История Русского флота

История Русского флота.

 
» » КАМПАНИЯ 1917 г. Набеговые действия надводных кораблей Черноморского флота


КАМПАНИЯ 1917 г. Набеговые действия надводных кораблей Черноморского флота

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Первый выход надводных кораблей на коммуникации у Анатолийского побережья состоялся 27 января. В этот день в район м. Бафра вышли эскадренные миноносцы «Поспешный» (флагм.) и «Дерзкий», минные заградители «Ксения» и «Св. Николай». Командовал отрядом начальник 1-го дивизиона миноносцев капитан 1 ранга А. В. Немитц. В пути «Дерзкий» отделился от отряда и пошел в Ак-Лиман. «Поспешный»—к Самсуну. Минным заградителям было приказано в 8 час. следующего дня быть в 15 милях севернее м. Бафра, куда эсминцы должны были приводить захваченные призы. 200 201
На рассвете 28 января «Поспешный» обстрелял на Самсунском рейде скопившиеся здесь шхуны, затем захватил 5 из них и отвел к «Св. Николаю». После этого эсминец прошел вдоль берега к Орду, но противника не обнаружил. С наступлением темноты «Поспешный» возвратился к заградителю. В 0 час. 20 мин. 29 января он направился в зал. Фаца, где расстрелял турецкую парусную шхуну. В Унье он захватил еще 2 шхуны. В дальнейшем вместе с минными заградителями, поджидавшими его у м. Вона и присоединившимся в 19 час. к отряду «Дерзким», который на участке Ак-Лиман — Синоп потопил 8 и расстрелял 4 моторно-парусные шхуны, он направился к Трапезунду, куда и прибыл утром 30 января.
Приняв в Батуме топливо, эсминцы в 17 час. 31 января снова направились в Средний район блокады, где уничтожили одну парусномоторную шхуну и один парусник. На следующий день «Поспешный» и «Дерзкий» вернулись в Севастополь.
13 февраля к Анатолии вышел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Борсука в составе эскадренных миноносцев «Быстрый» н «Пылкий», минного заградителя «Св. Николай». На следующий день на участке Амастро — Синоп он уничтожил 10 парусных шхун, вытащенных на берег и замаскированных зеленью, и 5 шхун на воде. При возвращении 15 февраля в Батум за топливом «Быстрый» столкнулся с транспортом «Святогор», получил повреждения и выйти в море для действия на сообщениях не мог. Вечером 23 февраля линейный корабль «Свободная Россия», крейсер «Память Меркурия» н 3 эскадренных миноносца вышли из Севастополя в море для производства ночных и дневных артиллерийских стрельб, но на рассвете 24 февраля попали в густой туман. В связи с этим они последовали к Анатолийскому побережью, где эскадренный миноносец «Счастливый», осматривавший вместе с другими эсминцами берег от Амастро до Керем- пе, уничтожил 3 шхуны.
7 марта эскадренные миноносцы «Сметливый» и «Свирепый» (Батумский отряд кораблей) обстреляли портовые сооружения Тиреболу и Керасунда, уничтожили 2 груженых парусника.
Из Сулины в район между мысами Тузла и Калиакра выходили: 13 февраля— эскадренные миноносцы «Лейтенант Шестаков» и «Лейтенант Зацаренный», 23 февраля и 3 апреля — миноносцы «Живой» н «Жаркий». Последние в ночь на 4 апреля уничтожили 2 большие парусные шхуны, груженные зерном.
Таким образом, действия на сообщениях противника у Анатолийского и западного побережий Черного моря из-за недостатка в силах, особенно в эскадренных миноносцах, носили эпизодический характер. С середины апреля к блокадным действиям стали привлекать переоборудованные во вспомогательные крейсера румынские пароходы «Король
Карл», «Дакия» и «Троян». В 10 походах к побережью Турции, совершенных с конца марта по 5 июня, принял участие в общей сложности 21 корабль. В 8 случаях наряду с решением задач разведывательного характера корабли наносили удары по береговым объектам, войскам и оборонительным сооружениям противника, разрушали лесопильные заводы и пристани, уничтожали и захватывали вражеские суда. Один раз они выходили в море только для разведки. Наибольший успех принес поход отряда в составе вспомогательных крейсеров «Король Карл» (с 1 гидросамолетом) и «Дакия» (с 2 гидросамолетами), эскадренных миноносцев «Сметливый» и «Строгий» и сторожевого катера № 327.
Отряд вышел из Трапезунда 28 мая в район Ак-Лиман-Тире- болу. На рассвете следующих суток «Король Карл» в 16 милях к северу от Синопа спустил гидросамолет, но из-за большой облачности он не смог осуществить разведку. Тогда «Король Карл» подошел к селению Шакир-Оглы и разрушил здесь 2 лесопильных завода, мельницу и несколько зданий. Одновременно «Сметливый» в бухте Ак-Лиман уничтожил 2 и захватил I парусник. Следуя далее вдоль берега к Синопу, эсминец уничтожил еще 83 груженых парусника. В б. Герзе «Сметливый» рассеял несколькими выстрелами подразделение вражеских солдат.
Того же 28 мая «Дакия» и сторожевой катер Л® 327 подошли к Самсуну и, следуя вдоль берега, вспомогательный крейсер обстрелял с дистанции 45—23 кабельтовых казармы, паровую мельницу, уничтожил бак с бензином1. Гидросамолеты, летавшие на разведку и фотографирование прибрежной полосы города и строящейся железной дороги, сбросили бомбы и листовки. Входивший в состав группы «Строгий» осмотрел берег от м. Бафра до Самсуна, потопил 4 парусника и разрушил мост. Затем он вошел на Самсунский рейд, подошел к берегу и по указанию находившихся на борту разведчиков разрушил банк, военные и городские склады, небольшой завод и 2 пристани, потопив окаю них 14 парусников. Вечером обе группы кораблей соединились у м.Чиви н на ночь отошли на 30 миль к северу, где эсминцы приняли с вспомогательных крейсеров уголь и пресную воду2.
К рассвету 30 мая отряд опять разделился на две группы. «Король Карл» и «Сметливый» подошли к Унье, расстреляли там 2 интендантских склада с мукой, казармы и уничтожили 17 парусников, затем у м. Язон (Керемит) они уничтожили* еще 3 парусника и оттуда ушли в Трапезунд. «Дакия», «Строгий» и сторожевой катер № 327 на рассвете 30 мая появились у Орду, где эсминец разрушил склады керосина.
В течение лета и осени 1917 г. из-за недостатка сил, отвлечения кораблей для решения других задач, а также в силу роста на флоте антивоенных настроений блокадные действия были малоэффективны. Командование флота смогло до конца кампании организовать только 9 походов эскадренных миноносцев, в том числе 1 — в район м. Кали- акра—м. Тузла, 2 —к Инеаде, а остальные — в Западный район. В район от Тиреболу до Босфора в течение июля — августа из Батума и Трапезунда русские корабли выходили 5 раз. Здесь они высаживали на берег разведывательные группы и диверсионные десанты, обстреливали береговые объекты, эвакуировали беженцев-греков, топили и захватывали суда, разрушали и уничтожали судоверфи, лесопильные заводы и судостроительные материалы. Ночью диверсионные группы высаживались с соблюдением всех мер скрытности, а днем — после предварительного артиллерийского обстрела вражеского берега.
Неся большой урон от набегов русских кораблей, особенно от высаживаемых ими диверсионных групп, противник предпринял ряд мер к усилению обороны побережья. В Инеболу, Самсуне и Девенде он установил артиллерийские батареи, расположил в горах вблизи населенных пунктов отряды кониицы и пехоты, а на побережье —наблюдательные посты, поддерживавшие между собой связь по телефону и телеграфу, а также конными связными. На побережье Анатолии турки развернули строительство ангаров для самолетов.
Несмотря на противодействие противника, командование флота в конце августа организовало походы пар эскадренных миноносцев в Западный район блокады для разведки и действий против судоходства. С 27 по 29 августа на участок м. Баба —м. Керемпе выходили «Счастливы?^ и «Поспешный», с 1 по 3 сентября к Босфору — «Громкий» и «Фидониси», с 7 по 10 сентября на участок от Кефкена до Инеболу — «Счастливый» и «Громкий», с 13 по 15 сентября на участок м. Шиле — м. Баба — «Дерзкий» и «Фидониси». Эскадренные миноносцы уничтожали вражеские суда, захватывали пленных и выполняли задачи по разведке. Выходили они обычно из Севастополя рано утром или ночью, совместно следовали до предела дальности видимости с берега противника. Затем, заранее условившись о месте встречи, расходились и каждый самостоятельно осматривал порученный ему участок берега. Через некоторое время они сходились и вновь отправлялись на выделенные участки прибрежной коммуникации, повторяя этот маневр в течение светлого времени суток несколько раз. С наступлением темного времени эскадренные миноносцы сходились и либо продолжали действовать на сообщениях попарно, либо отходили в море. Движение обратно в Севастополь, как правило, совершалось совместно. Ограниченное время пребывания эскадренных миноносцев в районе боевых действий (до двух суток) и одновременное решение ими других задач (высадка разведчиков, осмотр берега, захват пленных и т. д.) снижали эффективность блокадных действий. Всего за 4 похода эскадренные миноносцы потопили и уничтожили 19 шхун и захватили 52 пленных.
Малоэффективные эпизодические действия у Анатолийского побережья, отсутствие подводных лодок на вражеских коммуникациях и прекращение минных постановок у Босфора и Зунгулдака резко ослабили блокаду, что позволило туркам усилить перевозки угля в Константинополь, а также после значительных тральных работ у Босфора наладить регулярные транспортные рейсы между проливом и Варной. 24 сентября Ставка потребовала от флота усиления борьбы с перевозками угля в турецкую столицу *. Возобновление блокадных действий свелось, по существу, к организации 4 походов эсминцев к Анатолийскому побережью между Кефкеном и м. Баба: с 30 сентября по 3 октября—«Быстрого», «Громкого» и «Фидониси», 4—7 октября— «Гневного» н «Поспешного», 10—13 октября — «Громкого» и «Фидониси», 17—20 октября — «Быстрого» и «Дерзкого». Методы их действий существенно не отличались от предыдущих. Стремление командиров кораблей к непременному захвату вражеских судов снижало результаты походов, так как расходовалось время, которое могло быть использовано для поиска и уничтожения других судов. Всего в октябре эскадренные миноносцы потопили и уничтожили 23 шхуны и 1 пароход, захватили 2 шхуны с углем. Безусловно, это не могло серьезно повлиять на морские перевозки противника. Чтобы повысить эффективность блокады Анатолийского побережья, нужно было использовать разнородные силы флота в их тесном взаимодействии. Однако к этому времени командование флота уже не располагало силами и средствами, необходимыми для осуществления такой блокады. Черноморский флот, некогда считавшийся надежной опорой буржуазного Временного правительства, постепенно переходил на сторону революции и с каждым днем все активнее выступал против продолжения империалистической войны. Кроме того, разруха в народном хозяйстве, дезорганизация транспорта и нехватка крайне необходимых материалов для ремонта кораблей резко сказались на судоремонтных и восстановительных работах, что также вело к снижению боеспособности флота. Наконец, значительные силы флота были отвлечены на подготовку десантной операции в район Босфора, осуществление которой после назначения в августе коман- 202
дующим флотом адмирала А. В. Немитца считалось делом первостепенной важности. .
В силу указанных причин в конце октября и в ноябре 1917 г. состоялось всего 3 похода эскадренных миноносцев к вражескому побережью для действия против судоходства. Успешным оказался только набег «Пылкого» и «Быстрого» на турецкие суда в бухте Инеада на рассвете 31 октября 1917 г. Их огнем был потоплен с дистанции 16 каб. турецкий миноносец «Хамнд-Абад» и 2 парохода; 3 тральщика выбросились на берег. 88-мм батарея, открывшая огонь по эсминцам, была подавлена. В качестве ответной меры германо-турецкое командование утром 1 ноября выслало в море «Бреслау», который до наступления темноты безрезультатно крейсировал в районе между Инеадой и Мидией.
Выход «Бреслау» был обнаружен русской разведкой, перехватившей его раднопереговоры. Командование флота немедленно выслало к Босфору линейный корабль «Свободная Россия» с 2 эскадренными миноносцами (1-я группа), 2-ю бригаду линейных кораблей, вспомогательный крейсер и эскадренный миноносец (3-я группа). На следующий день в сопровождении авиатранспорта «Румыния» и эскадренного миноносца «Капитан-лейтенант Баранов» в море вышел линейный корабль «Воля» (2-я группа). Замысел состоял в том, чтобы, крейсируя у Босфора 3 группами кораблей, не пропустить «Бреслау» в Черное море, а если он уже вышел, не дать ему возвратиться в Босфор.
1-я группа должна была находиться у Румелийского побережья, 2-я —восточнее Босфора и 3-я —севернее пролива, между 1-й и 2-й группами. Однако в связи с возвращением «Свободной России» в Севастополь1 203 план был нарушен. 3-я группа получила задачу крейсировать южнее о. Фидоннси для прикрытия фланга 6-й армии и Одессы от возможного удара противника. Непосредственно у Босфора остались эскадренные миноносцы 1-й минной бригады (на «Дерзком» —флаг командующего флотом), и в 30—50 милях восточнее пролива крейсировала 2-я группа. Не обнаружив противника, все корабли днем 5 ноября возвратились в Севастополь2.
Через 5 дней после этого «Бреслау» вновь вышел в Черное море с целью пройти вдоль Анатолийского побережья до Синопа и тем морально поддержать местное население, а также перехватить русские эсминцы, совершающие набеги на побережье. Выход крейсера обеспечивали самолеты, а его действия — подводная лодка «11В-14», крейси-
роеаошая перед Босфором, и подводная лодка «UB-42», прикрывавшая «Бреслау» с севера от возможного удара русских кораблей со стороны Севастополя. Утром 12 ноября «Бреслау» был у Синопа, но затем, предположив, что в море находятся крупные русские корабли, поспешно ушел в Босфор.
16 ноября в район Инеады и 19 ноября в Синопскую бухту выходили пары эсминцев, которые по разным причинам задания не выпол- аили. На этом боевые действия русского флота против судоходства противника на Черном море в кампании 1917 г. закончились.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика