История Русского флота

История Русского флота.

 
» » Экспедиция особого назначения в 1915 г на Черном море


Экспедиция особого назначения в 1915 г на Черном море

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Длительное время в 1915 г. противник не имел возможности активно противодействовать перевозкам по Дунаю боеприпасов и различных военных и народнохозяйственных грузов. Потерн среди судов русской Экспедиции особого назначения (ЭОН) от мин и авиабомб были крайне незначительными. Количество подлежащих перевозке грузов непрерывно возрастало, а пропускная способность портов была недостаточной, не хватало и транспортных средств. По данным на 29 марта 1915 г., в составе ЭОН находилось 14 пароходов, 40 барж, 40 подчалков и 28 понтонов и пристаней '. Один рейс с разгрузкой в Прахово при благоприятных условиях занимал 10 дней.
Обычно организация переходов по Дунаю была следующей. Впереди шел так называемый разведочный отряд, состоявший из 2 вооруженных пароходов, которые в наиболее опасных местах, в узкостях и на перекатах ставили трал Шульца или специальные «кошки». В 3—4 милях за ним шли 2 вооруженных парохода из боевого отряда с задачей прикрыть шедшие концевыми транспортные суда главным образом от налетов авиации, так как появление вражеских кораблей считалось маловероятным. Как правило, транспорты буксировали по нескольку несамоходных барж. В отдельных случаях вдоль берега следовали небольшие вооруженные группы береговой разведки.
До 30 апреля 1915 г. суда ЭОН перевезли в Сербию 319 вагонов муки, ячменя, овса, отрубей, сена и других продовольственно-фуражных грузов. К этому времени в Ренн было доставлено еще 309 вагонов различных грузов и намечалось к отправке 10 470 вагонов до начала нюня и около 5500 вагонов до конца августа 129. Наличными средствами справиться с таким объемом перевозок ЭОН не могла.
Когда 20 февраля начальнику экспедиции было предложено срочно подготовить плавсредства для доставки в Сербию 53-го казачьего полка, а затем одной ополченческой бригады (43 офицеров, 2 тыс. казаков, 1500 лошадей, 3 грузовиков, 10 повозок, 50 двуколок и до 2 млн. пудов различных грузов130 131 132), он вынужден был телеграфировать командованию флота, что для выполнения задачи ему не хватает ни барж, ни буксиров. Между тем все суда Дунайского пароходства были уже мобилизованы, и дополнительно можно было получить плавсредства только из Одессы8. В мае был поставлен вопрос о включении в состав ЭОН всех портовых сооружений и плавсредств на реках Прут и Нижний Дунай. В Ренн строились дополнительные пристани, подъездные пути к ним, железнодорожная ветка, погрузочные приспособления. Наиболее низкую пропускную способность имели сербские порты. Грузы, доставлявшиеся в них из Ренн, не успевали вывозить133. Тем не менее перевозки, хотя и с перебоями, продолжались.
Важной задачей ЭОН являлись также перевозки из сербских портов в русские военных грузов, доставлявшихся из Англин и Франции через Грецию и Сербию. Эти перевозки начались в марте. По 3 мая в Ренн отсюда было доставлено 10339 пудов различных грузов, в том числе 8 самолетов134.
Как н в 1914 г., инженерный отряд экспедиции сооружал в Сербин мосты и переправы. В мае отряд снял временный мост через Мораву и заменил его паромом, а все заготовки и части моста перевез на р. Сава. В августе отряд построил два железобетонных железнодорожных моста между Нишем и Крагуевацем, к сентябрю — заготовил материалы я части для постройки моста протяженностью 999 м и грузоподъемностью до 3 т на р. Сава135. В связи.с большим объемом работ отряд в июне получил из России пополнение в 146 человек.
Минные заграждения на Дунае, выставленные русским отрядом заграждения, затрудняли боевую деятельность австро-венгерской флотилии. Попытки ее проскочить через заграждения без предварительного траления кончались, как правило, плачевно. Так, 4 апреля 1915 г. южнее Белграда подорвался на мине, потерял ход и был добит огнем береговых батарей австрийский вооруженный и бронированный пароход
«Белград»Тралить русские минные заграждения, прикрываемые огнем береговых батарей, австрийцы не могли. Однако в речных условиях морские мины оказались малоподходящими. Они срывались течением п льдом, всплывали на поверхность при понижении уровня воды. Поэтому в мае в ЭОН были назначены специалисты-минеры для установки в районе Железных Ворот донных мин военно-инженерного ведомства. В январе 1915 г. из Кронштадта в Сербию было направлено 10 решетчатых и 2 трубных торпедных аппарата, 12 торпед образца 1897 г. и другое торпедное имущество, которое из-за отсутствия речных сил противника в районе его установки на Дунае и Саве не применялось. Находились в Сербии и английские торпедисты, но взаимоотношения их с русскими коллегами были натянутыми 2.
Осенью 1915 г., когда появились симптомы вступления в войну Болгарии, деятельность Экспедиции особого назначения продолжалась с полным напряжением сил. Последний караван судов из 7 пароходов и 19 барж был направлен в Сербию накануне начала боевых действий; из его состава до Прахово дошло 2 парохода и 6 барж, 3 парохода и 8 барж были интернированы в Румынии, 1 пароход успел вернуться в Ренн, а пароход «Белград» и 5 барж задержали болгары3. Концентрическое наступление немецких, австрийских и болгарских войск против Сербин отрезало пути, связывавшие Россию с Сербией. Изолированные там отряды русских моряков, отходили в глубь сербской территории, уничтожая торпедные батареи, минные станции, мосты и средства переправ. Из Битоля русские солдаты и офицеры (их было 322) были доставлены в Салоники, оттуда морем во Францию и затем на родину4. Части русских отрядов удалось пробиться из Сербии в Румынию, где они были временно интернированы. На этом деятельность Экспедиции особого назначения закончилась.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика