театрах войны, нуждались во взаимных поставках материально-технических средств и людских резервов, но для этого надо было превратить северную межсоюзническую морскую коммуникацию в бесперебойно действующую магистраль. Располагавшие большим транс- 240
портным и боевым флотом союзники России без особого труда организовали перевозки и их обеспечение по новой трассе. Более сложной оказалась доставка грузов из Архангельска к действующим армиям и флотам и из внутренних районов России к этому порту. Немалые трудности возникали и при создании обороны северного побережья.
В труднейших условиях воины руками русского народа были созданы на Североморском театре порты, военно-морские базы, построены новые железные дороги. На пути к этому пришлось преодолеть сопротивление царского бюрократического аппарата, междуведомственные противоречия и помехи со стороны Англии и США, предпочитавших видеть северные берега России неосвоенными и невооруженными.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика