История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия подводных лодок В течение кампании 1917 г.


Действия подводных лодок В течение кампании 1917 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В течение кампании 1917 г. русские подводные лодки находились у Босфора не постоянно. Основным методом их действий являлось крейсерство в ограниченном районе; применялся и позиционный метод. Из приведенного на стр. 523 графика продолжительности и результатов действий лодок в кампанию 1917 г. видно, что до середины мая в районе Босфора постоянно находились 1—2, а иногда и 3 русские подводные лодки. Когда в районе блокады находились 2 лодки, одна из них действовала восточнее, а другая западнее пролива. Поиски судов лодкн осуществляли днем в надводном положении. На ночь они обычно отходили в море.
Большие суда противника не рисковали выходить из пролива, а изредка появлявшиеся небольшие пароходы и парусники лодки уничтожали артиллерийским огнем, подрывными патронами и таранными ударами. На исходе крейсерства, если позволяла обстановка, лодки старались взять в качестве приза наиболее ценное судно противника и привести его в Севастополь.
16 марта к Босфору, где уже находилась подводная лодка «Морж», была направлена подводная лодка «Нерпа», а через три дня — и подводная лодка «Нарвал». Они действовали самостоятельно методом крейсерства в ограниченном районе. Из-за неблагоприятной погоды каждая кз лодок за время крейсерства уничтожила только по одной шхуне.
Систематичность в боевых действиях подводных лодок была нарушена после потерн «Моржа», вышедшего к Босфору 11 мая и предположительно погибшего у м. Эрегли в результате атак немецких гидросамолетов. Последние оказывали серьезное противодействие русским лодкам. Одна из них — «Кит», посланная к Румынскому побережью для уничтожения севшего на мель к югу от Мангал и и крупного транспорта к судов, которые подойдут к нему на помощь, была обнаружена и неоднократно атакована гидросамолетами и своей задачи не выполнила.
Для защиты своего судоходства от русских подводных лодок противник широко использовал береговую артиллерию. 7 января «Нерпа» обнаружила у и. Шили 2 турецких парохода. Один из них вел на буксире 2 парусника. Увидев подводную лодку, пароходы повернули к берегу под защиту батареи. «Нерпа» потопила артиллерийским огнем пароход к оба парусинка, но преследовать второй пароход не могла нз-За обстрела ее береговой батареей. 24 апреля у устья р. Ахчи-Шары та же лодка несколькими выстрелами из орудия заставила остановиться большое трехмачтовое парусное судно, шедшее из Константинополя в Зукгулдак за углем,, а его команду бежать на шлюпке к берегу. Затем она вынудила выброситься на берег следовавший вплотную возле него пароход, после чего с дистанции 15 каб. открыла по нему огонь, но IT сама подверглась обстрелу с турецкой береговой батареи. В результате 15-минутного артиллерийского боя батарея была подавлена. После этого русские подводники уничтожили пароход, а затем подрывным патроном и парусник.
Со 2 июня возобновились систематические боевые действия подводных лодок, продолжавшиеся непрерывно в течение двух с половиной месяцев. С середины августа и до конца кампании из-за неисправности лодок выходы их в море носили эпизодический характер. Так. & сентябре выходила одна лодка, в октябре — две, в ноябре н декабре —
ни одной. В течение лета подводные лодки действовали в основном на прибрежной коммуникации Зунгулдак — Босфор, -иногда рэйон их боевых действий расширялся от м. Керемпе до Бургасского залива. Характерным в этот период является стремление лодок уничтожать артиллерийским огнем и высадкой диверсионных групп судоверфи н склады строительных материалов на Анатолийском побережье. Одна из таких попыток была предпринята днем 17 июня подводной лодкой «Кашалот» в районе м. Керемпе. Обстрел обнаруженной здесь верфи не дал результатов. Посланная к берегу шлюпка с диверсионной группой из состава экипажа была встречена интенсивным пулеметным огнем н понесла потери. Высадка не состоялась. «Кашалот» прервал крейсерство н ушел в Севастополь.
Утром 5 октября подводная лодка «Тюлень» установила наблюдение за прибрежной коммуникацией у горы Папья (севернее Игнеады), с восходом луны она подошла к берегу на 2 мили и в 0 час. 50 мин. 6 октября обнаружила в удалении 25 каб. силуэт парохода, шедшего на лодку. Командир лодки капитан 2 ранга Китицын занял выгодную позицию для атаки между берегом и пароходом. Когда последний оказался на лунной дорожке, лодка с дистанции 12 каб. открыла по нему огонь из носового орудия и пулеметов. Получив несколько попаданий, пароход остановился. Захватив его, Китицын попросил по радио выслать из Севастополя корабль для отконвоирования приза. Днем 7 октября «Тюлень» и призовое судно были встречены эсминцами «Счастливый» и «Зоркий».
Кроме борьбы с перевозками противника подводные лодки широко использовались для ведения разведки. Почти каждая подводная лодка, выходившая для блокадных действий у Босфора, имела задачу вести наблюдения за тралением противника в этом районе. Так, «Гагара* ежедневно—13, 14, 15 и 16 августа с 8 до 11 час. наблюдала за минными заграждениями у Босфора, затем отходила в море для зарядки аккумуляторов1. Так же выполняли наблюдение и другие лодки, т. е. с одной и той же позиции, в одно и то же время суток и в одном и том же положении. Поэтому не удивительно, что наблюдение не давало результатов: лодки не смогли обнаружить тралящие корабли противника и помешать им. В отдельных случаях подводные лодки останавливали турецкие суда и захватывали с них пленных для выяснения интенсивности и направленности морских перевозок, характера противолодочной и противодесантной обороны и получения других разведывательных данных. Обычно остановленные суда затем уничтожались.
Всего с 28 декабря 1916 г. по 27 октября 1917 г. подводные лодки Черноморского флота совершили 29 походов к побережью противника (из них только 5 в юго-западную часть моря, остальные —в район Босфора и Зунгулдака). Продолжительность похода колебалась от 5 до 10 суток. В течение кампании подводные лодки уничтожили 81 парусную и моторную шхуну и 10 пароходов. Один пароход был захвачен и приведен в Севастополь. За это же время Черноморский флот потерял одну подводную лодку. Из-за малочисленности лодок они не могли падкостью нарушить морские перевозки противника и сделать блокаду достаточно эффективной.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика