История Русского флота

История Русского флота.

 
» » КАМПАНИЯ 1917 г. Минные постановки Черноморского флота


КАМПАНИЯ 1917 г. Минные постановки Черноморского флота

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


С целью усиления выставленного в 1916 г. минного заграждения и обеспечения перевозки Балтийской морской дивизии из Николаева в Одессу, а затем в Сулину 11 января из Севастополя к Босфору был направлен специальный отряд кораблей, состоявший из 2 тральщиков типа «Эльпндифор», 2 минных заградителей, 2 эскадренных миноносцев и крейсера «Память Меркурия». Для прикрытия отряда и перевозок на другой день в юго-западную часть моря вышла 2-я бригада линейных кораблей и 3 эскадренных миноносца. Однако шторм не позволил отряду выполнить задачу, и утром 18 января он был направлен к Босфору вновь. В 30 милях от пролива минные заградители отдали буксиры, и «Эльпиднфоры» с наступлением темноты направились в районы минных постановок— один к востоку от Босфора, другой к западу от него. Эскадренные миноносцы сопровождали тральщики до кромки минного заграждения, где остались ожидать их возвращения.
Тральщики в течение двух часов находились в непосредственной близости от батареи противника, приближаясь временами к берегу до
2,5 каб. Ими было поставлено 460 мин (по 230 мин каждым тральщиком) на глубинах до 16 футов между берегом и ранее выставленными заграждениями. Противник не заметил постановки.
В конце февраля штаб флота поручил начальнику крейсерской бригады приспособить моторные барказы с больших кораблей для постановки мин типа «Рыбка» в Босфоре'. На барказах были установлены моторы, сделаны специальные настилы с минными путями и забортные скаты; из экипажей кораблей были сформированы команды — по 13— 16 человек на каждый барказ. Крейсер «Память Меркурия», на борту которого предполагалось доставить барказы к Босфору, произвел специальные тренировки по подъему и спуску их на воду. Предусматривалось. что крейсер в сопровождении 2 эскадренных миноносцев (у каждого на борту запас из 120 мин) доставит барказы к Босфору и в 30 милях от пролива спустит их с наступлением темноты на воду.
Приняв с эсминцев по 30 мин, барказы самостоятельно войдут в Пролив и поставят мины. К утру они вернутся к крейсеру, и последний, подняв их на борт, отойдет до вечера в море. Затем постановка повторится.
Первая попытка, предпринятая 25—28 апреля, из-за штормовой погоды не удалась. 16 мая корабли снова вышли в море; одновременно к Констанце для разведки отправился отряд авиатранспортов в охранении эскадренных миноносцев и линейный корабль «Свободная Россия» с 2 эскадренными миноносцами — для прикрытия обеих групп.
Погода благоприятствовала выполнению задания (пасмурно, безветренно). В 23 час. 10 мин. 17 мая лидирующий катер и барказы вошли в пролив, перестроились в строй фронта и в 1—2 каб. от турецких береговых батарей начали ставить мины. Противник проявил полную беспечность. В 5 час. 18 мая барказы и катер были подняты на борт крейсера. Вечером того же дня барказы снова направились к проливу. Однако на этот раз они не дождались темноты, были обнаружены н атакованы двумя германскими самолетами, сбросившими на них 18 бомб. Считая, что скрытно поставить мины не удастся, барказы повернули обратно, и отряд возвратился в Севастополь/
Вскоре штаб флота разработал план операции по усилению минного заграждения у Босфора и разведки в районе Синопа'. В состав отряда для постановки мин вошли крейсер «Память Меркурия» с 4 мо- тобарказамн и быстроходным катером и эскадренные миноносцы «Гневный» и «Пронзительный». Разведка в районе Синопа возлагалась на авиатранспорт «Авиатор» с 5 гидросамолетами и эскадренные миноносцы «Лейтенант Зацаренный», «Зоркий» и «Заветный». Прикрытие обоих отрядов должна была осуществлять 2-я бригада линейных кораблей н 5 эскадренных миноносцев.
В соответствии с планом операции 24 мая отряды вышли из Севастополя. Чтобы избежать длительного перехода барказов к месту постановки, на этот раз они были спущены на воду в 12 милях от пролива, затем «Пронзительный» отбуксировал их до кромки минного заграждения (в 7 милях от входа), откуда они самостоятельно вошли в Босфор. Ясное небо, ветер 1 балл, штиль благоприятствовали выполнению задачи. Барказы поставили 120 мин. И опять противник не обнаружил постановки. На следующие сутки через 7 минут после начала очередной постановки на одном из барказов взорвалась мина. Была разрушена часть барказа и убиты офицер и четыре матроса, а также повреждены шедшие рядом два барказа, на которых появились убитые и раненые. Едва успели снять личный состав с первого барказа, как на
нем взорвалась вторая мина и он стремительно пошел ко дну Другой бзрказ, взятый на буксир быстроходным катером, затонул по пути к эсминцу.
После второго взрыва на азиатском берегу вспыхнул прожектор, но он осветил не пролив, где находились барказы и катер, а море у входа в Босфор. Оставшийся в проливе барказ, несмотря на повреждение корпуса, выход из строя двигателя и ранения большинства команды, выполнил постановку мин до конца, а затем под веслами вышел в море и на рассвете присоединился к «Пронзительному». Находясь в трудной и опасной обстановке, русские моряки проявили высокое мужество и самоотверженность.
Когда к «Пронзительному» подошел барказ, «Память Меркурия» подвергся безрезультатной атаке самолета противника. Подняв катер и уцелевшие барказы, крейсер в сопровождении «Гневного» пошел в Севастополь, куда был отправлен «Пронзительный» для доставки раневых2. Во вторую ночь барказы поставили 66 мин.
Постановки мин в Босфоре еще более затруднили и ограничили морские перевозки турок. В мае противнику удалось доставить в Турцию только 5955 т угля, в июне— 13 тыс. т, в июле—12 тыс. т. Перевозки угля по железным дорогам из Германии в этот период достигли в среднем 10—12 тыс. т в месяц, что не обеспечивало потребности Турции. Г. Лорей пишет, что в начале лета 1917 г. германо-турецкому флоту «от операций в восточной части Черного моря пришлось отказаться вследствие незначительности запасов угля»3.
Черноморский флот расширил район минных постановок до Зун- гулдака, использовав для этой цели вместо корабельных барказов быстроходные катера, что позволяло уменьшить время, необходимое для постановки заграждения в проливе, и сократить силы, обеспечивавшие постановку. Но катер принимал в три раза меньше мин, чем барказ. В ночи на 16 и на 17 июня катера, доставленные к Зунгулдаку на буксире у эсминцев «Счастливый» и «Пылкий», успешно поставили в 3— 4 каб. от берега у входа в порт 40 малых мин. Катера подошли к берегу настолько близко, что их окликнули турецкие часовые. В следующую ночь эти же катера скрытно выставили мины в Босфоре.
В ночь на 26 июня отряд кораблей, действовавший под прикрытием 195
линейного корабля, крейсера и 4 эскадренных миноносцев, усилил основное минное заграждение у входа в Босфор. Действия отряда совпали с выходом в море «Бреслау», который после долгого перерыва был послан германо-турецким командованием для постановки мин на подходах к устью Дуная и диверсии на о. Фидониси. Выход легкого крейсера обеспечивала воздушная и радиотехническая разведка.
«Бреслау» вышел из Босфора вечером 23 июня. К следующему вечеру, получив от воздушной разведки сведения об обстановке в районе устья Дуная и о. Фидониси, он приблизился на 12 миль к о. Фидониси и в районе от Сулннского гирла до Очаковского рукава Килийского гирла поставил небольшими банками 70 мин. Затем он подошел к острову, разрушил на нем артиллерийским огнем радиостанцию и маяк, после чего высаженный десант захватил в плен 11 человек 1 и подорвал два 76-мм орудия. Совершив эту диверсию, крейсер в 2,5 мили юго-восточнее острова поставил оставшиеся у него 10 мин196 197 и взял курс на Босфор. Стрельба «Бреслау» у о. Фидониси была слышна в Сулине. Радиостанция острова на вызов не отвечала, поэтому утром 25 июня начальник обороны устья Дуная послал туда миноносец и собранные им сведения о набеге «Бреслау» передал командующему флотом. Последний в II час. 30 мин. известил о появлении германского легкого крейсера корабли, вышедшие к Босфору для постановки мин198.
В 15 час. 25 июня в точке ш. = 42°07', д. = 29°46' должны были соединиться вышедшие в разное время из Севастополя отряд в составе вспомогательного крейсера «Король Карл» (флаг.м.), эскадренных миноносцев «Пылкий» и «Дерзкий», минных заградителей «Георгий», «Алексей» и «Ксения» с 4 тральщиками типа «Эльпидифор» на буксире (командир отряда —начальник крейсерской бригады капитан 1 ранга Л. Иванов) н крейсер «Память Меркурия», шедший в сопровождении эскадренных миноносцев «Поспешный» и «Быстрый». После соединения кораблям предстояло направиться к Босфору, где в ночь на 26 июня под прикрытием линейного корабля «Свободная Россия», в охранении которого находились эскадренные миноносцы «Гневный» и «Счастливый», осуществить минную постановку.
В момент получения радиограммы о появлении «Бреслау» отряд Иванова находился примерно в 25 милях северо-восточнее точки ран-
деву. На случай встречи с легким крейсером до соединения с «Памятью Меркурия» или «Свободной Россией» Иванов приказал минным заградителям при встрече с «Бреслау» отдать буксиры и прикрыть тральщики, а «Королю Карлу» и «Дерзкому» — вступить в бой с противником
Вскоре за кормой концевого корабля был обнаружен дым, и посланный в разведку «Дерзкий» опознал крейсер «Память Меркурия», после чего отряд повернул на восток. Около 13 час. 30 мин. «Свободная Россия» сообщила место, курс и скорость хода «Бреслау», перестрелка с которым была слышна. В 14 час. 36 мин., т. е. через 10 минут после донесения командира «Памяти Меркурия» об отходе «Бреслау» к Босфору и просьбы разрешить направить эсминцы в атаку, капитан 1 ранга Иванов дал сигнал: «Эскадренным миноносцам атаковать неприятеля». Одновременно он приказал отряду повернуть к Босфору для выполнения своей задачи. В ночь на 26 июня отряд поставил у пролива 880 мин, после чего возвратился в Севастополь.
В 12 час. 10 мин. «Свободная Россия» на пеленге 150° увидела «Память Меркурия» и на пеленге 300° обнаружила дым «Бреслау», который был вскоре опознан посланным с этой целью «Гневным». Линкор лег на курс 228*, чтобы отрезать «Бреслау» от Босфора, прижать к берегу и уничтожить его. Увеличив скорость хода до максимальной (20 узлов) и убедившись, что расстояние до противника не уменьшается, командир линкора в 14 час. 24 мин. с дистанции 122 каб. открыл огонь из носовой башни, но залпы легли с недолетом. «Бреслау» поставил дымовую завесу и стал поспешно уходить в южном направлении. Его преследование продолжалось до 17 час. 15 мин. За это время линейный корабль сделал 9 залпов, но попаданий не добился. Когда стало очевидным, что германский крейсер уходит, командир «Свободной России» сообщил по радио находившейся у Босфора подводной лодке «Нерпа» о подходе «Бреслау».
В 13 час. с дистанции 77 каб. открыл огонь по «Бреслау» и «Гневный», однако и он не добился попаданий2. Следуя за крейсером, эсминец вел огонь из носовых орудий. В 14 час. 35 мин., когда дистанция между кораблями сократилась, «Бреслау» открыл огонь по «Гневному» и заставил его отвернуть. В 16 час. 34 мин. высланный из Босфора старый турецкий эскадренный миноносец «Басра» занял место в голове крейсера, стеснив его маневр. «Гневный» приблизился к противнику на дистанцию 65 каб. и открыл по нему огонь. Всплески вставали вблизи «Бреслау», но попаданий не было. «Бреслау» вновь поставил 199
дымзавесу и открыл ответный огонь из 150-мм орудий. «Гневный* предпринял маневр для уклонения, и в 17 час. 09 мин., когда «Бреслау» начал входить в Босфор, прекратил преследование. '
Эскадренные миноносцы «Поспешный», «Быстрый» и «Дерзкий» (а затем «Громкий» вместо «Поспешного», у которого была повреждена машина), получившие приказ атаковать «Бреслау», на предельной скорости хода (29 узлов) начали погоню, но сблизиться с противником не успели.
Подводная лодка «Нерпа» в 16 час. 20 мин. опознала «Бреслау» и приготовила носовые торпедные аппараты, но крейсер резко изменил курс вправо. Лодка погрузилась на 12 м. Ее экипаж услышал три взрыва. Видимо, немецкий гидросамолет, высланный для обеспечения входа «Бреслау», заметил «Нерпу», предупредил о ней крейсер, а затем атаковал лодку бомбами. В 16 час. 50 мин., когда лодка всплыла на перископную глубину, «Бреслау» шел на юго-восток в расстоянии 60— 70 каб. от нее. «Нерпа» направилась к м. Шиле.
Получив в 11 час. 40 мин. донесение о появлении «Бреслау», командующий флотом приказал подготовить к выходу в море 2-ю бригаду линейных кораблей, намереваясь использовать ее либо для прикрытия отряда заградителей, либо для поимки «Бреслау». Из-за сильных грозовых разрядов сообщения «Свободной России» об обнаружении «Бреслау» не были приняты севастопольской радиостанцией, поэтому штаб флота продолжал давать место «Бреслау», пеленгуя его радиостанцию. Но и эти данные корабли, вступившие в непосредственный контакт с крейсером, не приняли. Только в 19 час. поступило донесение «Свободной России» о том, что «Бреслау» скрылся в Босфоре1. Командующий флотом решил выйти к Босфору для прикрытия отряда заградителей. В 20 час. 20 мин. 25 июня 2-я бригада линейных кораблей вышла в море и на другой день возвратилась.
Таким образом, днем 25 июня 1917 г. корабли Черноморского флота из-за нераспорядительности начальника крейсерской бригады капитана 1 ранга Л.- Иванова не реализовали возможности перехватить и уничтожить германский крейсер «Бреслау». Вместо того чтобы направить все усилия находившихся в его распоряжении кораблей на уничтожение неприятеля, Иванов продолжал выполнять поставленную ранее задачу. Отряд заградителей приковал к себе в качестве прикрытия именно те корабли, которые могли перехватить крейсер. Начальнику крейсерской бригады следовало немедленно соединиться с крейсером «Память Меркурия» и, имея его в прикрытии, использовать для атаки «Бреслау» эскадренные миноносцы, которые уже к 15 час. выходили на пересечку курса германского крейсера. В этой обстановке крейсер противника имел бы против себя 4 эскадренных миноносца и постоянную угрозу со стороны линейного корабля «Свободная Россия». Запоздалый и недостаточно определенный приказ эсминцам «Атаковать неприятеля» не был понят ими как приказание преградить «Бреслау» вход в Босфор. Стараясь выйти на противника, они 6 раз меняли курс, не использовав своего превосходства в скорости над противником.
Действия линейного корабля «Свободная Россия'» и эскадренного миноносца «Гневный» были правильными. Однако донесения линейного корабля командующему флотом и информация подводной лодке «Нерпа» были даны с опозданием. Кроме того, командир линкора не дал «Гневному» никакого приказания, кроме опознания противника. Находившийся на эсминце начальник 1-го дивизиона миноносцев капитан 2 ранга Бубнов проявил разумную инициативу. Действия «Гневного» были смелыми и настойчивыми.
Выход «Бреслау» в Черное море 23—25 июня, скрытая постановка им минного заграждения, диверсия на о. Фидониси и безнаказанный уход в Босфор от превосходящих сил русского флота выявили крупные недостатки в деятельности командования Черноморского флота. Разведка на театре, служба наблюдения и связи, наконец, организация боевых действий кораблей в море оказались неудовлетворительными.
В связи с участившимися выходами турецких судов из Босфора в начале июля было решено поставить в проливе новое минное заграждение. Вышедшие из Севастополя 3 июля эскадренные миноносцы «Фидониси», «Гневный» и «Дерзкий» с 4 быстроходными катерами из- за штормовой погоды выполнить задачу не смогли.
Ровно через полмесяца Черноморский флот осуществил большую и последнюю в кампанию 1917 г. постановку мин в районе Босфора. Ее план был заблаговременно разработан штабом начальника крейсерской бригады и утвержден командующим флотом К Утром 18 июля из Севастополя к Босфору вышел отряд, состоявший из тральщиков «Эль- пидифор», «Роза», «Олимпиада», шедших на буксирах у вспомогательного крейсера «Король Карл» и минного заградителя «Ксения», эскадренного миноносца «Пылкий» и 4 сторожевых катеров, буксируемых эскадренными миноносцами «Быстрый» и «Счастливый». Для прикрытия отряда в море вышли линейный корабль «Свободная Россия», крейсер «Память Меркурия» и эскадренные миноносцы «Керчь», «Фидониси», «Поспешный» и «Лейтенант Шестаков». Вечером 19 июля отряд прибыл в точку развертывания, находящуюся в 30 милях к северу от м. Кара- бурну (азиатский). Тральщики «Роза» й «Олимпиада», убрав буксиры, в сопровождении «Пылкого» и «Поспешного» и 4 катера, буксировавшиеся «Быстрым» и «Счастливым», направились на юг. В 18 милях от берега тральщики и сопровождавшие их эсминцы отделились: эсминцы с катерами продолжали движение к Босфору. Не доходя 8—10 миль до пролива, катера, приняв со «Счастливого» по 10 мин, самостоятельно пошли к проливу, где скрытно поставили их ‘. «Пылкий» и «Поспешный» отпустили тральщики в 6 милях от берега. «Роза» и «Олимпиада» вышли на прибрежную коммуникацию турок и в районе восточнее Босфора (предположительно между мысами Инеболу и Карабурну) поставили 240 мин2. Во время постановки корабли-буксировщики и корабли прикрытия находились в разных квадратах. К утру они собрались в 50 милях северо-восточнее Босфора и взяли курс на Севастополь. •
Таким образом, с 18 мая по 20 июля корабли Черноморского флота 7 раз выходили в море для постановки активных минных заграждений и только в двух случаях не смогли решить поставленной задачи. Всего за это время было поставлено 1800 больших и малых мин, из них 40—у Зунгулдака, остальные —у Босфора. Новым в минных постановках явилось применение малых мин вначале с мотобарказов, а затем с катеров для заграждения Босфора. С этих судов было поставлено 480 мин типа «Рыбка».
Минные заграждения сильно стеснили судоходство противника и явились одним из наиболее эффективных средств блокады Босфора и Угольного района. Дальнейшие постановки мин могли бы привести к полному прекращению перевозок. Однако командование флота считало, что поставленные минные заграждения достаточно эффективны, и прекратило активные минные постановки.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика