История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Действия флота в Трапезундской операции в 1916 году


Действия флота в Трапезундской операции в 1916 году

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Весенняя распутица приостановила наступление Кавказской армии. К середине марта она занимала фронт от Черного моря (р. Балтачи- Дереси) до оз. Урмия. Правый фланг значительно отставал от центра, выдвинувшегося вперед. Противник усиленно укреплял Трапезунд. Сюда в феврале «Гебен» и «Бреслау» доставили подкрепления, в том числе горную батарею и пулеметные команды.
Для овладения Трапезундом русское командование наметило наступательную операцию силами Приморского отряда, усиленного двумя пластунскими бригадами, при поддержке флота. Невыгодный для флота план операции предусматривал, как и прежде, фронтальное наступление отряда, что на длительное время отвлекало силы флота от выполнения других задач.
С продвижением Приморского отряда начала сказываться удаленность Батума от линии фронта, что ограничивало использование тихоходных с малым радиусом действий миноносцев и канонерских лодок. Поэтому командование флота решило создать в Батуме и Ризе временные военные порты.
Наступление Приморского отряда началось 26 марта. За 6 дней русские войска при поддержке отряда кораблей, преодолевая упорное сопротивление противника, продвинулись на 27 км и вышли к р. Кара- Дере. Попытки выбить турок отсюда успеха не имели, так как из-за невысокого темпа наступления 2-го Туркестанского корпуса на Байбурт командование Приморского отряда оказалось вынужденным выделять часть сил для обеспечения своего левого фланга и тыла.
На этом этапе совместные действия русских войск н отряда кораблей прикрывала 1-я маневренная группа («Императрица Мария» и несколько эскадренных миноносцев). Но в связи с началом перевозок пластунских бригад смена прикрытия выслана в море не была, чем воспользовался противник. 30 марта в бухте Сурмене германская подводная лодка «U-ЗЗ» потопила госпитальное судно «Португаль». 3 апреля доставивший в Трапезунд вооружение и боеприпасы «Бреслау» обстрелял русские позиции у Хамуркана (Хаморган). Артиллерийским огнем крейсера, а затем подошедшей подводной лодкой «U-ЗЗ» был уничтожен сидевший на камнях тральщик № 33.
С получением сообщения о появлении «Бреслау» «Ростислав» вышел из Батума, осмотрел порт Трапезунд, а затем возвратился к Хамур- кану и обстрелял турецкие позиции.
Рано утром 4 апреля «U-ЗЗ» вновь подошла к бухте Сурмене. У Офа она обнаружила 2 русских транспорта, но при попытке выхода в атаку была атакована конвоировавшим транспорты миноносцем «Строгий», который таранил лодку и погнул ей перископ. «U-ЗЗ» пришлось
уйти в Босфор, н ко времени прибытия конвоя с пластунскими бригадами район был безопасен в противолодочном отношении.
Перевозка пластунских бригад. Согласно директиве начальника морского штаба Ставки № 85 от 12 марта из Новороссийска в район Ризе надлежало перевезти 1-ю и 2-ю пластунские бригады и 2 артиллерийских дивизиона, общей численностью около 18 тыс. человек, более 4300 лошадей, около 1400 повозок и кухонь, 26 орудий, 70 пулеметов, 8 автомашин и другие грузы. Эта перевозка, потребовавшая использования значительных сил флота, вылилась в операцию по защите морских сообщений. Специальной директивой командующего флотом1 к выполнению задачи привлекались 36 специально оборудованных для перевозки войск и боевой техники транспортов, организованных в четыре отряда. В отряд охранения включались 3 нефтяных н все угольные миноносцы, крейсер «Прут», авнатранспорты «Алмаз», «Александр 1>, «Николаи I»; в отряд прикрытия—1-я бригада линейных кораблей, «Императрица Мария», «Императрица Екатерина II», крейсера «Память Меркурия» и «Кагул» и 6 эскадренных миноносцев. В Ризе предусматривалось развернуть базу высадки, которой придавались: местные средства портов Батум и Ризе и ряд других судов, 2 базных транспорта с 60 десантными ботами, 6-й дивизион миноносцев, 2 канонерские лодки, 9 тральщиков типа «Эльпндифор» и сетевой заградитель «Аю-Даг». В ходе операции были привлечены также линейный корабль «Три святителя», несколько отделений тральщиков, посыльные суда, буксиры, ледоколы, а также в районе своих баз и портов силы обороны Северо-Западного района (Одесса) и охраны рейдов района главной базы.
Руководство всей операцией и командование отрядом прикрыт командующий флотом оставлял за собой (флаг на «Императрице Марии»). Начальником отряда охранения назначался начальник минной бригады, перевозка и высадка войск поручалась командующему Транспортной флотилией.
Подготовка сил и средств к перевозке войск продолжалась в течение 17—18 дней, а для некоторых сил, обеспечивавши-х непосредственно высадку на побережье,— почти месяц (до 7 апреля). 14 февраля, независимо от предстоящей перевозки, началась подготовка базы высадки, для которой был создан отряд кораблей из посыльного судна «Александр Михайлович» и транспортов № 9 и № 68. В середине марта срочно оборудовались десантными сходнями еще 8 судов типа «Эльпиди- фор». 30 марта был создан временный военный порт в Поти. Полагаясь, по-видимому, на величину Новороссийского порта, где сосредоточнваЛиСь пластунские бригады, командование не учло его недостатков и ограничилось указанием об организации стоянки кораблей и транспортов в гавани. Намечалась постановка бонов и противолодочных сетей. В Новороссийск перешла Керченская партия траления.
Побережье района высадки в бухте Ризе, от м. Пириос до р. Аска- рос, было разделено на три участка. Левый участок предназначался для высадки 1-й пластунской бригады, центр — для артиллерийского дивизиона, правый — для 2-й бригады. Для защиты транспортов от подводных лодок у входа в бухту на расстоянии 20—25 каб. от берега предполагалась постановка сетевого заграждения.
Большое внимание уделялось скрытности подготовки операции '. Ее план был известен ограниченному кругу лиц и держался в тайне до выхода судов в море. С 26 марта до 4 апреля были прекращены передачи из Одессы в Румынию телеграмм, писем и посылок. Маршрут перехода Транспортной флотилии из Одессы в Новороссийск пролегал преимущественно в открытом море, вдали от берегов, где вероятность встречи с подводными лодками была наименьшей. Инструкции обязывали тщательно соблюдать светомаскировку на переходе ночью и* резко ограничивали радиопереговоры.
Перевозка войск по железной дороге в Новороссийск была завершена в основном к 29 марта, но маршевые команды, пополнение конского состава и некоторые грузы продолжали прибывать до 2 апреля. Сосредоточение транспортов в Одессе закончилось к 25 марта. Предварительное развертывание части сил, обеспечивающих посадку войск в Новороссийске и высадку их в Ризе, было произведено за несколько дней до начала операции и продолжалось параллельно с развертыванием основных сил. 26 марта из Севастополя в Одессу вышла минная бригада в составе 12 эскадренных миноносцев, а на следующий день линейный корабль «Императрица Екатерина II», крейсера «Кагул» и «Память Меркурия» и два эскадренных миноносца, которые к утру 28 марта заняли позицию южнее линии Сарыч — Фидонисн для прикрытия выхода транспортов из Одессы. Вслед за этими кораблями в море вышла крейсерская группа отряда охранения: крейсер «Прут», авиатранспорты «Александр I», «Николай I» (по 7 гидросамолетов) и «Алмаз» (3 гидросамолета) в охранении трех посыльных судов.
В 8 час. 25 мин. в 5—6 каб. от авиатранспорта «Николай I» был обнаружен перископ подводной лодки, которую обстреляли ныряющими снарядами142.
Спустя час начальник отряда охранения выслал в море последовательно все эскадренные миноносцы для обследования района и встречи транспортов, начавших в 10 час. 10 мин. выходить из гавани. 28транспортов следовали по протраленному и обвехованному фарватеру одной кильватерной колонной. По обе стороны от нее занимали места миноносцы охранения. Около 14 час. конвой вышел из канала. Все это время гидросамолеты (по 2—7 в группе) производили разведку прилегающего района и несли противолодочное охранение транспортов. На переходе отряд прикрытия держался в 40—50 каб. южнее конвоя.
В 15 час. 30 марта Транспортная флотилия также по протраленному и обвехованному фарватеру начала входить в Цемесскую бухту. Отряд прикрытия с 14 час. маневрировал в 15—25 милях к югу от Новороссийска, в видимости берегов, и только к 16 час. 31 марта вошел в порт. В дозоре был оставлен крейсер «Память Меркурия».
• Одновременное прибытие в Новороссийск, в котором не было военно-морского начальника и военного порта, большого числа транспортов и боевых кораблей выявило серьезные недостатки в подготовке этого пункта к операции. Важнейшими из них были: отсутствие береговой обороны, что заставляло держать корабли в повышенной готовности к отражению противника; нехватка портовых средств, в частности погрузочно-разгрузочных приспособлений, плохая организация снабжения (уголь низкого качества, медленная подача воды, отсутствие в городе продовольствия) и маячной службы (осветительные приборы оказались разобранными); неготовность бона и противолодочных сетей; отсутствие светомаскировки в городе и порту. Посадка войск была затруднена вследствие загромождения многочисленных причальных линий нефтепроводами и рельсами. В результате принятых мер были установлены противолодочная сеть у входа в порт и дополнительные наблюдательные посты и батареи полевой артиллерии вдоль побережья.
В 11 час. 31 марта появившаяся у Кавказского побережья после потопления госпитального судна «Португаль» германская подводная лодка «U-ЗЗ» обстреляла пароход, Сухумский маяк и город. В связи с этим была усилена противолодочная оборона Новороссийска. Для охраны входа в порт был назначен дежурный миноносец, а в районе Новороссийска ежедневно производился поиск подводных лодок.
3 апреля после получения сообщения об обстреле «Бреслау» рус- ких позиций у Хамуркана для крейсерства вблизи Новороссийска вышли «Императрица Екатерина II», «Кагул» и 3 эскадренных миноносца. На рассвете 4 апреля они обнаружили «Бреслау», и с дистанции 92 каб. линейный корабль открыл артиллерийский огонь. Германский крейсер поспешно отошел к Босфору.
К вечеру 3 апреля в Новороссийске были закончены все приготовления для посадки войск. Тихоходные суда 3-го отряда транспортов с обозами двух бригад и Сибирским артиллерийским дивизионом было решено оставить в Новороссийске до окончания перевозки основных сил. На следующий день на 22 транспорта были погружены 1-я и 2-я Кубанские пластунские бригады, Кавказский конно-горный артиллерийский дивизион, саперная рота, 2 лазарета и вьючные обозы.
В 8 час. 5 апреля из Новороссийска после предварительного контрольного траления фарватеров вышли миноносцы для обследования близлежащего района перед выходом транспортов. В 14 час. начали выходить транспорты; в охранение их вступали миноносцы. Разведку и противолодочное охранение вели 2 гидросамолета. Выйдя из протраленного фарватера, конвой построился в ночной походный порядок. Все корабли и суда двигались к Ризе со скоростью 8 узлов.
В 9 час. 5 апреля из Севастополя вышли «Императрица Мария», 3 эскадренных миноносца для усиления прикрытия перехода и высадки войск и «Три святителя» в Новороссийск для охраны оставшихся там транспортов и усиления обороны порта. Крейсера «Кагул» и «Память Меркурия» к утру 7 апреля заняли позиции на меридиане 40°, образовав дозорную линию западнее Ризе. К этому времени группы прикрытия расположились к северу от Ризе: «Императрица Екатерина II» между меридианами 40° и .м. Иерос, «Императрица Мария» — восточнее.
С 4 час. 45 мин. до 17 час. 45 мин. гидросамолеты попарно непрерывно осуществляли разведку прилегающего района. В конце дня 4 самолета с гндроавиатранспорта «Николай I» были переданы для образования берегового отряда в Ризе. К 10 час. 35 мин. сетевой заградитель «Аю-Даг» и канонерская лодка «Донец» закончили постановку сетевого заграждения в бухте Ризе.
В 8 час. прибывшие в Ризе транспорты начали высадку войск, которую завершили к 17 час., после чего вечером в охранении миноносцев вышли в Батум и Поти. Во время разгрузки судов район высадки охраняли тральщики типа «Эльпиднфор» (внутренняя линия) и миноносцы (внешняя линия). В 16 час. группа прикрытия «Императрицы Екатерины II» ушла для пополнения запасов в Севастополь, крейсер «Кагул» —в Батум.
За три дня до высадки пластунских бригад в Ризе турки перешли в наступление, угрожая прорвать фронт Приморского отряда. 6 апреля начальник отряда обратился с просьбой перебросить пластунские бригады в Хамуркан. Опасаясь атак подводных лодок, командующий флотом отказал в выделении сил прикрытия для транспортов. Тогда начальник высадки решил обеспечить перевозку войск оставшимися в Ризе кораблями. К 6 час. 8 апреля 1-я пластунская бригада была посажена на 7 тральщиков, что заставило командующего флотом отменить перевод транспортов на север и направить миноносцы н отряд прикрытия к Ризе. В 9 чае. 30 мин. тральщики в охранении 6 миноносцев вышли в Хамуркан, где высадили непосредственно на берег 8211 человек. В последующие дни I, 2 и 4-й отряды транспортов в охранении эскадренных миноносцев, авиатранспорта «Николай I*. и крейсера «Прут> были переведены на сезер. 3-й отряд транспортов, состоявший из 14 та-
Схема 30. Противолодочная оборона района высадки в Ризе
хоходных судов, благополучно прибыл в Батум 13 апреля под прикрытием линейного корабля «Императрица Екатерина II». Все корабли, участвовавшие в операции, возвратились в Севастополь в период с 13 до 17 апреля.
В результате операции по перевозке войск из Новороссийска в Ризе Приморский отряд был значительно усилен, что позволило ему продолжить наступление на Трапезунд. Это была первая в практике Чср-
коморского флота перевозка крупного контингента войск и высадка их ка необорудованный берег. Успех операции был достигнут: наличием на флоте опыта подготовки крупной десантной операции, в результате которой были своевременно созданы Транспортная флотилия, базы высадки и транспортно-высадочные средства (оборудованные транспорты, тральщики типа «Эльпидифор», десантные боты, базные транспорты); выделением значительных сил флота для прикрытия перехода и охранения транспортов, посадки и высадки войск; соблюдением мер скрытности и удачным выбором маршрутов перехода (вдали от берегов); энергичной и напряженной работой личного состава транспортов и боевых кораблей, а также высокими боевыми качествами и выносливостью перевозимых войск. Быстрой высадке войск благоприятствовали и метеорологические условия.
Наиболее существенным недостатком подготовки и проведения операции явилось отсутствие единого начальника в районе высадки. На рейде Ризе одновременно действовали три независимых один от другого начальника — командующий армией, начальник охраны и командующий Транспортной флотилией. К серьезным недостаткам следует отнести и незавершение оборудования района высадки (побережья и рейда), нехватку высадочных средств (десантных ботов и тральщиков), отсутствие четкой схемы связи, вызвавшее поток радиограмм оперативного и обычного характера.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика