История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия па сообщениях турецкой Анатолийской армии в 1916 году


Действия па сообщениях турецкой Анатолийской армии в 1916 году

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


В конце декабря 1915 г. командованию флотом стало известно, что турки вновь возобновили подвоз морем из Самсуна в Трапезунд н Ризе боеприпасов, продовольствия и подкреплений для своей 3-й армии. Получив сведения о возобновлении оживленного движения небольших парусников и моторных судов вдоль восточного побережья Анатолии, командование флота прежде всего усилило Батумский отряд кораблей двумя миноносцами. Со 2 января миноносцы одиночно и парами возобновили действия у Лазнстанского побережья Основным способом их действии в этот период являлось крейсерство, обычно с 9 до 17 час., вдоль побережья до Ризе, Сурмене. Таких выходов до качала наступления Приморского отряда было 10, из них 2 ночью. Результаты их оказались незначительными: уничтожены и захвачены 1 парусная шхуна и II рыбацких шлюпок.
.Миноносцы Батумского отряда из-за ограниченного радиуса действия могли ходить только до Трапезунда, поэтому в плане операций на зимний период намечались периодические набеги в юго-восточную часть моря эскадренных миноносцев из Севастополя. Последние должны были неожиданно появляться по возможности одновременно во многих районах побережья170 171. Один из таких набегов был осуществлен в середине января 1916 г. 5 группами эскадренных миноносцев: «Счастливый» и «Дерзкий»— в район Синоп — Самсун, «Быстрый» н «Пылкий»—в район Керасунда — Зентын, «Лейтенант Шестаков» и «Капитан-лейтенант Баранов» — в район Самсун — Унье, «Лейтенант Пущин» и «Жуткий» —в район Унье —Вона, «Заветный» и «Завидный» - в район Вона — Керасунда. Начальник Батумского отряда получил приказание выслать навстречу 2-й группе до Трапезунда 2 миноносца. Задача кораблям была поставлена так: «уничтожение плавучих средств и погрузочных сооружений, могущих служить для целен снабжения армии; разрушение же других береговых сооружений военного значения разрешается, только когда выполнение главной задачи обеспечено»172.
Все группы вышли последовательно из Севастополя 16 января. В ночь на 17 января из Батума вышли миноносцы «Строгий» и «Стремительный». Курсы и скорость хода всех групп были избраны с расчетом одновременного появления их в назначенных районах на рассвете 17 января. Отсутствие береговой обороны у противника позволяло кораблям идти в непосредственной близости от берега, заходить в бухты в на рейды, уничтожая там артиллерийским огнем все парусные суда, разрушая портовые сооружения, склады, небольшие верфи парусных судов. Набег оказался внезапным для турок. Всего было уничтожено 164 парусных судна, моторная шхуна и моторный катер, взято в плен 31 человек, в Самсуне, Унье и Фаце разрушены портовые сооружения. По показаниям пленных, парусники занимались перевозкой продовольствия, главным образом зерна и муки, для турецкой армии на Кавказе. Начальник минной бригады наметил после пополнения в Батуме запасов топлива повторить на обратном пути в Севастополь набег. 19 января в полдень все группы вышли в море, но, встретив свежий норд- вест и крупную зыбь, возвратились в Батум. На следующий день 3, 4 и 5-я группы совместно направились в главную базу, а 1-я и 2-я группы—в назначенные им районы, где уничтожили на берегу 7 и на воде 33 парусных судна различных размеров и обстреляли 3 верфи и мост. 21 января все корабли возвратились в Севастополь.
Метод одновременного внезапного набега нескольких групп эска- • дренных миноносцев оказался наиболее эффективным для нарушения каботажного сообщения противника вдоль всего побережья. Вместе I с тем он был сопряжен с большим расходом сил и отрывал эскадренные миноносцы от выполнения других задач, поэтому не получил широкого применения.
С началом наступления Кавказской армии каботажное судоходство вдоль Анатолийского побережья заметно возросло, что потребовало от русского флота более энергичных действий. Решение этой задачи достигалось двумя способами: систематическими действиями миноносцев Батумского отряда на ближних коммуникациях противника (до Ризе — Трапезунда) и периодическими набегами на более удаленные участки побережья —от Трапезунда до Синопа. Миноносцы Батумского отряда совмещали действия по нарушению каботажного судоходства противника с решением задач по прикрытию и поддержке приморского фланга армии и пресечению тыловой коммуникации противника—прибрежной дороги. Обычно с этой целью во время совместных действий у Архаве, Вице и Ризе выдвигались вперед I—2 миноносца. В отдельные периоды (например, с 5 до 19 февраля) такие крейсерства осуществлялись почти непрерывно, однако результаты их были незначительны. ТОЛЬКО эскадренным миноносцам «Живой» и «Лейтенант Пущин» удалось днем 8 февраля уничтожить на берегу в районе Вице —
Атпна 5 шхун и 38 фелюг. Объяснялось это тем, что турки, опасаясь подходить на парусных судах близко к линии фронта, предпочитали производить выгрузку в отдаленных пунктах побережья.
Более эффективные результаты давали набеги эскадренных миноносцев на участки побережья от Трапезунда до Синопа. В темное время суток, когда противолодочное охранение линейных кораблей снималось, в этот район направлялись эскадренные миноносцы из отрядов прикрытия. Высылались, но реже, с этой целью эскадренные миноносцы и из Севастополя. Каждый поход их отсюда в Батум или обратно командование флота стремилось использовать и для «осмотра» Анатолийского побережья. Так, вышедшие из Батума в Севастополь «Пронзительный» и «Беспокойный» на рассвете 28 февраля подошли вплотную к побережью, уничтожили 17 груженых парусников, разрушили артиллерийским огнем в Фаце казармы запасного батальона, обстреляли на р. Терме группу парусников, при этом перекидной огонь одного эскадренного миноносца корректировался другим. Вечером,подходя к Синопу, русские корабли встретили «Бреслау», приняв его за «Гамндне». Эсминцы легли на сближение, чтобы атаковать противника торпедами (на «Пронзительном» был подготовлен залп из 5 торпед), однако крейсер уклонился от атаки и скрылся в темноте. Утром 29 февраля миноносцы возвратились в Севастополь.
24 марта эскадренные миноносцы «Пронзительный» и «Поспешный» из состава 1-й маневренной группы, находившейся в прикрытии у Лазистанского побережья, выйдя из Батума, где они пополняли запасы топлива, обошли побережье от Трапезунда до Керасунды и уничтожили на воде и берегу 16 груженых парусников. Утром 26 марта эти эскадренные миноносцы вновь обошли побережье. В бухтах Зефирос и Иол-Агзы они уничтожили 10 фелюг, сильно повредили большой мост и совершенно разрушили другой, уничтожили телеграфный наблюдательный пункт н зажгли лесной склад. На следующее утро «Пронзительный» и «Поспешный» потопили в устье р. Терме 5 больших парусников с грузом и обстреляли группу других судов, укрывшихся в реке. 14 апреля эскадренные миноносцы «Пронзительный», «Беспокойный» и «Дерзкий» из состава отряда прикрытия, обойдя побережье от Трапезунда до Вона, уничтожили 58 парусников.
По неполным данным, в 54 набегах на морские сообщения Анатолийской армии во время Эрзерумской и Трапезундской операций на воде и берегу было уничтожено 274 парусных судна.
После потери турками базы снабжения в Трапезунде некоторое время наблюдалось оживленное движение турецких парусных судов в восточной части моря, перевозивших подкрепления и снабжение войскам в новом районе. 6 июня штаб флота получил сообщение от армейского командования из Трапезунда о большом движении фелюг с гру-
замы между Фолом н м. Зейтын Эскадренные миноносцы из состава
2- й маневренной группы пресекли это движение. Однако уже 26 июня командир 5-го Кавказского корпуса вновь сообщил, что почти ежедневно наблюдается подход к Фолу 20— 30 фелюг для выгрузки ночью. В тот же день командующий флотом приказал начальнику линейной дивизии принять необходимые меры для прекращения подвоза на фелюгах в район м. Иерос—Керасунда, посылая туда поочередно все эскадренные миноносцы — и когда линейные корабли находятся в базе, н когда они в море2. В конце июня и первой половине июля почти ежедневно из Батума или Трапезунда посылались миноносцы в крейсерство или для набегов в район м. Иерос—Керасунда, а иногда и дальше на запад. При появлении их у побережья турецкие парусники немедленно скрывались в устьях рек или выбрасывались на берег.
В течение всего года только один раз к Восточно-Анатолийскому побережью была послана подводная лодка. Это был «Скат»3. 7—9 июля лодка дважды обошла побережье от м. Иерос до г. Фол (ночью в надводном положении, днем под водой и в надводном положении), уничтожила артиллерийским огнем большой барк и 5 фелюг, обстреляла сооружения на берегу в районе Фол, взяла 7 пленных.
С прекращением активных действий на Кавказском фронте флот перешел к эпизодическим набегам на коммуникации вдоль восточной части Анатолийского побережья, в основном на районы Синоп — Сам- сун и Керасунда —Терме. Так, 6 октября эскадренные миноносцы «Счастливый», «Пронзительный» и «Поспешный» произвели набег с демонстративными целями на Самсун. Здесь и в Синопе миноносцы уничтожили 58 парусных судов и обстреляли пристани.
Для уничтожения плавучих средств противника, а также захвата его парусных судов 2 ноября эскадренными миноносцами «Капитан Сакен», «Лейтенант Зацаренный», миноносцем «Строгий» и транспортом «Святогор» был проведен набег на укрытую якорную стоянку противника в устье р. Терме с высадкой диверсионного десанта. В состав десанта были назначены 40 дружинников и 150 вооруженных добровольцев (местных жителей — армян). Высадка десанта прошла успешно. Всего в реке было обнаружено до 50 фелюг, из которых вывести удалось 20, остальные располагались выше по течению, были надежно укрыты и хорошо охранялись. Большую помощь десанту оказали партизаны-армяне.
Основными способами действий миноносцев на ближних коммуникациях противника являлись крейсерство днем и ночью (блокада ближайшего к линии фронта побережья противника) и набеги на удаленные участки коммуникаций. В условиях отсутствия у турок в этом районе береговой обороны и боевых кораблей действия на морских сообщениях проходили в основном без помех.
В 1916 г. Черноморский флот добился значительных результатов в действиях на морских сообщениях противника, который часто оказывался перед необходимостью прекращать морские перевозки в Босфор, возвращая в порты не только пароходы, но и парусные суда. Как уже отмечалось, в результате действии русского флота турецкая столица и флот испытывали острую нужду в угле и продовольствии.
По неполным данным, противник потерял в западной части моря в 1916 г. 6 угольных транспортов, 16 различных пароходов и буксиров и 91 парусное судно различных размеров ]. К концу года в составе турецкого флота оставалось только 2 угольных транспорта.
Серьезно было нарушено и каботажное плавание парусных судов в восточной части моря.
Всего в 1916 г. корабли русского Черноморского флота совершили в этом районе 83 крейсерства. Помимо значительного материального ущерба (противник потерял около 778 парусных и моторных судов), они на отдельных этапах совершенно прерывали каботажное судоходство вдоль Анатолийского побережья, столь важное для снабжения турецкой армии н экономики восточных районов Турции. Только наличие большого количества парусных судов и широкие возможности их строительства позволяли туркам вновь возобновлять перевозки.
Менее энергично русский флот действовал на коммуникации вдоль западного побережья моря, от Констанцы в Босфор, стесненный запретом атаковать торговые суда в территориальных водах Румынии2.
На характер действий Черноморского флота, использование его сил и способы выполнения боевых задач большое влияние оказывала общая обстановка на театре. Отвлечение основных сил флота для содействия Кавказской армии в первой половине года в значительной степени ослабило блокаду Угольного района и Босфора. Во второй половине года значительные силы флота были привлечены к Румынскому фронту, но это в меньшей степени сказалось на результатах блокады Босфора благодаря успешному минированию подходов к нему.
Важнейшим достижением Черноморского флота в кампанию 1916г. являлся систематический характер действий на морских сообщениях противника, приобретавших на отдельных этапах форму блокады. Наиболее эффективными методами явились непрерывная блокада Угольного района тремя маневренными группами, выходившими в море посменно, к активные минные постановки у Босфора с организацией блокадного дозора для наблюдения за выставленным минным заграждением. Минные заграждения при периодическом их подновлении и усилении оказались действенными на длительный период. Блокада Угольного района и Босфора одними подводными лодками, вследствие недостаточного количества их, не дала ожидаемых результатов.
В действиях надводных сил флота следует отметить:
— разделение основных сил флота на три маневренные (тактические) группы, обеспечивавшие возможность непрерывного воздействия ка морские сообщения противника в Угольном районе; -
— увеличение продолжительности действия маневренной группы посредством сменности эскадренных миноносцев блокирующих пар и охранения;
— ряд успешных выходов эскадренных миноносцев на перехват неприятельских судов по данным разведки;
. — внезапные набеги на сообщения противника в юго-восточной части моря;
— нанесение внезапного удара несколькими группами эскадрен- аых миноносцев по всей длине морских сообщений в юго-восточной частя моря;
— управление самостоятельными действиями эскадренных миноносцев после их выхода из базы (перенацеливание по радио на другой объект).
Подводные лодки удачно сочетали в одном походе позиционный метод (у входа в порт Зунгулдак, у входа в пролив, наблюдение за ' минным заграждением) и крейсерство в ограниченном, но значительном по своим размерам районе. Командиры лодок широко использовали преимущества крейсерства вдоль неприятельского побережья. Путем распределения районов, времени действия в них и взаимной информации об обстановке было достигнуто оперативное взаимодействие между подводными лодками и надводными кораблями, однако это взаимодействие еще не носило постоянного характера, а слабые возможности радиосвязи на лодках затрудняли использование последних в качестве средства оперативной разведки на театре.
Положительным явлением следует считать проведение налета на Зунгулдак гидросамолетами с авиатранспортов, который завершился потоплением транспорта.
Активные минные постановки в районе Босфора во второй патовине 1916 г. представляли собой большое достижение Черноморского флота. Использование эскадренных миноносцев, достижение скрытности постановки основного заграждения, правильное при существовавших средствах решение задачи подновления и усиления минного заграждения безусловно заслуживают положительной оценки.
Штаб флота значительно улучшил планирование действий на морских сообщениях, разработал основные организационные документы.
Вместе с тем в действиях Черноморского флота на морских сообщениях противника имелись и существенные недостатки. Прежде всего в первой половине года совершенно не осуществлялись активные минные постановки. Вследствие конструктивных недостатков единственный в составе флота подводный заградитель использовался ограниченно (выполнил всего две постановки). На флоте не был поднят и решен вопрос о переоборудовании других лодок для минных постановок, тогда как в Германии это было сделано. Слабо использовалась в борьбе на морских сообщениях морская авиация (всего один налет на Зун- гулдак). При планировании действий маневренных групп допускалась частая перемена их начальников (командующих), менялся и состав самих групп, допускались и большие промежутки между сменами блокирующих сил.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика