История Русского флота

История Русского флота.

 
» » ОБЩИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


ОБЩИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Автор: russiaflot от 2 июля 2017


Война 1914—-1918 гг. была первой мировой империалистической войной, которая до основания потрясла всю систему мирового капитализма. Эта война углубила противоречия капиталистического общества, до крайности обострила классовую борьбу, ускорила победу Великой Октябрьской социалистической революции в России и дала большой толчок развитию революционного движения в других странах. Первая мировая война и победа социалистической революции в России подорвали мощь империализма в колониальных и зависимых странах.
Воина легла тяжелым бременем на плечи трудящихся всех стран, особенно России, и вызвала громадный рост революционного движения.
Большого размаха революционное движение достигло на русском Балтийском флоте. Благодаря работе, проделанной большевистской партией, моряки Балтийского флота уже к осени 1917 г. перешли на сторону революции. В октябре 1917 г. революционные моряки в боях за Моонзундские острова сорвали немецкий план захвата Петрограда и удушения революции. Балтийцы принимали активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции.
Значение военных действий на Балтийском море в 1914—1917 гг. определялось прежде всего тем, что на его побережье опирался северный фланг всего русско-германского фронта. Группировки русской к германской армий, действовавшие на приморском направлении, прикрывали важнейшие в политическом, экономическом и военном отношении районы России и Германии.
Для России особенно большое значение имела оборона с моря столицы — Петрограда.
Устойчивость в обороне и успех наступательных действий группировок сухопутных войск, действовавших на побережье Балтийского моря, во многом зависели от обстановки на море. В то же самое время обстановка на балтийском приморском стратегическом направлении прямо и непосредственно влияла на положение на других фронтах н театрах. Кроме того, военные действия на Балтийском море имели существенное значение вследствие того, что для Германии, которая вывозила из Швеции важнейшее стратегическое сырье —железную руду, морские сообщения играли особенно важную роль.
Готовясь к войне против Германии, политические и военные руководители России понимали значение Балтики, как главного театра военных действий на море. Поэтому строительству и подготовке Балтийского флота в предвоенный период уделялось основное внимание. Уровень боевой подготовки Балтийского флота обеспечил решение не только оборонительных задач, предусмотренных планом воины, но н наступательных задач, возникших в ходе ее.
Вместе с тем в результате технической и экономической отсталости царской России, гнилости существовавшего в ней строя и за виси мост а от иностранного капитала подготовка к войне на Балтийском море имела ряд слабых мест. В связи с опозданием в развертывании военного кораблестроения и строительства военно-морских баз Балтийский флот вступил в войну с устаревшими кораблями, без хорошо оборудованных на театре военно-морских баз.
В ходе войны строительство Балтийского флота продолжалось. Вступили в строй новые и наиболее современные по тому времени линейные корабли типа «Севастополь», эскадренные миноносцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и большое количество малых кораблей. Однако под влиянием опыта войны и возникших практических задач пришлось внести серьезные коррективы в судостроительную программу Балтийского флота. В частности, возникла необходимость увеличить число эскадренных миноносцев и подводных лодок. Было приостановлено строительство линейных крейсеров типа «Измаил» и легких крейсеров типа «Светлана». В силу экономических трудностей, вызванных войной, и недостаточного развития судостроительной базы Россия не справилась с реализацией большой судостроительной программы, принятой в 1912 г.
Несмотря на пополнение Балтийского флота в течение 1914- 1917 гг. новыми кораблями, ему до конца войны приходилось вести боевые действия при наличии у противника подавляющего превосходства в силах на театре. Задача поддержания выгодного соотношения сил на Балтике для германского командования облегчилась возможностью беспрепятственной переброски сюда сил с Северного моря по Кильскому каналу. Германское командование в ходе войны постоянно пользовалось этой возможностью, тем более что английский флот не препятствовал маневру сил.
В ходе первой мировой войны русский Балтийский флот в целом действовал успешно и нанес германскому флоту серьезные потери при незначительных потерях в своем составе. Однако сложившаяся в ходе войны обстановка на приморском стратегическом направлении, неблагоприятное соотношение сил на море и недостатки в системе базирования оказали решающее влияние на характер задач и боевых действий русского флота.
Главной задачей Балтийского флота на протяжении всей войны являлась оборона морских подступов к Петрограду —столице России. В основу замысла решения этой задачи легло создание на театре глубоко эшелонированной системы минноартиллернйских позиций и укрепленных районов. В ходе войны были созданы центральная нарген-порк- калауддская, фланговая шхерная, передовая, ирбенская и моонзундская минноартнллерийские позиции. Центральная минноартнллернйская позиция вместе с укреплениями Ревеля и Свеаборга представляла мощный укрепленный район, являвшийся главным узлом обороны русских на Балтийском море. Кроме того, в ходе войны были созданы передовые укрепленные районы на флангах Финского залива — Моонзундскнй и Або-Оландский. В тылу всей системы обороны находился Кронштадтский укрепленный район.
Важным звеном всей системы обороны являлись оборонительные минные заграждения. На Балтийском море в ходе войны было выставлено 34846 мин. На флангах минноартиллерийских позиций и на побережье (к западу от о. Гогланд) было построено 59 береговых батарей, насчитывавших 206 орудий калибром от 45 до 305 мм. Прикрытие оборонительных минных заграждений возлагалось на корабельные соединения флота, береговую артиллерию и авиацию. Оборона флангов позиций осуществлялась совместно с сухопутными войсками.
Оборона Финского залива в ходе войны не подвергалась серьезному боевому испытанию, так как противник ни разу не предпринял попытки прорваться в Финский залив с крупными силами. Единственная попытка прорыва в Финский залив немецких миноносцев в ночь на 11 ноября 1916 г. закончилась крахом. Ирбенская позиция, прикрывавшая вход в РИЖСКИЙ залив, подверглась ударам крупных сил германского флота в августе 1915 г. и в октябре 1917 г. Опыт отражения двух прорывов немецкого флота ирбенской позиции показал, что даже самые мощные минные заграждения, не прикрытые надежно артиллерией, преодолимы. Когда минные заграждения прикрыты береговыми батареями, расположенными на флангах, уязвимых с сухопутных направлений, противник может захватить их ударом с суши, чтобы обеспечить форсирование минных заграждений.
Минноартиллерийские позиции в Финском заливе и Ирбенском проливе оказались в целом эффективными преградами от надводных кораблей противника, но недостаточно эффективными от его подводных лодок. Постановка на центральной позиции мин против подводных лодок в 1917 г., равно как и постановка на западной границе ее противолодочных сетей, не дали желаемых результатов вследствие отсутствия действительного наблюдения за входными фарватерами и специального противолодочного корабельного дозора.
Второй основной задачей русского Балтийского флота в ходе первой мировой войны являлось обеспечение правого стратегического фланга русской армии от ударов противника со стороны моря, содействие сухопутным войскам огнем корабельной артиллерии и высадкой тактических десантов.
Как в обороне морских подступов к столице, так и в обороне побережья Балтийский флот осуществлял оперативное и тактическое взаимодействие с сухопутными войсками. Это являлось одной из характерных черт боевой деятельности Балтийского флота в первую мировую войну. Характер взаимодействия флота с сухопутными войсками при решении основных задач предопределил развитие соответствующих форм организации командования в виде оперативного подчинения флота в целом и отдельных его соединений командованию сухопутного объединения, в интересах которого организовывалось взаимодействие. В целом эта новая организационная форма вполне себя оправдала. Однако опыт войны показал, что сухопутное командование, которому оперативно подчинялись соединения флота, должно иметь ясное представление о задачах и возможностях флота. Практически в первую мировую войну в большинстве случаев наблюдалась иная картина. Положение несколько было улучшено путем создания морских групп при штабах командующих объединениями сухопутных войск, которым оперативно подчинялись соединения флота.
Боевые действия Балтийского флота на фланге армии получили наибольшее развитие в кампаниях 1915 и 1916 гг. с выходом приморского фланга германской армии на побережье Рижского залива. Содействие приморскому флангу армии на побережье Рижского залива в ходе войны осуществлялось морскими силами Рижского залива, в состав которых входили устаревшие линейные корабли, крейсера, эскадренные миноносцы, канонерские лодки. Число кораблей в составе морских сил Рижского залива изменялось в зависимости от задач и обстановки.
Основной формой содействия приморскому флангу армии являлась артиллерийская поддержка. Единственный тактический десант, высаженный морскими силами Рижского залива, и несостоявшаяся десантная операция не дают материала для серьезных выводов. Опыт артиллерийской поддержки показал, что для повышения эффективности Необходимы: тщательная предварительная совместная подготовка мор-
ского и сухопутного командования, и в частности единое понимание морской и сухопутной обстановки, а также ясное представление морским начальником, возглавляющим поддерживающее корабельное соединение, задач, которые решают войска, а сухопутным командованием — возможностей корабельной артиллерии и условий ее применения по береговым целям; взаимный обмен картами, а еще лучше — наличие карт совместных действий; надежная связь командира поддерживающего корабельного соединения с сухопутным командованием и кораблей с поддерживающими частями; организация артиллерийской разведки, целеуказания, наблюдения, а также корректировки огня корабельной артиллерии; прикрытие кораблей на огневых позициях от ударов авиации противника; постоянный учет возможного противодействия стреляющим по берегу кораблям средствами тяжелой артиллерии противника; централизованное управление.
Третьей основной задачей Балтийского флота в период первой мировой войны являлись действия на морских сообщениях противника с целью затруднения вывоза немцами из Швеции железной руды и срыв их войсковых перевозок. Для действий на морских сообщениях использовались подводные лодки и легкие силы флота. Причем основным родом сил для выполнения этой задачи служили подводные лодки. Опыт кампаний 1914 и 1915 гг. убедительно показал, что только новые подводные лодки типа «Барс», начавшие вступать в строй в ходе войны, оказались пригодными для действий на морских сообщениях. Поэтому подводные лодки только с осени 1915 г. начали оказывать существенное влияние на морские перевозки немцев, когда число больших подводных лодок, находящихся в строю, достигло восьми.
Подводные лодки действовали на морских сообщениях двумя методами: позиционным и крейсерства в ограниченном районе. Опыт войны показал, что второй метод является более эффективным. При встрече с транспортами подводные лодки применяли артиллерию и торпеды. Иногда германские пароходы уничтожались подрывными патронами. В большинстве случаев стрельбу по транспортам производили одиночными торпедами, в отдельных случаях — залпами из двух-трех торпед. Залповая стрельба была более успешной. При действиях на морских сообщениях были сделаны первые попытки организации взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.
Использование легких сил Балтийского флота для набегов на морские сообщения противника, по существу, было далеко не достаточным. Если в кампаниях 1914 и 1915 гг. это объяснялось сначала отсутствием, а затем очень малым числом быстроходных боевых кораблей, то в последующие кампании по мере вступления в строй эскадренных миноносцев типа «Новик» основной причиной малого использования подводных кораблей для набеговых действий была, с одной стороны, боязнь
потерь, а с другой — нежелание раздражать Швецию, спекулировавшую своим нейтралитетом. Следует все же признать, что даже относительно редкие набеги легких сил Балтийского флота хотя и не могли сорвать морские перевозки противника, однако вынудили его включать в состав охранения конвоев большие корабли, что повышало напряжение сил противника.
Весьма широко использовались для постановок активных минных заграждении крейсера и эскадренные миноносцы. Было осуществлено несколько миннозаградительных операции в 1914—1915 гг. Особенно эффективными .оказались первые постановки активных минных заграждений, выполненные скрытно от противника и в широких масштабах. Всего в ходе войны на Балтийском море было выставлено 4086 мин.
Следует отметить, что штаб Балтийского флота с большим искусством спланировал постановку активных минных заграждений на важнейших узлах коммуникаций противника в южной Балтике. При сравнительно ограниченном расходе мин была создана настолько серьезная минная угроза в обширном районе, что противник, понеся большие потерн в боевых кораблях и транспортах, в конце 1914 г. отказался от ведения активных действий и резко ограничил торговое судоходство.
Необходимо подчеркнуть, что Балтийский флот при выполнении постановок в сложной оперативной и гидрометеорологической обстановке не потерял ни одного корабля, что является лучшим подтверждением высокого искусства использования минного оружия. Опыт осуществления активных минных постановок соединениями и группами надводных боевых кораблей, приобретенный русским Балтийским флотом в течение первой мировой войны, был положен в основу последующей разработки способов подготовки к ведению таких действий.
Действия русского флота на морских сообщениях противника хотя и не привели к длительному нарушению их, но все же серьезно затруднили для немцев использование этих сообщении. Под влиянием этих действий русского флота для обеспечения своих морских сообщений германское командование было вынуждено отвлечь значительные силы от решения других задач, а также перенести коммуникации в прибрежные районы. Организация действии русских сил на морских сообщениях серьезно осложнялась тем, что Германия для осуществления перевозок широко использовала транспорты и территориальные поды нейтральной Швеции. Оценивая действия Балтийского флота на морских сообщениях противника в целом, надо отметить, что русское морское командование использовало далеко не все свои возможности. Не только надводные корабли, о которых сказано выше, но и подводные лодки действовали без должного напряжения. Это обстоятельство объяснялось недооценкой командованием Балтийского флота в 1915—1917 гг. значения действий на морских сообщениях противника,
Деятельность Балтийского флота в целях решения им как оборонительных, так и наступательных задач требовала проведения мероприятий оперативного и боевого обеспечения.-. .
Основными видами его являлись: разведка, противолодочная, противоминная и противовоздушная оборона и организация дозорной службы. Разведка и все виды обороны осуществлялись как в порядке повседневных боевых действий, направленных на поддержание благоприятного оперативного режима на театре, так и для обеспечения конкретных боевых действий флота по решению определенных задач.
Организация оперативной разведки в русском Балтийском флоте в период первой мировой войны достигла весьма высокого уровня. Штаб флота своевременно получал с достаточной точностью достоверные данные о действиях и намерениях противника. Благодаря этому командование флота вплоть до конца войны имело возможность либо упреждать противника в действиях, либо своевременно организовывать противодействующие мероприятия.
Штаб Балтийского флота для ведения разведки на театре использовал: агентуру, подводные лодки, морскую авиацию, радиотехнические средства, широко развитую сеть постов наблюдения и связи и в некоторых, сравнительно редких, случаях надводные корабли. Особенно высоко было поставлено использование в целях разведки радиотехнических средств.
Радиотехническая разведка на русском Балтийском флоте в 1914— 1915 гг., по существу, являлась основным видом разведки на театре. С 1916 г. в результате развития авиации и накопленного боевого опыта основным видом ближней разведки стала воздушная разведка.
Тактическая разведка осуществлялась в начале войны только надводными кораблями, выдвигаемыми обычно по курсу движения основных сил на дальность оптической связи. С 1915 г. в прибрежных районах, и в частности в Рижском заливе, основным средством тактической разведки в условиях большой видимости обычно были гидросамолеты.
Под влиянием использования противником подводных лодок для борьбы против русского Балтийского флота в первый же год войны была организована противолодочная оборона. Она являлась совершенно новым, никогда не существовавшим видом обеспечивающих действий, складывавшихся из следующих мероприятий: наблюдения за подводными лодками противника, осуществляемого постами службы наблюдения и связи, корабельными дозорами и радиотехническими средствами; эпизодических поисков подводных лодок противника в районах обнаружения их; постановки мин против подводных лодок на центральной позиции; постановки противолодочных сетей перед центральной и ирбенской позициями.
Противолодочная оборона кораблей на переходе их морем заключалась в организации специального наблюдения (зрительного) за подвод* нымн лодками и в противолодочном охранении больших кораблей эскадренными миноносцами. Несмотря на ряд мер, принимавшихся с начала и до конца первой мировой войны, противолодочная оборона в русском Балтийском флоте была недостаточно эффективной. Германские подводные лодки проникали в Финский, Рижский и Ботнический заливы, где не только стесняли действия русского флота, но и причиняли ему некоторые, правда незначительные, потери.
Одним из наиболее серьезных недостатков русской противолодочной обороны на Балтийском театре явилась недостаточная ее материальная база, в особенности почти полное отсутствие технических средств наблюдения за подводными лодками. Этот недостаток следует отнести к вине царского морского министерства, которое своевременно не реализовало ценные предложения русских изобретателей.
Широкий размах применения минного оружия в войне на Балтийском море сделал невозможным ведение боевых действий без организации противоминной обороны. Созданная в период русско-японской войны 1904—1905 гг. противоминная оборона военно-морских баз развилась в период первой мировой войны в противоминную оборону на театре, складывавшуюся из следующих мероприятий: зрительного наблюдения за водной поверхностью с целью обнаружения мин; траления; создания и поддержания системы фарватеров. Противоминная оборона кораблей в море заключалась в усилении зрительного наблюдения за минами, плавании по предварительно протраленным фарватерам, а в условиях повышенной минной угрозы — в движении за тралами.
Организация противоминной обороны потребовала привлечения большого количества сил и средств, поэтому к ней были привлечены мобилизованные суда судоходных компаний и частных ведомств. Но к эта мера не могла восполнить недостаток в тральщиках, так как относительно узкая материальная база судоходства царской России не позволяла набрать’требуемое число вспомогательных тральщиков. Обстановка заставила в 1915 г. поспешить со строительством тральщиков специальной постройки, на что в мирное время морское министерство не соглашалось. Кроме того, с началом войны в партию (затем переименованную в дивизию) траления были переданы старые миноносцы типа «Циклон», а несколько позже — миноносцы типа «Сокол». Число тральщиков в составе Балтийского флота возросло о 17 в начале войны до 66 к ее концу.
Несмотря на острый в течение всей войны недостаток тральщиков, противоминная оборона вполне удовлетворительно справлялась со СВОЙ-
ми задачами, и этим объясняются ничтожные потери русского флота на минах противника.
В войне на Балтийском море начиная с 1915 г. обе стороны использовали морскую авиацию не только для разведки, но и для нанесения ударов по кораблям, базам, аэродромам и другим объектам. Таким образом, возникла воздушная угроза, вызвавшая необходимость создания противовоздушном обороны. Новизна вопросов организации противовоздушной обороны и развитие ее средств позволили в течение первой мировой войны заложить только первые основы противовоздушной обороны русского Балтийского флота. В результате появления воздушной угрозы постам службы наблюдения и связи было вменено в обязанность ведение непрерывного наблюдения не только за морем, но и за воздухом. При действиях кораблей в зоне действия авиации противника в отдельных случаях (преимущественно в Рижском заливе в 1916 и 1917 гг.) их прикрывали истребители с береговых аэродромов и со специально оборудованного гидроавиатранспорта. На крупных кораблях была установлена зенитная артиллерия 74.
В целях предотвращения внезапных ударов противника и обеспечения своевременного развертывания сил своего флота была организована система дозорной службы. Корабельные дозоры были выдвинуты в устье Финского залива, находились в Ирбенском проливе и у некоторых баз. Дозоры не всегда неслись регулярно главным образом из-за недостатка легких сил. В начале войны в дозорную завесу на линии Гангэ-—Оденсхольм были выставлены крейсера 1-й и 2-й бригад, но после гибели «Паллады» они были заменены эскадренными миноносцами (преимущественно устаревших типов), а также некоторыми вспомогательными тральщиками, которые вследствие своей большой осадки не могли быть использованы для траления. В Ирбенском проливе корабельный дозор несли главным образом эскадренные миноносцы. Потребность в специальных силах, предназначенных для несения дозорной службы и осуществления противолодочной обороны, уже во время войны с достаточной определенностью выдвинула необходимость создания специальных классов боевых кораблей-—сторожевых кораблей. Их постройка была начата в конце войны (сторожевые суда типа «Коршун») для Балтийского флота, где уже в 1916 г. была сформирована дивизия сторожевых судов, состоявшая из миноносцев устаревших типов и вспомогательных сторожевых судов. Опыт несения дозорной службы, приобретенный Балтийским флотом в течение первой мировой войны,
обогащенный затем опытом гражданской войны, был использован ВМФ СССР.
В войне на Балтийском море принимали участие все рода военно- морского флота.
Таким образом, флот в ходе войны превратился из однородного надводного флота в разнородные военно-морские силы, состоявшие из надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, береговой и зенитной артиллерии, морской пехоты и частей специального назначения. В боевых действиях были использованы все виды морского оружия: корабельная и береговая артиллерия, мины, торпеды и авиационные бомбы. Применение качественно новых боевых средств и сил вызвало ряд крупных изменений в методах ведения войны на море и способах боевых действий, т. е. в военно-морском искусстве.
Возникла новая форма боевой деятельности флота — морская операция. В силу своеобразия сложившейся обстановки на театре и вытекавших из нее задач русский Балтийский флот в ходе первой мировой войны проводил операции преимущественно по постановке минных заграждений. Значительных масштабов в период войны достигла повседневная боевая деятельность флота.
В ходе войны сложились основы организации боевой деятельности разнородных сил Балтийского флота. Опыт войны показал, что непременным условием успешного использования разнородных сил флота является организация оперативного и тактического взаимодействия. -
Увеличение значимости подводных лодок, авиации и минного оружия в системе военных действий на море вызвало необходимость создания на театре противолодочной, противовоздушной и противоминной обороны. К числу несомненных достижений русского военно-морского искусства в течение первой мировой войны следует отнести организацию противолинейной обороны, далеко опередившей организацию этого вида обороны на театре у всех иностранных флотов.
В ходе военных действий были выработаны основы оперативного к тактического использования новых родов сил флота — подводных лодок и морской авиации.
Под влиянием угрозы надводным кораблям со стороны подводных лодок не только в море, но и в базах возникла необходимость выделения специальных сил для обороны базы с моря и создания системы охраны рейдов. Угроза со стороны авиации противника привела к необходимости организации противовоздушной обороны баз. Существенными недостатками в организации использования сил и средств, предназначенных для обороны баз, являлись отставание технического уровня этих сил и средств от требований современности и отсутствие единого командования этими силами.
В области тактики разнородных военно-морских сил наиболее крупным достижением русского военно-морского, искусства явилась разработка способов подготовки и ведения оборонительного боя на минно- артиллерийской позиции, что нашло свое отражение в Наставлении для такого боя. Наставление предусматривало: организацию разведки; использование в бою разнородных военно-морских сил (надводных кораблей, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии); взаимодействие разнородных сил, организуемое в интересах эскадры, рассматривавшейся в качестве главных сил в бою; организацию предварительных ударов минноторпедиыми силами (эскадренными миноносцами и подводными лодками); нанесение главного удара силами эскадры и береговой артиллерии. Наставление предусматривало также создание нескольких тактических групп (до шести) и глубоких боевых порядков. Разработка вопросов оборонительного позиционного боя была тесно связана с совершенствованием системы комплекса позиционного оборудования. Создание такой системы также следует отнести к крупным достижениям русского военно-морского искусства, сумевшего создать непреодолимую преграду для превосходящих по численности сил противника и в то же время не стеснявшую свободу действий своих сил.
Перерождение в ходе первой мировой войны однородного по своему составу Балтийского флота в разнородные военно-морские силы привело к возникновению новых форм организации сил, из которых важнейшими были:
— эскадра, представлявшая высшее тактическое соединение, состоявшее из соединений надводных кораблей различных классов;
— минная оборона, явившаяся объединением, включавшим в себя соединения миноносцев, минных заградителей и тральщиков;
— дивизия подводных лодок, оперативно-тактическое соединение подводных лодок;
— сторожевая дивизия;
— дивизия авиации, высшее соединение авиации в составе флота;
— охрана водных районов, соединения, включавшие силы, осуществлявшие сторожевое охранение и некоторые виды обороны в определенных районах театра;
— дивизия морской пехоты (Балтийская морская дивизия).
В ходе войны резко повысилась роль штаба командующего флотом н штабов соединений, как органов управления силами, и улучшилась организация их. В составе штаба флота был создан ряд новых отделено
ний. Недостатком в организации штаба флота являлось объединение его разведывательных, оперативных и организационных функций в одной оперативной части.
Достижения военно-морского искусства Балтийского флота, как я все передовое в русском военно-морском искусстве, были восприняты нашим советским военно-морским искусством.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий


 
Яндекс.Метрика