История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Морские перевозки и их обеспечение на Черном море 1917 г.


Морские перевозки и их обеспечение на Черном море 1917 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


К концу 1916 г. Транспортная флотилия, начальник которой ведал управлением грузовыми перевозками по Черному и Азовскому морям, имела в своем составе 129 транспортов, сведенных в 10 отрядов и базировавшихся на Одессу, .Севастополь, Новороссийск, Мариуполь и Батум2.
В связи с разрухой на железнодорожном транспорте в декабре 1916 г. были даны дополнительные задания на перевозки из Николаева в Одессу свыше 120 тыс. солдат и офицеров и около 326 тыс. т грузов и из Новороссийска в Одессу 360 железнодорожных цистерн нефти для румынских железных дорог. Важнейшей задачей Транспортной флотилии, требовавшей использования ее основных средств, являлось снабжение армий Кавказского, Румынского и Юго-Западного фронтов. Около половины транспортов флотилии находилось в восточной части Черного моря и обеспечивало перевозками грузов два корпуса Кавказской армии, насчитывавшие к концу 1916 г. до 200 тыс. человек. Ежесуточно сюда требовалось доставлять 68 вагонов (1100 т) интендантских грузов218. 15 декабря 1916 г. состоявшееся в Ставке по настоянию главнокомандующего Кавказской армии совещание по вопросу об улучшении снабжения морем Кавказской армии и края219 признало необходимым выделить из состава Транспортной флотилии для рейсов на кавказском направлении 31 исправный транспорт общей грузоподъемностью в 81 600 т, ввести прямые рейсы и дневное плавание (при условии вооружения транспортов артиллерией), принять меры к развитию каботажного плавания. Этого же потребовала специальная комиссия Государственной думы, посетившая в январе 1917 г. Кавказ и Лазистан220.
Под давлением сверху, а также в связи с прекращением навигации в Азовском море командование флота приняло меры по улучшению грузооборота в восточной части Черного моря г увеличило к 1 февраля грузоподъемность транспортов на 5 тыс. т и средства погрузки и выгрузки в портах, увеличило провозоспособность транспортов за счет сокращения маршрутов и введения дневных рейсов, приказало кораблям захватывать у Анатолийского побережья исправные парусномоторные шхуны и доставлять их в Трапезунд. На совещании представителен Черноморского флота и Кавказской армии, состоявшемся в Трапезунде 14 марта, было решено в, течение 6 месяцев расширить этот порт. Стоимость всех работ исчислялась в 2 200 тыс. руб.221.
Однако все эти меры не обеспечили выполнения плана перевозок грузов для Кавказской армии. С 13 декабря по 13 апреля в порты Кавказа и Лазнстана было доставлено 145 300 т разных грузов, 61 529 человек, 9035 голов лошадей и рогатого скота, орудия, повозки и т. п., т. е. только 40,9% запланированных грузов 222. Положение со снабжением в войсках Кавказской армии оставалось очень тяжелым.
Защита перевозок в восточной части Черного моря от воздействия противника была возложена на силы и средства, входившие в Отряд судов и портов восточной части Черного моря (штаб в Батуме). К началу 1917 г. в состав отряда входили: эскадренные миноносцы «Капитан Сакен» (19 января ушел в Севастополь), «Стремительный», «Строгий», «Свирепый», «Сметливый», «Заветный», «Звонкий» (последние два с 12 февраля) и «Лейтенант Зацареннын» (29 января ушел в Севастополь), 7-й дивизион тральщиков (тральщики № 221, 224, 227 и 228), 4 посыльных судна, моторно-парусные шхуны и 5-й воздушный дивизион (по 4 гидросамолета в Сухуме, Ризе и Платане и 2 в Батуме),
3- я отдельная позиционная батарея (Новороссийск), 6-я отдельная позициониая батарея (Туапсе), 3-я прибрежная батарея 152-мм пушек (Хоста), 10-я отдельная позиционная батарея пушек Канэ (Сухум),4- я прибрежная батарея 152-мм пушек (Поти) и 9-я отдельная наземная батарея (Ризе) Вследствие недостатка в кораблях конвоирование судов осуществлялось в редких случаях. Однако поскольку с декабря 1916 г. по апрель 1917 г. морские силы противника у русских берегов не появлялись, одиночные переходы транспортов происходили без потерь.
Для перевозок в северо-западной части Черного моря из состава Транспортной флотилии было выделено 11 оборудованных и 22 грузовых транспорта, которые с 13 декабря 1916 г. по 13 апреля 1917 г. перевезли 194 740 человек (324,6% плана), лошадей и скота 18 056 голов (112,5%), грузов 38 160 т (23,4%), повозок, орудий, зарядных ящиков 130 т2. Из-за больших трудностей, вызванных штормами и ледовой обстановкой, только в феврале вышло из строя 18 транспортов3. Кроме Одессы транспорты доставляли грузы на Дунай (в частности, в январе доумя эшелонами была перевезена упоминавшаяся выше Балтийская морская дивизия) и снабжение для войск Румынского фронта. В марте из сил и средств Экспедиции особого назначения и частично румынских плавсредств, осуществлявших морские и речные перевозки с Днепра и Одессы на Дунай, был выделен баржевый отряд, доставивший до середины апреля по Днепру 8600 т различных грузов4.
Защита морских перевозок в этой части моря осуществлялась Отрядом судов и силами флота, находившимися в устье Дуная. В состав отряда (штаб в Одессе) входили: старый линейный корабль «Синоп», минный заградитель «Дунай», посыльное судно «Салгмр», 2 дивизиона тральщиков, катера охраны Одесского рейда (4 катера) и лоцмейстер- ская часть (2 катера) 5, 5 береговых батарей, организационно сведенных в 2 артиллерийских участка береговой обороны. Морские перевозки и районе Очакова и Тендровскон косы прикрывали очаковская крепостная артиллерия и 9-я прибрежная батарея 107-мм (42 линейных) пушек (Тендровская коса). Обеспечение судоходства в районе устья Дуная было возложено на Отряд судов обороны гирл и устья Дуная и главным образом на входившие в него дивизионы эсминцев и тральщиков. В интересах защиты судоходства использовались также 2 отряда гидросамолетов и береговые артиллерийские батареи: 7-я прибрежная на о. Фи- дониси и 8-я батарея в Вилково.
Предполагая действия подводных лодок и надводных кораблей противника на сообщениях в северо-западной части моря, командование флота осуществляло повседневную разведку и наблюдение, траление и проводку судов за тралами, конвоирование транспортов с войсками и в отдельных случаях выделение крупных боевых кораблей для прикрытия важных войсковых перевозок. Систематическое траление мин и проводка судов за тралами выполнялись в районе устья Дуная, на подходах к нему и на маршруте Одесса — Сулина и на фарватере Очаков— Одесса, где в кампанию 1916 г. были обнаружены мины, поставленные германской подводной лодкой.
Одной из наиболее крупных войсковых перевозок, проводившихся в январе 1917 г., являлась переброска из Николаева в Сулину (через Одессу) Балтийской морской дивизии. Переход транспортов с частями дивизии 16 января на участке Одесса — Сулина обеспечивался предварительным тралением фарватера, конвоированием транспортов и выделением специального прикрытия от возможных ударов надводных кораблей противника со стороны моря. 22 января нз Одессы в Сулину прибыли 10 транспортов со вторым эшелоном дивизии. И в этом случае осуществлялось предварительное траление фарватера до Красного Бакана тральщиками Отряда судов обороны северо-западной части Черного моря, охранение транспортов эскадренным миноносцем «Капитан- лейтенант Баранов», миноносцами «Зоркий» и «Звонкий» и постановкой минного заграждения у Босфора.
С конца декабря 1916 г. и до середины апреля 1917 г. значительные силы Транспортной флотилии занимались перевозками топлива, зерна, цемента, марганца, грузов для железнодорожного строительства и коммерческих грузов, но план перевозки угля был выполнен всего на 29%, цемента —на 41,3%, строительных материалов — на 31% и т. д. Всего по Черному и Азовскому морям с 13 декабря 1916 г. по 13 апреля 1917 г. было перевезено: 256269 человек, 27 091 голов скота, 592 тыс. т различных грузов *. Невыполнение плана перевозок объясняется несвоевременной доставкой плановых грузов в порты вывоза, слабой механизацией погрузочных и разгрузочных работ, отсутствием рабочей силы, нехваткой ледоколов, исключением из перевозок значительного количества транспортов для подготовки к десантной операции.
Февральская революция, в результате которой к власти пришла буржуазия, не привела к улучшению состояния хозяйства страны. Продолжающиеся война и хищническое хозяйничанье капиталистов и помещиков усилили хозяйственную разруху и довели Россию до полного экономического и промышленного краха.
Плохое снабжение войск Кавказского, Румынского и Юго-Западного фронтов, а также населения приморских городов юга страны вызвало у сухопутного командования и местных органов власти большое недовольство деятельностью Транспортной флотилии. Этим недовольством попытались воспользоваться пароходовладельцы, чтобы взять перевозки по Черному и Азовскому морям в свои руки и нажить большие барыши. Но Временное правительство, стоявшее на страже интересов буржуазии, в данном случае не могло удовлетворить требования паро- ходовлздельцев, поскольку намеревалось использовать транспорты для проведения десантной операции с целью захвата Босфора. Отдельные мероприятия по совершенствованию организации перевозок и установлению контроля за ними не дали положительных результатов. В своей работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В. И. Ленин писал: «Прошло четыре месяца после б-го мая, четыре длинных месяца, когда Россия уложила сотни тысяч солдат на нелепое, империалистическое, «наступление», когда разруха и катастрофа приближались семимильными шагами, когда летнее время давало исключительную возможность сделать многое и по части судоходного транспорта, и по части земледелия, и по части разведок в горном деле и пр. и т. п.,— и через четыре месяца меньшевики и эсеры вынуждены официально признать «полную бездеятельность» образованных при правительстве учреждений контроля!!» !.
В сентябре командование Кавказского фронта телеграфировало в Ставку, что положение с подвозом продовольствия и фуража морским путем приняло угрожающий характер и что перспектив на улучшение в связи с приближением осенних штормов нет2. Фактически перевозкой грузов на этом направлении в начале августа занималось не более 16 транспортов из 118, находившихся в составе Транспортной флотилии.
Значительно больше транспортов флотилии было занято перевозкой грузов для Одесской областной продовольственной управы. Сюда в течение августа и сентября было доставлено 248600 т продовольствия3. Спекуляция продуктами в Одессе достигла небывалых размеров. В то время как солдаты и рабочие голодали, торговцы и судовладельцы, а вместе с ними и командующий флотилией вице-адмирал Хоменко наживались, драли с населения три шкуры.
Катастрофическое положение со снабжением войск и населения, грозившее развалом фронтов и революционным выступлением народа, а также приближение осенних штормов вынудили верховное командование еще в конце августа отказаться на время от проведения десантной операции на Черном море и переключить все транспортные средства на подвоз различных видов снабжения. За один месяц — с середины сентября и до середины октября — Транспортная флотилия перевезла 50 тыс. человек, 8 тыс. голов скота, 786 524 т различных грузов, т. е. в 2 раза больше, чем в предыдущий и в 4,5 раза больше, чем в последующие месяцы.
Подготовка Черноморского флота к десантной операции в районе Синопа в октябре 1917 г. опять отвлекла значительные силы Транспортной флотилии от грузовых операций. Кроме того, на снижении перевозок в восточной части Черного моря частично сказались боевые действия немецких подводных лодок. В октябре у Кавказского побережья снова появились германские лодки8 октября «UB-42» высадила диверсантов между Анакрией и Поти, после чего через два дня у м. Пицунда потопила русский транспорт. Днем 12 октября она с дистанции 27—25 каб. обстреляла порт и город Туапсе. Ответный огонь береговой батареи заставил лодку немедленно погрузиться. Вечером 13 октября после безрезультатного обстрела русского транспорта она пошла к Самсу ну, а оттуда в Босфор. 16 ноября «UB-42» вновь пришла к месту высадки диверсантов, но, задержанные пограничниками, диверсанты пре дупредилн об этом, и высаженные на этот раз 4 человека были взяты в плен. Уничтожить лодку, находившуюся в районе высадки несколько дней, не удалось. Вскоре она атаковала торпедой один из транспортов, возвращавшийся порожняком в Новороссийск. 22 ноября «UB-42» подорвала' торпедами на рейде Новый Афон транспорт «Сиракузы»2 и уничтожила подрывными патронами трехмачтовый парусник, доставлявший продовольствие в Батум.
Эпизодические походы германских подводных лодок в восточную часть Черного моря влекли за собой сокращение перевозок, так как невооруженные транспорты избегали переходов в светлое время суток.
В конце ноября и в декабре транспортные суда и корабли Черноморского флота начали перевозку войск из Лазнстана и Трапезунда в Новороссийск. Выделенных на декабрь 92 транспортов грузоподъемностью 240800 т3 не хватало для решения задачи, и командование вынуждено было использовать для перевозок боевые корабли, освободившиеся от решения боевых задач после заключения перемирия с Германией и ее союзниками.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика