История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Подготовка десантной операции 1917 г. на Черноморском флоте


Подготовка десантной операции 1917 г. на Черноморском флоте

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


На протяжении всей кампании 1917 г. на Черноморском флоте велась деятельная подготовка к проведению крупной десантной операции в район Босфора. Одной из самых сложных задач при подготовке явилось приспособление транспортов и создание десантно-высадочных средств для перевозки и высадки, как это требовали директивы Ставки от 4 нюия и 23 августа 1916 г., 3—4 стрелковых корпусов, в том числе 3 пехотных дивизий и 3 артиллерийских бригад с их обозами одновременно227. В конце октября 1916 г. начальник Транспортной флотилии доносил, что 108 транспортов, которыми располагала флотилия, могут поднять 2684 офицера, 20097 солдат, 21259 лошадей и 1197 повозок228. Необходимо было принимать меры по оборудованию транспортов для размещения на них еще более 28 тыс. солдат, около 1,5 тыс. лошадей, до 2400 повозок и 156 орудий. Кроме того, часть транспортов не была приспособлена для перевозки войск на значительное расстояние, и, следовательно, их также надо было дооборудовать.
Работа по оборудованию широко развернулась в январе — феврале, после издания командующим флотом специальной директивы229, требовавшей сосредоточения в северо-западной части Черного моря оборудованных транспортов и десантно-высадочных средств для перевозки и высадки на обороняемое противником побережье пехотной дивизии с приданными частями усиления. Выделенные для этой цели транспорты надлежало свести в особые отряды и не включать в план грузовых перевозок. Одновременно надлежало приступить к оборудованию других транспортов с таким расчетом, чтобы через полтора месяца со времени получения особого приказания Транспортная флотилия могла одновременно перевезти корпус в составе 3 пехотных дивизий, 3 артиллерийских бригад и других приданных частей усиления с обозами. В тот же срок следовало приготовить высадочные средства в количестве, обеспечивающем высадку пехоты в течение одного часа, прочего — в течение шести часов. К середине апреля суда Транспортной флотилии должны были находиться в исправном состоянии.'
В феврале возможное по средствам заводов в Одессе, Николаеве, Севастополе и Херсоне количество транспортов было поставлено в ремонт; развернулись работы по подготовке 30 больших самоходных барж, 150 специальных ботов, 50 катеров и 10 специальных мелкосидящих пароходов в качестве десантно-высадочных средств.
В порядке подготовки к десантной операции на Черноморском флоте формировались части и соединения морской пехоты. Еще в декабре 1916 г. были переформированы: отдельная морская бригада, прибывшая с Балтийского флота, в отдельную Балтийскую морскую дивизию, а 1-й батальон Черноморского флота — в трехбатальонный морской полк, который предполагалось развернуть в бригаду. Кроме того, намечалось создать вместооднон четырехполковой дивизии,две трехполковые,которые свести в корпус Однако Черноморский флот не располагал кадрами для формирования такого крупного соединения морской пехоты, поэтому командующий флотом просил у Ставки разрешения развернуть батальон Гвардейского морского экипажа в трехбатальонный полк, укомплектовав его из запасных гвардейских частей. Таким образом он хотел одновременно создать на Черном море надежные контрреволюционные силы для борьбы с растущим революционным движением на юге страны. Ставка в принципе одобрила это предложение, но в связи с тяжелым положением, создавшимся в низовьях Дуная, приказала командующему флотом ускорить отправку в этот район Балтийской морской дивизии230 231. Один полк разрешалось выделить для формирования Черноморской морской дивизии только после того, какой «обстреляется»на фронте. В этой же телеграмме сообщалось, что маршевые роты для формирования 2-го Черноморского полка можно получить не ранее конца 1917 г. Несколько позднее из Ставки сообщили, что развертывание батальона Гвардейского экипажа в полк «высочайше отклонено». Предвидя революционные выступления народа, царское правительство не хотело лишаться своих, как оно считало, отборных частей. Но вскоре выяснилось, что царизм не может рассчитывать и на них232. Несмотря на трудности, формирование Черноморской дивизии к концу марта в основном было закончено.
Среди оперативно-тактических документов, разработанных на флоте к десантной операции, наибольший интерес представляет Руководство десантной операции233 (впоследствии положенное в основу Наставления для производства десантных операций). В нем излагались принципиальные вопросы планирования, организации, подготовки и проведения операции. Особое внимание уделялось организации командования силами и деятельности начальников различных степенен. В Руководстве принципиально верно рассматривались все основые вопросы подготовки и проведения десантной операции. Это был передовой по тому времени оперативно-тактический документ, составленный с учетом современного уров-
ня развития военно-морского искусства и боевой техники. В нем отразился опыт высадки десантов и перевозки войск Черноморским флотом в 1916 г., а также опыт русского и иностранного флотов в этой области.
Начиная с осени 1916 г. основным содержанием боевой подготовки Черноморского флота являлась отработка задач, связанных с выполнением десантной операции. К ним относились: учебные артиллерий- , ские стрельбы кораблей по береговым и морским целям, корректировка стрельб с самолетов, постановка различных систем противолодочных сетей.
В первой половине марта эскадренные миноносцы и гидросамолеты флота приступили к разведке побережья противника в районах предполагаемой высадки десанта. Так, 11 марта для воздушной разведки Констанцы и побережья к северу от нее до южного берега
оз. Синое из Севастополя вышли авиатранспорту «Александр I», «Николай I» и «Румыния» (10 гидросамолетов) и 3 эсминца1. Чтобы ввести противника в заблуждение, часть самолетов должна была сбросить бомбы в различных местах. 12 марта из-за неблагоприятной погоды отряд выполнил задачу частично. Одновременно в море вышли эсминцы «Завидный» и «Жаркий» для разведки и фотографирования побережья к северу от Констанцы.
24 марта те же авиатранспорты отправились для разведки района оз. Теркос (Румелийское побережье). Все самолеты были разделены на три группы по четыре самолета в каждой. 1-я группа должна была произвести аэрофоторазведку побережья у оз. Теркос, 2-я — предназначалась для их сопровождения и прикрытия, 3-я—для охраны авиатранспорта от подводных лодок и самолетов противника. Такой метод использования корабельной авиации был новым для того времени. Прикрытие авиатранспортов в юго-западной части моря осуществляли линейный корабль «Свободная Россия», крейсер «Память Меркурия» и 2 эсминца. Гидросамолеты выполнили задание. Только один из них из-за повреждения бензобака совершил вынужденную посадку. Его экипаж захватил турецкую шхуну, установил на ней снятые с самолета компас и пулемет и, взяв самолет на буксир, отправился под парусами к месту стоянки авиатранспортов, а затем, не найдя их там, на шестые сутки прибыл к Джарылгачскон косе и оттуда на эсминце «Громкий» в Севастополь.
4 апреля гидросамолеты с тех же авиатранспортов произвели разведку Босфора. Благоприятная погода и тщательная подготовка экипажей способствовали успешному выполнению задания. Несмотря на огонь вражеской артиллерии, летчики сделали 70 удачных снимков и сбросили семь 16-килограммовых бомб на турецкие батареи.
Расстройство железнодорожного транспорт а, грозившее полным срывом снабжения войск и населения всего Юго-Западного края, как уже известно, вынудило Ставку отдать распоряжение о снятии десантного оборудования со всех транспортов и переключения их на перевозку грузов по Черному и Азовскому морям. Сроки проведения десантной операции отодвигались на неопределенное время что вызвало недовольство командования Черноморского флота и министерства иностранных дел, возлагавших большие надежды на Босфорскую десантную операцию. В связи с этим Ставка созвала 3 мая специальное совещание для рассмотрения вопроса о Босфорской операции, на котором было решено перенести операцию на более благоприятное время. «Хотя военное решение Босфорского вопроса является весьма желательным,— отмечалось в решении совещания, — но в ближайшее время оно не может быть приведено в исполнение, как вследствие невозможности снять с главного театра войск, так главным образом и потому, что для десантной операции необходимы отборные и стойкие войсковые части, каковых при современных условиях в достаточном количестве получить затруднительно»2.
Однако в мае 1917 г. в связи сусилением революционного движения на флоте было решено в качестве отвлекающей меры провести десантную операцию малыми силами. В связи с этим снова началась раз- педка удобных для высадки десанта районов побережья противника. 16 мая в район Констанцы вышел из Севастополя отряд авиатранспортов в сопровождении 4 эсминцев. На следующее утро к отряду присоединился вышедший из Сулииы эскадренный миноносец «Капитан- лейтенант Баранов» с двумя катерами. Одновременно для минной постановки у Босфора вышли крейсер «Память Меркурия» и 2 эсминца, а в юго-западную часть моря для прикрытия этих сил—линейный корабль «Свободная Россия» в охранении 2 эсминцев. Для отвлечения противника 2 эскадренных миноносца обстреляли порт Мангалия, вызвав на себя ответный огонь береговой батареи, стрелявшей с большим недолетом, и атаку немецкого гидросамолета. Из 8 самолетов, посланных в разведку, 1 был приведен на буксире к авиатранспорту эскадренным миноносцем «Лейтенант Шестаков», 2 — погибли. Из 5 остальных только 1 смог разведать Констанцу. В значительной мере неудача объяснялась большой облачностью и помехами со стороны авиации противника.
В конце мая авиатранспорт «Авиатор» и 3 эсминца выходили в район Синопа, где обстреляли береговые объекты, уничтожили 53 парусника и захватили пленных. Самолеты сбросили бомбы на береговые объекты и сфотографировали побережье.
Провал летнего наступления русской армии на Юго-Западном, а затем и Румынском фронтах вызвал бурю негодования народных масс России и резко обострил внутриполитическую обстановку в стране. Подорвал он и авторитет Временного правительства в глазах союзников. Чтобы поднять свой престиж и хоть немного упрочить свое положение, Временное правительство в начале августа вновь возвратилось к идее высадки десанта на Черном море. Однако боеспособными войсками для проведения десантной операции флот не располагал, а Ставка не знала, где их взять. Для определения места высадки, сроков выполнения операции и организации обеспечивающих перевозок по Черному и Азовскому морям верховное командование провело несколько совещаний с представителями от армии и флота, в результате которых пришло к выводу, что в кампании 1917 г. высадить крупный десант для захвата Босфора из-за недостатка боеспособных войск и занятости транспортов невозможно. Ставка решила перенести эту операцию на кампанию следующего года, а в 1917 г. высадить армейский корпус в районе Добруджи для оказания помощи в наступлении левому флангу Румынского фронта. Подготовку к высадке в районе Добруджи следовало завершить к октябрю 1917 г.1. Но тяжелое состояние войск Румынского фронта, не позволявшее рассчитывать на проведение активных боевых действий, и усиливавшаяся разруха, грозившая серьезными осложнениями внутри страны и на фронте, вынудили Ставку 29 августа приказать командующему флотом снять десантное оборудование с оставшихся транспортов и обеспечить к середине октября перевозку 8 млн. пудов зерна из Новороссийска в Одессу и Николаев2.
В октябре Ставка решает для придания «большого веса за границей, особенно к моменту конференции в Париже»234 высадить десант в район Синопа, использовав для этого часть войск Кавказского фронта, освобождающихся в связи с отказом от проведения Мосульской операции. Десант (силой до корпуса) должен был захватить Синоп, продвинуться в глубь территории Турции, нарушить сообщение по железной дороге Константинополь — Анкара и дезорганизовать тыл турецкой армии. Продолжительность операции, получившей условное наименование «Нахимов», предусматривалась в 2,5—3 месяца.
В соответствии с этим решением Ставки на флоте началось оборудование транспортных и десантно-высадочных средств. С целью выяснения характера оборонительных сооружений на берегу, наличия и расположения войск противника и определения состояния дорог была 235 236
организована разведка побережья в районе Инеболу, Синопа и Сам- суна силами 3 авиатранспортов с 16 гидросамолетами, 4 эсминцев и сторожевого катера. В прикрытие выделялись линейный корабль «Свободная Россия» с 2 эскадренными миноносцами и крейсер «Память Меркурия». Несмотря на отдельные недостатки в подготовке и проведении разведывательных действий, были собраны необходимые данные для проведения десантной операции. Но и эта операция не состоялась, так как Ставка из-за роста антивоенных и революционных настроений среди солдат не смогла сформировать десантные части.
Ставка решила ограничить масштабы операции и вместо десантной операции осуществить морской набег на Синоп с целью политического воздействия на Турцию и освобождения в Кастамонии английских пленных. Десантный отряд в данном случае должен был состоять из 8 батальонов пехоты, батальона самокатчиков, 8 эскадронов конницы, 4 броневиков, 12 полевых гаубиц, 8 легких орудий, 4 конно-горных орудий, 1 саперной и I телеграфной рот и конно-искрового отделения (искрового радиотелеграфа). Однако 9 ноября после получения известия о свержении восставшим пролетариатом Временного правительства и переходе власти к руководимым большевиками Советам депутатов трудящихся контрреволюционная Ставка отменила десантную операцию на Черном море 1 и стала спешно собирать силы для борьбы против завоеваний Великой Октябрьской революции.
Весть о победе социалистической революции в Петрограде пришла в Севастополь 8 ноября, где была с огромным ликованием встречена матросами и солдатами. В тот же день Центральный комитет Черноморского флота (Центрофлот2) объявил себя высшим органом власти на флоте. Командующий флотом контр-адмирал А. В. Немитц отдал приказ, предписывавший всем кораблям, частям и соединениям флота исполнять распоряжения, отданные только Центрофлотом. Под давлением революционных масс Севастопольский Совет на своем экстренном заседании вынужден был взять власть в свои руки. Однако большинство в Совете по-прежнему принадлежало меньшевикам и эсерам, саботировавшим решения Советского правительства. Большевистской организации Черноморского флота пришлось вести борьбу за полное изгнание меньшевиков и эсеров из руководящих органов флота и Севастополя и дальнейшее развитие социалистической революции.
Проходивший во второй половине ноября в Севастополе I съезд Черноморского флота приветствовал переход власти в руки Советов 237 3
к выразил Доверие и поддержку Советскому правительству во главе с В. И. Лениным. Избранный съездом Центральный комитет стал хозяином Черноморского флота. Он сыграл важную роль в прекращении военных действий на Черном море и переводе флота на положение мирного времени.
Советская власть предложила всем воюющим странам немедленно заключить перемирие и приступить к переговорам о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций. Однако империалистические буржуазные правительства воюющих стран отказались отвечать на советские мирные предложения. Контрреволюционная русская Ставка, возглавляемая генералом Духониным, пыталась саботировать распоряжение Совета Народных Комиссаров о немедленном прекращении военных действий. Совет Народных Комиссаров сместил Духонина с поста верховного главнокомандующего и обратился к революционным солдатам и матросам с призывом избирать уполномоченных для ведения переговоров о перемирии с неприятелем.
Все эти мероприятия Советского правительства нашли горячую поддержку у моряков Черноморского флота. Матросы эскадренных миноносцев «Гаджибей», «Капитан Сакен», «Керчь», тральщика «Батум», Черноморского флотского экипажа, Севастопольского флотского полуэкипажа, минной школы и других частей и кораблей единодушно одобрили решения Советского правительства и потребовали от Центрофлота и командования Черноморского флота прекращения военных действий и проявления инициативы в заключении перемирия с противником.
По инициативе Советского правительства 9 декабря было заключено перемирие между русскими и румынскими войсками с одной стороны и германо-австро-болгаро-турецкими армиями — с другой. 15 декабря в Брест-Литовске между военным командованием Центральных держав и советской делегацией было подписано перемирие на 28 дней, касающееся всего Восточного фронта. Это перемирие распространялось на все Черное море Через три дня в Эрмннджане было заключено перемирие между русскими и турецкими армиями, действующими на Кавказско-Турецком театре войны. Военным судам и летательным аппаратам запрещалось подходить ближе 10 верст к берегу другой стороны н открывать военные действия в каком бы то ни было виде2.
В конце декабря 1917 г. в Одессе создалась специальная германосоветская морская комиссия по проведению в жизнь условий перемирия на Черном море3. Фактически боевые действия на Черном море 238 239 прекратились еще до заключения перемирия. Уже в конце ноября штаб Черноморского флота с одобрения Центрофлота разработал и начал осуществлять мероприятия по переводу флота на положение мирного времени.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика