История Русского флота

История Русского флота.

 
» » КАМПАНИЯ 1917 г. Обстановка на Черноморском театре в начале кампании


КАМПАНИЯ 1917 г. Обстановка на Черноморском театре в начале кампании

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


К. началу 1917 г. войска Румынского фронта после тяжелых оборонительных боев с превосходящими силами противника отошли на линию Фокшаны — устье Дуная. Военная конференция представителей стран Антанты, состоявшаяся в Петрограде в феврале, пришла к выводу, что в кампанию 1917 г. «Балканский театр войны с точки зрения общего успеха операций уже не представляет той важности, какая была за ним признаваема ранее» !. На Румынском фронте наступление признавалось возможным только после реорганизации румынской армии, на что требовалось не менее трех месяцев. Следовательно, до лета войска Румынского фронта должны были вести оборонительные действия. Такие же действия предписывались н войскам Салоникского фронта.
После захвата противником правого берега Дуная обстановка здесь для войск Румынского фронта резко ухудшилась. Германо-болгарские войска поставили под удар сообщения русских в нижнем течении реки и значительно ОСЛОЖНИЛИ помощь флота войскам 6-й армии, которая оказалась не в состоянии оборонять район дунайских гирл. В связи с этим 23 декабря 1916 г. оборона гирл Дуная была возложена на Черноморский флот, и его командование начало срочно перебрасывать на Дунай морскую пехоту, артиллерийские и саперные подразделения.
На Кавказском фронте обе воюющие стороны, истощив свои силы в операциях 1916 г. и испытывая большие затруднения в снабжении войск, с начала зимы 1916/17 г. перешли к стратегической обороне.
К началу кампании 1917 г. германо-турецкий флот оказался в тяжелом положении. «Гебен» и «Бреслау» находились в ремонте, а остальные корабли из-за большой минной опасности в районе Босфора н острой нехватки угля бездействовали. Только незначительная часть тральщиков тралила мины у Босфора н в районе Варны.
Большие потери в транспортных судах от действий русского флота привели к тому, что снабжение морем турецких войск на Кавказском фронте и перевозки угля из района Зунгулдак — Эрегли в Константинополь почти прекратились. Для борьбы с русскими кораблями, блокирующими Босфор, и обороны Варны, Констанцы и правого фланга своего Дунайского фронта от воздействия сил Черноморского флота противник применял авиацию.
Суровая зима 1916/17 г. не прервала напряженной боевой деятельности Черноморского флота. Как и раньше, блокада Босфора и Угольного района Турции поддерживалась действиями подводных лодок, минными постановками и эпизодическими выходами надводных кораблей. Одновременно флот осуществлял крупные войсковые и грузовые перевозки, обеспечивая снабжение войск Кавказского фронта и края, армий в Румынии и на Юго-Западном фронте. Однако в силу ряда причин Транспортная флотилия постоянно не выполняла заданий и войска снабжались плохо.
Дезорганизация хозяйства страны, разруха в промышленности и на транспорте, а также частые выходы кораблей в море на протяжении более двух лет войны резко сказались на состоянии Черноморского флота. В 1917 г. немало кораблей выбыло из строя и нуждалось в ремонте, который из-за нехватки материалов и квалифицированной рабочей силы затягивался, качество его резко понизилось. Капитальный ремонт легких крейсеров «Прут» н «Кагул» и подводного минного заградителя «Краб», начатый еще в 1916 г., так и не был завершен. В ремонте находились 9 эсминцев, 2 подводные лодки, 2 канонерские лодки и другие корабли. Осенью 1917 г. командующий флотом доносил, что пониженная деятельность у берегов противника объясняется крайне низкими темпами ремонта судов. В начале сентября в строю находилось 3 эсминца и одна подводная лодка *.
По-прежнему ощущался острый недостаток в эскадренных миноносцах. Хотя в октябре 1916 г. правительство выделило около 62 млн. руб. на постройку 12 кораблей этого класса для Черноморского флота189, за всю кампанию 1917 г. в строи вошло только 4 эсминца
(«Гаджибей», «Калиакрия», «Керчь» и «Фидониси»). Кроме того, в 1917 г. флот пополнился линейным кораблем «Воля» (бывший «Император Александр III»), 3 подводными лодками («Буревестник», «Гагара» и «Утка»), 2 тральщиками, 2 сетевыми заградителями и 31 сторожевым катером. Для действия на сообщениях противника были вооружены румынские пароходы «Дакия», «Король Карл» и «Троян». Незначительные потери Черноморского флота от воздействия противника в кампании 1917 г. на соотношение сил влияния не оказали. В начале мая в районе Эрегли погибла подводная лодка «Морж», а 20 июня у о. Фидониси подорвался на мине и затонул эскадренный миноносец «Лейтенант Задаренный». Не имел больших потерь и германо-турецкий флот. 10 июня погиб турецкий эсминец «Ядигар», а 3! октября — миноносец «Хамнд- Абад»..
Таким образом, Черноморский флот, даже будучи ослабленным из- за неисправности ряда кораблей, как к началу кампании, так и в ходе ее значительно превосходил германо-турецкие морские силы.
Большое место в боевой подготовке флота в зимнее время занимали приготовления к высадке крупного десанта и совместным действиям с сухопутными войсками. Одновременно велись значительные работы по минной части и по усилению противолодочной обороны. В начале года было издано новое руководство по борьбе с подводными лодками.
Командование флота стремилось пополнить самолетный парк новой материальной частью й расширить аэродромную сеть на театре. В Январе началось формирование Черноморской воздушной дивизии двухбригадного состава. Одновременно принимались меры к усилению средств ПВО кораблей и военно-морских баз.- * 1 :
Осенью 1916 г., когда Ставка начала разработку оперативных предположений на кампанию 1917 г., морское командование настаивало на перенесении основных усилий русской армии на Южный театр военных действий. Однако на декабрьском совещании командующих фронтами русской армии, а затем на февральской военной конференции союзников в Петрограде было решено, что.главные усилия русской армии в предстоящую кампанию должны быть направлены против немцев н австрийцев. Наступление в направлении Босфора откладывалось на неопределенное время. В связи с этим задачи -Черноморскому флоту, определенные директивами Ставки от 3 июня и 23 августа 1916 г., не были изменены. По-прежнему флот должен был поддерживать господство на море, принимая все меры к блокаде Босфора, вести борьбу с судоходством противника, оказывать содействие войскам Румынского и Кавказского фронтов, обеспечивать перевозки грузов и войск по Черному и Азовскому морям и вести подготовку к проведению крупной десантной операции.
На боевую деятельность флота большое влияние оказала Февральская буржуазно-демократическая революция, приведшая к свержению царского самодержавия. Революционные события в Петрограде нашли широкий отклик по всей стране. Известие о победе революции было восторженно встречено и матросами Черноморского флота. В Севастополе, на кораблях и в частях флота прошли многолюдные митинги. Опьяненные успехами революции и неискушенные в политике массы под воздействием речей эсеров и меньшевиков выражали доверие Временному правительству и поддерживали империалистический лозунг продолжения войны до победного конца.
19 марта командование флота доносило в Главный морской штаб военному и морскому министру Гучкову, что «морскими командами, войсками, населением, портовыми и заводскими рабочими известие о новом государственном строе принято с полным спокойствием и пониманием важности переживаемого момента. Ремонтные и грузовые работы Транспортной флотилии не прекращались и продолжаются интенсивно 190 191.
Революция внесла много нового в жизнь Черноморского флота. В первые ее дни по инициативе революционных матросов, солдат и рабочих были созданы органы народной власти в лице Советов и комитетов. Советы и комитеты, поддерживаемые матросами, солдатами н рабочими, обладали реальной силой и властью.
Чтобы взять руководство матросскими комитетами в свои рукн н через них удерживать массы от активной политической борьбы, командование флота послало в них своих представителей в лице офицеров и кондукторов (сверхсрочнослужащих).. Таким путем ему удалось на некоторое время превратить Черноморский флот в опору Временного правительства, в орудие его империалистической политики. 1 апреля начальник морского штаба Ставки доносил верховному главнокомандующему, что «происшедшие события до настоящего времени на боеготовности Черноморского флота не отразились; авторитет старших начальников и офицеров мало поколеблен, почему полагаю, что при настоящих условиях общественной жизни Черноморский флот может считаться боеспособным»2.
Создавшееся положение на Черноморском флоте Ставкой и Временным правительством было использовано для развертывания активных действий на Черном море. Но торжество буржуазии по случаю благополучия на Черноморском флоте было преждевременным. Революционное движение хотя и медленно, но продолжало развиваться. Антика-
родйая политика Временного правительства и командования толкала матросские и солдатские массы на путь революционной борьбы.
Большое влияние на развитие революционного движения на флоте оказала агитационно-пропагандистская работа среди матросов, солдат н рабочих, которую настойчиво проводили большевики, вышедшие из подполья после победы революции. В апреле большевики создали пер- 1 вую большевистскую самостоятельную организацию на флоте — Севастопольский комитет РСДРП (б). Они стали разъяснять массам задачи революции, разоблачать предательскую политику буржуазии. Огромным авторитетом большевики пользовались среди матросов линейных кораблей «Три святителя», «Евстафий», «Свободная Россия» а также среди солдат Черноморской дивизии, особенно ее 6-го полка, стоявшего в Балаклаве.
Стремясь отвлечь матросов от происходивших в стране событий и усилить на них влияние офицерского состава, командование флота усилило боевую деятельность флота, практикуя частые выходы кораблей в море. Однако офицерству не удалось приостановить революционно^ движение на флоте. На митингах, прошедших на кораблях и в частях флота 18—19 июня, матросы и солдаты потребовали отстранения Колчака и начальника штаба флота Смирнова от командования. 19 июня делегатское собрание представителей флота и Севастопольского гарнизона удовлетворило это требование: командующим флотом был избран начальник 2-й бригады линейных кораблей контр-адмирал В. Лукин.
Изгнание Колчака с флота нарушило замыслы реакции, стремившейся создать под его руководством ударный кулак для расправы с революционными силами. Боевые действия Черноморского флота все больше к больше подпадали под контроль матросских масс и в конечном счете были вовсе прекращены.
Блокада Босфора и Анатолийского побережья Турции
В январе 1917 г. командующий Черноморским флотом утвердил новую схему блокады Босфора и Анатолийского побережья2. По этой схеме все Анатолийское побережье от Трапезунда до Босфора (вкл.) было разделено на три района: Восточный (от Трапезунда до м. Чиви) протяжением в 160 миль, Средний (от м. Чиви до Зунгулдака) протяже- 192
Ни ем в 250 миль и Западный (от Зунгулдака до Босфора) протяжением в 80 миль. В Восточном районе должны были действовать эскадренные миноносцы, базирующиеся на Трапезунд и Батум и еженедельно выходящие попарно в трехдневное крейсерство. В Среднем районе — зеха- дренные миноносцы, базирующиеся на Севастополь н выходящие каждые две недели попарно в двухдневное крейсерство. Блокадные действия в Западном районе возлагались на подводные лодки. Кроме того, здесь предусматривались минные постановки с надводных кораблей. Несколько позже к этим трем районам прибавился еще один: от к. Ка- лнакра до м. Туэла, куда из Сулины раз в неделю высылались 2 эскадренных миноносца 1.
Согласно специальным инструкциям, эсминцы должны были подходить к побережью своего района с рассветом и, следуя вдоль берега, перехватывать суда противника, а на ночь отходить в море. Следующая пара эсминцев выходила в район блокады 8 другие дни недели. В качестве приза предписывалось захватывать суда с ценными грузами (кожа, табак, орехи, зерно). Для их буксировки вместе с эсминцами в море посылались минные заградители или вспомогательные крейсера. На каждом эскадренном миноносце, выходящем для блокадных действий, надлежало иметь от 20 до 30 человек призовой команды г. Крупные надводные корабли предполагалось использовать только для прикрытия блокадных сил или при получении сведений о выходе в Черное море германо-турецких крейсеров. Именно с этой целью к Босфору выходили 5—9 января 2-я бригада линейных кораблей и маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Екатерина II», крейсера «Память Меркурия» и 3 эскадренных миноносцев. Русские корабля осмотрели Анатолийское побережье, у которого они уничтожили 39 парусномоторных шхун противника.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика