История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия флота против надводных кораблей, баз и подводных лодок противника во второй половине 1916 г.


Действия флота против надводных кораблей, баз и подводных лодок противника во второй половине 1916 г.

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Вступление в строи новых линейных кораблей обеспечивало значительное превосходство русского флота над германо-турецким на Черноморском театре. Только «Гебен» сохранял преимущество в скорости хода. Изменение обстановки на Черном море заставило германское командование пересмотреть взгляды на использование крейсеров. Особые возражения вызывали посылки крейсеров в восточную часть моря, ибо увеличивалась опасность для них быть отрезанными от Босфора. Всего в первой половине 1916 г. «Гебен» выходил из Босфора 3 раза, «Бреслау» —9 раз.
С прибытием в Константинополь больших подводных лодок («U-ЗЗ» и «11-38») они начали действовать у Лазистана и Кавказского побережья, появляться у Севастополя. В середине года подводная опасность стала на театре главной, отвлекая значительные силы флота на борьбу с ней.
Командование русского флота вынуждено было постоянно считаться с наличием у противника мощного и быстроходного линейного крейсера. Поэтому в первой половине года оно выделяло специальные отряды прикрытия для обеспечения совместных действий у Анатолийского побережья, блокадных действий миноносцев в Угольном районе, перевозок крупных войсковых соединений. Отряд прикрытия (одна из маневренных групп) состоял обычно из одного нового или 3—4 старых линейных кораблей, одного крейсера, миноносцев. Как правило, отряд выдвигался в сторону возможного появления противника, в зависимо- I сти от обстановки, либо на дальность видимости, либо на расстоянии 30—60 миль от прикрываемых сил. Выделение отрядов прикрытия вызывало большое напряжение основных соединений флота. За полгода к Лазнстанскому побережью маневренные группы выходили 20 раз и пробыли -в море суммарно 102 суток. Кроме этого, одна из маневренных групп периодически находилась в Севастополе в повышенной готовности к выходу на перехват неприятельских крейсеров.
Такое мероприятие, как выдвижение отрядов прикрытия, безусловно обеспечивало действия сил флота. В тяжелый для турецкой армии период германские крейсера не оказали ей помощи, так как в восточ- вой части моря почти непрерывно находились русские линейные корабли. Единственная попытка «Бреслау» в апреле обстрелять русские позиции и, возможно, нанести удар по транспортам, сосредоточенным в Новороссийске для перевозки войск, закончилась неудачей. Не были использованы крейсера и для борьбы с блокирующими силами русского флота.
В первой половине 1916 г. русский флот четырежды развертывался для перехвата обнаруженных в море крейсеров противника. 29 февраля маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Мария» и 3 эскадренных миноносцев вышла для перехвата обнаруженного в Синопской бухте «Бреслау». Но противник был потерян и командующий флотом не смог нацелить на его поиск находившиеся в море группы эскадренных миноносцев. Не встретив «Бреслау» у Босфора, командующий преждевременно прекратил поиск крейсера маневренной группой и направился в Севастополь. На пути туда утром 2 марта он получил донесения от эскадренных миноносцев и подводной лодки «Морж», блокировавших Угольный район, об обнаружении германского крейсера у Босфора.
В ночь на 7 мая «Бреслау» поставил две банки по 22 мины у м. Тар- ханкут н 1 из 16 мин —южнее Евпатории,, которая имела тщательную светомаскировку. С рассветом крейсер, поднявший русский флаг, обстрелял с расстояния около 3 миль порт, повредил транспорт с зерном н 2 парусника; несколько снарядов разорвалось в городе. Вышедшая вз Севастополя в район Босфор — Инада в охранении 3 эскадренных миноносцев «Императрица Мария» перехватить крейсер не смогла, и он скрылся в Босфоре173.
В начале июля в связи с наступательными действиями 3-й турецком армии в районе Трапезунда германо-турецкое командование послало в восточную часть моря «Гебен» и «Бреслау» для уничтожения русских транспортов у Кавказского побережья и у Керченского пролива. В случае встречи со слабейшими силами русского .флота крейсера должны были атаковать их За несколько дней до подхода крейсеров, 26 июня, из Босфора на позицию перед Севастополем вышла подводная лодка «UB-14» и для действий против русских кораблей и транспортов в восточной части моря — «U-38». В 16 час. 4 июля «Гебен» обстрелял порт Туапсе, потопил стоявший там пассажирский пароход и 4 парусно-моторных судна, повредил малый пароход, баржу, буксир, поджег пакгаузы. Одновременно «Бреслау» потопил на рейде Сочи торпедой транспорт и артиллерией парусник, а затем, двигаясь на север, расстрелял выбросившийся на берег транспорт.
Но, действуя в районе Туапсе — Сочи, германо-турецкие крейсера находились в рискованном положении, так как удалились от Босфора на 480 миль и могли возвратиться в пролив не ранее вечера 5 июля. Расстояние между Севастополем и Босфором (270 миль) русские линейные корабли и эскадренные миноносцы покрывали обычно экономическим ходом за 16—20 часов, а подводные лодки —за 24—28 часов. Таким образом, командование Черноморского флота имело в своем распоряжении более суток, чтобы развернуть в районе Босфора силы и преградить противнику обратный путь. Однако реакция в Севастополе была замедленная, хотя первые сведения о выходе германских крейсеров разведка получила около 20 час. 1 июля2.
Сведения о появлении «Гебена» и «Бреслау» у побережья Кавказа вызвали в штабе флота некоторую растерянность, проявившуюся в потоке приказаний, отданных по радио, телефону и телеграфу и нередко противоречивших друг другу.
Оперативная часть штаба флота предполагала, что противник рассчитывает нападением крейсеров на побережье и судоходство вызвать из Севастополя выход линейного корабля, который неминуемо попадет на минное заграждение, выставленное перед этим подводной лодкой174 175.
Утром 4 июля началось предварительное развертывание сил флота для защиты своего побережья от возможных действий крейсеров противника, а также для их поиска и преследования. Из Севастопольской бухты начали выходить в охранении эскадренных миноносцев, сторожевых катеров и гидросамолетов «Императрица Мария» и 3 эскадренных миноносца. Во время движения по южному фарватеру действиями гидросамолета и сторожевых катеров была сорвана атака германской подводной лодки «UB-I4». Затем маневренная группа направилась к м. Иерос для соединения со 2-й бригадой линейных кораблей, вышедшей из Батума. Высланные вперед на 20 миль эскадренные миноносцы образовали дозорную линию с расчетом осветить полосу шириной до 80 миль *.
Следует отметить, что при правильной оценке данных разведки командование флота могло принять и другие меры, чтобы не дать германо-турецким крейсерам уйти в Константинополь. В частности, оно располагало реальными возможностями своевременно сосредоточить у Босфора 2 линейных корабля, 5 эскадренных миноносцев и 2 подводные лодки, а также выставить у входа в пролив мины, которые являлись единственным средством преграждения доступа в Босфор ночью.
Вечером 4 июля с позиции на подходах к Севастополю в район Босфора была направлена подводная лодка «Морж»176 177.
Следовавшая на соединение со 2-й бригадой линейных кораблей маневренная группа получила в 22 часа приказ идти к Босфору, насколько позволят запасы топлива 178. На следующий день группа крейсировала в районе между меридианами 30 и 32°, севернее и южнее 42-н параллели. До захода солнца она осуществила поиск гребенкой в восточном направлении. В 20 милях впереди линейного корабля шли эскадренные миноносцы, образуя дозорную цепь.
В 17 час. 5 июля (т. е. через сутки после обстрела Туапсе и Сочи германскими крейсерами) из Севастополя вышел линейный корабль «Императрица Екатерина II» (флаг командующего флотом) в охра нении эскадренных миноносцев «Счастливый» и «Беспокойный» на соединение с маневренной группой «Императрицы Марии», которая ко времени встречи, состоявшейся в 9 час. 20 мин. 6 июля, вновь произвела поиск в восточном направлении от о. Кефкен и осмотрела полосу шириной 60 миль.
Получив от подводной лодки «11-38» сведения о наличии русских линейных сил в районе Батума, командир «Гебена» решил отослать «Бреслау» для уничтожения судов между Одессой и Севастополем, а сам направился к Босфору. 5 июля из Константинополя командиру «Гебена» сообщили о присутствии русских эскадренных миноносцев на линии Севастополь — Босфор, а на следующее утро — о том, что в 30 милях к северу от Эрегли находится русский линейный корабль. «Гебен» обошел севернее опасный для себя район, рассчитывая подойти к Босфору со стороны Болгарского побережья. «Бреслау» 6 июля находился севернее о. Фидоннси. откуда из-за недостатка угля повернул на юг.
К вечеру 6 июля «Императрица Екатерина II» находилась к западу от линии Босфор — Херсонес; а «Императрица Мария» —к востоку от згой линии. Непосредственно у пролива находились подводные лодки «Нерпа» и «Морж». Первая ничего не знала о действиях крейсеров противника и с рассветом 7 июля из-за повреждений в аккумуляторной батарее ушла с позиции !. Обнаружившая в 18 час. 55 мин. 6 июля у берега «Гебена» в 60 каб. от себя подводная лодка «Морж» пыталась сблизиться с ним для атаки, но последний, имевший большую скорость хода, в 19 час. 40 мин. -вошел в пролив, о чем лодка донесла через эскадренный миноносец «Быстрый» в штаб флота. На следующий день, не обнаруженный никем, в Босфор вошел и «Бреслау». Днем 7 июля обе маневренные группы соединились и возвратились в Севастополь.
Командование Черноморского флота допустило следующие ошибки. Прежде всего оно медленно и нервозно реагировало на данные разведки о выходе германских крейсеров в восточную часть моря и сделало недостаточно обоснованный расчет поиска с целью их перехвата. Не была обеспечена достаточная информация нижестоящих начальников и командиров об обстановке. Солидным просчетом являлась задержка с развертыванием подводной лодки «Морж» и особенно линейного корабля «Императрица Екатерина И». Командование флота потеряло управление подводными лодками у Босфора, хотя присутствие возле него двух линейных кораблей облегчало решение этой задачи. Слабое наблюдение за подходом к проливу со стороны Румелнйского побережья позволило «Гебену» незамеченным проникнуть в Босфор. Наконец, преждевременным отходом в базу командование флота упустило возможность перехватить «Бреслау».
Очередной и последний в 1916 г. выход германского легкого крейсера «Бреслау» был предпринят с целью минной постановки у Новороссийска. По усмотрению командира крейсер мог также топить суда у Кавказского побережья. На позиции у Севастополя заранее была развернута подводная лодка «UB-7». Когда в 20 час. 21 июля в штаб флота поступили сведения о выходе «Бреслау» из Босфора, в Севастополе базировались «Императрица Мария», крейсер «Кагул» н 5 эскадренных миноносцев в 10-часовой готовности, «Императрица Екатерина II»— в суточной готовности. В это же время в юго-западной части моря действовали 2 эскадренных миноносца, а в Батуме находился от- I ряд начальника линейной дивизии и 2 эскадренных миноносца.
В 8 час. 30 мин. 22 июля из Севастополя вышли «Императрица Мария», «Кагул» и 5 эскадренных миноносцев. На протраленном фарва-
тере нх пыталась атаковать «1Ш-7», по была обнаружена гидросамолетом, сбросившим на нее бомбы. Затем корабли направились к м. Бафра. Впереди «Императрицы Марии» (флаг командующего флотом) была выдвинута дозорная цепь из всех 5 эскадренных миноносцев. В 13 час. 30 мин. на меридиане Синопа правофланговый эсминец «Счастливый» обнаружил сначала дым, а затем опознал «Бреслау»1. Командующий флотом приказал двум парам эскадренных миноносцев и «Императрице Марии» атаковать его, а через некоторое время всем эскадренным миноносцам — охватывать противника с двух сторон.
«Счастливый» с дистанции 80 каб. открыл артиллерийский огонь по крейсеру, но вскоре выяснилось, что новые 150-мм орудия последнего имеют дальность огня около 95 каб., тогда как максимальная даль-
itoctb огня эсминца tie превышала 83—87 каб. «Счастливый» вышел из боя.
Боясь быть отрезанным от пролива, «Бреслау» развил самый полный ход (24—25 узлов), повернул на юг, а через некоторое время — на юго-запад. Такое неудачное маневрирование крейсера позволило русскому линейному кораблю сократить расстояние и в 14 час. 15 мин. с дистанции 114 каб. открыть огонь из 305-мм орудий. Но хотя «Бреслау» был взят в широкую вилку (4 каб.), стрельбу пришлось прекратить из-за постановки германским крейсером дымзавесы, к чему русское командование подготовлено не было. Когда дымзавеса рассеялась, расстояние сократилось до 95 каб. и «Императрица Мария» вновь открыла огонь. После близкого падения залпа «Бреслау» снова закрылся завесой. И снова после рассеивания дыма линкор открыл огонь, на этот раз с дистанции 109 каб., но через три минуты прекратил его.
Осколки снаряда, разорвавшегося в 10 м от крейсера, причинили ему незначительные повреждения. «Бреслау» последний раз поставил дымзавесу и сбросил 8 мин. Расстояние между ним и линкором начало увеличиваться.
Преследование «Бреслау» продолжалось до темноты. Командующий флотом стремился прижать противника к берегу и в удобный момент атаковать эскадренными миноносцами. Соединившиеся около 19 час. 4 эсминца, выжидая темноты для атаки, шли впереди крейсера, но вследствие нашедшего шквала с дождем потеряли «Бреслау» из виду. Воспользовавшись этим, продолжавший идти вдоль берега крейсер в 5 час. 15 мин. 23 июля вошел в Босфор.
Таким образом, русское командование сумело сорвать замысел противника относительно его действий у Новороссийска, но не смогло реализовать свои возможности для уничтожения «Бреслау».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика